ПРЫГУНЫ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Сами себя прыгуны называли "духами", а свою секту - "сектою духов".
Уже через 20 - 25 лет после того, как возникла эта секта (30-е годы XIX в.), ее приверженцы разделились на два направления: первоначальных или обычных прыгунов и пры-гунов-максимистов. Коренное отличие между ними состоит в том, что первые за Бога признают Иисуса Христа, а вторые - живую личность, в то время инициатора второго направления - Максима Рудометкина, известного тогда главу этого направления в Закавказье.
Молитвенные собрания у прыгунов-максимистов раньше бывали двух родов: с духом (т. е. с духодействием, с прыганием) и без духа. На собраниях с духом прыгуны прыгают. Свое прыганье они называют "духовной пляской". В некоторых общинах прьиуны прыгали голыми, ссылаясь при этом на Адама и Еву, которые не стыдились своей наготы. Духовную пляску прыгуны совершают в такт одной из своих песен, имеющей название "Нову песню мы поем, путем истинным идем", которая является по мотиву плясовой, но духовного содержания.
Собрания прыгунов обычно продолжаются долго, иногда по 5 и более часов. На собраниях кто-нибудь из "осененных духом" занимается пророчеством. Собрание заканчивается так называемым братским целованием, после чего прыгуны молча расходятся по домам.
Прыгуны молчаливы. Их вероучение наложило запрет на всякие проявления веселости. Всякие другие песни, кроме "духовных", у прыгунов воспрещены. Всякая пляска мирского характера также строжайше запрещена.

МОЛОКАНЕ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Молокане - одна из старейших русских сект, возникновение которой относится к 60-м годам XVIII в. Относительно названия: одни объясняют, что молокане считают свое учение "молоком духовным", другие говорят, что местом поселения первых молокан является река Молочные воды, третьи полагают, что сектанты в "постные дни" пьют только молоко. Сами молокане себя именуют "духовными христианами-молоканами".
В первой трети XIX в. в молоканстве выделился ряд толков. Те верующие, которые придерживались вероисповедных положений первоначального периода развития молоканства, стали называться ПОСТОЯННЫМИ МОЛОКАНАМИ. Основой вероучения у постоянных молокан является Библия, которую имел каждый верующий. По их мнению, она состоит из 5 частей: 1) закона с его догматами и постановлемиями; 2) история еврейского народа; 3) философии - книги притчей, премудростей; 4) пророчеств; 5) беллетристики. Троицу они представляли следующим образом: Бог-Отец-Память; Бог-Сын-Ум; Бог-Дух Святой-Воля. Отрицали водное крещение, святость церкви, церковнослужителей, семь таинств не признавали за таинства и т. д.
Одним из требований молоканской секты было удешевление церкви, упрощение ее организации, церемониала, об-рядностей. Обряды совершались бесплатно, что, несомненно, было весьма привлекательным для бедных крестьян. Экономическая взаимопомощь, обещание "царства Божьего" на земле укрепляли молоканские группы, но полного равенства не было.
Руководителем молоканской общины является пресвитер (от греческого - старший), избираемый из числа активных верующих. Пресвитер служит без денежного вознаграждения. В общине имеются еще заместитель пресвитера, проповедники, чтецы, сказитель и сказительницы, певчие.

ДУХОБОРЫ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Духоборы - русская христианская секта, возникшая в середине XVIIIb. Основными членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и Воронежской губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и Харьковской губерний Украины.
Уже в самом названии "духоборы" утверждался активный характер этой секты как борцов за дух, за одухотворение.
Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со взглядами духоборов. Он называл себя "абраамитом", т. е. последователем чешской секты, весьма сходной с духоборческой. Во всех своих сочинениях он утверждал, что Христос существует в людях и предлагал понимать Библию аллегорически.
В важном документе духоборческой истории, названном "Исповедание", изложены догматы вероучения духоборов: "Тело, плоть человеческая есть временная тюрьма, пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе образ Божий. Плоть есть зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть засеменение зла... Вся история людей есть постоянная борьба духа и плоти". Духоборы служат Богу духом: тело их - храм Божий, душа - образ Божий. "Не нужны для чад Божьих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие законы". "Праведнику ника-ков закон не положен". Ни писание, ни таинства, ни обряды - не обязательны, они суть только "знаки" и "образы", "картины" и "фигуры". Подчиняться им - значит лицемерить.
Первый руководитель духоборов Силуян Колесников отменил среди своих последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было подчеркнуто, что новая секта зовет не к духовной радости - встрече с божеством, а к духовной борьбе за человека.

СКОПЧЕСТВО (СКОПЦЫ)

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Секта скопцов отпочковалась от христововеров в XVIII в. Для скопцов высшее состояние нравственного совершенства - это физическое оскопление, будто бы исключающее всякую возможность грешить. Чтобы избавиться от главного греха - "лепости", т. е. плотского влечения, необходимо, по учению скопцов, избавиться от "соблазняющих" органов. Спасение верующего может гарантировать только оскопление - "огненное крещение" - отжигание раскаленным железом или отсечение бритвой, ножом половых органов.
Выделившись из христововерия, скопцы сохранили многое из вероучения и культа, но основную идею христововерия - постоянное "перевоплощение" Иисуса Христа в избранных людей - они заменили верой, что основатель их семы Кондратий Селиванов есть тот Богочеловек, тот самый Иисус Христос, который пришел в мир. Появление Селиванова - это Второе Пришествие.
Особое значение придавали скопцы молитвенным собраниям и радениям, на которых, по их мнению, сходит благодать Божья. Например, в Алатырском корабле проходили собрания так: "Семен Милютин (кормчий "корабля") садился в кресло под портретом Селиванова, брал свечу, и все присутствующие зажигали свои свечи. В комнату приглашали вступающего в "избранное стадо Христово". Затем, обрядив его в белую рубаху, ставили на колени перед кормчим Милютиным, который заставлял верующего принести клятву о тайне происходящего и готовиться к оскоплению. Присутствующие образовывали крут и под пение шли друг за другом, кружась все быстрее и быстрее под звуки "духовных песен".

ХРИСТОВОВЕРИЕ (ХЛЫСТЫ)

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Одним из самых активных направлений "духовного христианства" было христововерие.
ХРИСТОВОВЕРИЕ, ХЛЫСТЫ, БОЖЬИ ЛЮДИ - название одной и той же секты. Один из обрядов секты заключался в том, что во время радения сектанты хлестали себя хлыстами, прутьями - отсюда одно из названий.
В основе вероучения секты лежат мистические представления о возможности вселения "святого духа" в избранных людей, которые почитаются как "христы". Исходя из этого, секту назвали "христововерием". Сами последователи секты считали себя "божьими людьми". Христововерие никогда не было единым течением. Оно дробилось на различные толки: постники, "Старый Израиль", "Новый Израиль", малеванцы.
Толк ПОСТНИЧЕСТВА получил название за ту большую роль, которая отводилась постам. Запрещалось есть мясо, рыбу, картофель, лук и чеснок, пить вино и курить табак Наградой за соблюдение поста была "духовная радость", которую верующие получали на радении.
В конце 30-х годов XIX в. в постничестве произошел раскол. Для отличия от вновь возникающих в это время хлыстовских групп старые христововерческие организации, сохраняющие традиции XVII в., получили название "Старый Израиль". В дальнейшем течение распалось, и на его развалинах был образован "Новый Израиль". Руководство секты отменило все аскетические запреты, практику радений, почитание икон, "говорение на иноязыках" и т. д. Богослужение свелось к пению псалмов и проповеди. Тем самым "Новый Израиль" превратился в своеобразную протестантскую церковь.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Секты "духовного христианства" возникли во второй половине XVIII в. - первой половине XIX в. В отличие от старообрядчества, в мировоззрении которого преобладал мотив идеализации патриархальной старины, духовные христиане выдвинули идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью.
Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих, потом перестали посещать церкви. Они отказывались от причастия, так как не верили, что при евхаристии хлеб превращается в тело, а вино - в кровь. "Богу нужно поклоняться не внешним обрядом, а духом", - заявляли они. Их идеалом был человек-труженик, не обязанный никому служить, независимый, не подчиняющийся закону, руководствующийся лишь велением разума. В идиллических чертах рисовалось им будущее общество свободных крестьян. Религиозное учение духовных христиан объявляло греховным весь окружающий мир, призывало осудить роскошь правящего сословия, проповедовало суровый аскетизм. В нем отчаявшиеся крепостные люди пытались утвердить свой разрыв с миром помещиков, чьей собственностью не хотели быть. Они пускались в бега или тайно вступали в секты "духовного христианства", хотя это сулило им жестокое преследование и ссылку.
К группе духовных христиан относятся ХРИСТОВОВЕРЫ, СКОПЦЫ, ДУХОБОРЫ и МОЛОКАНЕ.

