КАК ВОЗНИК ЗВЕЗДНЫЙ КАТАЛОГ?

Энциклопедии » Земля и космос
КАК ВОЗНИК ЗВЕЗДНЫЙ КАТАЛОГ?

Обитательницы безграничного космоса — звезды — давным-давно сосчитаны, записаны в каталоги - и не только те, что видны невооруженным глазом, но и множество других, наблюдаемых в телескоп.

Есть сведения, что в IV в. до н.э. китайский астроном Ши Шен составил первый звездный каталог, первую перепись звезд.

Великая честь и огромный труд составления звездного каталога принадлежат древнегреческому астроному Гиппарху (II век до н.э.). Этот ученый был удивительно изобретателен, придумывал остроумные эксперименты, позволившие ему без телескопа, с помощью только длительных наблюдений совершить значительные открытия. Однажды, во время таких наблюдений Гиппарх увидел незнакомую звезду и решил узнать, появляются ли вообще новые звезды. Поэтому он стал записывать положения всех звезд, которые мог обнаружить. Так возник первый в Европе звездный каталог. В городе Александрии в Египте была создана первая академия, где Гиппарх вел астрономические наблюдения. На острове Родос он построил обсерваторию. В свой каталог Гиппарх внес 1022 звезды, разделив их на величины по яркости.

Можно представить, какой колоссальный труд проделал Гиппарх, если принять во внимание, как грубы и несовершенны были тогда измерительные инструменты. Каждое измерение приходилось делать много раз, чтобы взять средний результат, который оказывался наиболее точным. Сравнивая положения звезды в каталоге со своим наблюдением, астроном мог установить, насколько передвинулась звезда за пятьсот, тысячу лет и более. Своим трудом Гиппарх оказал неоценимую услугу астрономам, жившим в более позднее время. Ученые впоследствии могли доказать, что звезды вовсе не являются неподвижными, как считалось ранее, что они имеют собственное движение, которое иногда достигает сотен километров в секунду.

Много важнейших вычислений и наблюдений сделал Гиппарх. Время, в продолжение которого Земля обращается вокруг Солнца, называют солнечным годом. Гиппарх определил его продолжительность с ошибкой всего на 6 минут. Это поразительная точность для той эпохи. Гиппарх довольно точно вычислил расстояние от Земли до Луны, составил таблицы движения Луны вокруг нашей планеты и видимого движения Солнца вокруг Земли. Великий астроном наблюдал движения планет — Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Хотя он и ошибался, считая, что эти планеты вращаются вокруг Земли, но все же его наблюдения были очень ценными для науки.