Мы каждый день завтракаем, обедаем, ужинаем, едим хлеб, масло, мясо. Не прочь полакомиться конфетами или мороженым. И, к сожалению, почти никогда не задумываемся: откуда все это? Кто дает нам пищу, а значит, жизнь? Откуда «свалились» кожаные ботинки и туфли, пальто или платье, простыни и наволочки? Все это дают нам люди, которые работают на земле, — крестьяне.
Поговорим о происхождении слов «крестьяне», «крестьянин». Нам ясно, что так называют людей, которые занимаются сельским хозяйством.
Сейчас мы употребляем слово «кре- стьянин» довольно редко, пользуясь словами «селянин», «фермер» и др. Он может разводить скот, птицу, но самое главное занятие крестьянина издревле — пахать землю, чтобы нелегким трудом добыть хлеб для себя и многомиллионного населения городов. Работа на земле — самое древнее занятие. Люди занимаются крестьянским трудом с незапамятных времен.
Это название сельского жителя, земледельца появилось тысячелетие назад, после принятия христианской веры. Новая вера оказала очень сильное влияние на русских людей. Земледелец вместо многочисленных старинных названий (смерд, закуп, огницанин и др.) навеки получил новое имя — крестьянин — крещеный человек. И пусть оно останется именем русского земледельца на долгие века и дальше. Пусть вместе с именем наши современные крестьяне воспримут отношение к земле, к природе, каким оно было в глубокой древности. Особым почитанием у земледельца пользовалась земля. О ней никогда не говорили плохо, считая, что «мать — сыра земля не простит этого». Идя за плугом во время пахоты, у земли просили прощения, что приходится резать и переворачивать верхний слой земли. Ранней весной нельзя было ударить по земле даже палкой: ведь она дает жизнь растениям, рождает хлеб, земле поклоня- лись, ей рассказывали о своих горестях. Русские люди в древности, встречая дорогого гостя, приветствовали его земным поклоном. Прикоснуться к земле значило пожелать добра человеку, которому поклонился при встрече.
Чтобы земля дала богатый урожай, о ней заботились: удобряли, уничтожали сорняки, истощавшие землю. «Земля — кормилица, а сама есть просит», — говорили русские крестьяне. Весь труд крестьянина строился на вере в землю и безграничном уважении к ней. Вспомним русских былинных богатырей — они черпали силы, прикасаясь к земле.
Священным было отношение крестьян к результатам своего труда — к хлебу. Немыслимым было не то, чтобы бросить, а даже сказать о хлебе плохо. Благоговейное отношение к хлебу запечатлели русские пословицы: «Хлеб—батюшка, водица— матушка», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай». Да и не только русские. Многие народы сохранили уважение к земле, хлебу и нелегкому труду в сельском хозяйстве. Времена изменились, но крестьянский труд на земле остался. Он не стал легким, хотя на поля пришли машины.
Все больше людей понимают, что нужно всерьез и с любовью относиться к земле, к труду на ней и к тому, кто на ней трудится, — к крестьянину. Пусть этот труд будет самым важным и самым нужным делом для всего народа, а наше крестьянство — самым уважаемым.
Поговорим о происхождении слов «крестьяне», «крестьянин». Нам ясно, что так называют людей, которые занимаются сельским хозяйством.
Сейчас мы употребляем слово «кре- стьянин» довольно редко, пользуясь словами «селянин», «фермер» и др. Он может разводить скот, птицу, но самое главное занятие крестьянина издревле — пахать землю, чтобы нелегким трудом добыть хлеб для себя и многомиллионного населения городов. Работа на земле — самое древнее занятие. Люди занимаются крестьянским трудом с незапамятных времен.
Это название сельского жителя, земледельца появилось тысячелетие назад, после принятия христианской веры. Новая вера оказала очень сильное влияние на русских людей. Земледелец вместо многочисленных старинных названий (смерд, закуп, огницанин и др.) навеки получил новое имя — крестьянин — крещеный человек. И пусть оно останется именем русского земледельца на долгие века и дальше. Пусть вместе с именем наши современные крестьяне воспримут отношение к земле, к природе, каким оно было в глубокой древности. Особым почитанием у земледельца пользовалась земля. О ней никогда не говорили плохо, считая, что «мать — сыра земля не простит этого». Идя за плугом во время пахоты, у земли просили прощения, что приходится резать и переворачивать верхний слой земли. Ранней весной нельзя было ударить по земле даже палкой: ведь она дает жизнь растениям, рождает хлеб, земле поклоня- лись, ей рассказывали о своих горестях. Русские люди в древности, встречая дорогого гостя, приветствовали его земным поклоном. Прикоснуться к земле значило пожелать добра человеку, которому поклонился при встрече.
Чтобы земля дала богатый урожай, о ней заботились: удобряли, уничтожали сорняки, истощавшие землю. «Земля — кормилица, а сама есть просит», — говорили русские крестьяне. Весь труд крестьянина строился на вере в землю и безграничном уважении к ней. Вспомним русских былинных богатырей — они черпали силы, прикасаясь к земле.
Священным было отношение крестьян к результатам своего труда — к хлебу. Немыслимым было не то, чтобы бросить, а даже сказать о хлебе плохо. Благоговейное отношение к хлебу запечатлели русские пословицы: «Хлеб—батюшка, водица— матушка», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай». Да и не только русские. Многие народы сохранили уважение к земле, хлебу и нелегкому труду в сельском хозяйстве. Времена изменились, но крестьянский труд на земле остался. Он не стал легким, хотя на поля пришли машины.
Все больше людей понимают, что нужно всерьез и с любовью относиться к земле, к труду на ней и к тому, кто на ней трудится, — к крестьянину. Пусть этот труд будет самым важным и самым нужным делом для всего народа, а наше крестьянство — самым уважаемым.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи