Введение

Наука » Психология » Психология эмоций
Введение

Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. Странно, что эта столь актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы еще до появления каких-либо научных данных понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако до восьмидесятых годов XX века психология фактически игнорировала эмоции.

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Наука » Психология » Психология изучения личности
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Проблема социальной адаптации личности является од­ной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологичес­кой науки. Она ставится (и в рамках собственной специфики рассматривается там) в таких разделах психологии, как пси­хология личности, педагогическая психология, юридическая психология, психология труда, медицинская психология и психология зрелости.

Проблемы, связанные с психодиагностикой социальной адаптации личности, очень разнообразны и сложны. В насто­ящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методи­ки, которая бы надежно решала задачу комплексного изуче­ния социальной адаптации личности. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направ­лены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Хотя в описании методик это важное обстоятельство вовсе не всегда оговаривается. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направ­лена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретно­го состояния личности, на диагностику адаптационного по­тенциала личности. Разработка адекватного психодиагно­стического инструментария в этой области затрудняется к тому же и существованием ряда проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности. Обратимся к рас­смотрению некоторых из них.

ЛИЧНОСТЬ ТИПА А КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Психология » Психология изучения личности
ЛИЧНОСТЬ ТИПА А КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» при­шло в психологию личности из психосоматической медици­ны. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведе­ния и психосоматические последствия, к которым такое по­ведение приводит. Анализ этих и многих других исследова­ний, в конце концов, привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание лич­ностными особенностями этого типа является фактором рис­ка психоэмоционального дистресса.

Что же входит в понятие «личность типа А» и в паттерн А-поведения? Ядром личности типа А является сильно вы­раженное стремление к первенству, социальному превосход­ству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем зани­мается личность типа А. Не только в основном деле, в про­фессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Важно быть первым в своей профессиональной деятельности, но важно быть лучшим и при игре в футбол или теннис, напри­мер. А если занялся коллекционированием, то «моя коллек­ция должна быть лучшей». И так во всех сферах социально­го взаимодействия личности типа А. Кроме того, для лично­сти этого типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, час­то несдержанности в проявлении чувств, напористости и не­терпеливости в достижении цели. При встрече с препятстви­ями на пути к достижению поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и аг­рессивность. Однако подчеркнем, что ядром личности являет­ся именно отмеченная выше доминирующая мотивация пер­венства и социальной конкуренции.

МЕТОДИКА С.БЕМ

Наука » Психология » Психология изучения личности
МЕТОДИКА С.БЕМ

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bern, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности лично­сти. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным ка­чествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

Каждый человек является обладателем множества психо­логических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты тра­диционно связываются с типично мужской или типично жен­ской психологией. Некоторые типичные мужские или жен­ские черты имеют свои эволюционно-генетические и физио­логические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как ти­пично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уров­нем концентрации у индивидов мужских половых гормо­нов — андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случай­но же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или ти­пично женских психологических черт происходите результа­те совместного влияния обеих групп факторов — биологиче­ского и социального порядка. В этом контексте психологи­ческий пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» — маскулинность, фемининность, андрогинность.

АУТОАГРЕССИВНЬГЙ ПАТТЕРН ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
АУТОАГРЕССИВНЬГЙ ПАТТЕРН ЛИЧНОСТИ

Хотя в настоящее время и нет общепринятой психологи­ческой теории агрессии, все-таки существует возможность в большинстве случаев достаточно удовлетворительно объяс­нить акты агрессивного поведения или даже общую агрессив­ность личности с помощью тех или иных концепций. Хоро­шие возможности для этого предоставляют теория фрустрационной агрессии, а также теория социального научения с учетом многочисленных внутренних вариаций, существую­щих в этих концепциях. Феномен аутоагрессии в этом плане представляется наиболее загадочным, если, конечно, не сво­дить его к клинической мазохистской интерпретации. Понят­но, что феномен аутоагрессии, также как и агрессии вообще, представляет значительный интерес именно для «нормаль­ной» психологии личности, и не может быть сведен лишь к рассмотрению на уровне патопсихологии.

Проведенное эмпирическое исследование (А. А. Реан, 1998), подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позво­ляет нам ввести понятие аутоагрессивный паттерн личности. Таким образом, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и про­являющимся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показывают наши эмпири­ческие исследования, могут быть выделены следующие суббло­ки: характерологический субблок аутоагрессивного паттерна, самоооценочный субблок, интерактивный субблок, социально-перцептивный субблок аутоагрессивного паттерна личности.

СОЦИООНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ОЦЕНКА АГРЕССИИ.

Наука » Психология » Психология изучения личности
СОЦИООНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ОЦЕНКА АГРЕССИИ.

Строго говоря, из общей идеи эволюционно-генетического подхода к агрессии не обязательно следует, что агрес­сия носит не реактивный, а спонтанный характер. Агрессия, скажем, вполне могла бы эволюционно закрепляться как целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих воздействий. Однако если исходить из того, что агрессивность эволюционно закреплялась не только в этом смысле, но и что шел непрерывный эволюционный отбор особо агрессивных индивидов («распространение генов по­бедителей» по В. Эфроимсону), то вполне логичным след­ствием становится и представление о спонтанной природе агрессивности современного человека. В рамках идеи спон­танности агрессии совершенно ошибочными считаются пред­ставления о возможности изменения врожденно-агрессивно­го поведения посредством обучения или воспитания, а также путем устранения факторов, порождающих агрессию (К. Ло­ренц). Понятно, что идея спонтанности агрессии, выраженная в таком категоричном виде, вообще отрицает онтогенетиче­скую детерминацию агрессии. В рамках эволюционно-генетического подхода, однако, существуют и менее радикальные представления. В них также констатируется факт генетической детерминации, но признается («мы вынуждены считаться с тем»), что все свойства человека, в особенности психические, нуждаются во внешних стимуляторах для своего полного проявления.

ЭТИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АГРЕССИИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ЭТИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АГРЕССИИ

Если не сосредоточиваться на «деталях» и подойти к во­просу глобально, то можно выделить два полярных подхода к феномену агрессии. Первый из них я буду называть этико-гуманистическим подходом. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессия, причинение вреда друго­му человеку расценивается как зло, как поведение, противо­речащее позитивной сущности человека. И соответственно такое поведение оценивается негативно. В науках о челове­ке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в базирующихся на их основе педагогических теориях.

Христианская концепция человека также должна быть от­несена к этому подходу. Можно говорить и иначе, а именно так. Идеи гуманистического подхода к феномену агрессии восходят к традициям христианского учения: «возлюби ближ­него своего как самого себя», «любите врагов ваших, благосло­вляйте проклинающих вас», «не судите, да не судимы будете».

Другой, альтернативный этико-гуманистическому, под­ход к феномену агрессии я буду называть эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма по­ведения, способствующая выживанию и адаптации.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Опросник BDHI был разработан американскими психоло­гами А. Бассом и А. Дарки (A. Buss, A. Durkee, 1957). Конст­руируя опросник, Басе вначале провел разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебность была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, ко­торой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессию он определил как ответ, содержа­щий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басе и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физиче­ская агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

1. Физическая агрессия — использование физической си­лы против другого лица.

2. Косвенная агрессия — понимается как агрессия, кото­рая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или как агрессия, которая ни на кого не на­правлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами и т.п.).

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4 Негативизм—оппозиционная манера поведения, обыч­но направленная против авторитета или руководства. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопро­тивления до активной борьбы против установившихся обы­чаев и законов.

АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Психология » Психология изучения личности
АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожа­луй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрес­сии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследо­ваний и публикаций по этой теме к появлению нового качест­ва, к новому более глубокому и непротиворечивому понима­нию нами существа агрессивного поведения человека.

Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками со специфичной системой методов. Одна­ко, как заметил однажды выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различия между любовью и ненавистью принадлежит преимущественно именно психоло­гии. Думаю, вполне можно согласиться с этой мыслью. По крайней мере, сами психологи вряд захотят ее оспаривать. Объективно можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении приро­ды и механизмов агрессивного поведения человека достигну­ты именно в психологической науке.

ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ»

Наука » Психология » Психология изучения личности
ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ»

I. ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗБЕЖАНИИ НЕУСПЕХА (Пи)

«Пи» засчитывается во всех случаях, когда открыто вы­сказывается или может быть выявлена по некоторым призна­кам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.

«Пи» засчитывается, когда одно или несколько лиц в исто­рии ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. «Негативные формулировки» отражены в следующих трех примерах: «Он не хочет оставаться на второй год», «На­деюсь, что не получу двойку», «Они стараются не сделать ошибки на работе».

Если отрицательно сформулированное намерение, на­дежда или желание находится в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать выводе крою­щейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (не избегание неуспеха!), то это не учитывается как «Пи» («Он старается не делать ошибок, чтобы получить хорошую оцен­ку»). Наоборот, положительная формулировка цели дости­жения учитывается как «Пи», когда из непосредственно от­носящегося к ней текста следует, что речь идет об избега­нии неуспеха («Надеюсь, что ответ правильный, а то все придется проверить», «Он с тревогой надеется, что все бу­дет хорошо»).

ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Выше мы уже привели название и смысл ключевых кате­горий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате кон­тент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986).

ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ)

(признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями)