Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива-- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:
отношения субординации;
отношения координации;
отношения сотрудничества.
Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.
Уставные взаимоотношения - это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.
Следует также иметь в виду, что структурные формы отношений между рядовыми военнослужащими разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.
Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:
отношения субординации;
отношения координации;
отношения сотрудничества.
Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.
Уставные взаимоотношения - это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.
Следует также иметь в виду, что структурные формы отношений между рядовыми военнослужащими разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи