Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии:
1)Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2)Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3)Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4)Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Современный характер требований общественной практики, обусловливает сближение психологического развития с педагогикой, медициной и инженерной психологии с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологич функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проблема возрастного нормирования включает рассмотрение усредненных эталонов + вопрос об индивидуальной вариативности психологической характеристик. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социал-эконом, санитарно-гигиенич и биотич. факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В число основных проблем возрастной психологии входит исслед факторов развит, так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают соцал-эконом, политико-правовые, идеологические, педагогич + биотические и абиотич факторы. Т о, намечается опред иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели -дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики.

Периодизация Эльконина

Наука » Психология » Возрастная психология
Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева. Основана на смене ведущего типа деятельности. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок —взрослый».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок —предмет».

Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация Л.С. Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Основные понятия теории Выготского. Выготский рассматривает развитие, прежде всего как возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Динамика возрастного развития. Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Возрастная периодизация

Наука » Психология » Возрастная психология
Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Виды возрастов:

• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нерв­ная система и ВНД.

• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).

• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изме­нения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психо­логического развития.

• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.

Возрастные кризисы

Наука » Психология » Возрастная психология
Возрастные кризисы – непродолжительные по времени периоды, характерные резкими психическими изменениями. Они возникают при переходе от одного возрастного периода в другой. Связанны они с теми качественными изменениями, которые происходят в сфере социальных отношений человека, в сфере его деятельности и сознания. Сразу же меняются связи человека, отношения его к среде окружающей, он меняет свою деятельность.
Мы будем говорить о нормативных кризисах. Кризис, который не вредит. В отечественной психологии слово кризис было введено Выгодским в 20годах – кризис – целостное изменение личности человека. Кризис обусловлен возникновением новых образований, предшествующего стабильного периода. Эти новообразования приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой.
Сейчас нет единого мнения, что такое возрастной кризис. Некоторые считают, что кризис болезненное явление, а другие считают, что тех, кого правильно воспитывали, нет кризиса.
Божович Л.И. понимал под кризисами – переходный период од одного этапа детского развития к другому. Каждое новообразование возникает в ответ на потребности ребенка, поэтому кризис несет в себе побудительную силу.
Кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис в семье, пубертатный кризис, кризис 17 лет, кризис 30 лет, кризис 40 лет, пенсионный кризис, кризис смерти.
Понимание отдельных кризисов вводилось в науку эмпирическим путем.

Отрасли психологии

Наука » Психология » Введение в психологию
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. Ее историческое и социальное развитие при¬вело к необходимости интегрировать многие науки, которые прямо или косвенно рассматривали вопросы жизнедеятельности человека.
По С.Л.Рубинштейну отрасли условно можно разделить на основные (базовые) и вспомогательные (прикладные). К основным отраслям можно отнести те аспекты психологии, которые раскрывают значимые характеристики психики человека (и поведения животных) в разных сферах ее проявления:
• возрастная психология,
• социальная психология,
• психология личности,
• зоопсихология,
• педагогическая психология,
психология аномального развития и др.
Главное в данной отрасли – познание основных механизмов психики. К вспомогательным отраслям относится то, что связано с изучением проблемы проявления психики в конкретных видах человеческой деятельности (профессиях):

Модель специалиста по А.К. Марковой

Наука » Психология » Введение в психологию
Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.
Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Различают:
• модель специалиста (работающего, функционирующего);
• модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.
При построении модели специалиста возможны варианты:
• модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
• модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.

Личностные качества психолога

Наука » Психология » Введение в психологию
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация - чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
3) дисциплинированность,
4) способность к критике и самокритике,
5) беспристрастие,
6) умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с.126-135).
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Индивидуальный стиль деятельности психолога

Наука » Психология » Введение в психологию
При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).
Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):
1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.
2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.
3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.
4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.
5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.
6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.
7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.
8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.

Компоненты профессионального психолога

Наука » Психология » Введение в психологию
На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным.

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

Предрассудки о психологах

Наука » Психология » Введение в психологию
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

Профессиональная психологическая ассоциации

Наука » Психология » Введение в психологию
Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Амери­канская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году ис­полняется 100 лет Британскому психологическому обще­ству. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.

В рамках каждой такой национальной организации обыч­но действуют отделения по профессиональным направле­ниям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сфе­рам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.