Волейбол

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«Пока между мячом и полом можно просунуть ладонь, мяч остается в игре». Так коротко охарактеризовал суть волейбола тренер легендарной женской команды «Ничибо», ставшей чемпионом мира 1962 г. и чемпионом токийской Олимпиады 1964 г., Хиробуми Даймацу.
Но попробуйте поднять мяч в воздух, если он летит поистине с космической скоростью. Хлесткий, сильный, пушечный удар с другой половины площадки, бесспорно, парировать почти невозможно. Но только почти.
На пути нападающего может вырасти заслон из четырех—шести блокирующих ладоней. Нередко после этого мяч отскакивает на поле атакующего.
Но порой сопернику удается произ- вести удар поверх блока или обвести его. И тогда, распластавшись в акро- батическом прыжке, вы успеваете в последний момент просунуть все-таки ладони между мячом и полом и поднять его в воздух.
Вот теперь уже у вас появился шанс выиграть очко или право на подачу. Ваш партнер уже готов к приему: мяг- ко, расчетливо он посылает мяч своему нападающему, стоящему у сетки. И тот в высоком прыжке резко и сильно бьет через сетку.
Вот такая эта спортивная игра — волейбол — динамичная, острая, пол- ная неожиданностей. На площадку (18х9 м) выходят две команды по шесть человек. Средняя линия, над которой натянута сетка, делит пло- щадку на две части. Для мужских команд сетка натягивается на высоте 243 см, для женских — 224 см. Играют волейболисты светлым мячом (длина по окружности 65—67 см, вес 260— 280 г). Игра состоит из трех или пяти партий, которые продолжаются до 15 очков с учетом обязательного перевеса в два очка.
Кажется, несложна задача игроков: каждая команда может трижды (не считая касания на блоке) коснуться мяча, чтобы помешать ему упасть на своей половине площадки, и перевести его на сторону соперников. Но за кажущейся простотой таится много секретов.
Начнем с самого начала — с подачи, которую выполняет правый задний игрок команды. Уже с подачи — хитрой и коварной или пушечной — можно выиграть очки. Заслуженного мастера спорта Юрия Пояркова зарубежные журналисты прозвали «человек-катапульта». Мяч, посланный Юрием, летел низко над сеткой точно в рассчитанное место, как будто камень, выпущенный из пращи. Случалось, что после подач Пояркова его команда набирала до десяти (!) очков подряд: ничего не могли поделать соперники со столь сложным техническим приемом.
А планирующая подача, изобретенная японцами? Летит-летит мяч и вдруг падает вниз. Принять его нелегко, поэтому защищающаяся команда должна быть предельно внимательна. Много тайн у волейбола. Здесь и искусство блока, и умение сделать точную передачу на завершающий удар. Долгие года, например, без- упречно действовал в нашей сборной тандем Вячеслав Зайцев и Александр Савин. Зайцев поистине был настоя- щим дирижером команды. Его точные, выверенные передачи всегда находили высокорослого прыгучего Савина. Причем передачи эти были совершенно неожиданны для соперников, заставали их врасплох.
Волейбол популярен во всех уголках земного шара. Много любителей этого вида спорта собирают чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры.
О секретах игры в волейбол и целом ряде практических советов прочитайте в книге: Мондзолевский Г. Г. Щедрость игрока. М.: Физкультура и спорт, 1984

Возрождение

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В 14—16-м вв. в странах Западной и Центральной Европы: в Италии, Нидерландах, Франции, Германии — произошли большие перемены. В недрах старого, феодального строя зарождались капиталистические отношения. Росли, развивались и богатели города. Они уже не могли жить без постоянного обмена товарами с другими странами и городами. Горожане обменивались не только товарами, но и познаниями, деловым опытом, техническими новинками, идеями, изобретениями. Менялись и сами люди. Тогда же складывается тип человека деятельного, волевого и в то же время любознательного, умеющего ценить красоту. В это время Христофор Колумб, Фернан Магеллан и другие мореплаватели открыли новые земли, ученые Коперник и Галилей стали проникать в тайны Вселенной. Многие из образованных людей той поры изучали природу, и основы многих современных наук были заложены в то время. Было сделано много открытий, написано много новых книг, создано много замечательных произведений искус- ства.
Все это рождало в людях чувство уверенности в своих силах, в могуще- ство разума. В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное складывалось и крепло убеждение, что человек вправе поль- зоваться всеми радостями жизни. Воз- никло новое прогрессивное мировоз- зрение — гуманизм (от латинского слова «гуманос» — «человеческий»). В поисках идеала гуманисты обращались к истории человечества и находили его в античности, в античной культуре.
В связи с возрождением интереса к античному искусству этот период в развитии культуры и всего человече- ства стали называть эпохой Воз- рождения.
Художники эпохи Возрождения стремились к правдивому, реалисти- ческому изображению в искусстве природы и человека. Они воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица. И хотя они писали свои картины в основном на религиозные сюжеты, в образах святых, богоматери они пере- давали прежде всего поэтически выраженный, накопленный веками жизненный опыт людей. Старые христианские мифы они наполняли новым содержанием. Итальянские художники Леонардо да Винчи и Рафаэль, изображая мадонн, прослав- ляли величие и радость материнства, красоту обычных женщин — их со- временниц.
Леонардо считал человека самым совершенным творением природы. Своеобразным символом эпохи Воз- рождения стал портрет Моны Лизы (Джоконды). Необычайная глубина и значительность образа, его одухотво- ренность сделали это произведение бессмертным.
Атлетические фигуры героев, изва- янные великим скульптором и живо- писцем эпохи Возрождения Микеланджело, воплощают в себе идеал того времени — гармонически развитую личность, закаленного в жиз- ненных испытаниях человека, живу- щего земными интересами и далекого от сурового аскетизма средневековья.
Но не только Италия славилась великими мастерами. В это время жили и работали нидерландские живописцы Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший, немецкие—Альбрехт Дюрер, Ханс Хольбейн Младший и другие.
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Искусство было частью жизни — не только как предмет созерцания, любования, но как труд и творчество. Трудно было тогда найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство были не только любителями и знатоками живописи, но и заказчиками и покровителями художников. Развитию искусств спо- собствовало и то, что в городах скапливались большие богатства.
Строителя-ремесленника здесь сменяет специалист-архитектор. В Италии строят дома-дворцы — палаццо. Фасады этих зданий сравнительно невелики по объему и строго симметричны, пропорциональны, тогда как гигантские готические средневе- ковые соборы трудно охватить взгля- дом (см. Готика). Но на севере Европы, в Германии и Нидерландах, прочно сохраняются старые традиции готической архитектуры.
Поэт эпохи Возрождения итальянец Данте Алигьери написал поэму «Бо- жественная комедия». Хотя произве- дение построено как странствие поэта по загробному миру, оно все обращено к земной жизни, к судьбе человеческой личности, к человеческим чувствам: дружбе, любви, радости, гордости, раскаянию, состраданию.
Стихи поэтов Возрождения — Петрарки, Ронсара, Камоэнса — читают и в наши дни. До сих пор вол- нуют читателей странствия Дон Кихота — героя романа М. Сервантеса.
Величайшее достижение литературы эпохи Возрождения — трагедии и комедии У. Шекспира. Бродячие актеры ставили его трагедии «Гам- лет», «Отелло», «Король Лир». Постоянные городские театры появи- лись только в конце 16-го в. и играли важную роль в жизни испанцев, итальянцев, французов, англичан.
Ф. Энгельс писал об эпохе Воз- рождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человече- ством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености...»

