Кризис отрочества (предподростковый) – в 9-11 лет - кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.
1. Мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана: учеба превратилась в одну из обязанностей, прежние мотивы учения (одобрение) не действуют.
2. Симптомы: отрицательное отношение к школе и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.
3. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, и неблагополучный статус сохраняется при переходе из начальных классов в средние.
4. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать: проверка себя и сравнение с другими; новые условия обучения (классная система, разные учителя).
5. Психологическое содержание кризиса – рефлексивный «оборот на себя»: размышления о себе как личности, пределах своих возможностей; идёт ориентировка на свои качества и умения как основное условие решения любых задач.
6. Наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Вероятность попасть в «плохие» компании, заиметь плохие «взрослые» привычки (сигареты, выпивка) из-за желания казаться взрослым.
7. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
1. Мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана: учеба превратилась в одну из обязанностей, прежние мотивы учения (одобрение) не действуют.
2. Симптомы: отрицательное отношение к школе и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.
3. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, и неблагополучный статус сохраняется при переходе из начальных классов в средние.
4. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать: проверка себя и сравнение с другими; новые условия обучения (классная система, разные учителя).
5. Психологическое содержание кризиса – рефлексивный «оборот на себя»: размышления о себе как личности, пределах своих возможностей; идёт ориентировка на свои качества и умения как основное условие решения любых задач.
6. Наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Вероятность попасть в «плохие» компании, заиметь плохие «взрослые» привычки (сигареты, выпивка) из-за желания казаться взрослым.
7. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
1) Поиск партнёра для жизни,
2) Отделение от родительской семьи,
3) Приобретение профессии;
4) Обретение индивидуальности и собственного жизненного стиля;
5) Начало собственной профессиональной и личностной жизни.
К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Знания + опыт.
2) Отделение от родительской семьи,
3) Приобретение профессии;
4) Обретение индивидуальности и собственного жизненного стиля;
5) Начало собственной профессиональной и личностной жизни.
К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Знания + опыт.
Продолжается созревание организма.
1. Двигательная сфера хорошо сформирована. Движения способствуют развитию нервной системы, совершенствуют координацию, развивают смелость, ловкость, быстроту. Подвижные игры, слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё. Возрастает скорость образования условных рефлексов. Но: созревание ещё не закончилось, функциональные особенности ещё не сложились, работа организма ещё ограничена.
2. Со взрослыми преобладает личностное общение: дети лучше узнают себя, стремятся получить оценку себя и своей деятельности. В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности.
3. Ведущий тип деятельности – сюжетно-ролевые игры, в которых изображаются взаимоотношения между персонажами и выполняется коллективная деятельность. В детском саду дети занимаются и учебной деятельностью, научаются понимать поставленную задачу и овладевают навыками и умениями её выполнения.
4. Развивается самооценка, умение оценить результаты своей деятельности по сравнению с работой других; видят свои удачи и промахи.
5. Знакомясь со свойствами предметов, ещё не умеют выделить существенные, определяющие свойства. Обычно выделяют особенности, которые бросаются в глаза.
1. Двигательная сфера хорошо сформирована. Движения способствуют развитию нервной системы, совершенствуют координацию, развивают смелость, ловкость, быстроту. Подвижные игры, слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё. Возрастает скорость образования условных рефлексов. Но: созревание ещё не закончилось, функциональные особенности ещё не сложились, работа организма ещё ограничена.
2. Со взрослыми преобладает личностное общение: дети лучше узнают себя, стремятся получить оценку себя и своей деятельности. В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности.
3. Ведущий тип деятельности – сюжетно-ролевые игры, в которых изображаются взаимоотношения между персонажами и выполняется коллективная деятельность. В детском саду дети занимаются и учебной деятельностью, научаются понимать поставленную задачу и овладевают навыками и умениями её выполнения.
4. Развивается самооценка, умение оценить результаты своей деятельности по сравнению с работой других; видят свои удачи и промахи.
5. Знакомясь со свойствами предметов, ещё не умеют выделить существенные, определяющие свойства. Обычно выделяют особенности, которые бросаются в глаза.
1. Учение протекает в обязательных орга-низационных формах (чёткая временная последовательность и временное ограничение: расписание; 1 предмет за урок.
2. Если мотив игры – удоволь¬ствие от самого процесса игры, то основной мотив учения – чувство долга, ответственности. Следует вызвать также интерес к самому процессу учёбы или к её результатам. = Обретение новых знаний и умений, удовлетворение любопытства.
3. В учёбе присутствуют мотивация, учебные задачи, действия, контроль и оценка.
4. Идёт формирование научных понятий. Ориентировка не на внешние, наглядные признаки и связи, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Совершенствуется смысловая память, развивается внимание.
5. Развивается мотивационная сфера (получение высоких отметок, знания, одобрение старших; престиж). Оценка успеваемости определяет социальный статус ребенка.
6. Становление самооценки: ориентируясь на оценку учителя, считают себя и сверстников «отличниками», «двоечниками» и «средними» учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. У отличников м.б. завышенная самооценка, у неуспевающих - заниженная.
7. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока.
2. Если мотив игры – удоволь¬ствие от самого процесса игры, то основной мотив учения – чувство долга, ответственности. Следует вызвать также интерес к самому процессу учёбы или к её результатам. = Обретение новых знаний и умений, удовлетворение любопытства.
3. В учёбе присутствуют мотивация, учебные задачи, действия, контроль и оценка.
4. Идёт формирование научных понятий. Ориентировка не на внешние, наглядные признаки и связи, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Совершенствуется смысловая память, развивается внимание.
5. Развивается мотивационная сфера (получение высоких отметок, знания, одобрение старших; престиж). Оценка успеваемости определяет социальный статус ребенка.
6. Становление самооценки: ориентируясь на оценку учителя, считают себя и сверстников «отличниками», «двоечниками» и «средними» учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. У отличников м.б. завышенная самооценка, у неуспевающих - заниженная.
7. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока.
Кризис 6-7 лет – соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст смены зубов и вытягивания.
1. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, упрямиться. Задаются вопросы «Зачем, почему я должен это делать?» В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье, манерничанье, кривляние.
2. Идёт утеря непосредственности, что означает появление в поступках ребёнка интеллектуального момента.
3. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях, понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой.
4. Достигает пика интерес к своим половым органам и к различию половых ролей. То, как родители реагируют на это, имеет большое значение для его самоуважения и сексуального развития.
5. Речь становится развитой, логической. Раньше возраст 7 лет считали вступлением во взрослость: католическая и православная церковь именно семилетнему ребенку приписывает способность отвечать за свои действия.
Кризис 7 лет – период рождения социального «Я» ребенка. = Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, смысловая ориентированность поступка, утрата детской непосредственности.
1. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, упрямиться. Задаются вопросы «Зачем, почему я должен это делать?» В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье, манерничанье, кривляние.
2. Идёт утеря непосредственности, что означает появление в поступках ребёнка интеллектуального момента.
3. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях, понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой.
4. Достигает пика интерес к своим половым органам и к различию половых ролей. То, как родители реагируют на это, имеет большое значение для его самоуважения и сексуального развития.
5. Речь становится развитой, логической. Раньше возраст 7 лет считали вступлением во взрослость: католическая и православная церковь именно семилетнему ребенку приписывает способность отвечать за свои действия.
Кризис 7 лет – период рождения социального «Я» ребенка. = Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, смысловая ориентированность поступка, утрата детской непосредственности.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, средство овладения миром взрослых на доступном ребенку уровне.
Игровая ситуация включает замещения (вместо людей — куклы), упрощения (обыгрываются внешние, «видимые» стороны деятельности). Т.е огрублённо имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Нельзя обязать ребенка играть до 10 часов в настольные игры, а после 10 – в дочки-матери. Игру можно организовать, но ребёнок должен принять предложенное сам. Содержание игры, включённость в неё ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребёнок сам переходит от одной игры к другой. Основной мотив – удовольствие от процесса игры.
Игровая ситуация включает замещения (вместо людей — куклы), упрощения (обыгрываются внешние, «видимые» стороны деятельности). Т.е огрублённо имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Нельзя обязать ребенка играть до 10 часов в настольные игры, а после 10 – в дочки-матери. Игру можно организовать, но ребёнок должен принять предложенное сам. Содержание игры, включённость в неё ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребёнок сам переходит от одной игры к другой. Основной мотив – удовольствие от процесса игры.
Дошкольное детство – 3-7 лет.
1. Движущие силы развития психики: потребность в общении (усваивается социальный опыт); потребность во внешних впечатлениях (развитие познавательных способностей); потребность в движениях (овладение навыками и умениями).
2. Ведущее средство общения – речь. Возраст «почемучек»; ребёнок требует, чтобы взрослыё всерьез относился к нему как к товарищу, партнёру (познавательное общение). + Личностное общение – активное обсуждение со взрослым поведения и поступков с точки зрения нравственных норм. Здесь ребёнок отказывается от партнёрства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя, что подготавливает к обучению в школе. Общение со сверстниками – обучение взаимоотношениям (сотрудничеству, взаимопомощи, руководству и подчинению) на основе действий с предметами, игрушками + произвольное подражание как овладение общественным опытом.
3. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Отражает различные стороны жизни, взаимоотношений, профессиональной деятельности. Появляются элементы труда.
4. Психическое развитие достигает уровня, когда можно вводить элементы учебной деятельности. Совершенствуются ощущение, восприятие, наглядные представления; повышаются острота зрения и цветоразличение, развивается слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития.
1. Движущие силы развития психики: потребность в общении (усваивается социальный опыт); потребность во внешних впечатлениях (развитие познавательных способностей); потребность в движениях (овладение навыками и умениями).
2. Ведущее средство общения – речь. Возраст «почемучек»; ребёнок требует, чтобы взрослыё всерьез относился к нему как к товарищу, партнёру (познавательное общение). + Личностное общение – активное обсуждение со взрослым поведения и поступков с точки зрения нравственных норм. Здесь ребёнок отказывается от партнёрства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя, что подготавливает к обучению в школе. Общение со сверстниками – обучение взаимоотношениям (сотрудничеству, взаимопомощи, руководству и подчинению) на основе действий с предметами, игрушками + произвольное подражание как овладение общественным опытом.
3. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Отражает различные стороны жизни, взаимоотношений, профессиональной деятельности. Появляются элементы труда.
4. Психическое развитие достигает уровня, когда можно вводить элементы учебной деятельности. Совершенствуются ощущение, восприятие, наглядные представления; повышаются острота зрения и цветоразличение, развивается слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития.
Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период – от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.
1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).
2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).
3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.
1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).
2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).
3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.
Факторы: наследственность и среда. Выделяют ещё активность человека.
Закономерности:
- Биологическое созревание мозга – необходимое условие развития психики.
- Причина развития психических функций – взаимодействия с внешним предметным миром.
- Развитие психики определено усвоением общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми.
- «Движущие силы» развития – противоречия в процессе усвоения ребёнком деятельностей.
- В основе развития психики лежат стихийные или специально организованные процессы обучения и воспитания.
Закономерности:
- Биологическое созревание мозга – необходимое условие развития психики.
- Причина развития психических функций – взаимодействия с внешним предметным миром.
- Развитие психики определено усвоением общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми.
- «Движущие силы» развития – противоречия в процессе усвоения ребёнком деятельностей.
- В основе развития психики лежат стихийные или специально организованные процессы обучения и воспитания.
В каком-то из возрастов человек должен разрешить для себя проблему примирения с окончанием жизни, попытаться осмыслить свой конец, преодолеть страх перед тем, что его жизнь кончится, и подвести итог прожитому.
Смерть с точки зрения психологии – это последнее критическое событие в жизни человека. Необратимое прекращение всех жизненных функций.
В психологии существует понятие «пограничной ситуации» - нахождения между жизнью и смертью, при которой резко обостряется самосознание: угроза жизни активизирует мышление, освобождает его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. В результате пограничных ситуаций резко меняется жизненного кредо. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»: а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.
Особенности кризиса индивидуальной жизни:
1. Сегодня нет способа помочь умирающему: религия потеряла авторитет; наука основана на материализме, отрицающем загробную жизнь, социальная структура неразвита, поддержка умирающих отсутствует; философия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего.
Смерть с точки зрения психологии – это последнее критическое событие в жизни человека. Необратимое прекращение всех жизненных функций.
В психологии существует понятие «пограничной ситуации» - нахождения между жизнью и смертью, при которой резко обостряется самосознание: угроза жизни активизирует мышление, освобождает его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. В результате пограничных ситуаций резко меняется жизненного кредо. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»: а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.
Особенности кризиса индивидуальной жизни:
1. Сегодня нет способа помочь умирающему: религия потеряла авторитет; наука основана на материализме, отрицающем загробную жизнь, социальная структура неразвита, поддержка умирающих отсутствует; философия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего.
В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу, иногда независимо от того, желает он этого или нет. Больших, развёрнутых теорий ещё нет, есть отдельные принципы:
- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).
- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».
- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).
- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).
- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».
- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).
В основе онтогенетической теории психического развития Леонтьева лежит теория деятельности. Культура выступает источником психического развития только тогда, когда ребёнок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественного опыта в виде орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д.
Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.