Теория пяти первоэлементов

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Согласно взглядам восточной философии, все сущее имеет природу 5 первоэлементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Эти 5 первоэлементов связаны с человеческими органами чувств, действиями и функциями. Эфир связан со слухом, воздух - с осязанием, огонь - со зрением, вода - со вкусом, земля - с обонянием. (Согласно индийской философии, первым в пространстве из божественного слога "хум" возник эфир. При взаимодействии эфира с божественным осязанием возник воздух, далее огонь, вода и земля.)
На протяжении человеческой жизни первоэлементы сначала порождают, затем балансируют, и, наконец, в старости начинают угнетать друг друга. Смерть наступает, когда один первоэлемент уже полностью "проваливается" в другой, например, огонь в воду или эфир в землю.
Зная законы порождения и подавления первоэлементов, можно поддерживать их баланс искусственными способами.
Также вода и земля образуют "флегму", огонь и вода - "желчь", а воздух и эфир - "пневму".

КАРМА, РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЕЗНЕЙ И ЛЕЧЕНИЕ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Риши Илэ Кье обратился к нирманическому наставнику с недоуменными вопросами. Бывает, начал вопрошающий, что болезнь, хотя и подвергается врачеванию в самом начале, однако она не отступает, а, наоборот, обостряется. Лечение продолжается в соответствии с предписаниями медицинских трактатов, но ни лекарства, ни процедуры не помогают. В конце концов, несмотря на искусного лекаря и смышленого прислужника при больном, он умирает. Но бывает и так, что больной не лечится, а если лечится, то лечат его неправильно, лекарства и процедуры прописывают неподходящие, но, тем не менее, больной выздоравливает.
Так какой же смысл в медицине и ее лекарствах?
Отбрось свои сомнения, сказал на это нирманический наставник. В зависимости от характера кармы индивида все 404 болезни делятся на четыре группы.
Так, 101 болезнь являет собой болезни, кармические силы которых невелики, а сопутствующие факторы, спровоцировавшие их появление, незначительны. Это - мимолетные болезни, которые могут пройти и без лечения. Если к тому же их правильно и своевременно лечить, то выздоровление наступит еще быстрее. Так, например, человек, упавший на землю, может и сам подняться, но он встает быстрее, если ему подать руку. В этом случае, если на первый взгляд болезнь носит и серьезный характер, она также пройдет сама собой. Так, на небе соберутся тучи, прольется дождь, но затем выглянет солнце и все подсохнет.

Пневма, желчь, флегма

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Элементы, вызывающие заболевания. К ним относятся "пневма", "желчь" и "флегма". Если эти элементы пребывают в норме, организм здоров. Их расстройства вызывают болезненные явления, ведущие к разрушению организма. Каждый из названных элементов существует в виде пяти токов, выполняющих определенные функции.
Токи "пневмы":
"поддерживающий жизнь", локализуется в макушке, двигаясь к горлу и груди. Управляет процессами дыхания, глотания, слюноотделения, а также процессами мышления и функционирования органов чувств;
"движущийся вверх", локализуется в области груди, управляет процессами речи и памяти;
"распространяющийся повсеместно", локализуется в области сердца, управляет процессами движения;
"огню подобный", локализуется в желудке, управляет процессом пищеварения и выработки питательного сока;
"низвергающий", локализуется в прямой кишке, управляет процессами вывода нечистот.
Токи "желчи":
"способствующий пищеварению", локализуется в пищеварительном тракте, содействует пищеварению, отделяет питательный сок от отходов;
"изменяющий цвет", локализуется в печени, видоизменяет цвет питательного сока - основу компонентов тела;
"производящий", локализуется в сердце, дает начало чувству уверенности в себе, гордости, мужественности, интеллектуальности;
"творящий зрение", локализуется в глазах, дает возможность видеть образы предметов;
"ясный цвет", локализуется в коже, придает здоровый внешний вид.

Характеристика элементов человеческого тела, согласно тибетской медицине

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Все элементы тела делятся на две группы: подвергающиеся заболеваниям и вызывающие заболевания.
К первой группе относятся семь компонентов тела и три вида нечистых выделений (кал, моча, пот). Калом и мочой извергается подлежащее удалению, пот размягчает кожу и прочищает поры.
Вторую группу составляют три физиологические энергии - "пневма", "желчь", "флегма". Эти две группы элементов, находящихся в здоровом состоянии, существуют взаимообусловленно, являя собой единое целое, называемое телом, которое сначала складывается, затем существует и наконец разрушается.
Элементы, подвергающиеся заболеваниям. Эти элементы выполняют следующие функции: питательный сок продуцирует и питает шесть остальных компонентов тела и прежде всего кровь, кровь увлажняет тело и поддерживает жизнь, мышечная ткань, подобно штукатурке, покрывает тело снаружи и изнутри, жировая ткань играет роль смазки различных частей тела, костная ткань служит опорой для мышечной ткани, костно-мозговая ткань принимает участие в продуцировании семенной жидкости, семенная жидкость дает начало зародышу.
Питательный сок, за счет которого происходит генерирование и питание компонентов тела, вырабатывается в результате переваривания пищи. В этом процессе решающая роль принадлежит так называемой "теплоте огня", фактору чрезвычайно важному для жизнедеятельности организма в целом, присущему каждому из вышеупомянутых элементов обеих групп. Пищеварение начинается с измельчения пищи, содержащей все пять первоэлементов, и завершается отделением питательного сока от переработанных отходов, которые в виде кала и мочи выводятся из организма. Весь этот процесс осуществляется при непосредственном участии соответствующих токов "флегмы", "желчи" и "пневмы" с их "теплотой огня".

Количества

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
В качестве единицы измерения компонентов тела человека можно взять пригоршню, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Пригоршня -количество, которое помещается в ладонях, сложенных вместе лодочкой. Горсть - количество, которое помещается в одной ладони с согнутыми пальцами. При этом следует иметь в виду, что мерилом количества составных элементов тела данного человека являются его собственные пригоршня, горсть или внутренние органы.
В здоровом человеческом организме содержится следующее количество составляющих его компонентов, или "жизненных сил". Количество "пневмы" равняется объему собственного мочевого пузыря. Количество "желчи" равняется объему собственной мошонки. Количество флегмы - трем пригоршням. Количество крови равно семи пригоршнями. Количество кала равно семи пригоршням. Количество мочи и "желтой воды" по четыре пригоршни каждой. Количество жидкого жирового веса и количество подкожного жира --по две пригоршни. Количество субстанции "Ясный свет" (так в тибетской медицине называется некая животворная жидкая субстанция, которая рассматривается как конечный продукт трансформации сока, переваренного в "силы или компоненты тела". Эта субстанция пребывает как в сердце - "сок, находящийся в сердце", так и рассеянной по всему телу. Считается, что она придает телу живой вид, а распад этой субстанции означает неминуемую смерть) - горсть.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Уподобления

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Бедренные кости подобны фундаменту, на котором сложены четыре стены. "Черный сосуд жизни" можно сопоставить с жертвенной колонной, а прямоугольную пластину грудины - с потолочной балкой. Ребра напоминают хорошо уложенные стропила, а реберные хрящи - крепления этих стропил. Сосуды, связки и" сухожилия подобны доскам потолочного перекрытия, а плоть и кожа - штукатурка здания. Ключицы схожи с карнизами дворца, а лопатки - покрытия его углов. Голова подобна башенке на крыше дворца, а отверстия пяти органов чувств напоминают собой окна и проемы для света. Кости черепа сравнимы с черепичной крышей, а "отверстие Брахмы" - с открытым дымоходом. Ушные раковины - две головы Гаруды, украшающие углы кровли, а нос с ноздрями - это шпиль, венчающий кровлю. Руки напоминают шелковые полотнища -свисающие наружные украшения дворца. Верхняя и нижняя части туловища - верхняя и нижняя террасы -галереи дворца, а диафрагма, разделяющая части тела, сравнима с шелковым занавесом. Сердце подобно царю, восседающему на престоле, а пять "материнских" долей легкого можно уподобить царским сыновьям, а печень и селезенку, два чрезвычайно важных органа - старшей и младшей женам царя. Две почки подобны двум царским советникам по внешним делам или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку. Самсеу - это сокровищница, полная наилучших драгоценностей, а желудок - горшок для приготовления пищи. Тонкие кишки и толстая кишка - прислужницы цариц, а желчный пузырь - мешок с различными пряностями. Мочевой пузырь подобен горшку с водой, а два нижних прохода (анус и мочевой канал) - два водостока. Две ноги - две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы с многими полномочными посланцами царя. Если с ними что-нибудь случится, то и сердце, сравнимое с царем, в смятение приходит, и тело с жизнью расстается.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Согласно легенде, одно из мест Древней Индии, населенное мудрыми отшельниками-риши, обладающими в силу своей святости различными сверхъестественными способностями, было создано чудотворной силой Будды. Оно находится, считают одни, недалеко от Бодхагаи, где в свое время Великий аскет обрел просветление. Другие помещают его на западе Индии в стране Уддияна. Там, в окружении четырех гор расположен чудесный град лекарств, имя которому "Прекрасный". На заглавном листе трактата "Голубой берилл" он символически представлен квадратом построек. В центре града высится великолепный чертог, возведенный из золота, серебра, белого и красного жемчуга, ляпис-лазури. Чертог украшен драгоценными лекарственными средствами, которые врачуют все 404 болезни, вызываемые дисбалансом "пневмы", "желчи" и "флегмы", устраняют тысячу восемьдесят препятствий здоровому состоянию организма, а также исполняют любое желание.
Это величественное здание имеет четыре портала, ориентированных по сторонам света и украшенных башенками, на каждой из которых водружен "Штандарт буддизма", знаменующий его окончательную победу. Четыре Великих царя-божества, охраняющих стороны света от врагов Учения, стоят на страже у порталов: Вайшравана, страж Севера и повелитель полубожественных существ - якшей; Дхритараштра, страж Востока и повелитель гандхарвов -- небесных музыкантов Индры; Вирудхака, страж Юга и повелитель кумбхандов - - уродливых карликов; Вирупакша, страж Запада и повелитель нагов - полубожественных существ, живущих как в воде, так и на суше.
В центре чертога стоит лотосовый престол из зеленой, желтой и белой ваидурьи (берилла), который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также "Владыка бериллового сияния", поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которой проистекают омраченность, гневливость и страсть, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех физиологических энергий: "пневмы", "желчи" и "флегмы".

