КАК ИЗМЕРИЛИ ОКРУЖНОСТЬ ЗЕМЛЕ?
Известно, что ученые древности для геодезических измерений прибегали к помощи небесных светил. Так, древнегреческий ученый Эратосфеп (Ш—II века до н.э.) впервые определил длину земной окружности с помощью Солнца. Он заметил, что когда в Сиене в полдень 22 июня Солнце находится точно в зените, в Александрии оно расположено ниже зенита на 1/50 часть окружности, что соответствует 7°12'. Тогда ученый написал простую пропорцию, которую в наши дни составит любой семиклассник: "Расстояние от Александрии до Сиены так относится к длине окружности земного шара, как 712' относится к 360°". Но для решения задачи Эратосфену надо было еще измерить расстояние между выбранными городами, кстати, разделенными пустыней. И тут уже пришлось прибегнуть к чисто земным средствам. Ученый нашел остроумный выход. Из Сиены в Александрию и обратно, сквозь горячие пески, упрямо шли караваны верблюдов. Мерно покачиваясь, живые корабли пустыни двигались так плавно, что по времени их передвижения можно было определять расстояния. Эратосфен так и поступил. В результате всех его расчетов получилось, что длина земной окружности по меридиану составляет 250000 стадий, что в переводе на современные меры составляет примерно 3100 км.
Через 150 лет другой ученый Посидоний для решения аналогичной задачи, определяя расстояние между Александрией и островом Родосом, воспользовался временем движения торговых судов.
В начале XVII века французский ученый Жан Пикар произвел измерение дуги меридиана, заключенной между Парижем и Амьеном, методом триангуляции. Суть этого метода в следующем: где-нибудь в подходящей местности выбирают отрезок — базис — и как можно точнее измеряют его длину. Затем на базисе строят треугольник, на одной из его сторон строят следующий. Продолжают построения множества треугольников до тех пор, пока интересующие пункты не окажутся в вершинах одного из треугольников. Теперь по известному базису и его измеренным углам построенных треугольников можно определить искомое расстояние. Ж.Пикар длину одного градуса получил равной 111 212 м, что соответствует радиусу Земли в 6 371 692 м.
В настоящее время для измерений на поверхности Земли используют специальные геодезические спутники, снабженные отражателями для лазерных лучей. С их помощью можно весьма точно определить положение различных географических пунктов. Такой метод называют космической триангуляцией.
Известно, что ученые древности для геодезических измерений прибегали к помощи небесных светил. Так, древнегреческий ученый Эратосфеп (Ш—II века до н.э.) впервые определил длину земной окружности с помощью Солнца. Он заметил, что когда в Сиене в полдень 22 июня Солнце находится точно в зените, в Александрии оно расположено ниже зенита на 1/50 часть окружности, что соответствует 7°12'. Тогда ученый написал простую пропорцию, которую в наши дни составит любой семиклассник: "Расстояние от Александрии до Сиены так относится к длине окружности земного шара, как 712' относится к 360°". Но для решения задачи Эратосфену надо было еще измерить расстояние между выбранными городами, кстати, разделенными пустыней. И тут уже пришлось прибегнуть к чисто земным средствам. Ученый нашел остроумный выход. Из Сиены в Александрию и обратно, сквозь горячие пески, упрямо шли караваны верблюдов. Мерно покачиваясь, живые корабли пустыни двигались так плавно, что по времени их передвижения можно было определять расстояния. Эратосфен так и поступил. В результате всех его расчетов получилось, что длина земной окружности по меридиану составляет 250000 стадий, что в переводе на современные меры составляет примерно 3100 км.
Через 150 лет другой ученый Посидоний для решения аналогичной задачи, определяя расстояние между Александрией и островом Родосом, воспользовался временем движения торговых судов.
В начале XVII века французский ученый Жан Пикар произвел измерение дуги меридиана, заключенной между Парижем и Амьеном, методом триангуляции. Суть этого метода в следующем: где-нибудь в подходящей местности выбирают отрезок — базис — и как можно точнее измеряют его длину. Затем на базисе строят треугольник, на одной из его сторон строят следующий. Продолжают построения множества треугольников до тех пор, пока интересующие пункты не окажутся в вершинах одного из треугольников. Теперь по известному базису и его измеренным углам построенных треугольников можно определить искомое расстояние. Ж.Пикар длину одного градуса получил равной 111 212 м, что соответствует радиусу Земли в 6 371 692 м.
В настоящее время для измерений на поверхности Земли используют специальные геодезические спутники, снабженные отражателями для лазерных лучей. С их помощью можно весьма точно определить положение различных географических пунктов. Такой метод называют космической триангуляцией.
ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ ШАРООБРАЗНА?
Солнце, Луна, большие планеты, их достаточно крупные спутники и подавляющее число далеких звезд имеют форму шара. Во всех случаях причина этого — гравитация. Силы тяготения действуют на все тела во Вселенной. Любая масса притягивает к себе другую массу тем сильнее, чем меньше расстояние между ними, причем никаким способом нельзя изменить (усилить или ослабить) это притяжение. Поэтому разные части достаточно большого и массивного тела первоначально произвольной формы стремятся занять такие положения, при которых они находились бы как можно ближе друг к другу. Это стремление и приводит к тому, что тело принимает форму, близкую к форме шара. К телам привычных для нас размеров это не относится, так как действуют другие силы иной природы, более мощные, чем гравитационные.
Окинем мысленным взором поверхность нашей планеты: горы, долины, равнины; под водами морей и океанов также найдем горные хребты, впадины. Рельеф Земли весьма разнообразен, но ни одна из неровностей не будет выступать над средней поверхностью более, чем на 10 км.
Если, удаляясь, смотреть на Землю, то ее поверхность выглядит все более и более ровной и шарообразной.
Гравитационные силы направлены к центру Земли, их действие придает всем небесным телам шарообразную форму.
Солнце, Луна, большие планеты, их достаточно крупные спутники и подавляющее число далеких звезд имеют форму шара. Во всех случаях причина этого — гравитация. Силы тяготения действуют на все тела во Вселенной. Любая масса притягивает к себе другую массу тем сильнее, чем меньше расстояние между ними, причем никаким способом нельзя изменить (усилить или ослабить) это притяжение. Поэтому разные части достаточно большого и массивного тела первоначально произвольной формы стремятся занять такие положения, при которых они находились бы как можно ближе друг к другу. Это стремление и приводит к тому, что тело принимает форму, близкую к форме шара. К телам привычных для нас размеров это не относится, так как действуют другие силы иной природы, более мощные, чем гравитационные.
Окинем мысленным взором поверхность нашей планеты: горы, долины, равнины; под водами морей и океанов также найдем горные хребты, впадины. Рельеф Земли весьма разнообразен, но ни одна из неровностей не будет выступать над средней поверхностью более, чем на 10 км.
Если, удаляясь, смотреть на Землю, то ее поверхность выглядит все более и более ровной и шарообразной.
Гравитационные силы направлены к центру Земли, их действие придает всем небесным телам шарообразную форму.
ЕСЛИ НА ЗЕМЛЮ СМОТРЕТЬ ИЗ КОСМОСА
По удаленности от Солнца планета Земля третья, после Меркурия и Венеры. Интересно, как бы выглядела Земля для наблюдателя, находящегося на другой планете, например, на Луне? Земля так же, как и Луна, проходит смену фаз, так как ночная сторона Земли — темная, а дневная — светлая. По времени "земные фазы" точно противоположны лунным. Когда мы видим полную Луну, к Луне обращена темная сторона Земли, т.е. наблюдателю на Луне в этот момент будет "новоземелие". Когда для нас новолуние, на Луне наступает "полноземелие", и Земля с Луны видна как полностью освещенный диск. Земля освещает поверхность Луны значительно сильнее, чем полная Луна освещает поверхность Земли, так как Земля крупнее и лучше отражает солнечные лучи. Вид с Луны нашей планеты совсем не похож на те глобусы, которые мы используем на уроках географии. Вместо очертаний материков и океанов половина диска Земли занята белыми изменчивыми по форме пятнами — это облака и тучи. В промежутках между ними можно было бы разглядеть очертания берегов, но воздушная дымка стирает четкость изображения. Если бы посмотреть на нашу планету с Венеры или Марса, то она бы выглядела как яркая звезда чуть голубоватого оттенка. Недалеко от нее невооруженным глазом можно было бы разглядеть Луну. Земля неоднократно фотографировалась со спутников и межпланетных станций.
По удаленности от Солнца планета Земля третья, после Меркурия и Венеры. Интересно, как бы выглядела Земля для наблюдателя, находящегося на другой планете, например, на Луне? Земля так же, как и Луна, проходит смену фаз, так как ночная сторона Земли — темная, а дневная — светлая. По времени "земные фазы" точно противоположны лунным. Когда мы видим полную Луну, к Луне обращена темная сторона Земли, т.е. наблюдателю на Луне в этот момент будет "новоземелие". Когда для нас новолуние, на Луне наступает "полноземелие", и Земля с Луны видна как полностью освещенный диск. Земля освещает поверхность Луны значительно сильнее, чем полная Луна освещает поверхность Земли, так как Земля крупнее и лучше отражает солнечные лучи. Вид с Луны нашей планеты совсем не похож на те глобусы, которые мы используем на уроках географии. Вместо очертаний материков и океанов половина диска Земли занята белыми изменчивыми по форме пятнами — это облака и тучи. В промежутках между ними можно было бы разглядеть очертания берегов, но воздушная дымка стирает четкость изображения. Если бы посмотреть на нашу планету с Венеры или Марса, то она бы выглядела как яркая звезда чуть голубоватого оттенка. Недалеко от нее невооруженным глазом можно было бы разглядеть Луну. Земля неоднократно фотографировалась со спутников и межпланетных станций.
МОЖНО ЛИ "ЗАДЕЛАТЬ ОЗОННУЮ ДЫРУ"?
В "воздушной шубе" нашей Земли — атмосфере — в конце 70-х годов специалисты с помощью спутников обнаружили нарушение озонового слоя. В атмосфере, в которой мы существуем — дышим, разговариваем, ходим, летаем, и которая состоит в основном из азота и кислорода, есть еще так называемые малые газы, роль которых отнюдь не мала. Один из важнейших малых газов атмосферы — озон. Его молекула состоит из таких же атомов, как и молекулы кислорода, но в отличие от кислорода, у озона атомов не два, а три. После грозы, в хвойном лесу этим газом легко и приятно пахнет (озон как раз и означает в переводе с греческого "пахнущий"). На высоте 20—25 км над поверхностью Земли расположен тонкий слой озона, который играет роль экрана, защищающего нас от ультрафиолетового излучения, в больших дозах вредного для здоровья. В отсутствие озонного экрана жизнь на Земле в современных ее формах оказалась бы невозможной. Озон образуется благодаря ультрафиолетовому излучению Солнца: под воздействием этих лучей молекула кислорода разбивается на два атома, которые "прилипают" еще к двум молекулам кислорода. Так из трех молекул 02 образуются две молекулы Оз.
Разрушение защитного озонового слоя можно сравнить со снятием тепловой "крышки" с "кастрюли", в которой "варится" погода. Стабильность, т.е. устойчивость этого слоя определяет устойчивость, нормальность погоды. Многочисленные стихийные бедствия по всему земному шару пока ничем другим невозможно объяснить, как только глобальным сдвигом в тепловом балансе атмосферы. Снег падает там, где его никогда не было, ливни затапливают целые государства, град выбивает посевы, смерчи опустошают огромные территории.
Ученые ищут механизм этих аномальных явлений. С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой. Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, но главный враг озонового слоя — не самолеты и ракеты, а... домашние и промышленные холодильники, аэрозольные баллончики! Точнее, содержащийся в них газ фреон. Он удобный, недорогой, нетоксичный, однако, поднимаясь к атмосфере, он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона. Одна единственная молекула загрязняющего вещества может дать начало последовательности реакций, в которых исчезает множество молекул озона. Значит, главная причина образования озоновых дыр — бытовая и хозяйственная деятельность человека.
Ученые многих стран мира выработали план действий в защиту озонового слоя: сократить, а затем и вообще прекратить использование фреона в быту, технике, проверить очистку атмосферы от оксидов азота. Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Опасения вполне резонные. Но есть и такие факты: солнечные лучи падают на "ледовый купол" планеты под углом, по касательной и поэтому менее опасны. К тому же население шестого континента весьма незначительно — только персонал научных станций, а он регулярно обновляется. Может ли дыра перекочевать в другое место? Вряд ли... По сегодняшним сведениям ученых, она представляет собой гигантский вихрь, где все компоненты атмосферы вращаются против часовой стрелки. А известный ход воздушных течений в данном месте таков, что они идут к полюсу, а не от полюса. Таким образом, единственное серьезное опасение вызывают масштабы озонной дыры, ее стремление к дальнейшему увеличению. Есть предложение доставлять в озонный слой газы, которые нейтрализуют действие фреона. Другой вариант — вырабатывать озон, создавая в атмосфере искусственные молнии или обстреливая верхнюю часть атмосферы ультрафиолетовым лазером. Все эти методы ликвидации озоновых дыр очень дороги. Наиболее технически реальным кажется "радиоштопка" — создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот. Для этого необходимы несколько антенн с передатчиками, расположенные на площадке в сотни метров. Управляя излучением радиоволн, можно сфокусировать лучи там, где расположен озоновый слой, сложить их таким образом, что они усилят друг друга, и получить высокую концентрацию энергии в одной точке. На пути этого проекта, предложенного Россией, лежит немало технических трудностей, но его осуществление может решить экологическую проблему всей Земли.
В "воздушной шубе" нашей Земли — атмосфере — в конце 70-х годов специалисты с помощью спутников обнаружили нарушение озонового слоя. В атмосфере, в которой мы существуем — дышим, разговариваем, ходим, летаем, и которая состоит в основном из азота и кислорода, есть еще так называемые малые газы, роль которых отнюдь не мала. Один из важнейших малых газов атмосферы — озон. Его молекула состоит из таких же атомов, как и молекулы кислорода, но в отличие от кислорода, у озона атомов не два, а три. После грозы, в хвойном лесу этим газом легко и приятно пахнет (озон как раз и означает в переводе с греческого "пахнущий"). На высоте 20—25 км над поверхностью Земли расположен тонкий слой озона, который играет роль экрана, защищающего нас от ультрафиолетового излучения, в больших дозах вредного для здоровья. В отсутствие озонного экрана жизнь на Земле в современных ее формах оказалась бы невозможной. Озон образуется благодаря ультрафиолетовому излучению Солнца: под воздействием этих лучей молекула кислорода разбивается на два атома, которые "прилипают" еще к двум молекулам кислорода. Так из трех молекул 02 образуются две молекулы Оз.
Разрушение защитного озонового слоя можно сравнить со снятием тепловой "крышки" с "кастрюли", в которой "варится" погода. Стабильность, т.е. устойчивость этого слоя определяет устойчивость, нормальность погоды. Многочисленные стихийные бедствия по всему земному шару пока ничем другим невозможно объяснить, как только глобальным сдвигом в тепловом балансе атмосферы. Снег падает там, где его никогда не было, ливни затапливают целые государства, град выбивает посевы, смерчи опустошают огромные территории.
Ученые ищут механизм этих аномальных явлений. С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой. Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, но главный враг озонового слоя — не самолеты и ракеты, а... домашние и промышленные холодильники, аэрозольные баллончики! Точнее, содержащийся в них газ фреон. Он удобный, недорогой, нетоксичный, однако, поднимаясь к атмосфере, он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона. Одна единственная молекула загрязняющего вещества может дать начало последовательности реакций, в которых исчезает множество молекул озона. Значит, главная причина образования озоновых дыр — бытовая и хозяйственная деятельность человека.
Ученые многих стран мира выработали план действий в защиту озонового слоя: сократить, а затем и вообще прекратить использование фреона в быту, технике, проверить очистку атмосферы от оксидов азота. Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Опасения вполне резонные. Но есть и такие факты: солнечные лучи падают на "ледовый купол" планеты под углом, по касательной и поэтому менее опасны. К тому же население шестого континента весьма незначительно — только персонал научных станций, а он регулярно обновляется. Может ли дыра перекочевать в другое место? Вряд ли... По сегодняшним сведениям ученых, она представляет собой гигантский вихрь, где все компоненты атмосферы вращаются против часовой стрелки. А известный ход воздушных течений в данном месте таков, что они идут к полюсу, а не от полюса. Таким образом, единственное серьезное опасение вызывают масштабы озонной дыры, ее стремление к дальнейшему увеличению. Есть предложение доставлять в озонный слой газы, которые нейтрализуют действие фреона. Другой вариант — вырабатывать озон, создавая в атмосфере искусственные молнии или обстреливая верхнюю часть атмосферы ультрафиолетовым лазером. Все эти методы ликвидации озоновых дыр очень дороги. Наиболее технически реальным кажется "радиоштопка" — создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот. Для этого необходимы несколько антенн с передатчиками, расположенные на площадке в сотни метров. Управляя излучением радиоволн, можно сфокусировать лучи там, где расположен озоновый слой, сложить их таким образом, что они усилят друг друга, и получить высокую концентрацию энергии в одной точке. На пути этого проекта, предложенного Россией, лежит немало технических трудностей, но его осуществление может решить экологическую проблему всей Земли.
ЧТО ТАКОЕ АТМОСФЕРА?
Воздушной "шубой" нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. "Шуба" оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути к Земле, от космических лучей нас спасает озоновый слой атмосферы. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком. Самый нижний слой тропосфера (ее толщина до 15 км) — "кухня погоды", там все время перемещаются, перемешиваются теплые и холодные воздушные массы, образуются туманы, облака, тучи. В стратосфере (ее толщина 25 — 30 км), в ее верхней части накапливается озон, жизненно важный для Земли газ. Толщина слоя озона незначительна. В результате загрязнения воздуха в атмосферу стали поступать химические вещества, разрушающие озоновый слой. Мезосфера начинается с высоты 50 — 55 км примерно до 80 км над Землей. С увеличением высоты подъема приборы отмечают резкое повышение температуры. Начинается термосфера, или ионосфера — бездонное море ионизованного газа. Воздух сильно разрежен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводность. Именно в высоких слоях атмосферы возникают чудесные явления — полярные сияния. Ионизованный газ атмосферы называют плазмой. Атмосфера Земли — это смесь газов: кислород (21%) растворен в азоте (78%), но "раствор" с примесями аргона, углекислого газа. Много в атмосфере и водяного пара. На пути к звездам атмосфера для космических кораблей является и другом, и врагом: она нагревает и тормозит, пропускает и не пропускает. Атмосфера заставляет мерцать звезды, светила краснеют или бледнеют.
Воздушной "шубой" нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. "Шуба" оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути к Земле, от космических лучей нас спасает озоновый слой атмосферы. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком. Самый нижний слой тропосфера (ее толщина до 15 км) — "кухня погоды", там все время перемещаются, перемешиваются теплые и холодные воздушные массы, образуются туманы, облака, тучи. В стратосфере (ее толщина 25 — 30 км), в ее верхней части накапливается озон, жизненно важный для Земли газ. Толщина слоя озона незначительна. В результате загрязнения воздуха в атмосферу стали поступать химические вещества, разрушающие озоновый слой. Мезосфера начинается с высоты 50 — 55 км примерно до 80 км над Землей. С увеличением высоты подъема приборы отмечают резкое повышение температуры. Начинается термосфера, или ионосфера — бездонное море ионизованного газа. Воздух сильно разрежен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводность. Именно в высоких слоях атмосферы возникают чудесные явления — полярные сияния. Ионизованный газ атмосферы называют плазмой. Атмосфера Земли — это смесь газов: кислород (21%) растворен в азоте (78%), но "раствор" с примесями аргона, углекислого газа. Много в атмосфере и водяного пара. На пути к звездам атмосфера для космических кораблей является и другом, и врагом: она нагревает и тормозит, пропускает и не пропускает. Атмосфера заставляет мерцать звезды, светила краснеют или бледнеют.
КАК УСТРОЕНА ЗЕМЛЯ?
Земной шар имеет послойное строение. Внешний слой — оболочку — представляет земная кора. Ее верхний тонкий плодородный слой называют почвой. В центре Земли находится ядро. Между ним и земной корой расположена мантия. Лучше всего изучена земная кора. Трудно узнать что-нибудь о строении Земли в ее глубоких недрах. Каков химический состав, каковы физические условия в мантии и ядре? Самые глубокие шахты не превышают 10 — 15 км, а до центра Земного шара 6400 км. Как узнать, что там внутри? На помощь ученым приходит наука о землетрясениях — сейсмология. На нашей планете каждый час в разных местах происходит несколько колебаний земной поверхности. Часто случаются землетрясения с катастрофическими последствиями. Во время землетрясений возникают сейсмические волны, которые распространяются от очага землетрясения в разных направлениях. Ученые узнают по характеру распространения волн, по их скорости о свойствах вещества глубоких недр Земли, о строении Земли в целом. Определили примерные размеры слоев Земли: толщина земной коры от 6 до 10 км под океанами, на материках от 35 до 70 км. Верхний слой коры состоит из кремния, алюминия, железа, соединенных кислородом. Средний слой, толщиной 30 —40 км, гранитный, содержит кремнезем. Нижний слой, толщиной около 30 км, сложен из базальтов. При бурении скважин установлено, что температура Земли с глубиной повышается, на глубине 10 км она достигает почти 200°. Это объясняется мощным тепловым потоком, идущим из горячих недр Земли. В Земле содержатся подземные воды, газы (гелий, водород, азот, метан и др,). Под корой лежит мантия (толщина слоя около 3000 км), под ней находится ядро Земли. Оно состоит из двух частей: внешнее ядро, которое имеет свойства тяжелой тягучей жидкости, и внутреннее ядро, радиусом 1250 км, обладающее свойствами твердого тела. Температура в центральной зоне внутреннего ядра оценивается учеными в пределах 8000 — 9000°С. Наша Земля — горячая планета. В ее недрах происходят процессы распада радиоактивных элементов, плавление вещества, перемещение глубинных масс расплавленных веществ — магмы. Когда магма поднимается по щелям и каналам на поверхность Земли — происходят извержения вулканов. Ученые-вулканологи изучают характер вулканов, их деятельность, вещества, извергнутые из Земли, изучают также потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких знаний очень важно для геологии — науки о Земле
Земной шар имеет послойное строение. Внешний слой — оболочку — представляет земная кора. Ее верхний тонкий плодородный слой называют почвой. В центре Земли находится ядро. Между ним и земной корой расположена мантия. Лучше всего изучена земная кора. Трудно узнать что-нибудь о строении Земли в ее глубоких недрах. Каков химический состав, каковы физические условия в мантии и ядре? Самые глубокие шахты не превышают 10 — 15 км, а до центра Земного шара 6400 км. Как узнать, что там внутри? На помощь ученым приходит наука о землетрясениях — сейсмология. На нашей планете каждый час в разных местах происходит несколько колебаний земной поверхности. Часто случаются землетрясения с катастрофическими последствиями. Во время землетрясений возникают сейсмические волны, которые распространяются от очага землетрясения в разных направлениях. Ученые узнают по характеру распространения волн, по их скорости о свойствах вещества глубоких недр Земли, о строении Земли в целом. Определили примерные размеры слоев Земли: толщина земной коры от 6 до 10 км под океанами, на материках от 35 до 70 км. Верхний слой коры состоит из кремния, алюминия, железа, соединенных кислородом. Средний слой, толщиной 30 —40 км, гранитный, содержит кремнезем. Нижний слой, толщиной около 30 км, сложен из базальтов. При бурении скважин установлено, что температура Земли с глубиной повышается, на глубине 10 км она достигает почти 200°. Это объясняется мощным тепловым потоком, идущим из горячих недр Земли. В Земле содержатся подземные воды, газы (гелий, водород, азот, метан и др,). Под корой лежит мантия (толщина слоя около 3000 км), под ней находится ядро Земли. Оно состоит из двух частей: внешнее ядро, которое имеет свойства тяжелой тягучей жидкости, и внутреннее ядро, радиусом 1250 км, обладающее свойствами твердого тела. Температура в центральной зоне внутреннего ядра оценивается учеными в пределах 8000 — 9000°С. Наша Земля — горячая планета. В ее недрах происходят процессы распада радиоактивных элементов, плавление вещества, перемещение глубинных масс расплавленных веществ — магмы. Когда магма поднимается по щелям и каналам на поверхность Земли — происходят извержения вулканов. Ученые-вулканологи изучают характер вулканов, их деятельность, вещества, извергнутые из Земли, изучают также потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких знаний очень важно для геологии — науки о Земле
НУМИЗМАТИКА
С самых давних времён люди начали обмениваться разнообразными предметами. Постепенно обнаружилось, что гораздо удобнее установить общий эквивалент стоимости самых разных товаров. У разных народов им мог быть скот, или красивые морские раковины, или изделия из
металла и камня, меха. Однако необходимо было нечто универсальное, долговечное и удобное, не занимавшее много места и одновременно достаточно ценное.
Уже во II тыс. до н. э. в Древнем Египте используют в качестве денег золотые кольца, а в странах
С самых давних времён люди начали обмениваться разнообразными предметами. Постепенно обнаружилось, что гораздо удобнее установить общий эквивалент стоимости самых разных товаров. У разных народов им мог быть скот, или красивые морские раковины, или изделия из
металла и камня, меха. Однако необходимо было нечто универсальное, долговечное и удобное, не занимавшее много места и одновременно достаточно ценное.
Уже во II тыс. до н. э. в Древнем Египте используют в качестве денег золотые кольца, а в странах
ЛАБИРИНТ И МИНОТАВР
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили без них большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало к другому устно или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить небольшими группами, когда сложились первые государства, объём и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Тогда появилась письменность.
Сначала записи были очень простыми и короткими и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей разных профессий, работавших в храмах. Письменные и цифровые знаки наносили на плитки из сырой глины острой тростниковой палочкой, затем плитки подсушивали или обжигали. Потом стали записывать тексты гимнов, сказаний, пословицы и поговорки. Государству были нужны грамотные люди, писцы. Их обучали в специальных школах. Профессия писца была почётной.
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили без них большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало к другому устно или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить небольшими группами, когда сложились первые государства, объём и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Тогда появилась письменность.
Сначала записи были очень простыми и короткими и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей разных профессий, работавших в храмах. Письменные и цифровые знаки наносили на плитки из сырой глины острой тростниковой палочкой, затем плитки подсушивали или обжигали. Потом стали записывать тексты гимнов, сказаний, пословицы и поговорки. Государству были нужны грамотные люди, писцы. Их обучали в специальных школах. Профессия писца была почётной.
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ
...Небольшая комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей — бедняков здесь явно нет. Во главе стола — священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе...
Раннее средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.
Не только варварские вторжения, добившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и ланго-
...Небольшая комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей — бедняков здесь явно нет. Во главе стола — священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе...
Раннее средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.
Не только варварские вторжения, добившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и ланго-
Городская школа. Средневековый рисунок.
ЦЕХ
Цех — союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Становление городов сопровождалось для горожан-ремесленников множеством трудностей и опасностей. Нужно было бороться с феодалами, на землях которых возникли города. Ни один из этих сеньоров и не помышлял о вольностях для свободолюбивых бюргеров. Лишь объединение сил позволило дать отпор нападкам феодалов и их наместников. Такое объединение было необходимо и для защиты городских ремесленников от конкуренции со стороны их коллег из соседних деревень и городов. Долгое время покупателей ремесленных изделий было мало. Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей. Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия — главный
козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название «цех».
Цех — союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Становление городов сопровождалось для горожан-ремесленников множеством трудностей и опасностей. Нужно было бороться с феодалами, на землях которых возникли города. Ни один из этих сеньоров и не помышлял о вольностях для свободолюбивых бюргеров. Лишь объединение сил позволило дать отпор нападкам феодалов и их наместников. Такое объединение было необходимо и для защиты городских ремесленников от конкуренции со стороны их коллег из соседних деревень и городов. Долгое время покупателей ремесленных изделий было мало. Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей. Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия — главный
козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название «цех».
БЮРГЕР
Бюргер (от немецкого слова «бург» — замок, крепость, город) — житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер — одно из главных действующих лиц средневековой истории.
Раннее средневековье было аграрной (сельскохозяйственной) эпохой. Большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. Однако в X—XI вв. в Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи — одежду, орудия труда, кухонную утварь, — выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием и оставившие крестьянский труд.
Постепенно ремесло отделилось от земледелия и стало занятием особой группы людей — ремесленников. Недовольные высоким оброком, которого требовал феодал, мастеровые люди убегали из поместий, бродили, а затем основывали поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Новые жилища строились у стен больших монастырей и замков знатных феодалов, среди развалин римских крепостей. Здесь всегда можно было купить ремесленные изделия. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить здесь купцы. Именно в эти поселения спешили крестьяне из окрестных деревень, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи.
Бюргер (от немецкого слова «бург» — замок, крепость, город) — житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер — одно из главных действующих лиц средневековой истории.
Раннее средневековье было аграрной (сельскохозяйственной) эпохой. Большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. Однако в X—XI вв. в Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи — одежду, орудия труда, кухонную утварь, — выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием и оставившие крестьянский труд.
Постепенно ремесло отделилось от земледелия и стало занятием особой группы людей — ремесленников. Недовольные высоким оброком, которого требовал феодал, мастеровые люди убегали из поместий, бродили, а затем основывали поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Новые жилища строились у стен больших монастырей и замков знатных феодалов, среди развалин римских крепостей. Здесь всегда можно было купить ремесленные изделия. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить здесь купцы. Именно в эти поселения спешили крестьяне из окрестных деревень, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КУПЕЦ. ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Человечество стало обменивать, покупать и продавать товары, едва освободившись от оков первобытности. Торговля процветала во многих странах ещё задолго до начала Средних веков. Но на фоне бурного развития городов, ремёсел, на фоне обогащения культуры, науки и техники выдающимися достижениями человеческой мысли купец (т. е. торговец) становится одной из самых ярких и замечательных фигур эпохи.
В период раннего средневековья, в ту пору, когда на развалинах Западной Римской империи, словно грибы после дождя, начали появляться варварские королевства, наиболее оживлённую торговлю вели купцы арабских стран Азии и Северной Африки, Индии и Китая, а также Византии — государств, давно славящихся многолюдными городами и искусными ремесленниками. В VII—X вв. суда арабских купцов бороздили воды Средиземного моря и Индийского океана. По их берегам основывались фактории (поселения торговцев). С восточного побережья Африки вывозились рабы и слоновая кость. Удавалось достигать берегов Индии и даже Китая.
Человечество стало обменивать, покупать и продавать товары, едва освободившись от оков первобытности. Торговля процветала во многих странах ещё задолго до начала Средних веков. Но на фоне бурного развития городов, ремёсел, на фоне обогащения культуры, науки и техники выдающимися достижениями человеческой мысли купец (т. е. торговец) становится одной из самых ярких и замечательных фигур эпохи.
В период раннего средневековья, в ту пору, когда на развалинах Западной Римской империи, словно грибы после дождя, начали появляться варварские королевства, наиболее оживлённую торговлю вели купцы арабских стран Азии и Северной Африки, Индии и Китая, а также Византии — государств, давно славящихся многолюдными городами и искусными ремесленниками. В VII—X вв. суда арабских купцов бороздили воды Средиземного моря и Индийского океана. По их берегам основывались фактории (поселения торговцев). С восточного побережья Африки вывозились рабы и слоновая кость. Удавалось достигать берегов Индии и даже Китая.