Характеристика возбудителя
Бешенство – острая высококонтагеозная вирусная болезнь животных и человека, протекает с признаками поражения центральной нервной системы, характеризующимися необычным поведением, непровоцируемой агрессивностью, параличами (полиэниефаломиелитом).
Вирус бешенства принадлежит к семейству Rhabdoviriае (от греч. rhabdos — стержень, палочка) и роду Lyssavirus (от греч. lyssa — бешенство). Возможными представителями этого рода являются 44 вируса, выделенные от позвоночных и беспозвоночных животных.
Рабдовирусы позвоночных и беспозвоночных имеют пулевидную форму. Вирионы состоят из нуклеокапсида спиральной симметрии и липопротеидной трехслойной оболочки, на поверхности которой расположены выступы длиной 5...10 нм и диаметром около 3 нм. Средний размер вирионов составляет 75...180 нм, длина спирали нуклеокапсида в вытянутом состоянии 4,2...4,6 мкм. Часто встречаются укороченные вирионы (0,1...0,5 длины нормальных), а иногда необычно длинные. Молярная масса вириона 300... 1000 МДа, коэффициент седиментации 550...1000 5.
Геном представлен единой односпиральной линейной негативной молекулой (минус) РНК с молярной массой 3,5...4,6 МДа и состоит из 11 932 «уклеотидов. Вирионная РНК рабдовирусов не обладает инфекционностью. В вирионах рабдовирусов обнаружено пять полипептидов, три из которых (L, NS, N) связаны с нуклеокапсидом, а два других (G, М) входят в состав липопротеидной оболочки. Белок G гликозилирован, образует на поверхности вириона выступы, индуцирует синтез вируснейтрализующих антител и обеспечивает развитие иммунитета. Белки нуклеокапсида N и NS имеют группоспеци-фические антигенные детерминанты. В вирионах содержится (по массе) 65...75 % белка, 15...25 липидов, 3 углеводов и 1...2 % РНК.
Гены расположены в следующем порядке: 3'-N-NS-М-G-L-5' [гликопротеин G, матриксный белок М, нуклеопротеин N, фос-фопротеин NS, обратная транскриптаза L (РНК-зависимую РНК-полимеразу)]. Первые два белка входят в состав вирусной оболочки, а остальные формируют нуклеокапсид. Белки нуклеокапсида L и NS являются компонентами траскриптазы.
Рабдовирусы размножаются в цитоплазме клеток восприимчивого организма или в тканевой культуре. Вначале вирионная РНК транскрибируется вирионассоциированной транскриптазой с образованием нескольких информационных РНК, обеспечивающих синтез вирусспецифических белков, а затем она реплицируется. На матрице вирионной минус-РНК синтезируется полная копия плюс-РНК, которая, в свою очередь, служит матрицей для синтеза дочерних геномных минус-РНК. Синтезированные минус-РНК связываются с белком с образованием нуклеокапсидов. Созревание вирионов происходит почкованием нуклеокапсидов через модифицированные участки клеточной оболочки, в которой находятся вирусспецифические белки G и М.
Устойчивость. Вирус бешенства устойчив к низким температурам и месяцами сохраняется в замороженном мозге; в гниющем материале остается жизнеспособным в течение 2...3 нед. При 60 °С инактивируется через 10 мин и при 100 °С — мгновенно. Стабилен при рН 5... 10. Эффективными дезинфицирующими средствами при бешенстве являются 2...3%-е растворы щелочей, формалина и лизола. Быстро инактивируются при УФ-облучении.
Классификация. Классификация вариантов вируса уличного бешенства основана на эволюционно-экологическом принципе (М. А. Селимов, 1978):
· вирус обычного «уличного» собачьего бешенства;
· вирус африканского собачьего бешенства, или возбудитель «безумной собаки»;
· вирус лисьего природного бешенства;
· вирус американского бешенства летучих мышей;
· лиссавирус, выделенный из мышевидных грызунов в Центральной Европе;
· вирус ликования песцов, или арктического бешенства;
· лиссаподобные вирусы, выделенные от землеройки и летучих мышей и насекомых в Африке.
На основе различий гликопротеидного компонента, выявляемого в реакции нейтрализации, в группе бешенства выявлено 7 серотипов. К серотипу 1 принадлежит абсолютное большинство уличных и фиксированных штаммов из разных частей света, в том числе и классический стандартный — СVS. Лиссаподобные вирусы остальных серотипов выделены первоначально на африканском континенте от летучих мышей — Lagos bat вирус (серотип 2), от землеройки и человека — Mocola вирус, также человека и летучей мыши — Duvenhage вируc. Позднее вирус Duvenhage был выделен на территории ФРГ и России.
Биологические свойства вируса бешенства подвержены естественной изменчивости, что обусловливает появление в природе новых штаммов. Установлено несколько биологических вариантов уличного вируса. Имеют особенности штаммы вируса, выделяемые при арктическом бешенстве («ликований») животных, «болезни безумной собаки» в Западной Африке, при бешенстве крупного рогатого скота (распространяется летучими мышами в Центральной и Южной Америке; болезнь протекает в паралитической форме). Отклоняются от классических и биологические свойства штаммов лисьего бешенства, а также лиссаподобных вирусов, выделенных от мышевидных грызунов в Центральной Европе, и от землеройки, летучих мышей и насекомых в Африке.
Антигенные различия между штаммами вируса бешенства и родственными вирусами изучают с помощью полной и сокращенной панели антинуклеокапсидных (НК) и антигликопротеиновых (ГП) моноклональных антител (МКА). Таким образом была составлена антигенная характеристика полевых штаммов вируса бешенства, выделенных от животных и человека из разных регионов бывшего СССР с помощью полного набора из 36 антинуклеокапсидных моноклональных антител. Оказалось, что циркулирующие на территории нашей страны штаммы вируса бешенства по нуклекапсидной структуре неоднородны и принадлежат к штамму классического вируса, серотип 1. А вирус Юли, выделенный от человека, покусанного летучей мышью, был идентифицирован как лиссаподобный вирус типа Дювенхаж (Duvenhag), серотип 4 — это первый лиссаподобный вирус, обнаруженный на территории России. В последующем было обнаружено еще два штамма на территории Западной Украины. Штамм Араван, выделенный от летучей мыши в Киргизии, оказался лиссавирусом с оригинальным антигенным профилем, не имеющим аналогов среди известных серотипов.
В 2002 г. в России были изолированы два новых rabies-rilated лиссавируса от летучих мышей в Восточной Сибири около озера Байкал и на Западном Кавказе. После предварительного антигенного и генетического анализа эти вирусы были выделены в новый генотип. Вирус Ircut был выделен от летучей мыши вида большой трубконос в Восточной Сибири. В городе Иркутске в сентябре 2002 г. летучая мышь залетела в квартиру. Животное было поймано и находилось под наблюдением. Сначала в ее поведении не было отмечено никаких отклонений от нормы, но через несколько дней появилась вялость, затем отказ откорма и воды. Через 10 сут летучая мышь погибла.
Другой лиссавирус был выделен от клинически здоровой летучей мыши, отловленной на Кавказе.
Рисунок 5. Вирус бешенства (метод негативной электронной микроскопии)
Согласно данным некоторых исследователей, вирус бешенства, попадая в организм, не всегда вызывает заболевание бешенством у животных. По данным Ф.Гутира и И. Марек (1937), после укуса, нанесенного больным бешенством животным, болезнь развивается не больше, чем в половине случаев экспериментального заражения животных. Обратите внимание, что здесь и далее речь идет именно о животных. О "заражаемости" людей данных нет, ибо подобные эксперименты не проводились.
По результатам исследований Гертвинга, из животных, укушенных бешеными собаками, впоследствии заболевали 5% укушенных, по данным Гаубнера - 40%, по Реллю (1977-1987гг) в Австрии из укушенных лошадей заболели 40%, из рогатого скота и овец - 50%, из свиней - 36%, из коз - 20%. Таким образом, с грубым приближением процент заболеваемости можно признать равным 30%, но у крупного рогатого скота и овец - до 50% укушенных заболевают бешенством.
Крысы и другие грызуны очень восприимчивы к вирусу бешенства, что способствует распространению вируса в дикой среде через покусы дикими крысами друг друга.
Кроме выше описанного, на заболеваемость бешенством влияет также возраст животных. Молодняк заболевает гораздо чаще, чем взрослые особи. Инкубационный период у молодых особей значительно короче, чем у взрослых.
Порода и пол животных, равно как и климатические условия, никак не влияют на восприичивость животных к вирусу.
69 изолятов вируса бешенства из различных частей мира пренадлежат к серотипу 1, причем идентифицировано по крайней мере 12 филогенетических линий в соответствии с географической локализацией хозяина.
Спектр патогенности в естественных условиях очень широк. Эпизоотические штаммы вируса бешенства различают по вирулентности и другим свойствам. Описанные варианты разделяют на 5 групп. К первой группе относятся так называемые усиленные штаммы (или вирусы ремфорс), характеризующиеся высокой вирулентностью, коротким инкубационным периодом болезни (1-2 дня) и постоянным образованием телец Бабеша-Негре.
Во вторую группу входят следующие варианты: а) вирус, выделенный от собак (Улу-Фато). Характерный признак – внезапное изменение поведения и развитие параличей; б) вирус, оказывающий сходную с чумой клинику, но так же наблюдается развитие параличей.
К третьей группе отнесены штаммы, выделенные от песцов и собак при заболевании, называемым дикованием, которое встречается в северных районах России и Канады. Симптомы дикования несколько отличаются от течения истинного бешенства.
В четвертую группу включен вирус штамма Флури. Вирус вызывает у собак, кошек, морских свинок, мышей болезнь, проявляющуюся параличами. Болезнь очень сходна с заболеванием, вызываемое фиксированным вирусом. В мозге больных животных данный штамм не индуцирует образования телец Бабеша-Негри.
В пятую группу объединены вирусы выделенные от людей.
Бешенство – острая высококонтагеозная вирусная болезнь животных и человека, протекает с признаками поражения центральной нервной системы, характеризующимися необычным поведением, непровоцируемой агрессивностью, параличами (полиэниефаломиелитом).
Вирус бешенства принадлежит к семейству Rhabdoviriае (от греч. rhabdos — стержень, палочка) и роду Lyssavirus (от греч. lyssa — бешенство). Возможными представителями этого рода являются 44 вируса, выделенные от позвоночных и беспозвоночных животных.
Рабдовирусы позвоночных и беспозвоночных имеют пулевидную форму. Вирионы состоят из нуклеокапсида спиральной симметрии и липопротеидной трехслойной оболочки, на поверхности которой расположены выступы длиной 5...10 нм и диаметром около 3 нм. Средний размер вирионов составляет 75...180 нм, длина спирали нуклеокапсида в вытянутом состоянии 4,2...4,6 мкм. Часто встречаются укороченные вирионы (0,1...0,5 длины нормальных), а иногда необычно длинные. Молярная масса вириона 300... 1000 МДа, коэффициент седиментации 550...1000 5.
Геном представлен единой односпиральной линейной негативной молекулой (минус) РНК с молярной массой 3,5...4,6 МДа и состоит из 11 932 «уклеотидов. Вирионная РНК рабдовирусов не обладает инфекционностью. В вирионах рабдовирусов обнаружено пять полипептидов, три из которых (L, NS, N) связаны с нуклеокапсидом, а два других (G, М) входят в состав липопротеидной оболочки. Белок G гликозилирован, образует на поверхности вириона выступы, индуцирует синтез вируснейтрализующих антител и обеспечивает развитие иммунитета. Белки нуклеокапсида N и NS имеют группоспеци-фические антигенные детерминанты. В вирионах содержится (по массе) 65...75 % белка, 15...25 липидов, 3 углеводов и 1...2 % РНК.
Гены расположены в следующем порядке: 3'-N-NS-М-G-L-5' [гликопротеин G, матриксный белок М, нуклеопротеин N, фос-фопротеин NS, обратная транскриптаза L (РНК-зависимую РНК-полимеразу)]. Первые два белка входят в состав вирусной оболочки, а остальные формируют нуклеокапсид. Белки нуклеокапсида L и NS являются компонентами траскриптазы.
Рабдовирусы размножаются в цитоплазме клеток восприимчивого организма или в тканевой культуре. Вначале вирионная РНК транскрибируется вирионассоциированной транскриптазой с образованием нескольких информационных РНК, обеспечивающих синтез вирусспецифических белков, а затем она реплицируется. На матрице вирионной минус-РНК синтезируется полная копия плюс-РНК, которая, в свою очередь, служит матрицей для синтеза дочерних геномных минус-РНК. Синтезированные минус-РНК связываются с белком с образованием нуклеокапсидов. Созревание вирионов происходит почкованием нуклеокапсидов через модифицированные участки клеточной оболочки, в которой находятся вирусспецифические белки G и М.
Устойчивость. Вирус бешенства устойчив к низким температурам и месяцами сохраняется в замороженном мозге; в гниющем материале остается жизнеспособным в течение 2...3 нед. При 60 °С инактивируется через 10 мин и при 100 °С — мгновенно. Стабилен при рН 5... 10. Эффективными дезинфицирующими средствами при бешенстве являются 2...3%-е растворы щелочей, формалина и лизола. Быстро инактивируются при УФ-облучении.
Классификация. Классификация вариантов вируса уличного бешенства основана на эволюционно-экологическом принципе (М. А. Селимов, 1978):
· вирус обычного «уличного» собачьего бешенства;
· вирус африканского собачьего бешенства, или возбудитель «безумной собаки»;
· вирус лисьего природного бешенства;
· вирус американского бешенства летучих мышей;
· лиссавирус, выделенный из мышевидных грызунов в Центральной Европе;
· вирус ликования песцов, или арктического бешенства;
· лиссаподобные вирусы, выделенные от землеройки и летучих мышей и насекомых в Африке.
На основе различий гликопротеидного компонента, выявляемого в реакции нейтрализации, в группе бешенства выявлено 7 серотипов. К серотипу 1 принадлежит абсолютное большинство уличных и фиксированных штаммов из разных частей света, в том числе и классический стандартный — СVS. Лиссаподобные вирусы остальных серотипов выделены первоначально на африканском континенте от летучих мышей — Lagos bat вирус (серотип 2), от землеройки и человека — Mocola вирус, также человека и летучей мыши — Duvenhage вируc. Позднее вирус Duvenhage был выделен на территории ФРГ и России.
Биологические свойства вируса бешенства подвержены естественной изменчивости, что обусловливает появление в природе новых штаммов. Установлено несколько биологических вариантов уличного вируса. Имеют особенности штаммы вируса, выделяемые при арктическом бешенстве («ликований») животных, «болезни безумной собаки» в Западной Африке, при бешенстве крупного рогатого скота (распространяется летучими мышами в Центральной и Южной Америке; болезнь протекает в паралитической форме). Отклоняются от классических и биологические свойства штаммов лисьего бешенства, а также лиссаподобных вирусов, выделенных от мышевидных грызунов в Центральной Европе, и от землеройки, летучих мышей и насекомых в Африке.
Антигенные различия между штаммами вируса бешенства и родственными вирусами изучают с помощью полной и сокращенной панели антинуклеокапсидных (НК) и антигликопротеиновых (ГП) моноклональных антител (МКА). Таким образом была составлена антигенная характеристика полевых штаммов вируса бешенства, выделенных от животных и человека из разных регионов бывшего СССР с помощью полного набора из 36 антинуклеокапсидных моноклональных антител. Оказалось, что циркулирующие на территории нашей страны штаммы вируса бешенства по нуклекапсидной структуре неоднородны и принадлежат к штамму классического вируса, серотип 1. А вирус Юли, выделенный от человека, покусанного летучей мышью, был идентифицирован как лиссаподобный вирус типа Дювенхаж (Duvenhag), серотип 4 — это первый лиссаподобный вирус, обнаруженный на территории России. В последующем было обнаружено еще два штамма на территории Западной Украины. Штамм Араван, выделенный от летучей мыши в Киргизии, оказался лиссавирусом с оригинальным антигенным профилем, не имеющим аналогов среди известных серотипов.
В 2002 г. в России были изолированы два новых rabies-rilated лиссавируса от летучих мышей в Восточной Сибири около озера Байкал и на Западном Кавказе. После предварительного антигенного и генетического анализа эти вирусы были выделены в новый генотип. Вирус Ircut был выделен от летучей мыши вида большой трубконос в Восточной Сибири. В городе Иркутске в сентябре 2002 г. летучая мышь залетела в квартиру. Животное было поймано и находилось под наблюдением. Сначала в ее поведении не было отмечено никаких отклонений от нормы, но через несколько дней появилась вялость, затем отказ откорма и воды. Через 10 сут летучая мышь погибла.
Другой лиссавирус был выделен от клинически здоровой летучей мыши, отловленной на Кавказе.
Рисунок 5. Вирус бешенства (метод негативной электронной микроскопии)
Согласно данным некоторых исследователей, вирус бешенства, попадая в организм, не всегда вызывает заболевание бешенством у животных. По данным Ф.Гутира и И. Марек (1937), после укуса, нанесенного больным бешенством животным, болезнь развивается не больше, чем в половине случаев экспериментального заражения животных. Обратите внимание, что здесь и далее речь идет именно о животных. О "заражаемости" людей данных нет, ибо подобные эксперименты не проводились.
По результатам исследований Гертвинга, из животных, укушенных бешеными собаками, впоследствии заболевали 5% укушенных, по данным Гаубнера - 40%, по Реллю (1977-1987гг) в Австрии из укушенных лошадей заболели 40%, из рогатого скота и овец - 50%, из свиней - 36%, из коз - 20%. Таким образом, с грубым приближением процент заболеваемости можно признать равным 30%, но у крупного рогатого скота и овец - до 50% укушенных заболевают бешенством.
Крысы и другие грызуны очень восприимчивы к вирусу бешенства, что способствует распространению вируса в дикой среде через покусы дикими крысами друг друга.
Кроме выше описанного, на заболеваемость бешенством влияет также возраст животных. Молодняк заболевает гораздо чаще, чем взрослые особи. Инкубационный период у молодых особей значительно короче, чем у взрослых.
Порода и пол животных, равно как и климатические условия, никак не влияют на восприичивость животных к вирусу.
69 изолятов вируса бешенства из различных частей мира пренадлежат к серотипу 1, причем идентифицировано по крайней мере 12 филогенетических линий в соответствии с географической локализацией хозяина.
Спектр патогенности в естественных условиях очень широк. Эпизоотические штаммы вируса бешенства различают по вирулентности и другим свойствам. Описанные варианты разделяют на 5 групп. К первой группе относятся так называемые усиленные штаммы (или вирусы ремфорс), характеризующиеся высокой вирулентностью, коротким инкубационным периодом болезни (1-2 дня) и постоянным образованием телец Бабеша-Негре.
Во вторую группу входят следующие варианты: а) вирус, выделенный от собак (Улу-Фато). Характерный признак – внезапное изменение поведения и развитие параличей; б) вирус, оказывающий сходную с чумой клинику, но так же наблюдается развитие параличей.
К третьей группе отнесены штаммы, выделенные от песцов и собак при заболевании, называемым дикованием, которое встречается в северных районах России и Канады. Симптомы дикования несколько отличаются от течения истинного бешенства.
В четвертую группу включен вирус штамма Флури. Вирус вызывает у собак, кошек, морских свинок, мышей болезнь, проявляющуюся параличами. Болезнь очень сходна с заболеванием, вызываемое фиксированным вирусом. В мозге больных животных данный штамм не индуцирует образования телец Бабеша-Негри.
В пятую группу объединены вирусы выделенные от людей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи