ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

Наука » Экономика
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), официальное название интеграционного комплекса, в состав которого входят три организации: Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Включает 15 западноевропейских стран, цель объединения - интеграция экономик, а также сотрудничество в других областях; наиболее развитая форма экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Формирование Европейского союза началось на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. (вступил в силу с 1 января 1958 г.), о создании шестью западноевропейскими странами - ФРГ, Францией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом - Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Европейское сообщество). С 1 января 1973 г. членами ЕЭС стали Великобритания, Дания и Ирландия, с 1 января 1981 г.- Греция, с 1 января 1986 г.- Испания и Португалия, с 1 января 1995 г.- Австрия, Финляндия и Швеция. В 1957 г. было также создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), а ещё ранее (в 1952 г.) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1967 г. руководящие органы трёх сообществ были объединены, в результате чего эта триединая организация стала официально именоваться Европейскими сообществами. В своё время в ЕЭС были созданы наднациональные экономические органы. Основным органом, принимающим принципиальные решения, касающиеся деятельности организации, стал Совет министров. Исполнительным органом выступала Комиссия, которая после объединения трёх сообществ стала именоваться Комиссией Европейских сообществ (КЕС). Законодательный орган ЕС - Парламент, который с 1979 г. избирается гражданами стран ЕС на основе прямых выборов. Кроме того, существует Суд ЕС. Число мест для стран-участниц в органах ЕС установлено на основе соглашения между ними с учётом численности их населения и экономического потенциала. Наибольшее число мест во всех органах имеют Германия, Франция, Италия и Великобритания. С 1975 г. три раза в год собираются сессии - совещания глав государств и правительств стран-членов.

Функции органов ЕС имеют характер наднационального, надгосударственного регулирования. Они ведут переговоры по торговым, таможенным и др. вопросам с третьими, т. е. не входящими с ЕС, странами, устанавливают регламент рыночных цен на продукты сельского хозяйства, обеспечивают проведение политики протекционизма путём определения так называемых компенсационных тарифов, распределения субсидий и пр.

В целях углубления интеграции в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) 12 стран - участниц Европейских сообществ подписали договор об образовании Европейского союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.), предусматривающий повышение роли наднациональных органов - Европейского совета, Европейского парламента, Совета министров Европейского союза, Европейской комиссии (вместо КЕС) и Суда ЕС. При этом наряду с национальным вводилось европейское гражданство.

При создании ЕЭС ставилось целью формирование общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы. Однако с самого начала предполагалось образование не только таможенного, но и экономического, а в перспективе и политического союза. В 1962 г. в ЕЭС были сняты количественные ограничения, а с 1968 г. полностью отменены таможенные пошлины во взаимной торговле, введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

В 1993 г. окончательно сложился "единый внутренний рынок", представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов.

В мае 1999 г. вступил в силу подписанный в октябре 1996 г. новый Амстердамский договор, который вносит существенные изменения и дополнения в договоры, на которых зиждется ЕС. В сферу его деятельности включается политика в области гражданских прав и занятости, снимаются последние препятствия на пути передвижения граждан. В Амстердамском договоре уделяется особое внимание малым и средним предприятиям, охране окружающей среды. Намечается проведение совместной внешней политики и в области безопасности в целях укрепления позиций ЕС на мировой политической арене. Важным изменением в правовом статусе ЕС, включённым в Амстердамский договор, является усиление роли Европейского парламента.

С середины 1980-х гг. в Европейском сообществе предпринимались шаги по созданию экономического и валютного союза, в частности осуществлялись меры по выработке единой экономической и социальной политики. Были унифицированы тарифы на отдельные виды железнодорожных перевозок, приняты правила организации перевозок по шоссейным дорогам, разработаны правила слияний компаний в рамках Сообщества, унифицировались налоговые системы в странах-участницах, был введён единый налог на добавленную стоимость. Попытки стран Сообщества стабилизировать соотношения между курсами своих валют осуществлялись сначала в рамках "валютной змеи" (системы коллективного колебания курсов национальных валют), а с марта 1979 г.- европейской валютной системы. С 1 января 1999 г. была введена единая валюта - евро.

Существенным элементом Европейского сообщества является аграрный общий рынок, особенность которого состоит в установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию, а также компенсационных пошлин при импорте этой продукции из других стран в случае, если эти цены ниже средних цен по Сообществу. 90% суммы компенсационных сборов поступают в Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА), используемый для финансирования аграрной политики, в частности для поддержания цен.

Наряду с политикой в области сельского хозяйства в Европейском сообществе проводилась индустриальная, энергетическая, научно-техническая, транспортная политика. Вопрос об энергетике особенно остро встал в условиях мирового энергетического кризиса 1974- 1975 гг. Разработанная энергетическая политика была направлена на поощрение мероприятий по экономии энерго-ресурсов. В области промышленности особое внимание было уделено чёрной металлургии и угольной промышленности. Их поддержка осуществлялась по линии Европейского объединения угля и стали. Эти отрасли переживали глубокий кризис в связи со снижением спроса на их продукцию. Европейское сообщество поддерживало мероприятия по реструктуризации этих отраслей. Большое внимание уделялось развитию атомной промышленности - новой отрасли, требовавшей крупных капиталовложений, непосильных отдельным европейским странам. Поэтому деятельность Евратома также способствовала становлению этой отрасли в странах-членах.

На современном этапе в условиях усиливающейся глобализации мирового хозяйства Европейская комиссия считает общей долговременной целью повышение конкурентоспособности промышленности ЕС. По её мнению, для проведения промышленной политики необходимо усилить "невидимые" капиталовложения, т.е. улучшить управление, обучение и исследования, совершенствовать систему продвижения товаров европейских предприятий на мировой рынок, расширить сотрудничество между промышленниками и государственной властью, совершенствовать налогообложение венчурного капитала в целях поощрения его деятельности, упростить правила электронной торговли.

ЕС постоянно уделяет внимание вопросам развития науки и техники. Руководители ЕС говорят о создании "технологической Европы". Осуществлялись совместные научные программы, в частности программа "Эврика". В конце 1998 г. была принята Пятая рамочная программа научно-технического развития ЕС на 1998-2000 гг. с объёмом финансирования 15 млрд. евро.

В ЕС возникают разногласия между странами на почве регионального размещения производства, которые нашли отражение при создании фондов регионального и структурного развития. Однако, несмотря на противоречия, они функционируют и играют существенную роль. В настоящее время в ЕС для финансирования регионального развития существуют структурные фонды и так называемый фонд сплочения. На 2000-06 гг. в эти фонды выделено 239 млрд. евро. Ок. 70% средств структурных фондов получают районы с низким уровнем благосостояния.

Социальная политика ЕС с самого начала имела два главных направления: политика занятости и политика в сфере заработной платы. Одним из элементов создания общего рынка было введение "свободного движения" трудящихся на территории Сообщества, необходимость которого диктовалась не столько отдалённой перспективой создания единого экономического организма, сколько неотложными потребностями расширенного воспроизводства и специфическим состоянием рынков рабочей силы в странах ЕС.

Учитывая социальную опасность роста безработицы в связи с приспособлением экономик стран-членов к общим условиям Сообщества, были разработаны специальные программы переквалификации и трудоустройства рабочих. В 1957-71 гг. за счёт Фонда реадаптации прошла переподготовку 441 тыс. рабочих угольной, железорудной и металлургической промышленности. За счёт Европейского социального фонда (ЕСФ) за 1960-70-е гг. получили пособия на переквалификацию 599 тыс. рабочих, а пособия в связи с переездом на новое место работы (как правило, из Италии в другие страны Сообщества) - 702 тыс. рабочих.

В начале 1970-х гг. в Европейском сообществе в области социальной политики была принята новая формула, согласно которой цель интеграции должна состоять в создании Европейского социального союза, или "социальной Европы". Речь шла о расширении круга социальных вопросов, становившихся предметом рассмотрения на уровне организации в целом. В результате борьбы трудящихся им удалось нейтрализовать негативное воздействие интеграции на социально-экономическое положение, отстоять свои завоевания, добиться осуществления ряда мероприятий, отвечающих интересам трудового народа.

Один из главных вопросов социальной политики ЕС в конце 1990-х гг.- вопрос занятости. Его актуальность определяется высоким уровнем безработицы в странах ЕС. В январе 1998 г. число безработных в ЕС составило 9,6% экономически активного населения. В апреле 1998 г. была принята "Программа социальных действий на 1998-2000 гг.", центральное место в ней занимает проблема занятости.

Важный инструмент регулирования экономики, которым располагают наднациональные органы ЕС, - общий бюджет Союза, за счёт которого финансируются аграрная, структурная, научно-техническая, региональная политика и др. мероприятия. На 1999 г. бюджет ЕС был утверждён в размере: доходы - 96,9 млрд. евро, расходы - 85,6 млрд. евро. По поводу бюджета ЕС между странами существуют серьёзные разногласия, т.к. увеличение бюджета выгодно отстающим странам и, наоборот, против этого выступают наиболее развитые страны ЕС, являющиеся донорами.

Создание в конце 1950-х гг. Европейского экономического сообщества, которое ныне переросло в Европейский союз, оказало существенное влияние на экономику стран-членов, значительно интенсифицируя процессы интернационализации производства и капитала. Наряду с ростом взаимной торговли шла структурная перестройка экономики. Укреплялись позиции крупнейших западноевропейских компаний.

Вместе с тем деятельность ЕС породила и прямо противоположные тенденции, прежде всего противоречия между промышленно развитыми странами. В результате этих противоречий вторая европейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) фактически распалась, хотя с середины 1980-х гг. были отменены ограничения не только во взаимной торговле стран ЕС, но и со странами ЕАСТ на основе соглашений с ними о зоне свободной торговли промышленными товарами и создания европейского экономического пространства. Возникают противоречия и внутри ЕС. В мероприятиях по созданию единой европейской валюты - евро, напр., пока участвуют лишь 11 из 15 стран ЕС.

Несмотря на это, интеграционные процессы продолжаются и число членов ЕС будет возрастать. Постепенно практически все страны Европы (за исключением некоторых бывших республик СССР, включая РФ) станут членами этой организации. Уже реально рассматривается возможность вступления в ЕС группы стран Центральной и Восточной Европы - Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии, а также Кипра и др. Охват одной интеграционной группировкой всей Европы будет иметь важные последствия для мирового хозяйства. Рынки Европы станут внутренними для всех европейских стран с единой валютой.

С самого начала своего существования ЕЭС стремилось вовлечь в сферу своего влияния страны других регионов мира. Сейчас ЕС имеет торгово-экономические соглашения с рядом стран Средиземноморского бассейна. В 1995 г. на конференции в Барселоне высшие руководители 15 государств - членов ЕС и 12 средиземноморских стран договорились о расширении сотрудничества (т.н. Барселонский процесс). Несмотря на трудности и противоречия, этот процесс продолжается. Большое внимание уделяется инфраструктуре экономического и социального развития 27 стран Средиземноморья - участников Барселонского процесса, включая транспорт, телекоммуникации, новые источники энергии, строительство гидросооружений (плотины, водохранилища, водопроводы).

Другая группа стран, с которой ЕС поддерживает тесные связи,- это бывшие колонии Франции, Бельгии, в основном в Африке. Одновременно с Римским договором была подписана конвенция об ассоциации 18 африканских стран с ЕЭС ("Евроафрика"), которая была задумана правящими, кругами Сообщества как форма сохранения связей сначала с колониями Франции и Бельгии, а позже Великобритании, Испании и Португалии. После завоевания большинством стран Африки независимости (в начале 1960-х гг.) они потребовали изменить условия их ассоциации с ЕЭС. Подписанная ЕЭС и африканскими странами новая конвенция в 1962 г. в г. Яунде (Камерун) (действовала в 1964-69 гг.), а затем 2-я Яундская конвенция (1970-75 гг.), хотя и предусматривали некоторые уступки развивающимся странам, в частности выделение из Европейского фонда развития средств на подъём национальной экономики, в целом были направлены на то, чтобы сохранить страны Африки в орбите ЕЭС. Они намечали отмену таможенных пошлин и количественных ограничений при ввозе товаров из стран ЕЭС в ассоциированные страны, а также устранение препятствий для ввоза капитала стран ЕЭС в эти страны и вывоза оттуда прибылей.

После вступления в ЕЭС Великобритании отношения развивающихся стран с организацией регулируются новой конвенцией, которую подписали 46 стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ) в феврале 1975 г. в г. Ломе (Того). В конвенции был улучшен режим ввоза на рынки ЕЭС некоторых сельскохозяйственных товаров из стран АКТ, созданы для них системы стабилизации доходов от экспорта ("Стабэкс" и "Сисмин"), ликвидирован режим ассоциации с ЕЭС, который ставил страны АКТ в неравноправное положение. Вместе с тем страны Сообщества сохраняют существенные преимущества в торговле со странами АКТ, в значительной мере закрепляя их рынки для сбыта своей промышленной продукции. 2-я Ломейская конвенция (её подписали в 1979 г. 57 стран АКТ) и 3-я Ломейская конвенция (подписана, в 1984 г. 65 странами АКТ) в основном сохраняют положения первой конвенции, хотя последняя конвенция предусматривает некоторое расширение сфер сотрудничества. В 1998-99 гг. велись переговоры о новом соглашении ЕС со странами АКТ, которое должно заменить последнюю Ломейскую конвенцию. Один из острых вопросов, который остаётся нерешённым при подготовке соглашения,- срок действия торговых преференций для стран АКТ, лежащий в основе всех Яундских и Лрмейских конвенций. Всемирная торговая организация требует отмены преференциального режима, а большинство стран АКТ, и в первую очередь наименее развитые, выступают за продление его действия на максимально возможный срок.

Отношения ЕС с РФ регулируются Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве, вступившим в силу с 1 июля 1998 г. Действует Комитет сотрудничества ЕС - Россия, на котором обсуждаются как принципиальные проблемы, так и конкретные вопросы развития торговли, а также другие вопросы сотрудничества. В ЕС разработана стратегия отношений с РФ, в которой признаётся, что будущее развитие РФ имеет стратегическое значение для ЕС.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.