Большое распространение христианские секты получили в странах Западной Европы в XI - XIII вв. Идейными источниками этих сект были еретические течения первых веков христианства, главным образом ГНОСТИЦИЗМ и МАНИХЕЙСТВО. Другим идейным источником были философские учения ряда мыслителей (Иоанн Скот Эриугена, Берен-гар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Джон Уиклиф, Ян Гус и др.).
Основную группу составляли "бюргерские" секты, Такими были секты КАТАРОВ и АЛЬБИГОЙЦЕВ, получивших широкое распространение в городах Южной Франции и Северной Италии.
Основную группу составляли "бюргерские" секты, Такими были секты КАТАРОВ и АЛЬБИГОЙЦЕВ, получивших широкое распространение в городах Южной Франции и Северной Италии.
В IV в. в Римской империи появляется секта МАНИ-ХЕЕВ, основанная на дуалистическом мировоззрении и близкая к гностический учениям, которая приобретет особое значение в последующие века.
Название этой секты происходит от имени ее основателя - полулегендарного Мани (ок.21б - 276). Он родился в Ктеси-фоне (Персия), в сельце сектантов-"крестильников", примыкавших к гностическим общинам мандеев. В силу этого Мани рано познакомился с эзотерическими учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером.
Черная понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-гностическую доктрину и под именем Параклеита начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура I. Со своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался до границ Индии и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его последователей, что они прозвали своего пророка "сыном вдовы", а вскоре так же стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно исчез из их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.
В конце царствования Шапура I Мани вновь возвратился в Персию, где в марте 276 г. был распят по наущению местных магов. Последний факт биографии принес мятежному проповеднику ореол мученичества.
Название этой секты происходит от имени ее основателя - полулегендарного Мани (ок.21б - 276). Он родился в Ктеси-фоне (Персия), в сельце сектантов-"крестильников", примыкавших к гностическим общинам мандеев. В силу этого Мани рано познакомился с эзотерическими учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером.
Черная понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-гностическую доктрину и под именем Параклеита начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура I. Со своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался до границ Индии и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его последователей, что они прозвали своего пророка "сыном вдовы", а вскоре так же стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно исчез из их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.
В конце царствования Шапура I Мани вновь возвратился в Персию, где в марте 276 г. был распят по наущению местных магов. Последний факт биографии принес мятежному проповеднику ореол мученичества.
Во второй половине II в., когда в Римской империи начался внешнеполитический, а затем и внутренний кризис, в христианстве появляется новое течение. Это течение связано с именем МОНТАНА. Он жил во Фригии - одной из областей Малой Азии, которая входила в римскую провинцию Азия. Был жрецом фригийской богини Кибелы, потом принял христианство и начал проповедовать свое учение, в котором были возрождены элементы ранних христианских верований. Главную роль среди сторонников Монтана играли пророки. Возможность обрести дар пророчества признавалась за любым верующим, через пророков гало распространение нового учения, в то время как в большинстве христианских общин руководящая роль принадлежала епископам.
Монтанисты возобновили собрания христиан с общими трапезами - практика, от которой другие христианские общины уже отказались, заменив их собраниями для молений и выслушивания проповедей епископов.
Монтанисты проповедовали скорое Второе Пришествие и наступление конца света. И это Второе Пришествие, согласно их учению, должно было произойти в Пепузе (монтанисты называли это местечко "Небесным Иерусалимом"). Сторонники Монтана толпами шли в Пепузу, чтобы стать свидетелями этого события. В ожидании Страшного Суда монтанисты обязывались соблюдать строгий аскетизм. Мон-тан призывал к постам и расторжению браков.
Движение монтанистов - один из последних всплесков надежды низов на торжество Царства Божия на земле. Его породило ощущение безысходности, которое вызывало появление подобных настроений у верующих и в I в. Трагическая наивность этих верований приводила к тому, что многие люди бросали свои дома, все то немногое, что они имели, и шли, часто голодные и босые, встречать Второе Пришествие, которое так и не наступало...
Монтанисты возобновили собрания христиан с общими трапезами - практика, от которой другие христианские общины уже отказались, заменив их собраниями для молений и выслушивания проповедей епископов.
Монтанисты проповедовали скорое Второе Пришествие и наступление конца света. И это Второе Пришествие, согласно их учению, должно было произойти в Пепузе (монтанисты называли это местечко "Небесным Иерусалимом"). Сторонники Монтана толпами шли в Пепузу, чтобы стать свидетелями этого события. В ожидании Страшного Суда монтанисты обязывались соблюдать строгий аскетизм. Мон-тан призывал к постам и расторжению браков.
Движение монтанистов - один из последних всплесков надежды низов на торжество Царства Божия на земле. Его породило ощущение безысходности, которое вызывало появление подобных настроений у верующих и в I в. Трагическая наивность этих верований приводила к тому, что многие люди бросали свои дома, все то немногое, что они имели, и шли, часто голодные и босые, встречать Второе Пришествие, которое так и не наступало...
Гностицизм (от греч. - познавательный) - это религиозно-философское течение, возникшее в I - II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма.
Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят от нийших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма) исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром.
Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески "гносис") соединиться с божеством, христианские писатели называли гностическими идеями.
Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинских и сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти секты, группы и философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто враждовали друг с другом.
Основным отличием новозаветного христианства от гностических учений было неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым гностики заменяли веру в Бога. Христианские богословы называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство.
Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят от нийших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма) исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром.
Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески "гносис") соединиться с божеством, христианские писатели называли гностическими идеями.
Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинских и сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти секты, группы и философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто враждовали друг с другом.
Основным отличием новозаветного христианства от гностических учений было неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым гностики заменяли веру в Бога. Христианские богословы называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство.
Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ЕССЕИ, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский писатель Плиний Старший).
Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от сирийского слова Asaya, что означает "врачи", а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который предсказал Ироду его царствование. "Они служат Богу, - говорит Филон, - с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других" (Филон. О созерцательной жизни).
Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее бессмертия. "Душа, - говорили они, - спускающаяся в мир из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью" (Josephe A. J. 8).
У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.
Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от сирийского слова Asaya, что означает "врачи", а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который предсказал Ироду его царствование. "Они служат Богу, - говорит Филон, - с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других" (Филон. О созерцательной жизни).
Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее бессмертия. "Душа, - говорили они, - спускающаяся в мир из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью" (Josephe A. J. 8).
У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.
Отдельные элементы вероучения первых христиан и их организация во многом восходят к иудейским сектам, существовавшим в I в. до н. э. в Палестине.
Палестина в то время входила в состав Римской империи. В конце I в. до н. э. ее правителем был царь Ирод, который вызывал своей жестокостью ненависть жителей всей страны. По христианской легенде, Ирод приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Избиение младенцев - эпизод не исторический, но по приказанию Ирода действительно было уничтожено множество людей, в том числе его жена и три сына. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, что лучше быть "свиньей Ирода, чем его сыном". И тем не менее (а, может быть, именно вследствие жестокости Ирода, которая внушала его подданным страх и повиновение) Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители Иудеи должны были приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и раздал ее своим родственникам и приближенным.
Умер Ирод в 4 г. до н. э., но положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим и вероучительным вопросам.
Палестина в то время входила в состав Римской империи. В конце I в. до н. э. ее правителем был царь Ирод, который вызывал своей жестокостью ненависть жителей всей страны. По христианской легенде, Ирод приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Избиение младенцев - эпизод не исторический, но по приказанию Ирода действительно было уничтожено множество людей, в том числе его жена и три сына. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, что лучше быть "свиньей Ирода, чем его сыном". И тем не менее (а, может быть, именно вследствие жестокости Ирода, которая внушала его подданным страх и повиновение) Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители Иудеи должны были приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и раздал ее своим родственникам и приближенным.
Умер Ирод в 4 г. до н. э., но положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим и вероучительным вопросам.
Секта (лат. sekta - школа, учение) - это один из типов религиозных объединений, отличающийся рядом признаков.
Секта обычно возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.
Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. С этим связаны тенденции к изоляции, настроения избранничества, резко выражено стремление к "духовному перерождению" ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний.
