Многие из вас знают веселую песенку:
Ни мороз мне не страшен, ни жара. Удивляются даже доктора, Почему я не болею, Почему я здоровее Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из-под крана Обливаюсь я каждый день.
Мальчик закаливает себя. Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил.
Первое — закаливание следует про- водить систематически.
Другое правило — постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого — обти- рания как более доступного способа закаливания во все времена года. В помещении 18—20 градусов, вода — 33—35 градусов (постепенно ее темпе- ратура снижается до 18—20 градусов). Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1—2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Через месяц можно перейти и к более сильной процедуре — обливанию или душу. Начальная температура воды — 30— 35 градусов. Затем постепенно ее понижают. Обливание начинают с 20—30 секунд и доводят до 2 минут.
Очень сильное закаливающее средство — контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.
Если вы живете возле моря, реки, озера или пруда, замените обливания регулярными купаниями в воде. Начи- нать купание можно при температуре воды 18—20 градусов, а воздуха 20— 25 градусов и заканчивать (при систе- матическом купании) при 15 градусах. Первые «пробы» 3—5-минутные, но понемногу они удлиняются до часа.
Рекомендуются и так называемые световоздушные ванны, доступные всем в любое время года, в любую погоду.
Впрочем, и тут начинают с малого: приучают себя к пребыванию на воль- ном воздухе полуобнаженным сначала 15—20 минут при 20 градусах в тени, потом постепенно увеличивают дозу ежедневно минут на 10.
Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло.
Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах — и ваши мускулы будут упруги и крепки.
Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе — в лесу, у реки. Играйте в мяч, в другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода — самые верные наши друзья.
Ни мороз мне не страшен, ни жара. Удивляются даже доктора, Почему я не болею, Почему я здоровее Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из-под крана Обливаюсь я каждый день.
Мальчик закаливает себя. Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил.
Первое — закаливание следует про- водить систематически.
Другое правило — постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого — обти- рания как более доступного способа закаливания во все времена года. В помещении 18—20 градусов, вода — 33—35 градусов (постепенно ее темпе- ратура снижается до 18—20 градусов). Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1—2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Через месяц можно перейти и к более сильной процедуре — обливанию или душу. Начальная температура воды — 30— 35 градусов. Затем постепенно ее понижают. Обливание начинают с 20—30 секунд и доводят до 2 минут.
Очень сильное закаливающее средство — контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.
Если вы живете возле моря, реки, озера или пруда, замените обливания регулярными купаниями в воде. Начи- нать купание можно при температуре воды 18—20 градусов, а воздуха 20— 25 градусов и заканчивать (при систе- матическом купании) при 15 градусах. Первые «пробы» 3—5-минутные, но понемногу они удлиняются до часа.
Рекомендуются и так называемые световоздушные ванны, доступные всем в любое время года, в любую погоду.
Впрочем, и тут начинают с малого: приучают себя к пребыванию на воль- ном воздухе полуобнаженным сначала 15—20 минут при 20 градусах в тени, потом постепенно увеличивают дозу ежедневно минут на 10.
Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло.
Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах — и ваши мускулы будут упруги и крепки.
Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе — в лесу, у реки. Играйте в мяч, в другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода — самые верные наши друзья.
«Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат». Что это такое? Небо, на небе звезды, между ними месяц. Это русская народная загадка. Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе определенный вопрос: кто это или что это? «Что краше света белого?» (Солнце.) «Что у нас чаще леса?» (Звезды.) Иногда вопрос носит шут- ливый или саркастический характер: «Когда дурак умен бывает?» (Когда молчит.) Загадки в огромном своем большинстве рифмованы или ритмизованы. В некоторых загадках рифмуется с загадкой отгадка: «Что в избе Самсон?» (Заслон.) Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался и разгадывал тайны природы. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-нибудь предмета или явления природы. Поразмышляйте немного, и вы поймете, о чем идет речь: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает».
Древние люди относились к загадкам серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.
В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь — останешься жить, а нет — пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины — сфинкс — задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Ребенок- ползун, взрослый человек, старец с костылем!» Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился! Древние люди хотели этим сказать, что человек может разрешить любую тайну суровой природы. Загадка эта обошла весь мир.
В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни. Здесь и две сестры Дарья да Марья, которые друг на друга глядят, но сойтись не могут (пол и потолок), и четыре братца под одной шапкой (стол), и черный конь, который скачет в огонь (кочерга).
Великие загадки природы по-прежнему окружают человека, и легче, проще, остроумнее будет находить на них ответы тот, кто с детства приучит себя не отступать перед загадками.
Древние люди относились к загадкам серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.
В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь — останешься жить, а нет — пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины — сфинкс — задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Ребенок- ползун, взрослый человек, старец с костылем!» Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился! Древние люди хотели этим сказать, что человек может разрешить любую тайну суровой природы. Загадка эта обошла весь мир.
В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни. Здесь и две сестры Дарья да Марья, которые друг на друга глядят, но сойтись не могут (пол и потолок), и четыре братца под одной шапкой (стол), и черный конь, который скачет в огонь (кочерга).
Великие загадки природы по-прежнему окружают человека, и легче, проще, остроумнее будет находить на них ответы тот, кто с детства приучит себя не отступать перед загадками.
Весной, когда с полей начнет сходить снег, а на лесном болоте покажутся первые бурые пятна талой воды, вы можете услышать журавлей.
«Курлы-курлы-курлы», — не очень громко раздается за березовой рощей. Это начинает разговор одна птица. «Курлы-курлы-курлы», — отвечает ей другая, потом третья. Разговор журавлей все ближе и ближе — и вот над полем показался клин журавлиной стаи. Птицы летят медленно, будто старательно вспоминают те места, которые оставили осенью.
Журавли возвращаются домой. Они устали. Сегодня вечером вся стая останется на поле ночевать. А рано утром, еще до восхода солнца, они устроят короткую перекличку, проверят, все ли готовы к новой дороге, потом медленно, но уверенно подни- мутся на крыло и потянутся на свое далекое журавлиное болото.
Там, на лесном болоте, поросшем мхом, клюквой и низкорослыми сосенками, журавли отыщут свои старые, прошлогодние гнезда. Скоро в них появятся два, редко три маленьких голенастых птенца.
Осенью, когда журавлята подрастут, вся стая начинает готовиться к отлету. Тогда вы снова увидите над лесом этих больших, сильных и красивых птиц. Молодые птицы пробуют свои крылья, а старые учат журавлят походному строю.
Затянут небо густые осенние тучи, повиснут над полями холодные частые дожди, и журавли тронутся в далекий путь. Мы будем ждать их обратно, когда сойдет снег и на лесном болоте покажется первая талая вода.
Большие курлыкающие птицы, которых мы обычно видим в нашей средней полосе, — серые журавли. Но в мире обитает еще несколько видов журавлей, иногда почти не схожих между собой.
На юге нашей страны можно встретить журавля-красавку. На голове у него косицы — пучки длинных белых перьев. Есть среди журавлей и белоснежный кра- савец с таинственным именем стерх. Но этот журавль встречается очень редко и только на северо-востоке Якутии. Существует индийский журавль и венценосный. Всех журавлей тщательно охраняют.
О жизни журавлей читайте в книге: Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. М.: Дет. лит., 1988. С. 104—106.
«Курлы-курлы-курлы», — не очень громко раздается за березовой рощей. Это начинает разговор одна птица. «Курлы-курлы-курлы», — отвечает ей другая, потом третья. Разговор журавлей все ближе и ближе — и вот над полем показался клин журавлиной стаи. Птицы летят медленно, будто старательно вспоминают те места, которые оставили осенью.
Журавли возвращаются домой. Они устали. Сегодня вечером вся стая останется на поле ночевать. А рано утром, еще до восхода солнца, они устроят короткую перекличку, проверят, все ли готовы к новой дороге, потом медленно, но уверенно подни- мутся на крыло и потянутся на свое далекое журавлиное болото.
Там, на лесном болоте, поросшем мхом, клюквой и низкорослыми сосенками, журавли отыщут свои старые, прошлогодние гнезда. Скоро в них появятся два, редко три маленьких голенастых птенца.
Осенью, когда журавлята подрастут, вся стая начинает готовиться к отлету. Тогда вы снова увидите над лесом этих больших, сильных и красивых птиц. Молодые птицы пробуют свои крылья, а старые учат журавлят походному строю.
Затянут небо густые осенние тучи, повиснут над полями холодные частые дожди, и журавли тронутся в далекий путь. Мы будем ждать их обратно, когда сойдет снег и на лесном болоте покажется первая талая вода.
Большие курлыкающие птицы, которых мы обычно видим в нашей средней полосе, — серые журавли. Но в мире обитает еще несколько видов журавлей, иногда почти не схожих между собой.
На юге нашей страны можно встретить журавля-красавку. На голове у него косицы — пучки длинных белых перьев. Есть среди журавлей и белоснежный кра- савец с таинственным именем стерх. Но этот журавль встречается очень редко и только на северо-востоке Якутии. Существует индийский журавль и венценосный. Всех журавлей тщательно охраняют.
О жизни журавлей читайте в книге: Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. М.: Дет. лит., 1988. С. 104—106.
В Москве, у академии, где готовят инженеров-летчиков, стоит памятник Жуковскому, «отцу русской авиации», как его назвал В. И. Ленин.
Сам Жуковский никогда летчиком не был. Он был большим ученым, специалистом по механике и матема- тике.
Жители деревни Орехово, недалеко от г. Владимира, где родился Николай Егорович, часто видели, как он пускал в воздух пропеллеры и следил за их полетом, как наблюдал в бинокль за летящими птицами. Иногда он привязывал за спиной матерчатые крылья на деревянных рейках и мчался во весь дух на велосипеде. Видели, как на охоте, подстрелив птицу, он внимательно рассматривал и измерял ее крылья.
А в Московском университете, где Николай Егорович был профессором, он поставил большую трубу, по которой вентилятор гнал сильный поток воздуха (она называется аэродинамической трубой). В ней Николай Егорович испытывал подъемную силу моделей разных форм самолетных крыльев.
С помощью этих опытов и наблюдений, с помощью математических расчетов Жуковский сумел понять, как же должны быть устроены крылья тяжелой машины, могущей поднять человека в воздух.
Жуковский стал основоположником науки аэродинамики. Это наука о том, как строить самолеты и летать на них.
О жизни и работе великого русского ученого Н. Е. Жуковского вы узнаете из книги: Осипов К., Домбровская Е. А. Путь ученого. М.: Дет. лит., 1988
Сам Жуковский никогда летчиком не был. Он был большим ученым, специалистом по механике и матема- тике.
Жители деревни Орехово, недалеко от г. Владимира, где родился Николай Егорович, часто видели, как он пускал в воздух пропеллеры и следил за их полетом, как наблюдал в бинокль за летящими птицами. Иногда он привязывал за спиной матерчатые крылья на деревянных рейках и мчался во весь дух на велосипеде. Видели, как на охоте, подстрелив птицу, он внимательно рассматривал и измерял ее крылья.
А в Московском университете, где Николай Егорович был профессором, он поставил большую трубу, по которой вентилятор гнал сильный поток воздуха (она называется аэродинамической трубой). В ней Николай Егорович испытывал подъемную силу моделей разных форм самолетных крыльев.
С помощью этих опытов и наблюдений, с помощью математических расчетов Жуковский сумел понять, как же должны быть устроены крылья тяжелой машины, могущей поднять человека в воздух.
Жуковский стал основоположником науки аэродинамики. Это наука о том, как строить самолеты и летать на них.
О жизни и работе великого русского ученого Н. Е. Жуковского вы узнаете из книги: Осипов К., Домбровская Е. А. Путь ученого. М.: Дет. лит., 1988
Поэт Жуковский родился вдали от Москвы и Петербурга, в глуши Туль- ской губернии, в селе Мишенском, 29 января 1783 г. Природа наделила его чутким сердцем и большим умом, поэтический строй его души проявился очень рано.
Когда Василию было восемь лет, его отвезли учиться в Тулу, в частный пансион, а затем в Москву — в Мос- ковский благородный пансион.
1802 год открывает начало творческого пути Жуковского. В этом году появляется в лучшем тогдашнем жур- нале — «Вестнике Европы» — его перевод английского поэта Т. Грея («Сельское кладбище»), принесший ему всероссийскую известность, которую еще более упрочила знаменитая элегия «Вечер». Стало ясно, что в России родился новый замечательный поэт.
Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая ритмами, звуками, светлой грустью, исходящей из самых глубин души. Певец пел о тайнах природы, о стремлении к счастью, об изменчивости судьбы. А потом в его новых произведениях — балладах — возникли фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, угрожающие и бесцеремонно вмешивающиеся в дела людей.
В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями. Его знаменитые баллады «Людмила» и «Светлана» есть не что иное, как переводы, а точнее, свободные переложения произведения немецкого поэта Бюргера «Ленора», написанного по мотивам немецких народных песен и баллад. Но трудно узнать в переводе Жуковского балладу немецкого поэта. В «Светлане», например, ясно проступают черты русского народного быта, с его обрядами и обычаями. Жуковский стре- мился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми пропитана его поэзия, не было расхождения.
Любовь к человеку стала определяющей чертой дел и поступков Жуковского. Он не однажды заступался за Пушкина и защищал его от царского гнева. Его волновала судьба украинского поэта Т. Г. Шевченко, писателя и общественного деятеля А. И. Герцена.
Уже будучи пожилым человеком, Жуковский обрел семью и переселился в Германию.
Умер В. А. Жуковский в 1852 г. Согласно завещанию, тело поэта было перевезено из Баден-Бадена в Россию.
Юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» предсказал долгую счастливую жизнь поэзии своего старшего друга:
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль....
Когда Василию было восемь лет, его отвезли учиться в Тулу, в частный пансион, а затем в Москву — в Мос- ковский благородный пансион.
1802 год открывает начало творческого пути Жуковского. В этом году появляется в лучшем тогдашнем жур- нале — «Вестнике Европы» — его перевод английского поэта Т. Грея («Сельское кладбище»), принесший ему всероссийскую известность, которую еще более упрочила знаменитая элегия «Вечер». Стало ясно, что в России родился новый замечательный поэт.
Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая ритмами, звуками, светлой грустью, исходящей из самых глубин души. Певец пел о тайнах природы, о стремлении к счастью, об изменчивости судьбы. А потом в его новых произведениях — балладах — возникли фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, угрожающие и бесцеремонно вмешивающиеся в дела людей.
В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями. Его знаменитые баллады «Людмила» и «Светлана» есть не что иное, как переводы, а точнее, свободные переложения произведения немецкого поэта Бюргера «Ленора», написанного по мотивам немецких народных песен и баллад. Но трудно узнать в переводе Жуковского балладу немецкого поэта. В «Светлане», например, ясно проступают черты русского народного быта, с его обрядами и обычаями. Жуковский стре- мился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми пропитана его поэзия, не было расхождения.
Любовь к человеку стала определяющей чертой дел и поступков Жуковского. Он не однажды заступался за Пушкина и защищал его от царского гнева. Его волновала судьба украинского поэта Т. Г. Шевченко, писателя и общественного деятеля А. И. Герцена.
Уже будучи пожилым человеком, Жуковский обрел семью и переселился в Германию.
Умер В. А. Жуковский в 1852 г. Согласно завещанию, тело поэта было перевезено из Баден-Бадена в Россию.
Юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» предсказал долгую счастливую жизнь поэзии своего старшего друга:
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль....
Великим сыном России называют этого замечательного русского полководца, которому наша страна, весь народ обязаны многими победами в Великой Отечественной войне.
Детство Георгия Константиновича прошло в деревне Стрелковка Калуж- ской области. Здесь, в бедной кре- стьянской семье, в бревенчатой избе под соломенной крышей родился будущий маршал. Его военная деятельность началась еще в молодости, во время первой мировой войны. В 1918 г. он вступил в Красную Армию и закончил гражданскую войну командиром эскадрона. В мирное время Георгий Константинович настойчиво учился, совершенствовал свое военное мастерство.
Перед Великой Отечественной войной Г. К. Жуков был одним из крупных советских военачальников. Свою первую звезду Героя Советского Союза и звезду Героя Монгольской Народной Республики Жуков получил за успешное руководство операцией по разгрому японских захватчиков на реке Халхин- Гол (в Монголии) в 1939 г.
Во время Великой Отечественной войны Жуков был первым заместителем Верховного Главнокомандующего, в разное время командовал пятью фронтами. Ставка Верховного Глав- нокомандования посылала его на самые ответственные направления.
«Жуков — это значит победа», — говорили о нем, о его полководческом искусстве.
Те, кто спустя многие годы изучали военные операции, которые он разрабатывал и которыми руководил, восхищаются смелостью мысли пол- ководца.
В полководческом искусстве Георгия Константиновича отразились черты его незаурядной личности. В самые тяжелые минуты войны, когда положение казалось безвыходным, никто никогда не видел его подавленным или растерянным. Сосредоточенность, целеустремленность помогали полководцу находить правильное решение. Так было, когда его назначили командующим Ленинградским фронтом.
Враг окружил город плотным кольцом. Положение было тяжелейшим. Прилетев в город, командующий направился в Смольный. Там шло совещание, где говорили о том, что делать, если фашисты ворвутся в город. Жуков, услышав об этом, сказал: «Ленинград мы сдавать не будем. Будем защищать!» К утру следующего дня после изучения обстановки был разработан план обороны города. Особое внимание обратили на слабые места обороны, на вооружение артиллерией. Ее было явно недостаточно, и Жуков приказал напра- вить на врага огонь корабельных ору- дий. На участки, где ожидали танковые удары немцев, были поставлены зенитные орудия противовоздушной обороны, способные пробивать броню вражеских танков.
Всех, кто воевал вместе с Жуковым, восхищали его выдержка и рабо- тоспособность. Бои часто шли непре- рывно — днем и ночью. Людей валила усталость. Случалось, генералы, сопровождавшие Жукова, засыпали за столом, над картой, но не Георгий Константинович. Он обладал огромным личным мужеством и бесстрашием. Прежде чем определить направление удара и место, где будут вводиться крупные силы, Жуков лично старался побывать там. В нескольких сотнях метрах был враг, рвались бомбы, свистели пули, снаряды. Один из его боевых соратников вспоминает, как в такой момент в город прорвались вражеские танки. Все были в тревоге, а Георгий Константинович спокойно заметил: «Не смущайтесь, все это наши будущие пленные». И он, конечно, оказался прав.
Венцом его полководческого таланта были знаменитые операции на Висле и Одере, завершившиеся последним гигантским сражением войны — штурмом и взятием Берлина. Подпись маршала Жукова стоит на документе о принятии безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанном в Берлине в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.
24 июня 1945 г. Г. К. Жуков принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. После войны он в разное время был главнокомандующим сухопутными войсками, министром обороны СССР.
Страна увенчала его высшими знаками отличия. Г. К. Жуков—четырежды Герой Советского Союза. Но самой лучшей, самой дорогой наградой ему была и остается всенародная любовь.
Детство Георгия Константиновича прошло в деревне Стрелковка Калуж- ской области. Здесь, в бедной кре- стьянской семье, в бревенчатой избе под соломенной крышей родился будущий маршал. Его военная деятельность началась еще в молодости, во время первой мировой войны. В 1918 г. он вступил в Красную Армию и закончил гражданскую войну командиром эскадрона. В мирное время Георгий Константинович настойчиво учился, совершенствовал свое военное мастерство.
Перед Великой Отечественной войной Г. К. Жуков был одним из крупных советских военачальников. Свою первую звезду Героя Советского Союза и звезду Героя Монгольской Народной Республики Жуков получил за успешное руководство операцией по разгрому японских захватчиков на реке Халхин- Гол (в Монголии) в 1939 г.
Во время Великой Отечественной войны Жуков был первым заместителем Верховного Главнокомандующего, в разное время командовал пятью фронтами. Ставка Верховного Глав- нокомандования посылала его на самые ответственные направления.
«Жуков — это значит победа», — говорили о нем, о его полководческом искусстве.
Те, кто спустя многие годы изучали военные операции, которые он разрабатывал и которыми руководил, восхищаются смелостью мысли пол- ководца.
В полководческом искусстве Георгия Константиновича отразились черты его незаурядной личности. В самые тяжелые минуты войны, когда положение казалось безвыходным, никто никогда не видел его подавленным или растерянным. Сосредоточенность, целеустремленность помогали полководцу находить правильное решение. Так было, когда его назначили командующим Ленинградским фронтом.
Враг окружил город плотным кольцом. Положение было тяжелейшим. Прилетев в город, командующий направился в Смольный. Там шло совещание, где говорили о том, что делать, если фашисты ворвутся в город. Жуков, услышав об этом, сказал: «Ленинград мы сдавать не будем. Будем защищать!» К утру следующего дня после изучения обстановки был разработан план обороны города. Особое внимание обратили на слабые места обороны, на вооружение артиллерией. Ее было явно недостаточно, и Жуков приказал напра- вить на врага огонь корабельных ору- дий. На участки, где ожидали танковые удары немцев, были поставлены зенитные орудия противовоздушной обороны, способные пробивать броню вражеских танков.
Всех, кто воевал вместе с Жуковым, восхищали его выдержка и рабо- тоспособность. Бои часто шли непре- рывно — днем и ночью. Людей валила усталость. Случалось, генералы, сопровождавшие Жукова, засыпали за столом, над картой, но не Георгий Константинович. Он обладал огромным личным мужеством и бесстрашием. Прежде чем определить направление удара и место, где будут вводиться крупные силы, Жуков лично старался побывать там. В нескольких сотнях метрах был враг, рвались бомбы, свистели пули, снаряды. Один из его боевых соратников вспоминает, как в такой момент в город прорвались вражеские танки. Все были в тревоге, а Георгий Константинович спокойно заметил: «Не смущайтесь, все это наши будущие пленные». И он, конечно, оказался прав.
Венцом его полководческого таланта были знаменитые операции на Висле и Одере, завершившиеся последним гигантским сражением войны — штурмом и взятием Берлина. Подпись маршала Жукова стоит на документе о принятии безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанном в Берлине в ночь с 8 на 9 мая 1945 г.
24 июня 1945 г. Г. К. Жуков принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. После войны он в разное время был главнокомандующим сухопутными войсками, министром обороны СССР.
Страна увенчала его высшими знаками отличия. Г. К. Жуков—четырежды Герой Советского Союза. Но самой лучшей, самой дорогой наградой ему была и остается всенародная любовь.
Жуков можно встретить всюду — в любой части света, в любой геогра- фической зоне — в горах и пустынях, в тайге и степи. Их очень много — только в нашей стране насчитывается около 25 тыс. видов. А вообще на Земле больше четверти миллиона видов жуков! Общий признак у всех жуков — сходство в строении их крыльев. Два крылышка (нижние, или, иначе, задние) тонкие, прозрачные. Они служат для полета. А два других крыла (верхние, или передние), которые называют надкрыльями, жесткие, прикрывающие нижние крылышки и мягкое брюшко жука. При полете верхние крылья приподнимаются, высвобождая нижние.
Иногда попадаются жуки с неразвитыми нижними крыльями, которые не могут летать.
Реже бывает наоборот, когда у жуков хорошо развиты только нижние, тонкие и прозрачные крылья, а верхние крылья (надкрылья) очень маленькие.
Обычно же у жуков всегда хорошо заметны верхние жесткие крылья. Недаром отряд жуков по-научному так и называется — отряд жесткокрылых.
Окраска жуков разная. Есть и черные, и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые, и даже серебряные и золотые. Есть жуки огромные, до 15 см длиной, а есть крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло.
По образу жизни жуки бывают дневные и ночные. Если дневные жуки ночью прячутся, то ночные летают и ищут еду. И сами становятся едой для других ночных животных.
Ночью летают крупные черно-синие навозные жуки геотрупы, светляки, жужелицы. Например, жужелица в поисках добычи за ночь пробегает до двух километров и при этом может съесть до десятка слизней и более десятка гусениц. Этим жужелицы приносят большую пользу человеку.
О жуках можно прочитать: Семаго Л. Л. За птицей-радугой. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Шестиногие олени». С. 70—72
Иногда попадаются жуки с неразвитыми нижними крыльями, которые не могут летать.
Реже бывает наоборот, когда у жуков хорошо развиты только нижние, тонкие и прозрачные крылья, а верхние крылья (надкрылья) очень маленькие.
Обычно же у жуков всегда хорошо заметны верхние жесткие крылья. Недаром отряд жуков по-научному так и называется — отряд жесткокрылых.
Окраска жуков разная. Есть и черные, и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые, и даже серебряные и золотые. Есть жуки огромные, до 15 см длиной, а есть крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло.
По образу жизни жуки бывают дневные и ночные. Если дневные жуки ночью прячутся, то ночные летают и ищут еду. И сами становятся едой для других ночных животных.
Ночью летают крупные черно-синие навозные жуки геотрупы, светляки, жужелицы. Например, жужелица в поисках добычи за ночь пробегает до двух километров и при этом может съесть до десятка слизней и более десятка гусениц. Этим жужелицы приносят большую пользу человеку.
О жуках можно прочитать: Семаго Л. Л. За птицей-радугой. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Шестиногие олени». С. 70—72
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц.
Ему всегда нравились простые и мужественные люди, не боящиеся никаких трудностей и опасностей. Мечтая о дальних странах и путеше- ствиях, он понимал, что в жизни могут пригодиться самые разнообразные знания, поэтому настойчиво занимался техникой, естествознанием, иностранными языками. Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»).
...Долго охотник приручал ее к себе. И вот однажды услышал возле дома собачий лай своего Рябчика. К дому шла та самая серая кошка. Завидя охотника, она не убежала, как раньше. С этого дня она постоянно приходила к охотнику в гости...
И таких правдивых историй о мило- сердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много. Кроме того, он мог показать на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
О жизни Б. С. Житкова прочитайте в книге: Черненко Г. Т. Вечный Колумб. Л.: Дет. лит., 1982.
Ему всегда нравились простые и мужественные люди, не боящиеся никаких трудностей и опасностей. Мечтая о дальних странах и путеше- ствиях, он понимал, что в жизни могут пригодиться самые разнообразные знания, поэтому настойчиво занимался техникой, естествознанием, иностранными языками. Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»).
...Долго охотник приручал ее к себе. И вот однажды услышал возле дома собачий лай своего Рябчика. К дому шла та самая серая кошка. Завидя охотника, она не убежала, как раньше. С этого дня она постоянно приходила к охотнику в гости...
И таких правдивых историй о мило- сердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много. Кроме того, он мог показать на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
О жизни Б. С. Житкова прочитайте в книге: Черненко Г. Т. Вечный Колумб. Л.: Дет. лит., 1982.
Это странное на вид животное живет в саваннах Африки. Половина его роста — длинная, до 3 м, шея. Крошечная голова с двумя короткими рожками, обтянутыми кожей, поднята над землей на 5—6 м. Поэтому жирафу не просто до воды дотянуться, чтобы напиться. Пере- дние ноги у него длиннее задних. А хвост длиной в метр.
Пастбище жирафов — крона невысоких деревьев, с которых они ощипывают листья. Кормятся жирафы утром и во второй половине дня, когда жара спадает. А в жаркое время стоят в тени деревьев, торчащих словно зонтики, воткнутые в землю.
Весит взрослый жираф до 750 кг. Окраска у него ярко-желтая с черными пятнами. Она помогает маскироваться в тени деревьев. Но эта удачная маскировка все равно не спасает его от охотников. И бег тоже не спасает. Хотя бегает жираф как хорошая скаковая лошадь. Глаза у жирафа так посажены, что все вокруг видят и головой не надо вертеть.
Еще в прошлом веке жирафов было много. Паслись они в саванне. Теперь большое количество их истреблено.
Жирафы водятся в заповедниках и взяты под охрану.
Много интересного о жирафах можно узнать из книги: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Млекопитающие. М.: Дет. лит., 1981. С. 265—269.
Пастбище жирафов — крона невысоких деревьев, с которых они ощипывают листья. Кормятся жирафы утром и во второй половине дня, когда жара спадает. А в жаркое время стоят в тени деревьев, торчащих словно зонтики, воткнутые в землю.
Весит взрослый жираф до 750 кг. Окраска у него ярко-желтая с черными пятнами. Она помогает маскироваться в тени деревьев. Но эта удачная маскировка все равно не спасает его от охотников. И бег тоже не спасает. Хотя бегает жираф как хорошая скаковая лошадь. Глаза у жирафа так посажены, что все вокруг видят и головой не надо вертеть.
Еще в прошлом веке жирафов было много. Паслись они в саванне. Теперь большое количество их истреблено.
Жирафы водятся в заповедниках и взяты под охрану.
Много интересного о жирафах можно узнать из книги: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Млекопитающие. М.: Дет. лит., 1981. С. 265—269.
Где бы ни поселился человек — в жарких странах или за Полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.
На Крайнем Севере, где все покрыто снегом и льдом, эскимосы строили свое жилище — иглу — из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, в иглу зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами.
Жителям лесов было, конечно, лучше: их избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные мхом и паклей, надежно защищали от морозов и от зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живется многим обитателям сел и деревень, хотя иные дома в них построены 100, а то и 200 лет назад.
А в степях, где лесов мало, строили дома из глины или из высушенной на солнце смеси глины с соломой.
Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.
Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы — оленеводы.
Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывали войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.
Североамериканские индейцы алгонкины, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, свя- зывали их верхушки, покрывали вет- ками, тростником или корой, и полу- чался вигвам. А индейцы сиу, охотив- шиеся в прериях, жили в типи, сделан- ных, как чумы у ненцев, только по- крывали их шкурами бизонов.
В домах на сваях селились новогви- нейские папуасы и многие другие жители жарких стран. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стояли высоко над землей, и им не были страшны ни наводнения, ни хищники. К такому поселку и враги не могли подойти незаметно.
Домик из бамбука, бумаги и циновок строил японский крестьянин и не только потому, что был беден. Такое жилище наиболее безопасно во время частых в Японии землетрясений.
Понятно, что самые долговечные постройки — из камня. До наших дней сохранились дома и храмы, построенные несколько тысячелетий назад. Но каменные дома стоили дорого — ведь добывать камень нелегко. В те далекие времена в каменоломнях трудились каторжники и рабы.
И человек начал искать замену при- родному камню. Сначала он научился обжигать кирпичи из глины, потом появился бетон — самый распростра- ненный в наше время строительный материал. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а некоторые, специальной конструкции дома не боятся даже землетрясений.
Кирпичи из... меда, да притом самые крепкие, — не сказка ли это? Нет, самая настоящая быль. И обнаружили эти кирпичи археологи на острове Шри Лан- ка. Здесь более пяти веков назад был построен храм. Крепость кирпичной по- стройки поразила ученых, которые и установили, что сверхпрочные кирпичи — «медовые». А секрет оказался прост: материал, из которого изготавливались кирпичи, смешивался с медом диких пчел, и после долгой сушки под тропи- ческим солнцем «медовые» кирпичи становились такими прочными, что их и сейчас очень трудно разбить.
Все люди должны жить в красивых и удобных домах. Современная техника позволяет построить надежное и благоустроенное жилище в любом месте — и в ледяных просторах Антарктиды, и на морском дне, и даже в космосе. Надо только, чтобы всегда оставался целым и невредимым наш общий дом — планета Земля.
Прочитайте книгу: Яхнин Л. Л. Сколько братьев у нашего дома. М.: Малыш, 1986.
На Крайнем Севере, где все покрыто снегом и льдом, эскимосы строили свое жилище — иглу — из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, в иглу зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами.
Жителям лесов было, конечно, лучше: их избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные мхом и паклей, надежно защищали от морозов и от зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живется многим обитателям сел и деревень, хотя иные дома в них построены 100, а то и 200 лет назад.
А в степях, где лесов мало, строили дома из глины или из высушенной на солнце смеси глины с соломой.
Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.
Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы — оленеводы.
Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывали войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.
Североамериканские индейцы алгонкины, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, свя- зывали их верхушки, покрывали вет- ками, тростником или корой, и полу- чался вигвам. А индейцы сиу, охотив- шиеся в прериях, жили в типи, сделан- ных, как чумы у ненцев, только по- крывали их шкурами бизонов.
В домах на сваях селились новогви- нейские папуасы и многие другие жители жарких стран. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стояли высоко над землей, и им не были страшны ни наводнения, ни хищники. К такому поселку и враги не могли подойти незаметно.
Домик из бамбука, бумаги и циновок строил японский крестьянин и не только потому, что был беден. Такое жилище наиболее безопасно во время частых в Японии землетрясений.
Понятно, что самые долговечные постройки — из камня. До наших дней сохранились дома и храмы, построенные несколько тысячелетий назад. Но каменные дома стоили дорого — ведь добывать камень нелегко. В те далекие времена в каменоломнях трудились каторжники и рабы.
И человек начал искать замену при- родному камню. Сначала он научился обжигать кирпичи из глины, потом появился бетон — самый распростра- ненный в наше время строительный материал. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а некоторые, специальной конструкции дома не боятся даже землетрясений.
Кирпичи из... меда, да притом самые крепкие, — не сказка ли это? Нет, самая настоящая быль. И обнаружили эти кирпичи археологи на острове Шри Лан- ка. Здесь более пяти веков назад был построен храм. Крепость кирпичной по- стройки поразила ученых, которые и установили, что сверхпрочные кирпичи — «медовые». А секрет оказался прост: материал, из которого изготавливались кирпичи, смешивался с медом диких пчел, и после долгой сушки под тропи- ческим солнцем «медовые» кирпичи становились такими прочными, что их и сейчас очень трудно разбить.
Все люди должны жить в красивых и удобных домах. Современная техника позволяет построить надежное и благоустроенное жилище в любом месте — и в ледяных просторах Антарктиды, и на морском дне, и даже в космосе. Надо только, чтобы всегда оставался целым и невредимым наш общий дом — планета Земля.
Прочитайте книгу: Яхнин Л. Л. Сколько братьев у нашего дома. М.: Малыш, 1986.
Люди начали заниматься животновод- ством, то есть разводить животных, еще в глубокой древности. Вероятно, первыми животноводами были охотники. Они приносили с охоты маленьких диких баранов, кабанят и других животных и выращивали их. Становясь взрослыми, эти животные давали потомство, о котором человек заботился. Иногда животные и сами приходили к человеческому жилью: здесь можно было найти корм.
Заметив, что прирученные животные приносят пользу, люди стали разводить их. Так от охоты человек пришел к животноводству.
Первой приручили собаку, ставшую людям верным другом. Затем стали разводить коз и овец, потом свиней, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, птицу (гусей, кур, уток) и других животных.
Домашние животные очень отличаются от своих диких предков. Это произошло благодаря огромному труду человека, который отбирал животных только с полезными признаками. Они размножались в неволе, и со временем эти признаки закреплялись. Сравните дикого кабана (его можно увидеть в зоопарке) и домашнюю свинью; диких кур, несущих в год по несколько яиц, и домашних, дающих более 250 яиц.
В нашей стране животноводство — одна из основных отраслей сельского хозяйства. Оно обеспечивает население продуктами питания — мясом, молоком, яйцами. Из мяса приготовляют колбасы, сосиски, копчености, консервы; из молока — масло, сыр, творог, сметану. Животные дают шерсть для выработки шерстяных тканей и трикотажа, кожу для обуви и других изделий, шкуры для меховой одежды. Лошади, верблюды, ослы, буйволы перевозят грузы, делают другую работу.
Корова и сейчас оправдывает свое старинное название — кормилица. Ведь она дает молоко, а молоко — это и масло, и сливки, и сметана, и просто- кваша, и творог.
Выращивание овец — одно из древних занятий человека. Но и сегодня оно занимает заметное место в животноводстве. В нашей стране разводят разные породы овец. Оказывается, ослы могут быть... сторожами. Техасские фермеры США используют их для охраны овец и коз от нападения койотов. В отличие от собак ослы меньше требуют к себе внимания. И живут и пасутся они вместе с козами и овцами, а при появлении хищных койотов устраивают на них настоящую охоту. Но не каждого осла можно допустить к охране. В сторожа берут только самок. Самцы же почему-то могут иногда атаковать и животных, которых призваны охранять.
Животноводство подразделяется на скотоводство (выращивание крупного рогатого скота), свиноводство, овце- водство, коневодство, козоводство, верблюдоводство, оленеводство, пти- цеводство, а также звероводство (вы- ращивание норок, соболей, нутрий и других пушных зверей, дающих ценный мех) и пчеловодство (разведение пчел для получения меда и воска). Животноводство тесно связано с другой отраслью сельского хозяйства — растениеводством, которое обеспечи- вает его кормами.
Раньше в работе животноводов преобладал ручной труд. Теперь многие трудоемкие процессы выполняют за них механизмы. Они готовят и раздают животным корм, убирают животноводческие помещения, доят коров, стригут овец. В животноводстве работают миллионы доярок, свинарок, коневодов, овцеводов, зоотехников, ветеринаров и людей других профессий.
Прочитайте книги: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Домашние животные. М.: Дет. лит., 1985.
Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит., 1987.
Заметив, что прирученные животные приносят пользу, люди стали разводить их. Так от охоты человек пришел к животноводству.
Первой приручили собаку, ставшую людям верным другом. Затем стали разводить коз и овец, потом свиней, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, птицу (гусей, кур, уток) и других животных.
Домашние животные очень отличаются от своих диких предков. Это произошло благодаря огромному труду человека, который отбирал животных только с полезными признаками. Они размножались в неволе, и со временем эти признаки закреплялись. Сравните дикого кабана (его можно увидеть в зоопарке) и домашнюю свинью; диких кур, несущих в год по несколько яиц, и домашних, дающих более 250 яиц.
В нашей стране животноводство — одна из основных отраслей сельского хозяйства. Оно обеспечивает население продуктами питания — мясом, молоком, яйцами. Из мяса приготовляют колбасы, сосиски, копчености, консервы; из молока — масло, сыр, творог, сметану. Животные дают шерсть для выработки шерстяных тканей и трикотажа, кожу для обуви и других изделий, шкуры для меховой одежды. Лошади, верблюды, ослы, буйволы перевозят грузы, делают другую работу.
Корова и сейчас оправдывает свое старинное название — кормилица. Ведь она дает молоко, а молоко — это и масло, и сливки, и сметана, и просто- кваша, и творог.
Выращивание овец — одно из древних занятий человека. Но и сегодня оно занимает заметное место в животноводстве. В нашей стране разводят разные породы овец. Оказывается, ослы могут быть... сторожами. Техасские фермеры США используют их для охраны овец и коз от нападения койотов. В отличие от собак ослы меньше требуют к себе внимания. И живут и пасутся они вместе с козами и овцами, а при появлении хищных койотов устраивают на них настоящую охоту. Но не каждого осла можно допустить к охране. В сторожа берут только самок. Самцы же почему-то могут иногда атаковать и животных, которых призваны охранять.
Животноводство подразделяется на скотоводство (выращивание крупного рогатого скота), свиноводство, овце- водство, коневодство, козоводство, верблюдоводство, оленеводство, пти- цеводство, а также звероводство (вы- ращивание норок, соболей, нутрий и других пушных зверей, дающих ценный мех) и пчеловодство (разведение пчел для получения меда и воска). Животноводство тесно связано с другой отраслью сельского хозяйства — растениеводством, которое обеспечи- вает его кормами.