Болезнетворные факторы

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Существует три группы болезнетворных факторов, в силу которых болезни могут зарождаться и усиливаться; скрытно накапливаться и проявляться; возникать.
К первой группе факторов относятся различные отклонения от нормы как в климатических условиях, так в деятельности органов чувств человека и его поведении. Выделяется три вида отклонения от нормы: недостаточность, избыточность, неправильность. Так, в части сезонных климатических условий ими могут быть в жаркий сезон, например: температура ниже обычной, выше обычной, холодная погода; в сезон дождей: незначительные осадки, чрезмерные осадки, засуха. В части деятельности человека (физической, умственной, этической): малая активность, чрезмерная активность, работа на износ, а также совершение злых деяний. Считается, что подобные отклонения от нормы могут явиться причиной различных заболеваний, и наоборот.
Ко второй группе факторов, то есть факторов, провоцирующих скрытое накопление и наружное проявление болезней или же благоприятствующих их успокоению, относится главным образом несовместимость характера пищи и температурных условий. Так, скрытое накопление болезней "пневмы" провоцирует горячительная, грубая пища в жаркое время (весна - начало лета); наружное проявление болезней "пневмы" провоцирует прохладительная грубая пища в прохладное время (летний период дождей); употребление же в пищу масла осенью успокаивает болезни "пневмы".
Третья группа болезнетворных факторов включает в себя факторы общие и факторы конкретные. К общим факторам, вызывающим многие заболевания, относятся злые духи, дурная карма прежних рождений, неправильное лечение и т.п.; конкретными факторами выступают те или иные причины, влекущие за собой дисбаланс физиологических энергий.

ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Причины болезней бывают отдаленные и ближние. Отдаленные причины делятся на общие и частные. Общей причиной всех заболеваний является неведение. Оно изначально присуще человеку, являясь первопричиной его рождения, а следовательно, и общим источником духовных и физических страданий. Человек, в силу самого своего существования, не может избавиться от опасности заболевания, подобно тому как птица, парящая в небе, не сможет избавиться от своей тени на земле. Частные причины заболеваний -страсть, гневливость и омраченность, проистекающие от неведения и дающие начала "пневме", "желчи" и "флегме". Эти физиологические энергии выступают ближними причинами болезней. Находясь в сбалансированном, спокойном состоянии, они лишь таят в себе возможности появления тех или иных недугов, возникших во время их дисбаланса или возбуждения.

Лекарственные средства различного происхождения

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Красная и белая бодхичитта, то есть мужская и женская зародышевая жидкость, изливающаяся при соитии йогинов или здоровых мужчины и женщины, имеют множество достоинств, незаменимых при совершении процедуры "набирания соков", они помогают при накожных заболеваниях, а также врачуют язвы, образовавшиеся на месте фурункулов и волдырей.
Масло из ядрышек абрикоса содействует рощению ресниц, бороды и волос у облысевших; пеплом сожженных косточек абрикоса подсушивают "желтую воду". Закваска для приготовления шо полезна при болезнях "пневмы", она также прекращает понос. Сыворотка процеженного шо полезна для ран. Вареный шо прекращает понос; сыворотка отстоявшегося шо способствует росту зубов. Закваска для приготовления цяна полезна при заболеваниях матки.
Белая горчица помогает при отравлениях, а горчичным маслом врачуют болезни "пневмы" и ушные болезни. "Желтое мясо" (то есть грибы) прекращает понос, помогает при отравлении мясом и болезнях "желтой воды"; натирание луговыми грибами врачует опухоли. Водоросли "дым" полезны для ран. Омовение тела "звездной водой", то есть водой, набранной рано утром, пока не погасли звезды, снимает жар. Две разновидности китайской туши используются для врачевания накожных болезней и жара желудка.
Сок редьки помогает при глухоте, а также при головных болях, зола редьки способствует беспрепятственному выделению нечистот (кала, мочи, пота), а семена редьки врачуют болезни холода желудка и почек. Репа, посеянная в дождь, славится как средство против пищевых отравлений. Мхи, растущие на камнях, скалах, каменных строениях, прикладывают к ранам и используют для наложения компрессов при болезнях голода. Лучшим является мох, растущий на ступе. Так называется ритуальное сооружение, воздвигаемое над мощами Будды или буддийского святого. Мох полезен для ран, а также помогает при пучении живота, непроходимости мочи, гонорее.

Лекарственные препараты животного происхождения

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Лекарственные компоненты животного происхождения составляют восьмой, последний ряд лекарственных компонентов. В свою очередь, этот разряд делится на 13 подразрядов, включающих в себя лекарственные компоненты, изготовленные: 1) из рогов; 2) из костей; 3) из мяса; 4) из крови; 5) из желчи; 6) из жира; 7) из головного мозга; 8) из кожи; 9) из когтей; 10) из волос; 11) из мочи; 12) из кала; 13) из живых тварей в целом (имеются в виду мелкие существа, такие как насекомые, улитки и т. п.).
Наименование каждого лекарственного компонента здесь также сопровождается его характеристикой, но более краткой, чем то имело место у растений.
Автор трактата "Голубой берилл" указывает, что описанные выше лекарственные компоненты должны применяться вместе с соответствующими добавками, которые быстрее доставят лекарство к месту заболевания, и называет такие примеси "конями лекарств". Так, "конем лекарств", врачующих болезни холода и болезни "пневмы", является патока; "конем лекарств", врачующих болезни жара - крови и "желчи", является сахар; "конем лекарств", врачующих болезни "желтой воды" и "флегмы", является мед.

Лекарственные растения, произрастающие на территории России

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
1. Ка-ко-ла (га-го-ла), Amomum medium Loir. - кардамон средний (плоды). Излечивает "холодные заболевания" желудка и селезенки.
2. Ка-бэд (га-бэд), Lageneria vulgaris L. - тыква бутылочная (семя). Применяется при лечении ран, нарывов, болячек (абсцессов) и при заболеваниях легких.
3. Кан-та-ка-ри (ган-да-га-ри), Solanum sp. - паслен (надземная часть); излечивает контагиозные болезни с воспалением, рекомендуется при заболеваниях легких и болезнях "пневмы" с лихорадкой.
(Аналогичными свойствами обладает также древесина бузины).
4. Кйи-лчэ (чжи-лчэ), Gentiana macrjphylla - горечавка крупнолистная (трава). Излечивает жар полых органов и расстройства "желчи" с жаром.
5. Скйэр-ба, Berberis sp. - барбарис (плоды). Скйэр-ба, скйэр-жун (чжэр-ба, чжэр-шун),- барбарис, разные виды (цветки, кора, древесина). Применяется при лечении расстройств "желчи", болезней почек с жаром, полезен при болезнях глаз. Древесину назначают при болезнях с интоксикацией.
Излечивает хронические, инфекционные заболевания.
6. Скра-бзанг (да-занг), Corydalis sp. - хохлатка (трава). Используется при лечении заразных болезней с жаром.
7. Кхам-бу, Armeniaca vulgaris L. - абрикос обыкновенный (масло семян, пепел косточек). Масло семян назначают при облысении, пепел косточек высушивает "желтую воду".
8. Кхур-монг (кхур-мон), Taraxacum officinale Wigg. -- одуванчик лекарственный (все растение).
Излечивает болезни с лихорадкой. Корни применяются при простуде, воспалениях желудка, листья - при болезнях смуг-бо, млечный сок используется для лечения ран.