Данные признаки, не оформленные в строгое определение, дают представление о сектантстве в целом.
Термин "сектантство" был введен в религиозную практику официальными церквами, которые стремились подчеркнуть свое превосходство, свою "истинность" перед разного рода оппозиционными течениями.
В то же время отдельные руководители оппозиционных религиозных течений не находили ничего предосудительного в том, что их именовали сектантами. Такое отношение мы находим, например, у основателя адвентизма В. Миллера в период зарождения адвентистского движения в США, у ряда баптистских лидеров во время возникновения баптизма.
Отделение той или иной группировки от господствовавшей церкви, религиозного направления объявлялось лидерами данной группировки как восстановление "истинной веры", как некое "открытие" сокровенного смысла богодухновенных писаний, ранее не понятого религиозными идеологами. Отсюда претензия на исключительность своей доктрины.
Секта обычно возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.
Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. С этим связаны тенденции к изоляции, настроения избранничества, резко выражено стремление к "духовному перерождению" ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний.
Данные признаки, не оформленные в строгое определение, дают представление о сектантстве в целом.
Термин "сектантство" был введен в религиозную практику официальными церквами, которые стремились подчеркнуть свое превосходство, свою "истинность" перед разного рода оппозиционными течениями.
В то же время отдельные руководители оппозиционных религиозных течений не находили ничего предосудительного в том, что их именовали сектантами. Такое отношение мы находим, например, у основателя адвентизма В. Миллера в период зарождения адвентистского движения в США, у ряда баптистских лидеров во время возникновения баптизма.
Отделение той или иной группировки от господствовавшей церкви, религиозного направления объявлялось лидерами данной группировки как восстановление "истинной веры", как некое "открытие" сокровенного смысла богодухновенных писаний, ранее не понятого религиозными идеологами. Отсюда претензия на исключительность своей доктрины.
...Доставая утренние газеты из своего почтового ящика, американец - в особенности живущий на Юге - нередко находит в нем также рекламный проспект с тремя буквами на обложке: "ККК", "Вы можете стать членом Объединенных кланов Америки, общества с ограниченной ответственностью, - говорится в этом буклете, - если вы урожденный гражданин США, белый, христианского вероисповедания, протестант и если вы верите в господство белых и в американизм".
В 1885 году, когда войска северян, одержавшие победу в гражданской войне, оккупировали Юг, группа бывших офицеров разгромленной армии конфедератов основала в городе Пуласки (штат Тенеси) тайное общество ревнителей расовой чистоты. Оно получило название "Ку-клукс-клан", от искаженного греческого слова "куклос" - круг. Вступающие в общество давали (и продолжают давать сейчас) присягу: "посвятить сердце, разум и тело сохранению белой цивилизации и унести с собой в могилу секреты ордена": Чтобы воздействовать на психику обывателей, ку-клукс-кла-новцы с самого начала принялись обставлять свои сборища всевозможнными обрядами и таинствами. С наступлением сумерек они седлали коней и мчались во весь опор по пустынным улицам, накрывшись белыми простынями. Стремясь сделать свою речь непонятной для окружающих, ку-клукс-клановцы вставляли в обычные слова магическое "Кл" (начальные буквы слова "клан"), В результате этой "шифровки" сами они стали "клакавалерами", таверны, где они собирались, превратились в "клаверны" й т. д. Для вящей "таинственности" в верховной иерархии клана были установлены должности типа "верховного дракона", "имперского мага" и т. п.
Человек, вступающий в одну из ку-клукс-клановских организаций, читает в первом пункте ее устава следующие строки: "Не Христофор Колумб, негроидный католический еврей, открыл Америку. Это сделал за 492 года до его появления на свет Лейф Эриксон, светловолосый, голубоглазый викинг с продолговатым черепом"...
В 1885 году, когда войска северян, одержавшие победу в гражданской войне, оккупировали Юг, группа бывших офицеров разгромленной армии конфедератов основала в городе Пуласки (штат Тенеси) тайное общество ревнителей расовой чистоты. Оно получило название "Ку-клукс-клан", от искаженного греческого слова "куклос" - круг. Вступающие в общество давали (и продолжают давать сейчас) присягу: "посвятить сердце, разум и тело сохранению белой цивилизации и унести с собой в могилу секреты ордена": Чтобы воздействовать на психику обывателей, ку-клукс-кла-новцы с самого начала принялись обставлять свои сборища всевозможнными обрядами и таинствами. С наступлением сумерек они седлали коней и мчались во весь опор по пустынным улицам, накрывшись белыми простынями. Стремясь сделать свою речь непонятной для окружающих, ку-клукс-клановцы вставляли в обычные слова магическое "Кл" (начальные буквы слова "клан"), В результате этой "шифровки" сами они стали "клакавалерами", таверны, где они собирались, превратились в "клаверны" й т. д. Для вящей "таинственности" в верховной иерархии клана были установлены должности типа "верховного дракона", "имперского мага" и т. п.
Человек, вступающий в одну из ку-клукс-клановских организаций, читает в первом пункте ее устава следующие строки: "Не Христофор Колумб, негроидный католический еврей, открыл Америку. Это сделал за 492 года до его появления на свет Лейф Эриксон, светловолосый, голубоглазый викинг с продолговатым черепом"...
Андропов был "руководителем ленинского типа", он занял кресло "железного инквизитора" - Феликса Дзержинского.
С Андроповым связано много домыслов, легенд и, конечно, реальных фактов. К этим фактам обращаются Владимир Соловьев и Елена Клепикова в книге "Заговорщики в Кремле".
"В 1969 году на Красной площади офицер Ильин выстрелил в Брежнева, ранил шофера. Андропов сумел доказать, что Ильин безумен и уже отправлен в сумасшедший дом, что никаких заговоров в СССР нет, а КГБ - всемогущ. При Андропове (на. посту руководителя КГБ) практика отправления инакомыслящих в "психушки" получила государственный размах. При нем резко увеличилось число специальных больниц, которые имели тюремный статус.
По сведениям из московских источников, в одной из психушек-тюрем - Черняховской психиатрической больнице, где несколько лет назад содержался генерал Григорен-ко, - в 1981 году произошел бунт заключенных, которые захватили в качестве заложников медперсонал, протестуя против принудительного лечения большими дозами аминазина, галоперидола и других средств, способных лишить разума и воли. Бунт продолжался четыре дня и был жестоко подавлен.
Прямо скалькировав сталинский метод, Андропов стал арестовывать родственников заключенных. В Киеве посадили Раису Руденко, муж которой, Николай, уже отбывал семилетний срок за правозащитную деятельность, а в Москве в тюрьме оказалась вся семья биолога Сергея Ковалева: он сам, его сын Иван и невестка Татьяна Осипова.
С Андроповым связано много домыслов, легенд и, конечно, реальных фактов. К этим фактам обращаются Владимир Соловьев и Елена Клепикова в книге "Заговорщики в Кремле".
"В 1969 году на Красной площади офицер Ильин выстрелил в Брежнева, ранил шофера. Андропов сумел доказать, что Ильин безумен и уже отправлен в сумасшедший дом, что никаких заговоров в СССР нет, а КГБ - всемогущ. При Андропове (на. посту руководителя КГБ) практика отправления инакомыслящих в "психушки" получила государственный размах. При нем резко увеличилось число специальных больниц, которые имели тюремный статус.
По сведениям из московских источников, в одной из психушек-тюрем - Черняховской психиатрической больнице, где несколько лет назад содержался генерал Григорен-ко, - в 1981 году произошел бунт заключенных, которые захватили в качестве заложников медперсонал, протестуя против принудительного лечения большими дозами аминазина, галоперидола и других средств, способных лишить разума и воли. Бунт продолжался четыре дня и был жестоко подавлен.
Прямо скалькировав сталинский метод, Андропов стал арестовывать родственников заключенных. В Киеве посадили Раису Руденко, муж которой, Николай, уже отбывал семилетний срок за правозащитную деятельность, а в Москве в тюрьме оказалась вся семья биолога Сергея Ковалева: он сам, его сын Иван и невестка Татьяна Осипова.
Всем хорошо известны истории встреч Н.С.Хрущева с художниками новых направлений.
У политиков нашей страны всегда были сложные взаимоотношения с творческой интеллигенцией.Сын Хрущева Сергей писал, что отец пересмотрел некоторые свои взгляды, о чем собирался написать, но не успел. История-быль,прочитанная мною на страницах периодики, гоже имеет отношение к семье политика. ...Давным-давно на десятом этаже одного из первых кооперативных домов в Москве, построенном в эпоху, когда главным редактором "Известий" был Алексей Иванович Аджу-бей, сделали мансарды для художников, работающих в печати и книжной графике.
Так родился "Монмартр".
Можете себе представить, сколько стоила в те времена кооперативная площадь? Для молодых журналистов?! Но принцип отбора кандидатов в мастерские был только один - давали бедным и талантливым.
Вот так и собрались здесь художники из "Крокодила" - Е.Щукаев, В.Лосин, Г.Савицкий, Г.Алимов и другие.
С верхнего этажа "Монмартра" и теперь, как на ладони, видны старые стены с зубцами и круглые толстые башни архитектурного памятника Москвы, в простонародье называемого Бутырской тюрьмой или просто Бутырками.
Сейчас здесь следственный изолятор, переполненный самым разным людом.
У политиков нашей страны всегда были сложные взаимоотношения с творческой интеллигенцией.Сын Хрущева Сергей писал, что отец пересмотрел некоторые свои взгляды, о чем собирался написать, но не успел. История-быль,прочитанная мною на страницах периодики, гоже имеет отношение к семье политика. ...Давным-давно на десятом этаже одного из первых кооперативных домов в Москве, построенном в эпоху, когда главным редактором "Известий" был Алексей Иванович Аджу-бей, сделали мансарды для художников, работающих в печати и книжной графике.
Так родился "Монмартр".
Можете себе представить, сколько стоила в те времена кооперативная площадь? Для молодых журналистов?! Но принцип отбора кандидатов в мастерские был только один - давали бедным и талантливым.
Вот так и собрались здесь художники из "Крокодила" - Е.Щукаев, В.Лосин, Г.Савицкий, Г.Алимов и другие.
С верхнего этажа "Монмартра" и теперь, как на ладони, видны старые стены с зубцами и круглые толстые башни архитектурного памятника Москвы, в простонародье называемого Бутырской тюрьмой или просто Бутырками.
Сейчас здесь следственный изолятор, переполненный самым разным людом.
Власти жестоко и часто бессмысленно расправлялись с правозащитниками. Многое из истории диссиденства нам еще предстоит узнать... Публикуемые нами отрывки из книги Виктора Красина "Суд" относятся к одним из самых трагических событий этой истории.
Виктор Красин и Петр Якир к началу 1970-х годов стали идейными и организационными лидерами правозащитников. В 1972 году они были арестованы, а год Спустя их судили. На суде они полностью признали себя виновными, раскаялись перед властями, а главное - осудили все правозащитное движение, назвав следствию конкретных людей и рассказав об их поступках, которое можно было бы квалифицировать как нарушение 70-й статьи УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1974 году они оба были помилованы решением Верховного Совета СССР. "Суд" В.Красина - это суд собственной совести.
"Со дня моего освобождения прошло около десяти лет...
Все эти годы мы с женой постоянно возвращались к тому, что произошло на следствии. Мучительно было об этом говорить, но и не говорить мы не могли. Потеряв надежду, что я смогу написать обо всем сам, я попросил Надю помочь мне и обсудить все происшедшее еще раз от начала до конца в надежде, что я наконец смогу сказать правду.
Мы говорили много вечеров подряд. В этой книге я постарался кратко передать главное, о чем мы говорили.
Апрель, 1983 год.
Мне инкриминировали не только распространение самиздата. Полтора года я передавал иностранным корреспондентам документы о преследованиях в СССР. Материалы эти публиковались в западной печати. Я получал литературу, а впоследствии и деньги от западных туристов, приезжавших с поручениями от НТС. И не только пассивно получал, но и просил сам: писал письма, в которых говорил, что присылать, что не присылать. Давал адреса, куда привозить.
Виктор Красин и Петр Якир к началу 1970-х годов стали идейными и организационными лидерами правозащитников. В 1972 году они были арестованы, а год Спустя их судили. На суде они полностью признали себя виновными, раскаялись перед властями, а главное - осудили все правозащитное движение, назвав следствию конкретных людей и рассказав об их поступках, которое можно было бы квалифицировать как нарушение 70-й статьи УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1974 году они оба были помилованы решением Верховного Совета СССР. "Суд" В.Красина - это суд собственной совести.
"Со дня моего освобождения прошло около десяти лет...
Все эти годы мы с женой постоянно возвращались к тому, что произошло на следствии. Мучительно было об этом говорить, но и не говорить мы не могли. Потеряв надежду, что я смогу написать обо всем сам, я попросил Надю помочь мне и обсудить все происшедшее еще раз от начала до конца в надежде, что я наконец смогу сказать правду.
Мы говорили много вечеров подряд. В этой книге я постарался кратко передать главное, о чем мы говорили.
Апрель, 1983 год.
Мне инкриминировали не только распространение самиздата. Полтора года я передавал иностранным корреспондентам документы о преследованиях в СССР. Материалы эти публиковались в западной печати. Я получал литературу, а впоследствии и деньги от западных туристов, приезжавших с поручениями от НТС. И не только пассивно получал, но и просил сам: писал письма, в которых говорил, что присылать, что не присылать. Давал адреса, куда привозить.
30 апреля 1968 г. в Москве вышел первый номер сам-издатского бюллетеня "Хроника текущих событий". Отпечатанный на машинке бюллетень содержал информацию о политических процесах в Москве и Ленинграде; о протестах в связи с преследованиями; о преследованиях в связи с протестами - словом, знакомил читателей с достижениями советских властей в области прав человека.
О себе "Хроника" сообщала скупо: "год издания первый". Тут у пытливого читателя возникало правильное предположение, что издание рассчитано надолго. Был и эпиграф - статья 19 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Стиль изложения - сухой, безоценочный, жесткий - свидетельствовал о строго информационном характере машинописного бюллетеня.
Искушенному читателю-"шестидесятнику" жанр был уже знаком.
Оттепель давно кончилась. Диссидентство становилось способом жизни для тех немногих, кто иначе жить не мог и не хотел.
Так возникло правозащитное движение - пожалуй, самое важное и морально обоснованное из всех течений диссидентства. "Соблюдайте законы!" - этот призыв, явно или между, строк, содержался впоследствии чуть ли не. в каждом плакате, развернутом на площади, или письме, с которым интеллигенция обращалась к власти. Ответом были репрессии. Общая беда сплачивала. В 1969 году была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР, позднее - Комитет прав человека, комитеты защиты верующих, хельсинкские группы... Многие члены этих организаций участвовали в изготовлении или распространении "Хроники текущих событий", все - упоминались в ней.
Академик А. Д. Сахаров называл "Хронику" самым большим достижением правозащитников.
О себе "Хроника" сообщала скупо: "год издания первый". Тут у пытливого читателя возникало правильное предположение, что издание рассчитано надолго. Был и эпиграф - статья 19 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Стиль изложения - сухой, безоценочный, жесткий - свидетельствовал о строго информационном характере машинописного бюллетеня.
Искушенному читателю-"шестидесятнику" жанр был уже знаком.
Оттепель давно кончилась. Диссидентство становилось способом жизни для тех немногих, кто иначе жить не мог и не хотел.
Так возникло правозащитное движение - пожалуй, самое важное и морально обоснованное из всех течений диссидентства. "Соблюдайте законы!" - этот призыв, явно или между, строк, содержался впоследствии чуть ли не. в каждом плакате, развернутом на площади, или письме, с которым интеллигенция обращалась к власти. Ответом были репрессии. Общая беда сплачивала. В 1969 году была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР, позднее - Комитет прав человека, комитеты защиты верующих, хельсинкские группы... Многие члены этих организаций участвовали в изготовлении или распространении "Хроники текущих событий", все - упоминались в ней.
Академик А. Д. Сахаров называл "Хронику" самым большим достижением правозащитников.