Раньше в работе животноводов преобладал ручной труд. Теперь многие трудоемкие процессы выполняют за них механизмы. Они готовят и раздают животным корм, убирают животноводческие помещения, доят коров, стригут овец. В животноводстве работают миллионы доярок, свинарок, коневодов, овцеводов, зоотехников, ветеринаров и людей других профессий.
Прочитайте книги: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Домашние животные. М.: Дет. лит., 1985.
Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит., 1987.
Если день серый, унылый, вы ждете, когда ветер разгонит облака и с ярко- синего неба брызнут ослепительные лучи. Тогда весь мир кажется таким красочным, полным жизни, движения. Повсюду загораются блики, а тени становятся прозрачными, вобравшими в себя отблески окружающих предметов. Запечатлеть это разнообразие красок может живопись. Тот, кто в совершенстве овладел этим видом искусства, может изобразить и серый, унылый день так, что каждый увидит: он не такой уж серый, однообразный, а по- своему красив и полон настроения.
Полусгнивший мостик, корявые деревья, серые постройки, куча бревен... Казалось бы, что привлекательного в таком пейзаже? А вот замечательный русский пейзажист И. И. Левитан разглядел и показал нам траву, пламенеющую в лучах солнца и прохладно-изумрудную в тени; водяное зеркальце, пускающее блики под старый мост; листву в дымке теплого дня. Все полно жизни, ощущения близкого присутствия человека. Картина, названная Левитаном «Мостик. Саввинская слобода», окрашена любовью к природе, к родной земле.
Искусство живописи известно с древних времен. Но широкое распространение оно получило с конца 14— начала 15 в., когда нидерландский художник Я.. ван Эйк усовершенствовал технику живописи масляными красками.
Но существует и немало других художественных материалов: акварель, темпера, гуашь, пастель, даже цветные карандаши. У каждого художественного материала свои особенности, требующие глубокого знания и большого опыта работы.
Живописец может творить чудеса — показать события далекого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок, увековечить облик и духовный мир человека, создать сложнейшую, многофигурную композицию... Если он пишет картину на мольберте, станке, то произведение относится к станковой живописи; если создает панно, фреску — к монументальной. А декоративная живопись призвана украшать архитектурные постройки, предметы прикладного искусства.
Живописцем может стать только тот, кто умеет хорошо рисовать, потому что рисунок — основа любого изображения. Его возможности настолько широки, что большой мастер может простым карандашом создать произведение, близкое к живописному. Например, М. А. Врубель так нарисовал белую азалию, что она кажется живой, трепетной, дрожащей под легким дуновением ветерка.
А бывает и так, что пестрящее радужными красками полотно вовсе не вызывает ощущения жизни, движения; оно сухое, невыразительное. Значит, для живописного произведения мало быть цветным — оно должно правдиво передавать предметы, их пропорции, объемы. Трепетную игру света и тени. Мерцание воздуха. Движение. И обязательно доносить до нас взволнованность, душевный порыв художника.
Прочитайте книгу: Каменева Е. О. Какого цвета радуга? М.: Дет. лит., 1987. С. 26—27.
1. В. Л. Боровиковский. Портрет А. П. Гагариной. 1801 2. С. Дали. Ваза с васильками.
3. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи . 1833 4. П. А. Федотов. Сватовство майора .1851 5. П. Пикассо. Grucifixion 6. С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения.
Полусгнивший мостик, корявые деревья, серые постройки, куча бревен... Казалось бы, что привлекательного в таком пейзаже? А вот замечательный русский пейзажист И. И. Левитан разглядел и показал нам траву, пламенеющую в лучах солнца и прохладно-изумрудную в тени; водяное зеркальце, пускающее блики под старый мост; листву в дымке теплого дня. Все полно жизни, ощущения близкого присутствия человека. Картина, названная Левитаном «Мостик. Саввинская слобода», окрашена любовью к природе, к родной земле.
Искусство живописи известно с древних времен. Но широкое распространение оно получило с конца 14— начала 15 в., когда нидерландский художник Я.. ван Эйк усовершенствовал технику живописи масляными красками.
Но существует и немало других художественных материалов: акварель, темпера, гуашь, пастель, даже цветные карандаши. У каждого художественного материала свои особенности, требующие глубокого знания и большого опыта работы.
Живописец может творить чудеса — показать события далекого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок, увековечить облик и духовный мир человека, создать сложнейшую, многофигурную композицию... Если он пишет картину на мольберте, станке, то произведение относится к станковой живописи; если создает панно, фреску — к монументальной. А декоративная живопись призвана украшать архитектурные постройки, предметы прикладного искусства.
Живописцем может стать только тот, кто умеет хорошо рисовать, потому что рисунок — основа любого изображения. Его возможности настолько широки, что большой мастер может простым карандашом создать произведение, близкое к живописному. Например, М. А. Врубель так нарисовал белую азалию, что она кажется живой, трепетной, дрожащей под легким дуновением ветерка.
А бывает и так, что пестрящее радужными красками полотно вовсе не вызывает ощущения жизни, движения; оно сухое, невыразительное. Значит, для живописного произведения мало быть цветным — оно должно правдиво передавать предметы, их пропорции, объемы. Трепетную игру света и тени. Мерцание воздуха. Движение. И обязательно доносить до нас взволнованность, душевный порыв художника.
Прочитайте книгу: Каменева Е. О. Какого цвета радуга? М.: Дет. лит., 1987. С. 26—27.
1. В. Л. Боровиковский. Портрет А. П. Гагариной. 1801 2. С. Дали. Ваза с васильками.
3. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи . 1833 4. П. А. Федотов. Сватовство майора .1851 5. П. Пикассо. Grucifixion 6. С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения.