ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
Школе XXI века требуется учитель, обладающий профессиональными компетентностями, которые включают в себя следующие составляющие: когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую, проектную, а также систему ценностных ориентаций. Это должен быть специалист, способный на высоком уровне осуществлять учебный, воспитательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы.
На данном этапе все большую значимость приобретает формирование и совершенствование проектной деятельности, предполагающей готовность выпускника вуза внедрять в учебно-воспитательный процесс начальной школы, а также самому разрабатывать новые педагогические технологии с позиции принятие личности обучающегося как главной ценности образования; а также формирующей умение педагога адекватно оценивать в ходе аналитико-синтетической деятельности информацию, характеризующую конкретную проблемную педагогическую ситуацию.
Практика показывает, что нередко начинающий специалист оказывается в состоянии интеллектуального затруднения, связанного с недостаточностью опыта творческого применения на практике полученных в вузе знаний, умений и навыков, что вызывает у ряда молодых педагогов чувство неуверенности в своих силах, приводящее к разочарованию выпускника вуза в избранной сфере профессиональной деятельности.
В педагогической литературе под проектной компетенцией понимается совокупность проектных, конструктивных и рефлексивных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают педагога логической деятельностью при решении образовательных задач (П.И. Пидкасистый и др. [1]). Проектная деятельность учителя – это способность проектировать свою деятельность при решении образовательных, управленческих педагогических задач, обусловленных спецификой, вариативностью системы образования.
Проектная деятельность предполагает использование в учебном
процессе интерактивных образовательных технологий, которые представляют собой обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (Г.К.Селевко [2]). Проектно-комбини-рованная деятельность – это сформированные способности к творческому осмыслению материала и переносу его в практическую деятельность; к обобщению передового опыта по интересующей проблеме и осуществлению переноса полученной информации в собственную практическую деятельность; к анализу как собственной самообразовательной и профессиональной деятельности, так и практической деятельности других учителей; к организации познавательной деятельности учащихся. Это умение увидеть проблему; выбрать цель деятельности; определить пути решения поставленных задач; подобрать необходимые для их решения средства; применять при решении проблемной задачи усвоенные знания.
Задача учителя начальных классов заключается в знании методики преподавания математики и в формировании умения учащихся ориентироваться в проблемах математики. Интерактивные технологии признаны облегчить подготовительную деятельность каждого преподавателя и учебную деятельность каждого учащегося, сделать обучение посильным, нужным, доступным (П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко и др.).
Проектно-комбинаторная компетентность формирует способности к творческому осмыслению материала и переносу его в практическую деятельность; к обобщению передового опыта по интересующей проблеме и осуществлению переноса полученной информации в собственную практическую деятельность; к анализу как собственной самообразовательной и профессиональной деятельности, так и практической деятельности других учителей; к организации познавательной деятельности учащихся, предполагает формирование у выпускника вуза готовность внедрять в учебно-воспитательный процесс начальной школы новые педагогические технологии, а также приобретение умения адекватно оценивать конкретную проблемную педагогическую ситуацию.
Самостоятельная работа студентов способствует выработке необходимых умений решать учебно-научные и профессиональные задачи с первых лет обучения. Наиболее продуктивны спецкурсы
«Развитие продуктивной познавательной деятельности учащихся»,
«Проектные технологии в обучении математике», «Интерактивные
технологии в обучении математике», (наряду с обязательными посещениями курса «Теория и методика обучение математике»).
В качестве формирования проектной деятельности будущих учителей мы выбрали организацию проведения сюжетно-ролевых и деловых игр, решения проблемных задач. Применение учителем сюжетно-ролевых и деловых игр особенно значимо в период младшего школьного возраста, когда у учащегося наблюдается стремление к взрослости и развитие воображения. Особенностями игровых ситуаций в младшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение личности, формирование межличностных отношений в классе (В.И. Слободчиков). Поэтому необходимо научить студентов моделировать игровые ситуации, чтобы применение данных технологий не вызывало затруднения профессиональной деятельности. Будущие педагоги, научившись играть, без труда смогут применять такие формы работы в школьной аудитории.
Использование на практических и лабораторных занятиях проблемных ситуаций позволяет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ученика, помогает развивать самостоятельное мышление, учит применять знания на практике. При этом активность студента строится на основе свободы, а роль преподавателя – к руководству самостоятельной работой обучающихся. Создание поисковой ситуации, творческого процесса обучения в вузе способствует формированию и совершенствованию профессионального мастерства учителя. Поэтому процесс обучения нужно строить так, чтобы развивать творческий потенциал будущего учителя. С этой целью мы включаем в занятия по теории и технологии обучения математике поисковые задания.
Поисковое задание – это такой вид заданий, в процессе выполнения которых учащиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями или способами их добывания. Исходя из содержания основных проблем методики математики, мы наметили следующие типы поисковых заданий: выявление особенностей школьных программ и учебников; анализ видов упражнений по математике; определение различных видов планирование учебного материала по математике; определение метода обучения и методического приема; выявления особенностей методических пособий; выяснение типа урока и особенности его построения; определение видов ошибок в письменных работах учащихся, причин их появления; работа по их исправлению; выяснение особенностей дидактического материала, определение возможностей его использованиям при изучении определенных тем; определение особенностей домашних заданий; выяснение роли самостоятельных и поисковых заданий.
Приведем примеры поисковых заданий, которые вводились на занятиях. На занятии, посвященном анализу школьных учебников с целью выявления их возможностей в формировании продуктивной познавательной деятельности учащихся, студентам были предложены следующие задания.
• Как реализуется в учебнике принцип развивающего обучения?
• Чем отличаются методы изучения нового материала в учебнике 4
класса от учебника 5 класса?
• Какие поисковые задачи и проблемные ситуации используются в школьных учебниках?
Эти и другие проблемные вопросы активизируют работу студентов, заставляют их творчески подходить к программному материалу. Задания, предлагаемые студентам, постепенно усложняются. Сначала предлагаются задания, требующие репродуктивной деятельности, затем – задания, требующие поисковых умений. Например, при работе с методической литературой предлагалось найти: в статье примеры, конкретизирующие те или иные теоретические положения; примеры, требующие критического анализа приемов, рекомендуемых авторами методических статей и пособий. Студентам необходимо было выполнить следующие задания:
• выделите в пособии (статье) фрагменты, связанные…
• какие проблемы отражены в работе…
• оформите рефераты по материалам книги (статьи)…
• составьте проблемную аннотацию к статье…
• составьте проблемные задания на основе статьи…
При анализе дидактического материала задания также усложнялись. Примеры простых заданий.
• Какие задания способствуют формированию умений обобщать,
сравнивать, анализировать?
• Давать ли дидактический материал в готовом виде или использовать творческие возможности учащихся?
• Студентам предлагались разнообразные поисковые задания, касающиеся анализа деятельности учителя на уроке.
• Какие виды опроса использует учитель на уроке? Какая организация опроса, по-вашему, наиболее эффективна? Докажите.
• Какие методические приемы использует учитель при подготовке учащихся к восприятию нового материала, при закреплении, при повторении и обобщении?
• Какие приемы, на ваш взгляд, более эффективны?
Овладев основами развития продуктивной познавательной деятельности учащихся в теоретическом и практическом плане, студенты сами составляли поисковые задание и включали их конспект уроков. Материал для составления поисковых задач они находили в занимательной математике, статьях и методических пособиях. Формирование проективной деятельности у студентов обеспечивает качество обучения в вузе, способствует активному развитию творческих способностей будущих педагогов.

Библиографические ссылки
1. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МТУ. 1996.
2. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. – М.: Народное образование. 1998.

Источник: А. К. Мендыгалиева (г. Оренбург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.