Воздухоплавание

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В июне 1783 г. французы — братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар — аэростат. Они наполнили его теплым воздухом, а в прикрепленную к нему корзину посадили петуха и барана. Шар поднялся в небо и затем благополучно приземлился. Убедившись, что подъем в воздух не грозит опасностью, стали летать на воздушных шарах и люди. Первый такой полет совершили в ноябре 1783 г. французы Пилатр де Розье и д'Арланд. Шар продержался в воздухе 25 мин. Началась эра воздухоплавания.
Первые полеты на аэростатах были развлекательными. Потом воздушные шары стали применять для научных и военных целей. Русский химик Д. И. Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения над облаками.
Однако аэростат летел не туда, куда нужно было воздушным путеше- ственникам, а куда нес его ветер. Поэтому воздухоплавателей не остав- ляла мысль сделать полет управля- емым.
Французский изобретатель А. Жиффар построил в 1852 г. сигаро- образный аэростат — дирижабль с воздушным рулем и гребным винтом, приводившимся во вращение неболь- шой паровой машиной.
Дирижабли, к сожалению, были громоздки, неуклюжи и тихоходны. Поэтому их вытеснили другие лета- тельные аппараты — самолеты и вер- толеты (см. Авиация).
Аэростаты и сейчас используют для научных целей. При помощи совре- менных шаров-зондов и аэростатов, поднимающихся с автоматическими приборами и радиостанциями на 30— 40 км, ученые исследуют атмосферу Земли. Используют аэростаты и как стартовые площадки для запуска метеорологических ракет и для подъема телескопов.
Для подъема аэростата вместо на- гретого воздуха можно использовать газы, которые легче воздуха, например водород или гелий.
В последнее время снова возродился интерес к использованию дирижаблей. Внимание привлекают их экономичность и большая грузо- подъемность. Например, дирижабль «Урал-3» работает как подъемный кран. Он может доставлять грузы массой до 500 кг. Наши конструкторы проектируют дирижабли грузо- подъемностью 30 т и более.
Незаменимыми оказались дирижабли и в космических исследованиях.
В 1985 г. автоматические межпла- нетные станции «Вега-1» и «Вега-2» оставили в атмосфере планеты Венера аэростаты, оснащенные научными приборами.

Воздух

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом — воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды — пять дней, а без воздуха — самое большое пять минут.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
Под действием воздуха и воды совершаются геологические процессы на поверхности Земли, формируются погода и климат. Сжигая топливо (а в этом обязательно должен участвовать кислород — составная часть воздуха), люди издавна получают тепло, необходимое и в быту, и на производстве. Воздух — важнейший источник химического сырья.
Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух — смесь многих газов, в основном кислорода и азота, аргона и углекислого газа.
Воздух имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма воздуха. Своим весом воздух давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, к примеру, откачать воздух из консервной банки, то она сплющится.
Для человека большое значение имеют температура, влажность, движение воздуха. Например, если вы легко одеты и заняты несложной работой, лучшая температура воздуха 18— 20 С. Чем тяжелее работа, тем ниже может быть температура воздуха, но не настолько, чтобы стало трудно дышать, как при сильном морозе.
Люди лучше всего себя чувствуют при влажности воздуха 40—60 процентов. Обычно хорошо переносится сухой воздух, а повышенная влажность воздуха действует неблагоприятно: при высокой температуре организм перегревается, при низкой — переохлаждается.
Движение воздуха влияет на тепло- отдачу организма. При жаре приятен прохладный ветерок, вы не перегре- ваетесь, а на морозе ветер, кажется, пробирает до костей — организм переохлаждается. В воздухе растет количество углекислого газа, хими- ческих соединений, которые выбра- сывают промышленные предприятия и автомашины.
В мире широко развернулось движение в защиту природы. У нас приняты законы и разрабатывают новые, по которым руководители предприятий отвечают за очистку и обезвреживание газов до их выброса в атмосферу.
Огромную роль в очистке воздуха играют растения — легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выде- ляют кислород. Среди других природных фильтров тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнения. Как показали исследования, на оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым. Прочитайте книгу: Дорохов А. И. Легкий, тяжелый, жидкий. М.: Дет. лит., 1987.

Водоросли

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вы, наверное, замечали, что летом вода в пруду иногда становится зеле- ной. «Вода зацвела», — говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде пруда стали очень быстро размножаться особые растения — водоросли. Они и окрасили воду в зеленый цвет. Если вы рассмотрите «зеленую» воду под микроскопом, то увидите много маленьких зеленых шариков — это и есть колонии водорослей.
Различных водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты длиной до 40 м— они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, состоящие всего из одной клетки. Обычно они собираются в колонии-шарики, и много-много этих колоний плавает у поверхности воды, окрашивая ее в разные цвета.
По цвету водоросли бывают сине- зеленые, зеленые, бурые и красные.
Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана и Средней Азии они живут и на поверхности почвы. Весной и осенью, когда в этих местах идут дожди, сине- зеленые водоросли сильно размножаются, а в сухое время высыхают и превращаются в черные корочки, покрывающие почву. Ветер разносит эти корочки в разные сторо- ны. Пойдут дожди — и сине-зеленые водоросли снова оживут.
Зеленые водоросли тоже могут жить на поверхности почвы, но чаще они встречаются все-таки в воде. Среди них есть и крошечные одноклеточные водоросли — они свободно плавают у поверхности воды, есть и крупные — они прикрепляются ко дну.
Все бурые водоросли — очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли — настоящие джунгли. В Саргассовом море растут водоросли — саргассы. По их имени и названо море. У берегов саргассы прикрепляются ко дну, а в открытом море плавают — дрейфуют. Их бывает так много, что они даже мешают проходить судам.
Красные водоросли тоже живут в морях и океанах, но не умеют дрейфо- вать, а прикрепляются к скалам, ракушкам или к другим водорослям.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, — пища веслоногих рачков и других небольших морских животных. А всех этих морских животных, в свою очередь, охотно поедают многие рыбы. Вот почему промысел рыбы во многом зависит от того, есть ли в этих местах водоросли.
Но водоросли не только служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очи- щают ее от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу (морская капуста, порфира, ульва). Среди них — ламинария, растущая в наших северных морях.
Водоросли — хороший корм и для домашних животных. Отмирая, водо- росли образуют на дне водоемов мощ- ные пласты ила — сапропеля. Ил этот годится в пищу домашним животным, он считается также и очень хорошим удобрением.
Водоросли — главные производители органического вещества в водной среде. Около 80 процентов всех органических веществ, ежегодно соз- дающихся на Земле, приходится на долю водорослей и других водных рас- тений.
Известны горные породы (горючие сланцы, диатомиты, часть известняков), возникшие в результате жизнедеятельности водорослей в прошлые геологические эпохи. Водо- росли участвуют в образовании лечебных грязей.
Флора нашей страны насчитывает свыше 260 видов цветковых водных растений.
Семена и плоды распространяются птицами либо водными течениями. Среди водных растений есть полезные: съедобные семена водяного ореха, корневища сусака, зерновки злака манника. Они обычно обитают в небольших пресных водоемах со стоячей или медленно текущей водой.
Водные растения способствуют самоочищению бассейнов, хотя иногда (например, элодея, некоторые виды рдестов) и сами могут быть вредными при сильном разрастании их в водоемах, и особенно в водохра- нилищах. Приходится их выкашивать специальными водными косилками. Скошенные растения иногда употреб- ляют на корм скоту. Многие водные растения разводят в аквариумах. Для водных растений, служащих кормом для рыб, разработана специальная агротехника.
Вредными могут стать и водоросли. Например, при сильном разрастании зеленых и сине-зеленых водорослей гибнет рыба, а каналы превращаются в стоячие водоемы. Применяют водо- росли и для лечебных целей. А кроме того, их используют для получения многих химических продуктов.

Водород

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Странным на первый взгляд делом занялся однажды английский ученый Кавендиш: он стал пускать мыльные пузыри. Но это не было развлечением.
Перед этим Кавендиш заметил, что, когда железные опилки обливают серной кислотой, появляется много пузырьков какого-то газа. Что это за газ? Ученый вывел его по трубочкам из сосуда. Газ был невидим. Имеет ли он запах? Нет. Тогда Кавендиш наполнил им мыльные пузыри. Они легко поднялись вверх! Значит, газ легче воздуха! А если поджечь газ? Он загорелся голубоватым огоньком. Но что удивительно — при горении получилась вода! Кавендиш назвал новый газ горючим воздухом. Ведь он, как и обычный воздух, был без цвета и запаха.
Все это происходило во второй половине 18-го в. А позже французский химик Лавуазье сделал и обратное: получил «горючий газ» из воды. Он же дал новому газу и другое имя — водород, то есть «рождающий воду».
Потом ученые установили, что водород — самое легкое из всех известных людям веществ, а его атомы устроены проще всех других.
Водород очень распространен. Он входит в состав всех живых существ, организмов, растений, горных пород. Он есть везде: не только на Земле, но и на других планетах и звездах, на Солнце; особенно много его в косми- ческом пространстве. Превращения, которые происходят с водородом при гигантском давлении и температуре в десятки миллионов градусов, дают возможность Солнцу излучать тепло и свет.
Больше всего различных соединений водород образует с углеродом: нефть и горючие сланцы, бензин и черный асфальт. Такие соединения называются углеводородами. Водород широко применяется при сварке и резке металлов.
Если к соединениям углерода и водорода добавить кислород, получа- ются новые, соединения — углеводы, например такие не похожие друг на друга вещества, как крахмал и сахар.
А если водород соединить с азотом, получится тоже газ — аммиак. Он необходим для изготовления удобре- ний.
Многие достоинства водорода — экологически безвреден, энергоемок, находится в природе в изобилии — позволили использовать его как ракетное топливо. Те же особенности водорода делают его перспективным и в качестве топлива авиационного.
О водороде прочитайте книги: Козлов Б. Водород — топливо буду- щего. Л.: Дет. лит., 1980. С. 63—71. (Хочу все знать).
Константиновский М. А. Холодно... Теплее... Горячо! М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Как выбрать рабочее место»; «Как получить струю молекул водорода». С. 9—II; Гл. «Как нагреть водород до высокой температуры». С. 17—20.

Водопад

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В далекой Африке, на реке Замбези, есть настоящее чудо природы — гран- диозный водопад Виктория. Его от- крыл в 1855 г. знаменитый английский путешественник Давид Ливингстон и назвал в честь английской королевы. Ширина этого водопада — 1800 м, а высота —120м. Шум от него слышен на 25 км, а еще дальше, километров за 40, видно высокое облако водяной пыли. Река, низвергаясь, прокладывает себе путь среди скал. Радуга играет в брызгах воды, множество ручейков стекает с противоположной водопаду стены каньона. Мози-оа-тунья — «дым, который гремит» — так называют этот водопад местные жители.
Когда в русле реки возникают уступы, с которых падает водный поток, образуется водопад. Иногда вода низ- вергается по нескольким уступам, образуя сразу несколько водопадов — каскад водопадов. Когда уступ разру- шается, на месте водопада появляются пороги. Водопады возникают после горных обвалов.
Тысячи лет падает со скального уступа Ниагарский водопад в Северной Америке. И мало кто знает, что более 140 лет назад он останавливался почти на 30 часов.
Это случилось ночью 29 марта 1848 г. Сильный ветер сдвинул лед на озере Эри, из которого вытекает Ниагара, и огромная масса льда забила сток реки у города Буффало. Ледяная запруда продержалась более суток. Ниагарский водопад — самый мощный в мире по количеству воды, которую он переносит. Его высота —51 м. А самый высокий в мире водопад, 1054 м, — Анхель — в Южной Америке, в верховьях реки Чурун. Назван водопад по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г.
Много водопадов есть в Норвегии, ее даже называют страной водопадов. У нас один из самых крупных водопадов — Илья Муромец на острове Итуруп (Курильские острова), высота — 141 м. На Алтае есть водопад Рассыпной, его высота —30 м, на Кавказе — водопад Цейский, высота —15 м.
Водопады не остаются неизменными, они обречены на исчезновение, но происходит это очень медленно. Масса падающей воды вместе с большими камнями и галькой — огромная сила, она постепенно стачивает даже самые твердые горные породы. Ученые считают, что Ниагарский водопад через 20 тыс. лет может исчезнуть.
Река Ниагара размывает уступ водопада, огромные камни обламыва- ются, вода их уносит. Ниагарский водопад каждый год отступает при- мерно на метр. И возможно, что на месте грохочущей падающей воды со временем останется река, спокойно и плавно несущая свои воды.

Водолаз

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тыс. лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоцен- ные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может про- держаться под водой больше двух минут: нырнул — и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.
Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота —2,4 м, диаметр —1,5 м), изобретенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюми- натор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух пооче- редно спускаемых на тросе бочек.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке — шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привернут метал- лический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке.
В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба! И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подме- ток. Шланга нет: воздух водолаз берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.
Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и электро- сварщиком, и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником. Строят гидроэлектростанцию, шлюз, мост через реку, прокладывают подводный кабель или трубопровод — без водолаза не обойтись. И конечно же водолаз — это тот, кто заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.

Вода

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голу- бым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и оке- анам.
Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одно- клеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, на протяжении миллионов лет они видоизменялись, совершенствовались. Сперва они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.
Вода — одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.
Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.
Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.
Есть у воды еще важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.
Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.
При недостатке воды жизнедея- тельность организмов сильно нару- шается. Лишь покоящиеся формы жизни — споры, семена — хорошо переносят длительное обезвоживание.
Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Живот- ные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. В воде растворяются важные для жизне- деятельности организма органические и неорганические вещества.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 — 6 литров в сутки.
Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.
Именно поэтому многие города воз- никли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектро- станциях. Вода минеральных источ- ников оказывает лечебное действие.
Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода — краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С. Т. Аксаков.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отрав- ляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государ- ственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков.
Но проблема охраны вод по-прежнему остра

Витраж

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Хотите, чтобы мир стал веселым и радостным? Возьмите желтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдет фиоле- товое или темно-красное...
Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж — декоративная композиция из окрашенных стекол. Название проис- ходит от латинского слова «витрум» — «стекло». В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдем первые ростки этого искусства.
Прошли столетия. В эпоху средне- вековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стекол, начинал струиться волшебный свет красных, синих, зеленых и желтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скреплялись между собой прокладками из самого мягкого металла — свинца.
Витраж стал великим искусством. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. До нас дошел редчайший трактат монаха Теофила конца 11-го в., посвященный тонкостям изготов- ления цветных стекол. И сейчас нас восхищают витражи в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана в Италии, Домского собора в Риге.
Традиции витража не забыты и в наше время. Новые материалы, неизмеримо возросшие технические возможности обогатили эту технику. Раньше применялась, например, роспись по прозрачному или цветному стеклу особыми силикатными красками. Все закреплялось затем легким обжигом. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Его делают из блоков околотого или литого стекла, на цементной и бетон- ной связке, применяют даже искус- ственную подсветку — вот какие раз- нообразные приемы! Замечательные мастера витража есть в разных странах. В Прибалтике сохранились многовековые традиции этой техники. Школы витражистов развиваются в Грузии, на Украине. И везде — смелые технические новше- ства! Почему же так популярен витраж в наше время? Многие современные здания слишком уж строги и одно- образны и снаружи, и внутри, а витраж вносит жизнь во внутренние помещения, игра цвета радует людей. К тому же новые конструкции из железобетона позволяют проектировать большие окна, и чем больше света, тем лучше смотрится витраж.
Многие из нас видели композиции из цветных стекол в вестибюлях станций метро «Новослободская» и «Цветной бульвар» в Москве. Витражи украшают здания Ташкента, Риги, других городов. Они не редкость в фойе кинотеатров, домах культуры, дворцах спорта. Даже в столовых — в виде перегородок, ширм. Древнее искусство радует людей и в наши дни.

Витамины

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Витамины — это органические веще- ства, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препараты, содержащие такие вещества.
Впервые в 1881 г. русским врачом Н. И. Луниным была доказана необ- ходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название — витамин, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и греческое «амин», указывающее на их отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.
Витамины регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости орга- низма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав фер- ментов, участвуют в процессе крове- творения. Лишь немногие витамины образуются в организме, большинство же из них поступают с пищей. Все известные витамины делятся на две большие группы: водо- и жиро- растворимые. К первой относятся аскорбиновая кислота — витамин С, тиамин — витамин В1 рибофлавин — витамин В2 и др. Большое количество витамина В1 содержится в оболочке семян, например, риса. После механической обработки шлифованный рис уже не содержит витамина, вот почему, если такой рис составляет основу питания, развивается тяжелая болезнь бери-бери, при которой боль- ной теряет в весе, у него появляется слабость в мышцах. К жирораствори- мым витаминам относятся ретинол — витамин А, токоферол — витамин Е, кальциферол — витамин D, викасол — витамин К. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи; при дефиците витамина К нару- шается свертываемость крови, и это может привести к тяжелым кровоте- чениям.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.

Вирусы

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вирус — мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни. Открыт сравнительно недавно. В 1892 г. русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, растер листья больного растения и пропустил полу- ченную массу через фильтры, непро- ходимые для всех других известных микроорганизмов. Когда же ученый ввел этот фильтрат в листья здоровых табачных растений, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть филь- трат сохранил инфекционные (зараз- ные) свойства — содержал возбуди- теля болезни. Это инфицирующее начало назвали вирусом. В переводе с латинского языка «вирус» означает «яд».
Увидеть вирус удалось лишь с появ- лением в середине нашего столетия электронного микроскопа. Сейчас открыто более 500 различных вирусов, каждый из которых вызывает определенное заразное заболевание. Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусологией.
К вирусным относятся такие болезни, как корь, ветряная оспа и натуральная, полиомиелит, эпидемический паротит (свинка), острые респираторные заболевания, в том числе грипп, желтая лихорадка, бешенство, СПИД и многие другие. Около 75 % всех инфекционных заболеваний вызываются вирусами. Для того чтобы успешно бороться с врагом, надо хорошо знать (изучить) его осо- бенности — сильные и слабые стороны.
Чем же вирус отличается от других микроорганизмов, например бактерий, тоже вызывающих заразные болезни? Ученые определили, что вирусы — это мельчайшие живые организмы, обитающие как паразиты только в живых тканях, за счет которых они растут и размножаются (вос- производят себе подобных). Некоторые вирусы гриппа, например, пройдя через живые клетки, меняют свои антигенные свойства примерно один раз в 8—10 лет, и никто пока не знает, как это происходит. Вот почему с этими коварными возбудителями болезней трудно бороться. Однако многие вирусы вне живых клеток быстро погибают, особенно под воз- действием солнечных лучей.
Ученые изучили строение вирусов, узнали, как они размножаются, как проникают в тело своей жертвы — живой клетки. После того как стали известны эти и другие свойства вирусов, появилась возможность борьбы с теми опасными болезнями, которые они вызывают. Ученые создали вакцины против многих вирусных заболеваний.
Всем детям уже на первом году жизни обязательно делают прививки, защищающие их от кори, полиомие- лита, свинки. А вот против натураль- ной оспы теперь уже не надо делать прививки, так как эта страшная болезнь благодаря вакцинации ликви- дирована во всем мире. Каким же путем вирус проникает в организм человека? Прежде всего вместе с воздухом, которым мы дышим, с пищей, которую мы едим. Можно заболеть от укуса больного животного, а также от укусов клещей и комаров.
Личная гигиена, чистота воздуха в помещениях, очищение продуктов от вредных веществ, уничтожение кро- вососущих насекомых, профилактика бешенства у собак и других животных (волков, зайцев, лис и т. д.) — вот меры, которые предотвращают ви- русные болезни.
Может ли сам организм бороться с вирусными инфекциями? Может. В 1957 г. английские ученые Айзекс и Линдеман обнаружили, что в клетках, пораженных вирусом, образуется осо- бый защитный белок, который был назван интерфероном. Он способен обезвреживать вирус, прекращать его размножение. Чем физически крепче и здоровее человек, чем более пра- вильный образ жизни он ведет, тем больше в его организме вырабаты- вается защитного интерферона.