БЕГУНЫ (СТРАННИКИ) - СЕКТА ХРИСТОФОРОВЦЕВ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Одним из мест, облюбованным старообрядцами, которые бежали из центральной России в безлюдные лесные пустыни на окраинах государства, была Вятская губерния. И не случайно одну из станций Вятско-Двинской дороги, проложенной в последние годы прошлого века, назвали Староверческой.
И вот в этом краю незадолго до первой мировой войны объявился невесть откуда и быстро прижился "странник" Христофор Зырянов. Ему было тогда лет сорок. "Бегунскую веру" Зырянов и принялся здесь распространять. Почва для такого посева была плодородная, и лет через десять Христофор стал полновластным наставником многочисленных единоверцев. Местное население называло их уже не иначе как христофоровцами или подполь-никами.
Маленькое Христофорово царство устроено было по испытанной полутора веками схеме страннического подполья.
Верноподданные его распадались на несколько категорий: на благодетелей, последователей, странников и скрытников.
Благодетелями были, как правило, зажиточные крестьяне и мельники, в домах которых, оборудованных тайными подвалами и чуланами, двойными стенами, прятались странники и скрытники. В этой строительной технике благодетели достигли высокого мастерства. Кольцо в дверях, например, они соединяли тонкой, незаметно протянутой проволокой с колокольчиком в подпольной келье и молельне, и при первых признаках опасности скрытники быстро выбирались через подземные лазы, исчезали в ближайших зарослях. Благодетели составляли, так сказать, материальную базу христо-форовского мирка, и поэтому им разрешалось "работать на антихриста" - на железной дороге, а позднее - в колхозах. Надо сказать, что благодетели ущерба не терпели: скрыт-ницы были по существу батрачками, которых нужно было кое-как кормить; они бесплатно работали на благодетеля, занимались рукоделием. Последователями называли людей, оказывавших скрытникам всякие услуги "в мире".
Странниками именовали разъездных вербовщиков и связных между сетью благодетелей и тайными лесными скитами.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Исходной формой религиозного сектантства в России явилось СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг. Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.).
Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва.
К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются БЕГЛОПОПОВЩИНА, ПОПОВЩИНА и БЕСПОПОВЩИНА.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия.
От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло ЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели богослужение в часовнях.
Группы ПОПОВЦЕВ по организации, вероучению и культу близки к православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.

СЕКТЫ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Ранние формы русского сектантства возникли к концу XVII века и получили свое широкое развитие в XVIII веке. Сектанты противопоставили православной церкви с ее догматами и сложным ритуалом веру в то, что человек - сам церковь. Аппелируя к индивидуальной свободе и провозглашая человека "живым храмом", сектантство звало к уходу от мира, возлагало все надежды на другой, грядущий мир, который ему даст вера.

ТРУБАДУРЫ (РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ)

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
У каждой эпохи есть своя цветочная гамма, своя мелодия. Случается, что торжественные хоралы и мессы легко заглушает скабрезная песенка, а нежная лютня перекрывает гулкие вздохи органов.
Тысячелетие, условно разделившее античность и новые времена, с трудом умещается в прокрустово ложе, традиционно именуемом Средними веками - эпохой крестовых походов. Замершая в ожидании вестей от крестоносцев Европа бредила мрачным фанатизмом и невежеством, аскетическим умерщвлением плоти, ужасом перед адскими муками и постоянным ожиданием Страшного Суда"
Но было в то время и нечто совсем иное - полнокровная жизнерадостность, утонченная роскошь, куртуазная изысканность жестов и слов. Не только скрежет лат и свист рассекаемого мечами воздуха доносится из той невозвратной дали. Томная любовная песня прорывается в похоронном звоне. Здесь начало романтического недуга, упоительного любовного бреда, преобразившей мир мечты. Все, о чем пропоет трубадур, на века обретет емкость символа: кольцо, голубка, перчатка, балкон, кинжал, чаша, "жемчуг" зубов, "коралл" милых губок, "сияние" глаз...
Эту эпоху характеризуют невиданный расцвет лирической поэзии, науки и, главное, необратимый поворот к гуманизму, закрепленный впоследствии Возрождением. Быть может, эта вспышка в ночи была преждевременной. Но, однажды воссияв, она оставила о себе неизгладимую память.
Дети своего времени, трубадуры в известном смысле были объединены в рыцарский орден с особой, но довольно размытой, ритуальной символикой. Поэтому романтический титул "Великий Мастер Любви", которым Данте и Петрарка нарекли трубадура Арно Даниэля, означал нечто большее, чем просто возвышенный поэтический образ.

АЛЬБИГОЙЦЫ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
АЛЬБИГОЙЦЫ (лат. albigenses) - ветвь секты катаров. Существовала в Южной Франции (пров. Лангедок). Свое название получила от области Альбижуа. Впервые термин "альбигойцы" появился в 1181 г. Альбигойцы придерживались дуалистических взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (Бога - творца духовного) и злого (дьявола - творца материального). Они отрицали страдания Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католической церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением. Отрицали учение о предстоящем Страшном Суде, существование Ада и Рая, а также не признавали Ветхий Завет.
Надо заметить, что цель альбигойцев разнилась от цели всех последующих сект в том отношении, что ее удары направлялись только на папский престол, и мщение посредством гражданской силы и патерской ярости было проникнуто чисто папским духом. Альбигойцы соединялись со всеми, кто шел против Рима, особенно с Фридрихом II и с арагонца-ми, для поддержания прав королей против притязаний папской епархии.
Тулуза была Римом этой церкви, которая имела своих пастырей, епископов, провинциальные и вселенские соборы, как официальная церковь, и собирала под свои знамена раскольников почти всей Европы.
Ересь альбигойцев сделала такие успехи по берегам Средиземного моря, что многие страны стремились отделиться от Рима, а князья и императоры открыто покровительствовали этому. Не будучи довольны предполагаемым уничтожением нечестивого Рима, альбигойцы вдруг обратились к крестоносцам - на которых сначала смотрели равнодушно, - надеясь сделать Иерусалим знаменитым и могущественным соперником Рима, учредить там свое местопребывание и основать на земле небесный Иерусалим, царем которого будет Готфрид Бульонский - тот, кто опустошил Рим огнем и мечом, убил антицезаря Рудольфа, "короля патеров", и выгнал папу из священного города, заслужив этим и надеждами, возложенными на него, бесконечные похвалы своему благочестию, чистоте и целомудрию, воспеваемым трубадурами, первоначально явившимися в первой четверти XII в. в аллегорических сочинениях, известных под названием "Лебединый Рыцарь".

КАТАРЫ

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
КАТАРЫ (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около 1116 г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.
Эта секта имела большое сходство с манихеизмом. О ней имеется мало сведений, т. к. катары скрывали свои доктрины не только от света, но и от своих прозелитов низших степеней. Катары верили в переселение душ. Они предполагали, что для того, чтобы достигнуть света, потребуется семь подобных переселений. Катары не почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и говорили, что крест - это изображение зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в святом храме. Катары вели трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы. Они не порицали самоубийства, имели коммунистические наклонности и были против брака.
Катары исполняли свои обряды в лесах, пещерах, отдаленных долинах. У них было четыре таинства. Утешение состояло в наложении рук или крещении Святым Духом, которое отпускало грехи, сообщало утешительный дух и упрочивало вечное Спасение. Во время преследований катаров их обряды сокращались, бывали по ночам и тайно. Зажженные свечи были символом крещения огнем.
При обряде посвящения священник читал первые восемнадцать стихов Евангелия от Иоанна. В воспоминание своего посвящения новичок получал одежду из тонкого полотна и шерсти, которую носил под рубашкой, а женщины - пояс, который также носили на теле под самой грудью.