Психологический взгляд на культуру зависит от того, как мы ее понимаем. Если культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений, то она укоренена в человеческих отношениях, в их психологии с присущими им индивидуально-личностными возможностями. Психология связывает культуру с творчеством и жизнью людей. Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Само собой разумеется, что это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.
Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.
Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей.
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
a. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
b. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
c. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
a. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
b. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
c. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
Практическая психология - психология, ориентированная на запросы широкого круга образованных людей, как минимум - людей достаточного уровня культур. Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин¬ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло¬гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин¬ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло¬гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.
Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:
Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.
Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все–таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально–доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера». Многие клиенты это даже чувствуют и не всегда воспринимают такого психолога как своего реального помощника. Заметим, что у педагогов и психологов возможностей для самокрасования на работе, быть может, даже больше, чем у артистов театра и кино и даже чем у различных теле–и эстрадных «звезд», поскольку педагоги и психологи работают не с безликими аудиториями, которые часто воспринимают своих «звезд» как неких «идолов успеха», но не как живых людей, тогда как в учебных аудиториях и психологических кабинетах возможно более «живое» общение с реальной «обратной связью» и взаимодействием.
Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.
Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все–таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально–доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера». Многие клиенты это даже чувствуют и не всегда воспринимают такого психолога как своего реального помощника. Заметим, что у педагогов и психологов возможностей для самокрасования на работе, быть может, даже больше, чем у артистов театра и кино и даже чем у различных теле–и эстрадных «звезд», поскольку педагоги и психологи работают не с безликими аудиториями, которые часто воспринимают своих «звезд» как неких «идолов успеха», но не как живых людей, тогда как в учебных аудиториях и психологических кабинетах возможно более «живое» общение с реальной «обратной связью» и взаимодействием.
Можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований, при публикации им научных текстов, при взаимодействии со своими коллегами и различными «авторитетами» психологической науки:
Чрезмерное экспериментирование
Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Естественно, и психолог–исследователь, и психолог–практик должны вести научный поиск, но как только они почувствуют, что стали относиться к клиентам всего лишь как к «обследуемым», как к «испытуемым» и вообще как к «статистическому материалу», то следует восстановить приоритеты: на первом месте должны быть интересы клиента и вообще любого «обследуемого» человека, которые никак не должны пострадать!
Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект–объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя.
Чрезмерное экспериментирование
Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Естественно, и психолог–исследователь, и психолог–практик должны вести научный поиск, но как только они почувствуют, что стали относиться к клиентам всего лишь как к «обследуемым», как к «испытуемым» и вообще как к «статистическому материалу», то следует восстановить приоритеты: на первом месте должны быть интересы клиента и вообще любого «обследуемого» человека, которые никак не должны пострадать!
Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект–объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя.
Попыток разработать такой «кодекс чести» достаточно много, хотя, насколько нам известно, они существуют лишь в «локальных» вариантах, принятых в отдельных ассоциациях. Этические стандарты психолога, принятые Американской психологической ассоциацией. Авторское право принадлежит Американской психологической ассоциации (январь, 1963). Перепечатано (и отредактировано) из журнала «Американский психолог» (январь, 1963), поправки внесены в сентябре 1965 г. и декабре 1972 г.
Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.
Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Как педагог психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции.
Как практик психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.
Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.
Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.
Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Как педагог психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции.
Как практик психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.
Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.
Ценностно-ориентационное единство может быть качественно и количественно оценено с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно бытовой сферах.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Многонациональный состав воинских коллективов - важный фактор,определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими.
Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.
Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.
Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.
Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.
Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы
Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.
Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.
Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива-- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры: