Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ЕССЕИ, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский писатель Плиний Старший).
Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от сирийского слова Asaya, что означает "врачи", а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который предсказал Ироду его царствование. "Они служат Богу, - говорит Филон, - с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других" (Филон. О созерцательной жизни).
Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее бессмертия. "Душа, - говорили они, - спускающаяся в мир из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью" (Josephe A. J. 8).
У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.
К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной общины, чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно называется КУРМАНСКОЙ (по имени местности Вади-Курман, где впервые арабскими пастухами случайно были найдены спрятанные в пещере рукописи).
Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. - I в. н. э., удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм нечестием, исказило божественное учение. Именно поэтому курманиты порвали отношения с храмом и стали называть себя "Новым союзом" (или "Новым Заветом"). Курманиты называли себя также "сынами света" - в противоположность "сынам тьмы", к которым они причисляли все остальное человечество.
Курманиты, как и все ессеи, жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов.
Вступить в общину было трудно. Желавшие это сделать должны были пробыть на испытании не менее года. Если свойства ищущего оказывались подходящими, его допускали к обрядам омовения, но вступать в сношения с учителями секты можно было лишь после нового двухлетнего испытания, после которого нового члена принимали в общину. Этому предшествовало произнесение "страшных клятв", которыми вступающий обязывался исполнять все постановления общины и ничего не выдавать из ее тайн.
После этого вступающий допускался к всеобщей трапезе, которая происходила с большой торжественностью и составляла внутренний культ ессеев. Они смотрели на одежду, употреблявшуюся при этих трапезах, как на священную, и снимали ее, прежде чем приняться за обыденные работы. Эти братские вечери, которые являются прообразом Тайной Вечери, основанной Иисусом, начинались и оканчивались молитвой. Тут же давались толкования священных книг Моисея и пророков. Но толкование текстов, так же как и посвящение, имело три ступени и три смысла. Очень немногие достигали высшей ступени.
Новый член передавал общине "все знание, труд и имущество". Члены общины избегали общаться с окружающим миром: они должны были, согласно уставу, "отделиться от людей кривды". Для курманитской общины, как, по-видимому, и для всего ессейского движения, было,характерно стремление сделать культ менее формальным, более духовным. В частности, это относится к вопросу о жертвоприношениях. Для курманитов "дух святости" важнее, чем "мясо всесожжении и чем жертвенный жир", а "совершенство пути" равнозначно "дарам благоволения" (т. е. жертвам).
Целью курманитов и всех их установлений была подготовка к решающей борьбе "Сынов.света" с "сынами тьмы". Характерными чертами религиозного учения курманитов являются: дуализм (представление о борьбе в мире двух начал - злого и доброго); избранничество членов общины как "сынов света", предопределенное божеством; вера в конец этого мира - эсхатологизм (от греческого слова "эсхатос" - конец) и мессианизм - вера в приход божественного спасителя, помазанника Божьего.
В этих представлениях о конце мира, о суде Божьем, которому подвергнутся нечестивые, о посреднике между Богом и людьми особое место занимает почитание основателя общины - "учителя праведности". Этот человек, по мнению большинства ученых, реально существовал. Согласно курманским документам, против него выступил "нечестивый жрец". Попытки ученых отождествить эти фигуры с конкретными историческими лицами пока не увенчались успехом. Наиболее распространено мнение, что "учитель праведности" жил во И в. до н. э. и создал учение курманской общины. После его смерти произошла, как это обычно бывает в новых религиозных течениях, мифологизация его образа. Ему придавались особые черты: в курманских рукописях, например, говорится, что учитель знал истину "непосредственно из уст Бога". Курманиты ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков, поскольку он (учитель) мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков. Преданость заветам "учителя праведности" должна спасти его сторонников во время последнего суда. Не исключено, что курманиты верили в возможность воскресения "учителя" и его возвращения на землю.
Курманиты требовали от всех членов общины строжайшего соблюдения организационных и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались наказания: сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины. Общаться с изгнанными также строжайше запрещалось; если такое общение произошло у какого-либо члена общины случайно, он не мог участвовать в общих советах; если сознательно - изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось недовольство организационными основами общины, отход от вероучения. Если человек, "дух которого дрогнул", раскаивался, то он все равно нес наказание, но более мягкое: отлучение на один год и ущемление в правах на второй год (так, во время трапез он обязан был сидеть позади всех членов общины). Осуществление внутри общины принципа примитивного равенства могло происходить только в полной изоляции от окружающего мира, где люди были разделены.на богатых и бедных, на рабов и свободных; от мира, где многочисленные проповедники провозглашали единственно истинным каждый свое учение. Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к ессеям. Римский писатель Плиний Старший сообщал об ессеях: "Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев" (Естественная история, V, 17,73).
Влияние, оказанное ессеями на религиозное учение первых христиан, было очень велико, но сами они не смогли выйти за пределы своей секты.
Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от сирийского слова Asaya, что означает "врачи", а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который предсказал Ироду его царствование. "Они служат Богу, - говорит Филон, - с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других" (Филон. О созерцательной жизни).
Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее бессмертия. "Душа, - говорили они, - спускающаяся в мир из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью" (Josephe A. J. 8).
У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.
К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной общины, чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно называется КУРМАНСКОЙ (по имени местности Вади-Курман, где впервые арабскими пастухами случайно были найдены спрятанные в пещере рукописи).
Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. - I в. н. э., удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм нечестием, исказило божественное учение. Именно поэтому курманиты порвали отношения с храмом и стали называть себя "Новым союзом" (или "Новым Заветом"). Курманиты называли себя также "сынами света" - в противоположность "сынам тьмы", к которым они причисляли все остальное человечество.
Курманиты, как и все ессеи, жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов.
Вступить в общину было трудно. Желавшие это сделать должны были пробыть на испытании не менее года. Если свойства ищущего оказывались подходящими, его допускали к обрядам омовения, но вступать в сношения с учителями секты можно было лишь после нового двухлетнего испытания, после которого нового члена принимали в общину. Этому предшествовало произнесение "страшных клятв", которыми вступающий обязывался исполнять все постановления общины и ничего не выдавать из ее тайн.
После этого вступающий допускался к всеобщей трапезе, которая происходила с большой торжественностью и составляла внутренний культ ессеев. Они смотрели на одежду, употреблявшуюся при этих трапезах, как на священную, и снимали ее, прежде чем приняться за обыденные работы. Эти братские вечери, которые являются прообразом Тайной Вечери, основанной Иисусом, начинались и оканчивались молитвой. Тут же давались толкования священных книг Моисея и пророков. Но толкование текстов, так же как и посвящение, имело три ступени и три смысла. Очень немногие достигали высшей ступени.
Новый член передавал общине "все знание, труд и имущество". Члены общины избегали общаться с окружающим миром: они должны были, согласно уставу, "отделиться от людей кривды". Для курманитской общины, как, по-видимому, и для всего ессейского движения, было,характерно стремление сделать культ менее формальным, более духовным. В частности, это относится к вопросу о жертвоприношениях. Для курманитов "дух святости" важнее, чем "мясо всесожжении и чем жертвенный жир", а "совершенство пути" равнозначно "дарам благоволения" (т. е. жертвам).
Целью курманитов и всех их установлений была подготовка к решающей борьбе "Сынов.света" с "сынами тьмы". Характерными чертами религиозного учения курманитов являются: дуализм (представление о борьбе в мире двух начал - злого и доброго); избранничество членов общины как "сынов света", предопределенное божеством; вера в конец этого мира - эсхатологизм (от греческого слова "эсхатос" - конец) и мессианизм - вера в приход божественного спасителя, помазанника Божьего.
В этих представлениях о конце мира, о суде Божьем, которому подвергнутся нечестивые, о посреднике между Богом и людьми особое место занимает почитание основателя общины - "учителя праведности". Этот человек, по мнению большинства ученых, реально существовал. Согласно курманским документам, против него выступил "нечестивый жрец". Попытки ученых отождествить эти фигуры с конкретными историческими лицами пока не увенчались успехом. Наиболее распространено мнение, что "учитель праведности" жил во И в. до н. э. и создал учение курманской общины. После его смерти произошла, как это обычно бывает в новых религиозных течениях, мифологизация его образа. Ему придавались особые черты: в курманских рукописях, например, говорится, что учитель знал истину "непосредственно из уст Бога". Курманиты ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков, поскольку он (учитель) мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков. Преданость заветам "учителя праведности" должна спасти его сторонников во время последнего суда. Не исключено, что курманиты верили в возможность воскресения "учителя" и его возвращения на землю.
Курманиты требовали от всех членов общины строжайшего соблюдения организационных и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались наказания: сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины. Общаться с изгнанными также строжайше запрещалось; если такое общение произошло у какого-либо члена общины случайно, он не мог участвовать в общих советах; если сознательно - изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось недовольство организационными основами общины, отход от вероучения. Если человек, "дух которого дрогнул", раскаивался, то он все равно нес наказание, но более мягкое: отлучение на один год и ущемление в правах на второй год (так, во время трапез он обязан был сидеть позади всех членов общины). Осуществление внутри общины принципа примитивного равенства могло происходить только в полной изоляции от окружающего мира, где люди были разделены.на богатых и бедных, на рабов и свободных; от мира, где многочисленные проповедники провозглашали единственно истинным каждый свое учение. Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к ессеям. Римский писатель Плиний Старший сообщал об ессеях: "Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев" (Естественная история, V, 17,73).
Влияние, оказанное ессеями на религиозное учение первых христиан, было очень велико, но сами они не смогли выйти за пределы своей секты.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи