Агроном

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Слово "агроном" произошло от двух греческих слов: "агрос" — поле и "номос" — закон. Агроном — специалист сельского хозяйства. Он хорошо знает законы земледелия, законы агрономии. Знания этих законов помогают агроному выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений.
Агроном — профессия древняя. В Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме, уже несколько тысяч лет назад, люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени.
В древних русских книгах также можно найти записи по агрономии: как пахать землю, на какую глубину сеять зерно, как выращивать капусту и репу.
Первыми агрономами были люди, которые начали выращивать дикорастущие растения, заниматься их одомашниванием. До появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, от поколения к поколению.
Первыми известными русскими агрономами были А. Т. Болотов (1738— 1833) и И. М. Комов (1750— 1792). Они разрабатывали новые приемы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна и конопли и применяли их на практике.
Большую помощь агрономам оказали труды известных русских ученых. В. В. Докучаев (1846—1903) разработал способы восстановления и повышения плодородия чернозема, К. А. Тимирязев (1843—1920) изучил потребности растений в питательных веществах, Д. Н. Прянишников (1865—1948) объяснил, как растения усваивают азот, разработал способы применения азотных удобрений. И. В. Мичурин (1855—1935) вывел новые сорта плодовых и ягодных культур.
Современный агроном — разносторонний специалист сельскохозяйственного производства. Ему до тонкостей известно все, что связано с выращиванием растений, то есть их агротехника: способы обработки почвы, сроки и способы сева и уборки урожая, особенности ухода за посевами и посадками. Например, пшеницу, овес, лук, редис можно сеять рано. Семена этих растений начинают прорастать, когда почва еще холодная. А вот с посевом кукурузы надо подождать. Она любит теплую почву. Еще позже сеют огурцы и кабачки. Семена репы очень мелкие. Поэтому заделывать в почву их надо на маленькую глубину. Горох же с довольно крупными семенами заглубляют в почву на 5—6 см, а клубни картофеля — на 12—15 см.
Агроном хорошо знает, как ухаживать за растениями, какие и когда применять удобрения, сколько удобрений надо вносить на каждый гектар для получения хорошего урожая, как вести борьбу с сорняками, болезнями и вредителями.
Так как все работы на полях выполняют машины, то агроном разбирается в сельскохозяйственной технике. Агроном еще и организатор сельскохозяйственного производства. Он правильно расставляет людей и машины на участках. Следит, чтобы не было простоев.
Наступила осень. На поля пришли уборочные машины. Хороший урожай вырастило хозяйство. Есть в этом и доля труда агронома. Высокий урожай — самая большая его награда.
Читайте: Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983.

Автомоделизм

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Мы — автомоделисты! — так говорят о себе десятки тысяч школьников, студентов, рабочих и инженеров, увлекающихся интереснейшим техническим видом спорта — автомоделизмом. Суть его — в создании собственными руками моделей автомобилей и выступлении с этими моделями на соревнованиях.
Каких только автомоделей ни конструируют энтузиасты этого вида спорта! Одни из самых сложных — это, разумеется, радиоуправляемые модели гоночных автомобилей. Сделать такую модель по силам лишь мастерам высокого класса, разбирающимся в механике и электронике, конструировании и теории прочности. И при всем этом надо быть и мастером на все руки — уметь работать на многих металлообрабатывающих станках, быть хорошим слесарем, иметь представление о современных материалах и технологиях.
Такие сложные автомодели новичкам непременно показывают в автомодельных кружках. Но путь в автомоделизм начинается с моделей попроще. Самая незамысловатая — это резиномоторная автомодель. Ее двигатель — туго закрученный жгут из резиновых нитей, соединенный простейшей передачей с колесами. Но даже с таким двигателем модель может пробежать более 25 м.
Следующая стадия — изготовление несложных моделей с электродвигателем. Такие простейшие модели не несут на себе батарей или аккумуляторов, а получают электроэнергию от внешнего источника. Таковы, например, трассовые модели автомобилей. Для соревнований и тренировок им необходима специальная трасса — миниатюрное извилистое "шоссе", по которому одновременно могут двигаться сразу несколько автомоделей. Двигатель у них электрический, а питание к нему подается почти так же, как к мотору трамвая или троллейбуса, — через две металлические токоведущие шины. Монтируются они на поверхности трассы так, что во время заезда токосъемники, закрепленные на днище модели, касаются этих проводников.
Внешний источник питания используется и для простейших комнатных кордовых моделей. Движутся такие автомобильчики по окружности, радиус которой равен длине металлического проводника — корда, по которому двигатель модели снабжается электроэнергией. Тренировки и гонки таких моделей производятся в достаточно большой комнате или школьном актовом зале.
Кроме простейших кордовых существует весьма большая группа более сложных кордовых автомоделей. Для их запуска требуется специальный кордодром — бетонированная кольцевая дорожка, огражденная прочным сетчатым забором.
Среди кордовых автомоделей можно выделить модели с электродвигателем и аккумуляторами, с микродвигателями внутреннего сгорания. Такие модели — тщательно выполненные миниатюрные подобия настоящих автомобилей, автобусов, вездеходов. Ну, а скоростные модели внешне напоминают гоночные снаряды, в которых все подчинено достижению большой скорости — чуть ли не 300 км в час! Особый класс автомоделей — радиоуправляемые. Гонки таких моделей — весьма захватывающее зрелище. А сами автомодели по сложности конструкции мало отличаются от настоящих автомобилей. И все это сделано руками спортсмена, начавшего свой путь в автомоделизм с простой модели, двигателем которой был туго закрученный жгут из резиновых нитей.

Автомобиль

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Автомобиль интересует всех, он нужен всем, потому что делает полезную работу — перевозит людей или грузы.
Для каждой перевозки есть подходящие автомобили. Больше всего легковых, пассажирских. В них люди ездят на работу, в магазины, в театр, в отпуск. У кого нет своего автомобиля, тот едет в автобусе или в такси. Автобус — это автомобиль, у которого число пассажирских мест больше восьми. Бывают автобусы на сто и даже двести мест.
Разнообразны грузовые автомобили. В закрытых фургонах доставляют товары в магазины и на дом покупателю. Если товар может испортиться от жары, его везут в фургоне-холодильнике. Для перевозки зерна, асфальта, песка и других сыпучих грузов служат автомобили-самосвалы с опрокидывающимся назад или вбок кузовом, а для молока, воды, бензина и других жидкостей — автомобили- цистерны. Прочие грузы перевозят на платформах с откидными бортами. Все чаще можно видеть автомобили- платформы, загруженные огромными ящиками — контейнерами. Они удобны тем, что их легко перегружать с автомобиля в железнодорожный вагон или на корабль.
Ярко-красные автомобили с насосами, лестницами и огнетушителями быстро доставляют пожарную команду к месту пожара. Автомобили "скорой помощи" спасают людей, которым срочно нужен врач.
В наши дни ни одна перевозка без автомобиля не обходится. А наши прадеды его еще не знали. Ездили по железной дороге, на пароходах, а больше в экипажах на лошадях.
Ученые и изобретатели пытались приспособить к экипажу паровую машину. Она оказалась слишком тяжелой, расходовала много воды и топлива, запас которых нужно было возить с собой. Для железной дороги и корабля паровая машина годилась, а для легкой безрельсовой повозки — нет.
В 19-м в. изобрели двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине или ином жидком топливе. С таким двигателем удалось построить и самодвижущийся экипаж. Его назвали автомобилем. Это сочетание греческого слова "аутос" — сам и латинского "мобилис" — подвижной. Иногда употребляют слова "автомашина", "легковушка", "грузовик", но грамотный автомобилист их избегает. Он не назовет двигатель "мотором", шину — "покрышкой", буфер — "бампером", любой автомобиль — "лимузином". Он скажет — седан, если у кузова 4—5 мест и столько же дверей. Если дверей две или три, то это купе или двухдверный седан. А лимузин — это 6—7-местный кузов со стеклянной перегородкой позади сиденья водителя. Открытый кузов с откидным тентом и съемными боковинками — это фаэтон, а открытый с подъемными стеклами — кабриолет.
Работоспособный автомобиль создали более ста лет назад немецкие инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер. Первые автомобили очень напоминали конный экипаж и ездили не быстрее него. Они часто ломались, сильно шумели и дымили. Из года в год их улучшали. Особенно старались построить скоростные и надежные автомобили для гонок. Если машина получалась удачной, то ее конструкцию применяли и на обычных автомобилях. Именно на гоночных автомобилях впервые испытали быстроходные и мощные двигатели, накачанные воздухом (пневматические) шины, рулевые колеса, сильные тормоза.
Автомобилям присваивают "имена" и "фамилии": сокращенное название завода, выпустившего автомобиль (ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ) и номер модели. И получается, например: ВАЗ-2109 "Спутник" или ГАЗ- 3102 "Волга". На заводских марках, украшающих автомобиль, изображают различные эмблемы: оленя — герб Нижнего Новгорода (ГАЗ), белорусского зубра (Минский автозавод — МАЗ). На иностранных автомобильных марках написаны чаще всего фамилии людей, например тех же Бенца и Даймлера или владельцев автомобильных заводов — Форда в США или Рено и Ситроена во Франции. Бывают и названия другого рода: "Фольксваген" — по-немецки "народный автомобиль"; ФИАТ — начальные буквы слов "Фабрика итальянских автомобилей (в городе) Турине"; "Понтиак" — так звали вождя индейского племени, населявшего округ нынешней "автомобильной столицы" США — города Детройта.
Если удалим красивую облицовку автомобильного кузова, то увидим множество механизмов. Ими управляет водитель. Повернет руль — и колеса отклонятся направо или налево. Нажмет на ту или иную педаль — автомобиль поедет быстрее или остановится. Передвинет рычаг — включится одна из пар шестерен в коробке передач. Тронет пальцем клавишу или кнопку — заработает стеклоочиститель, засветятся фары, прозвучит сигнал.
Впереди, а иногда сзади или под полом расположен двигатель. Валы и зубчатые шестерни передают энергию двигателя передним или задним, а то и всем колесам. Между колесами и кузовом находятся пружины, рессоры или резиновые баллоны. Они защищают кузов от толчков на неровной дороге. Но главная задача шин — катиться по дороге или, наоборот, упираться в нее, когда нужно замедлить ход или остановить автомобиль. Для замедления и остановки служат тормоза внутри колес.
Вдоль стенок кузова протянуты электрические провода. По ним подается ток от батареи аккумуляторов к стартеру — чтобы запустить двигатель, к фарам — чтобы освещать дорогу, к оранжевым фонарям указателей поворота, красным — тормозным, к приборам на щитке перед водителем, к гудку, стеклоочистителю, вентилятору отопления и радиоприемнику.
У пассажирских автомобилей механизмы и приборы смонтированы на кузове. У грузовых на рессоры опирается рама, к которой крепятся механизмы, кабина водителя и кузов для груза — платформа, фургон или цистерна.
Кузов — сложная конструкция. Чего только в ней нет! Сиденья, опускные стекла, приборы отопления, вентиляция, двери с надежными замками, пристежные ремни... Все это необходимо, чтобы поездка в автомобиле была удобной и безопасной.

Но главная опасность в том, что автомобилей становится все больше, им тесно на дорогах и улицах. Автомобильные двигатели дымят и шумят. От этого люди утомляются, задыхаются, болеют. Плохо и животным, и растениям, и зданиям (см. Атмосфера, Биосфера).
Пришлось ученым и инженерам задуматься: как дальше поступать с автомобилями? Наметился такой план. Число мест в легковых автомобилях ограничить, в автобусах, наоборот, увеличить. Городские автомобили должны быть очень верткими, небольшими. На некоторых из них нынешний двигатель уступит место бездымному и бесшумному электрическому.
Прочитайте книги: Гальперштейн Л. Я. Мы едем, едем едем! М.: Дет. лит., 1985.
Сафонов А. И. Твой друг автомобиль: Книжка-картинка. Л.: Дет. лит., 1983.

Автомат

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Из книг, кинофильмов, телевизионных передач и рассказов старших вы знаете, что существуют машины, которые сами выполняют разнообразную работу: открывают и закрывают двери лифтов, продают железнодорожные билеты, обрабатывают сложнейшие детали, исследуют планеты. Такие машины, приборы, устройства называются автоматами.
Слово "автомат" в переводе с древнегреческого языка означает "самодействующий". Человечеству самодействующие устройства известны с древнейших времен. Еще в эпоху фараонов в Египте были созданы механизмы, которые "сами" открывали двери храмов, как только зажигался огонь над жертвенником. С 1-го в. до н. э. сохранилось описание целого "автоматического" театра. В нем шло удивительное представление, которое разыгрывали механические "артисты"; после каждой картины автоматически происходила смена декораций. И позднее, на протяжении более 2000 лет, умелые мастера создавали различные самодействующие игрушки, устройства, многие из которых стали прообразами современных автоматов.
Но, пожалуй, наиболее совершенными были автоматы швейцарского часовщика Пьера- Жака Дро и его сына Анри. Они смастерили механических людей, придав им облик мальчиков и женщины. Один из "мальчиков" мог писать крупные красивые буквы, слова и даже несколько фраз, а другой — искусно рисовать. "Женщина" играла на фисгармонии, ударяя пальцами по клавишам. Движения механических человечков были столь естественны, что многие готовы были считать их живыми людьми. Только увидев сложнейший механизм, спрятанный внутри куклы, зрители убеждались, что перед ними не живые существа.
Техническое совершенство самодействующих устройств того времени свидетельствует о замечательном мастерстве их создателей. Однако все они вплоть до 18-го в. оставались игрушками.
Первым автоматом, служившим практическим целям, стали пружинные часы. Их приводила в действие сжатая пружина. Она заставляла вращаться шестеренки, движение которых передавалось стрелкам. А что если стрелки заменить рычагами или колесиками, которые в нужный момент будут нажимать кнопки, замыкать и размыкать электрические контакты реле, передвигать рукоятки управления, вращать шкив станка, открывать или закрывать заслонки на трубопроводах? Так пружинные часы подали человеку мысль применить автоматы для управления рабочими машинами на фабриках, рудниках, металлообрабатывающих заводах и т.д.
Начало практического использования автоматов в промышленности относится к периоду промышленной революции 18—19- го вв. В это время в России был изобретен автоматический суппорт Андрея Нартова (20-е гг. 18-го в.) для токарных станков; в Англии — центробежный регулятор Дж. Уатта (1784); во Франции — ткацкий станок с программным управлением от перфокарт Ж. Вокансона (1808). Он послужил прообразом для более совершенного станка-автомата Ж. Жаккарда. По мере развития техники автоматы из механизмов, выполнявших одно какое-либо действие, превратились в сложнейшие устройства, облегчающие труд. Они освободили людей от работы в труднодоступных местах или в опасных для жизни условиях.
Автоматы делают тысячи различных вещей быстрее и точнее, чем люди. Они не устают и не ошибаются.
Однако, каким бы "умным" ни был автомат, сам по себе он ничего сделать не сможет. Чтобы автомат работал, его обязательно надо научить, что и как делать, т. е. задать программу. Наиболее простыми считаются автоматы, программа которых уже заложена в их конструкции. Например, программа работы механических часов определяется конструкцией их пускового механизма и маятника. В сложных автоматах, таких, например, как станки с числовым программным управлением или ЭВМ, программа задается извне при помощи перфокарт, или магнитных дисков, а также при помощи копировальных устройств, которые вырезают заготовки по чертежу.
Программа автомата, записанная на носителях данных (перфокарты, магнитные диски) представляет собой несколько команд, которые ЭВМ (или станок) должны выполнить, чтобы получить нужный результат — решение задачи или готовую деталь. Работой ЭВМ или станка- автомата руководит устройство управления — "электронный мозг" автомата. Получив задание (программу), "электронный мозг" расшифровывает команды и вырабатывает сигналы, которые "включают" электронные элементы ЭВМ или приводные механизмы станка-автомата. Меняется программа — меняется режим работы автомата. Но если у простых автоматов изменение режима работы связано с изменением их конструкции, то у сложных автоматов достаточно сменить одну магнитную ленту со старой программой на другую, с новой программой.
Современные автоматы быстро и точно выполняют свою работу в заводских цехах и научных лабораториях, в медицинских кабинетах и учебных аудиториях, на электростанции и в кабине самолета, в космосе и под водой.
А самодействующие игрушки? Они по- прежнему существуют, только теперь они более сложные, с электронным управлением, могут выполнять приказы, полученные на расстоянии по радио, решать сложные задачи, недоступные их механическим предшественникам.

Австрия (Австрийская Республика)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Площадь – 84 000 кв. км Население – около 7 600 000 человек Это небольшое по площади государство расположено в центре Европы. Вена — столица Австрии. С востока на запад его пересекают горные хребты — Альпы. Высоко, у снежных вершин, рождаются сотни горных рек и водопадов. Склоны гор покрыты лесом, в основном елью и пихтой. Выше раскинулись горные луга с сочной травой.
Основное население — австрийцы. Говорят они на диалектах немецкого языка, а литературный немецкий язык употребляют как письменный или в официальной обстановке. Живут в стране также словенцы, хорваты и венгры.
Австрийская Республика образовалась в ноябре 1918 г., после распада Австро- Венгерской империи. В марте 1938 г. Австрию оккупировали немецко- фашистские войска. Решающую роль в ее избавлении от гитлеровского ига сыграла Советская Армия. В апреле 1945 г. она освободила Вену и большую часть территории страны.
Ежегодно трудящиеся Вены, благодарные советским людям за их вклад в освобождение Австрии, возлагают цветы к подножию памятника воинам Советской Армии на площади Шварценберг.
Отношения между Австрией и нашей страной самые добрососедские. Многие фирмы Австрии поддерживают связи с различными нашими организациями.
Австрия — буржуазная федеративная республика. Глава государства — федеральный президент. Он избирается на 6 лет. Высший законодательный орган — парламент.
Австрия — высокоразвитая индустриальная страна. Из ее недр добывают нефть, бурый уголь, магнезит, газ, руды разных металлов. На реках Дунай, Инн и других построены ряд гидроэлектростанций, а недалеко от Вены — первая в стране атомная электростанция.
Ведущие отрасли промышленности: черная металлургия, машиностроение, нефтяная, горнодобывающая, электротехническая, химическая, швейная, деревообрабатывающая. Заводы и фабрики страны выпускают высококачественные приборы, локомотивы, автомашины и мотоциклы, суда, ткани и бумагу, спортинвентарь.
Сельское хозяйство почти полностью обеспечивает страну. Главная его отрасль — животноводство. Австрия славится породистым крупным рогатым скотом.
Австрия — страна высокой культуры. Здесь жили и работали знаменитые композиторы — Моцарт, Бетховен, Шуберт, Иоганн Штраус, Брамс.
Славится Австрия и своими песнями. Во всем мире известны песни одного из ее районов — Тироля. Эти песни без слов альпийских пастухов — йодли — исполняют на очень высоких нотах с сильной вибрацией голоса. Очень популярны у австрийцев национальные музыкальные ансамбли, исполняющие народные песни. В них, как правило, входят трубач, аккордеонист, гитарист и ударник. Зрители подпевают им, обняв за плечи своих соседей и раскачиваясь в такт музыке. Одно из любимых развлечений австрийцев — танцы. Вальс танцуют с конца 18-го в., особенно популярны мелодии композиторов отца и сына Иоганнов Штраусов. В дни праздников в Австрии не найдешь ни одного города, ни одной деревни, где на центральной площади не играл бы оркестр, а то и несколько оркестров, устраивающих между собой веселые состязания. Музыканты забывают об отдыхе.
Австрийцы сохраняют свои национальные традиции не только в музыке, но и в укладе жизни. Ярко проявляются они и в одежде. Так, по традиции, летом женщины носят сарафаны в горошек и белые кофты с пышными рукавами или же юбки с множеством складок и пестрые фартуки. Мужчины любят носить пиджаки без воротника, но с украшениями возле ворота и на манжетах или расшитые куртки и кожаные шорты на подтяжках, а шляпы с пером или кисточкой. Цвета одежды различные. В каждой федеральной провинции Австрии своя цветовая гамма одежды.
Австрийцы любят спорт, особенно лыжи. Горнолыжный спорт стал одним из предметов, который преподают в школе. В Австрии часто устраиваются международные соревнования по фигурному катанию на коньках. Австрия — родина балета на льду. Главный город Тироля — Инсбрук — не раз был столицей Олимпийских игр.
Миллионы иностранных туристов ежегодно посещают Австрию. Иностранцы катаются на лыжах в Альпах, лечатся на курортах с целебными водами, совершают экскурсии в старинные замки и музеи.
Особенно много музеев, старинных дворцов и парков в Вене — столице Австрии и ее крупнейшем промышленном центре. В стране — 12 заповедников, большинство из них находятся в Альпах.

Австралия

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Австралия — самый маленький и самый засушливый континент планеты, а также и самый плоский из всех известных в мире. Окружающие моря и океаны слабо влияют на климат внутренних районов, поэтому осадков там выпадает мало. Около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни. Но вдоль северо- восточного побережья, где чаще идут дожди, растут влажные тропические леса. По мере продвижения в глубь материка их сменяют светлые эвкалиптовые леса. Здесь растет несколько видов эвкалиптов. Листья и кора этих деревьев богаты эфирными маслами, которые широко применяются в медицине и технике.
Своеобразен животный мир пятого континента. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру, маленький, очаровательный, живущий на деревьях сумчатый медведь — коала, сумчатые белки и крысы. Но главное сумчатое животное Австралии — кенгуру. Детеныши у них рождаются слабыми, маленькими, поэтому матери донашивают их в сумке — складке кожи на животе. Из многих видов кенгуру (около 40—50) 9—12 умеют лазать по деревьям. Они так и называются: древесные кенгуру. Длина зверьков около 60 см. Питаются почками и листьями растений, лианами, любят папоротники, ягоды, плоды. Передние ноги у них несколько длиннее задних. На всех пальцах длинные крючковатые когти, хорошо помогающие им цепляться за сучки и ветви. При необходимости могут без всякого вреда для себя прыгать с высоты 18 м.
Только в Австралии можно встретить яйцекладущих млекопитающих: утконоса и ехидну. Ученые считали, что они полностью вымерли миллионы лет назад. Вот почему Австралию часто называют музеем живых ископаемых.
В Австралии много птиц. Самая большая из них — страус эму, самые красивые — нарядные, как радуга, райские птицы, самые забавные пересмешники. Огромными стаями летают волнистые попугайчики.
Больших полноводных рек в Австралии нет. Многие реки периодически пересыхают — их называют "криками" ("ручьями"). Засухи с грозными лесными пожарами после сильных ливневых дождей сменяются опустошительными наводнениями.
В недрах Австралии имеются почти все виды полезных ископаемых: золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь и бокситы, уран, алюминий. Многие из этих богатств вывозят в другие страны. Важнейшая отрасль хозяйства — овцеводство; овечья шерсть, сыр идут во многие страны Европы, Азии и Америки.
Первый европейский корабль причалил к берегам Австралии в 17-м в. В числе первооткрывателей материка были голландцы и англичане. С 1770 г. Австралия стала английским владением. В 1788 г. к восточному побережью Австралии причалил корабль из Англии, на борту которого было несколько сотен каторжников. Английское правительство избрало Австралию местом ссылки. Осужденные начали обживать континент. А коренных жителей — аборигенов стали оттеснять в самые неудобные для жизни районы. Сейчас их насчитывается не более 250 тыс. Облику австралийских аборигенов свойственны черты негроидов и европеоидов: как у негроидов — темная окраска кожи, широкий нос, толстые губы, как у европейцев — длинные волнистые волосы, большая борода. Они делятся на многочисленные племена и говорят на различных, но близких между собой языках.
Аборигены — хорошие охотники, рыболовы, они изобрели бумеранг. Аборигены музыкальны и мастерски исполняют свои национальные танцы. При поддержке демократических кругов Австралии аборигены ведут борьбу за равенство в труде и заработной плате, за право на землю предков, за сохранение своей культуры и самобытности.
Материк Австралию занимает одно государство — высокоразвитая индустриально-аграрная капиталистическая держава Австралия. Австралийцы в основном потомки выходцев из Англии, Шотландии, Ирландии и разговаривают на английском языке. Занимаются они сельским хозяйством, работают в рудниках и шахтах, на металлургических и химических заводах, на ткацких и обувных фабриках, выпускают автомашины.
В 1988 г. Австралия отметила 200-летний юбилей. Это заметная веха в жизни страны, пользующейся немалым международным авторитетом.
Австралийский народ стремится самостоятельно определять свою судьбу, сотрудничая с азиатскими соседями, добиваясь ослабления международной напряженности. В 1985 г. правительство Австралии подписало договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана. Страна расширяет связи с многими государствами мира. .
Австралийцы гордятся своей историей. Имена австралийских писателей и поэтов Генри Лоусона, Катарины Причард, Патрика Уайта и других известны многим народам.
Австралийский материк заселен сравнительно недавно, и поэтому страна не богата памятниками старины. У австралийцев нет национального костюма. Они носят европейскую одежду.
Многие австралийцы проводят свой досуг так же, как и жители Великобритании. Они посещают клубы, занимаются спортом. Наиболее популярно плавание. Развиты и другие виды спорта: гребля, парусные регаты. Даже в самом маленьком городке всегда есть теннисный корт. Любят австралийцы автомобильные гонки, увлекаются легкой атлетикой, регби, гольфом. Популярен конный спорт.
Об Австралии прочитайте в книгах: Большаков В. В. Зеленый материк в синем океане: Рассказы об Австралии. М.: Малыш, 1982.
Сахарнов С. В. Как открывали Землю. М.: Малыш, 1984. С. 74—87.

Авиценна

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Авиценна (ок. 980—1037) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али Ибн Сина — таково полное имя одного из величайших ученых средневековья — Ибн Сины (Авиценны).
Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени. Наибольшую известность и славу принес ему пятитомный труд по медицине "Канон врачебной науки". Один из среднеазиатских писателей 12-го в. писал: "Те врачи, которые познакомились основательно с "Каноном", не нуждаются в изучении других сочинений". С 12-го в. "Канон" становится одним из основных руководств для врачей всего мира. И на Руси при составлении лечебников и травников использовали советы Ибн Сины.
Родился он в селении Афшана, близ Бухары. С переездом в 986 г. в этот город его отдали в учение.
В десять лет Инб Сина уже знал алгебру, геометрию и даже философию, мог назвать и показать все созвездия и своими вопросами ставил в тупик учителей. Трудно поверить, но 12-летнего мальчика считали в Бухаре лучшим знатоком законов. К нему шли за советом старики. Однако математика и физика, астрономия и философия казались Ибн Сине далекими от жизни. Вокруг свирепствовали холера и оспа, они уносили тысячи жизней. И Ибн Сина решил: он будет лечить людей.
И вот уже об удивительном юном лекаре заговорили в Бухаре и Хорезме. Отовсюду к нему начали стекаться страждущие, зная, что он никому не откажет в помощи. Ибн Сина овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что известные врачи обращались к нему за советом. Многие юноши хотели стать его учениками. Ибн Сина учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку.
Ибн Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошло около 240. Кроме "Канона врачебной науки" им написаны книги по логике, физике, математике, философии.
На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и прозаических произведений Ибн Сины.
Творчество этого ученого имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. До нас дошли девять его поэм — урджусы, причем восемь из них посвящены медицине. В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на необходимость сохранения здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время: Бесцельны долгий отдых и покой: В излишествах нет пользы никакой. Коль человек недвижен, вредный сок Заполнит тело и еда не впрок.
Жизнь Ибн Сины проходила в частых скитаниях и странствиях. Он принимал участие в походах, терпя лишения. В конце жизни реакционные круги мусульманского духовенства объявили его еретиком и предали проклятию: и он вынужден был скрываться.
Чувствуя, что дни его сочтены, Ибн Сина все свое имущество раздал бедным. Этим он как бы подчеркнул, что жизнь его была посвящена народу.

Авиация

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения.
После Леонардо да Винчи многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц, приделывали к рукам крылья и так пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь не на силу своих мышц, а на силу своего разума.
В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крыло, оперение, шасси, управление, моторная установка. Во время одного испытания при пробеге аэроплан приподнялся, но тотчас же накренился и поломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились.
Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 36,5 м. Первый полет человека на самолете продолжался 12 с. Но это уже был настоящий полет со взлетом и приземлением. Так родилась авиация (от латинского слова "авис" — птица).
В 1910—1911 гг. первые русские летчики С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажа, совершили демонстрационные полеты по городам Европы. В это время в России появились оригинальные самолеты и первый вертолет, построенный Б. Н. Юрьевым в 1910— 1912 гг.
В 1913 г. в России инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет "Русский витязь", а затем первый четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец", получивший мировую славу. Самолеты тогда строили без научных расчетов и поэтому было много аварий.
В дальнейшем авиация в нашей стране продолжала развиваться. В 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Его возглавил русский ученый Н. Е. Жуковский. Вместе со своим учеником С. А. Чаплыгиным они создали науку аэродинамику, которая объясняла, почему аппараты тяжелее воздуха могут летать, какие конструкции аппаратов будут иметь лучшие летные качества.
Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем сплавы стали и сплавы титана.
26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, построенный целиком из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева. Летом 1924 г. на воздушной линии Москва— Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1.
В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве. А в годы Великой Отечественной войны У-2 был и санитарным самолетом, и самолетом связи, и легким ночным бомбардировщиком.
Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.
В 1947 г. был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля.
Конструкторы самолетов С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов и другие создали много самолетов, вертолетов, амфибий — военных и гражданских.
Из конструкторских бюро А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, М. Л. Миля вышли первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый в мире реактивный трехдвигательный самолет для малых и средних линий Як-40, самый грузоподъемный в мире вертолет В-12, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
В воздушном флоте славно послужили народному хозяйству Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Як-40, вертолеты марок Ми и Ка, ан-10, Ан-24, гигант "Антей".
Им на смену приходят новые лайнеры: Ту- 204, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, супергигант "Мрия" конструкторского бюро имени О. К. Антонова и многие другие, которые за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку земного шара. С помощью самолетов и вертолетов тушат пожары, ведут разведку полезных ископаемых, наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб в океанах, активно воздействуют на погоду. Вертолеты незаменимы, когда нужно оказать срочную медицинскую помощь, при аварийно- спасательных работах, на стройках, когда нужно установить громоздкую и сложную конструкцию (см. Вертолет).
А наши крылатые защитники! Самолеты- ракетоносцы, истребители-перехватчики, реактивные истребители-бомбардировщики с вертикальным взлетом и посадкой, противолодочные вертолеты и другие боевые машины охраняют рубежи нашей Родины.
Авиация продолжает развиваться. Конструкторы стараются создавать машины, которые тратят мало топлива, могут летать в любую погоду, с меньшим шумом и не загрязнять атмосферу выхлопными газами.
На смену первым сверхзвуковым пассажирским самолетам типа Ту-144, англо-французскому "Конкорду" придут более совершенные и экономичные. Они будут летать в 2—3 раза быстрее скорости звука. А гиперзвуковые пассажирские лайнеры превысят скорость в 5—10 раз.

Авиамоделизм

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Авиамоделизм — один из популярнейших видов технического спорта, которым в нашей стране занимаются тысячи школьников, студентов, рабочих и инженеров. Причем каждый выбирает тот класс авиамоделей, который более всего отвечает его интересам. Таких классов в авиамоделизме множество, однако все их можно сгруппировать в три достаточно больших отряда: отряд свободнолетающих моделей, отряд кордовых моделей и отряд радиоуправляемых авиамоделей.
Свободнолетающими модели называются потому, что вмешательство конструктора в их полет невозможно и любые регулировки или настройка модели завершаются в момент запуска. Среди свободнолетающих есть безмоторные — планеры, аппараты с простейшим двигателем — закрученной резинкой и модели с миниатюрным двигателем внутреннего сгорания. Моторы на таких моделях работают всего лишь несколько секунд, забрасывая за это время легкокрылые конструкции подчас на сотню метров вверх, а потом они совершают планирующий спуск. Выключают двигатель и переводят рули на планирование специальные часовые механизмы — таймеры, поэтому такие модели самолетов еще называют таймерными.
Модели, которыми спортсмен управляет с помощью проволочных нитей (корда), называют кордовыми. Летают они по кругу диаметром около 40 м. Причем "пилот" стоит в его центре, держит ручку управления. Точно так же, как летчик на настоящем самолете, моделист тянет ручку на себя — руль высоты отклоняется, и аппарат послушно летит вверх. Ручка отклонена от себя — и модель снижается. Такие модели очень нравятся ребятам.
В отряде кордовых моделей много различных классов. Это и пилотажные — они способны продемонстрировать весь комплекс фигур высшего пилотажа. Есть среди них и скоростные — их конструкция и двигатели позволяют развивать скорость около 300 км в час! Это и модели-копии, миниатюрные подобия настоящих самолетов.
Особый класс моделей составляют гоночные, конструкция которых сочетает экономичность, удобство обслуживания, надежность запуска двигателя и высокие летные качества. На одном кордодроме одновременно могут соревноваться сразу три спортсмена с тремя гоночными моделями.
Самый любимый ребятами класс моделей — модели воздушного боя. Это сравнительно несложные аппараты. Они сочетают в себе свойства пилотажных, скоростных и гоночных моделей, и вся суть их — скорость и маневр. Каждая из них несет в полете длинную бумажную ленту. Побеждает тот, кто пропеллером своей модели отрубит больший кусок ленты на модели соперника.
Большое распространение получили авиамодели, которыми управляют дистанционно и без проводов. Делают это с помощью комплекта радиоаппаратуры — передатчика, находящегося в руках спортсмена-оператора, и приемника с рулевыми механизмами, смонтированного на борту модели. Существует несколько классов радиоуправляемых моделей — как безмоторных, так и с двигателями внутреннего сгорания. И те и другие, пожалуй, самые сложные авиамодели. Их, скорее всего, можно назвать миниатюрными телеуправляемыми летательными аппаратами, вобравшими в себя многие достижения современной аэродинамики, технологии производства, микроэлектроники.
В отряде радиомоделей также есть несколько классов. Например, радиоуправляемые пилотажные модели, способные выполнять даже те фигуры высшего пилотажа, которые невозможно сделать на настоящем акробатическом спортивном самолете; модели-копии, скрупулезно повторяющие не только внешний облик самолета-прототипа, но и особенности его конструкции, подробности оформления кабины; гоночные — на них спортсмены соревнуются на скорейшее прохождение определенной дистанции. Кроме того, существует интереснейший класс безмоторных радиомоделей — это так называемые кроссовые планеры: управляемые спортсменами, они выполняют три упражнения — на наивысшую скорость, наибольшую дальность и наибольшую продолжительность полета.
Чуть ли не ежегодно количество классов моделей увеличивается. Всеобщее признание получил, например, класс радиоуправляемых моделей вертолетов, представляющих собой последнее слово авиамодельной техники, технологии и спортивного мастерства.
Прочитайте книги: Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному авиамоделисту: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1979.
Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. М.: Просвещение, 1984.

Рока

Наука » Мифы » Античная мифология
По пути в Аргос Даная рассказала Персею о том, что царь Аргоса Акрисий — его дед. Но Акрисий никогда не говорил Данае о предсказании оракула, и она не знала, почему он так жестоко обошелся с ней:
вначале заточил в темницу, а потом бросил в море вместе с маленьким сыном. Но прошло уже столько времени, сын вырос и стал героем. «Может быть, отец теперь объяснит мне, почему он так поступил», — думала Даная.

Но как только Акрисий узнал о прибытии внука, он в страхе тотчас же бежал далеко в северные края, в Фессалию. Все это время он помнил о предсказании оракула.

Жители Аргоса обрадовались, узнав, что к ним вернулась Даная с сыном.А где же мой отец? — спросила Даная.

— Мы не знаем, — ответили ей придворные. — Как только царь увидел на горизонте корабль, на котором вы плыли, то сразу же, не сказав никому ни слова, умчался из города.

Прошло много времени, но Акрисий не возвращался, и жители Аргоса предложили Персею стать их царем. Счастливо и мудро правил Персей в Аргосе.

Тесей и Минотавр

Наука » Мифы » Античная мифология
Тесей пришел в Афины в скорбное для афинян время: в этот день с острова Крит прибыли послы за страшной данью.
Каждые девять лет критский царь Мидас требовал присылать ему семь юношей и семь девушек, которых отдавали на съедение быкоголовому
чудовищу Минотавру. Эту дань критский царь наложил на афинян за то, что они убили его сына. Когда Тесей появился в Афинах, уже был
снаряжен корабль с черными парусами, в знак скорби по юным жертвам.

Узнав об этом, Тесей пришел в ярость:

— Я сам поеду на Крит и убью Минотавра! Эгей противился этому, но Тесей был тверд в своем решении. Тогда Эгей дал сыну белый
парус и сказал:

— Сын мой, я не могу удержать тебя. Ты отправляешься на страшный бой, но если одолеешь чудовище, то возвращайся домой под
белым парусом. Если погибнешь — пусть на мачте поднимут черный парус.
Я буду ждать тебя и каждый день смотреть на море.

Атланта-охотница

Наука » Мифы » Античная мифология
У царя Аркадии была дочь — прекрасная Аталанта. Недовольный тем, что у него родилась девочка, а не мальчик, царь бросил ее, и Аталанту вскормила медведица, а воспитали охотники.
С самого раннего детства не играла она в те игры, которые нравились девочкам, не сидела за ткацким станком, не украшала себя цветами, не наряжалась в дорогие одежды.
Гораздо больше маленькой Аталанте нравилось бегать по полям с ветром наперегонки или упражняться с оружием, пытаясь натянуть тугую тетиву лука.
Аталанта бегала по лесу в простой короткой тунике и охотилась на диких зверей.
Даже дикие кабаны не могли испугать ее: она ловко владела луком и стрелами.

Аталанта была единственной женщиной, которая участвовала в охоте на ужасного калидонского вепря, которую устроил Мелеагр, сын царя Калидона.
Она первая ранила зверя и получила за это почетную награду: голову и шкуру зверя.
Когда гордый отец Аталанты узнал об этом, он при знал ее своей дочерью и она стала жить вместе с ним во дворце.