СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Энциклопедии » Союзы, секты, братства и ордены
Исходной формой религиозного сектантства в России явилось СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг. Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.).
Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва.
К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются БЕГЛОПОПОВЩИНА, ПОПОВЩИНА и БЕСПОПОВЩИНА.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия.
От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло ЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели богослужение в часовнях.
Группы ПОПОВЦЕВ по организации, вероучению и культу близки к православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.


БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также АВСТРИЙСКИМ СОГЛАСИЕМ.

БЕСПОПОВЩИНА в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Беспоповщина имела несколько направлений:


1) СПАСОВСКОЕ СОГЛАСИЕ, или НЕТОВЩИНА. Согласно их вероучению, спасение можно получить, уповая только на Иисуса Христа (Спаса). Отрицали таинства, православное священство.


2) РЯБИНОВСКИЙ ТОЛК - течение в спасовском согласии; признавали лишь поклонение кресту, сделанному из рябины.


3) ПОМОРСКИЙ ТОЛК возник на реке Выге, в Поморье.
Одно из течений поморцев - ДАНИЛОВЦЫ, названное по имени одного из основателей толка, Данилы Вакулова.


4) ФЕДОСЕЕВСКИЙЙ ТОЛК - одно из радикальных течений в беспоповщине. Основан в конце XVIII в. Феодосией Васильевым.


5) СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (БЕГУНЫ) - одно из крайних течений в беспоповщине. Проповедовали близкий конец света, уклонялись от государственных повинностей, перед смертью принимали крещение и прятались в тайник. Подробнее эта секта будет рассмотрена ниже.
В 1905 г. после обнародования указа "Об укреплении начал веротерпимости" старообрядцы получили возможность открыто проводить богослужение, официально переходить из православия в свою веру, но для этого им необходимо было пройти регистрацию.
На протяжении длительного времени в старообрядчестве шли споры о сущности "старой веры". Каждый особоблен-ный толк считал истинным только свое вероучение, отвергая все прочие, как не имеющие ничего общего с истинным православием. Однако знакомство с вероучением старообрядческих течений и толков приводит к выводу, что религиозная догматика у всех направлений едина. Более того, по своей догматике старообрядчество почти ничем не отличается от православия.
Все толки и согласия старообрядчества признают непререкаемой истиной христианский "символ веры". Как и все христиане, приверженцы старообрядчества следуют букве Священного Писания, разделяют библейские представления, верят в богооткровенность Ветхого и Нового заветов. Исключение составляет верность старопечатным книгам дореформенного периода.
Одним из основных моментов в идеологии старообрядцев является эсхатология - религиозные мифы о скором конце мира. В старообрядчестве этот элемент вероучения получил свое развитие в конце XVII в. Готовясь к концу мира, одни умирали голодной смертью, другие сжигали себя, третьи строили гробы, чтобы лечь в них перед Вторым Пришествием, читали друг над другом молитвы, отпевали друг друга. Были еще и омут, и топор, и нож.
За всю свою историю, начиная с 70-х годов XVII в., старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев, в том числе и детей. Подавляющее большинство предало себя самосожжению (самосожиганию, как говорили встарь).
А.С. Пругавин, историк старообрядчества и сектантства, в одной из своих статей, напечатанных в 1885 году в журнале "Русская мысль", попытался подсчитать число раскольников, обрекших себя на смерть в огне. Только до 1772 года сожгли себя заживо не менее 10000 человек. Надо заметить, что это число самосожженцев следует считать минимальным. Сообщая о групповых и семейных самосожжениях, архивные документы весьма часто прибавляют к той или иной цифре стереотипные слова "и прочих с ними" (или - "и прочих с ним", если было известно лишь имя наставникавдохновителя или главы семейства). Костры самосожженцев вспыхивали и после 1772 года. По сведениям, собранным тем же историком, например, в 18бО г. сожгло себя 18 ста рообрядцев.
Огонь самосожжения благословлен был высшими автор! тетами раскола, в первую очередь протопопом Аввакумол В одном из его сочинений содержится пылкое восхвален и. первых самосожигателей: "Суть уразумевша лесть отстушк ния, да не погибнут зле духом своим, собирающеся во две ры с женами и детками и сожигахуся огнем своею воле к Блажен извол сей о Господе". В наше время об этом знаме нитом расколоучителе принято писать и говорить как о человеке яркого и самобытного таланта, несокрушимой воли и мужества, как об авторе выдающегося литературного произведения - "Жития". Все это так, конечно. Но для всесторонней и объективной оценки личности и деятельности Аввакума надо помнить о том, что его литературный талант и ораторский темперамент, с одной стороны, и число его единоверцев, погубивших себя в благочестивом огне, с другой, были связаны прямой зависимостью.
Характерной чертой старообрядчества на протяжении многих лет было противопоставление "истинноверующих христиан" (т. е. старообрядцев) "миру", в котором якобы воцарился антихрист. Все "мирское" не принималось: браки, законы, служба в армии, паспорта, деньги, любая власть. Замкнутый образ жизни, ограниченный контакт с "миром", учение о воцарении антихриста с самого начала играли более значительную роль в беспоповских толках. Однако несмотря на то, что старообрядцы всячески старались придерживаться "старины" и как можно меньше общаться с "миром", их убеждения и действия не могли оставаться такими, какими они были ранее. Особенно это стало заметно в начале XX в. Старообрядцам все чаще приходилось общаться с иневерцами, вступать с ними в экономические отношения.
В старообрядческих селениях люди жили замкнуто. В них редко звучала музыка, не было слышно веселых песен. В семьях староверов бытовали очень строгие нравы. Мужчинам не разрешалось стричь бороды; женщина обязательно должна была носить платок и надевать его так, чтобы он закрывал волосы. Детей подстригали под кружок. Мужчины носили куртки с бортами, а женщины длинные платья. В быту староверы соблюдали чистоту. Сор подметался в передний угол. К иноверцам они относились отрицательно. От верующего другого исповедания и тем боле неверующего, если они хотели жениться на девушке из старообрядческой семьи, требовали перейти в их веру. При посещении их на дому отказывали в просьбе дать напиться воды, при настойчивой просьбе давали посуду, а затем выбрасывали ее.
В их среде бытуют различные суеверия. Так, довольно широко распространена вера в существование чертей, домовых, леших, бесов. Сохранился и такой обычай: у старообрядцев не принято оставлять посуду открытой, ее полагается накрывать, чтобы отогнать нечистую силу. При этом не имеет значения, чем и как накрывать посуду: важно, чтобы действия сопровождались молитвой. Поминально-похоронный обряд у староверов почти ни в чем не отличается от православного. Но у староверов имеются отдельные кладбища. Если же кладбище общее, то староверов хоронят на одном конце кладбища, а всех остальных - на другом. Между этими территориями проходит межа, отделяющая одних от других. Поминальный обряд также не имеет существенного отличия от православного. Разница лишь в некоторых словах "неугасимой" по усопшему, и в том, что эта церемония продолжается дольше, чем у православных. За чтение "неугасимой" получали когда-то очень солидные суммы - по 500 р. за один "сорокоуст". Нередконаблюдались такие случаи, когда наставники прибегали к услугам старых дев, а сами лишь исправно получали "мздовоздание" за "труд".
Для старообрядцев в прошлом считалось большим грехом несоблюдение постов. Во время великого поста песен не пели, и тем более не танцевали. Можно было во время постов только читать стихи из священных старинных книг и славить Господа Бога.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.