ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Выше мы уже привели название и смысл ключевых кате­горий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате кон­тент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986).

ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ)

(признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями)

1. ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕХА (П)

«П» засчитывается тогда, когда человек ставит перед со­бой положительно сформулированную цель достижения или работы.

Как «П» учитываются положительно сформулированные высказывания, в которых не выражено опасения или неуверен­ности относительно возможности достижения цели («хочет», «собирается», также «старается», «стремится», но не «пытает­ся»). («Он хочет сделать домашнее задание», «Он намерен улучшить свои оценки», «Успех побуждает их к дальнейшей хорошей работе», «Он хочет исправить машину», «Завтра я выполню задание», «Они стараются решить задачу» — все «П»; «Он пытается решить задачу» — не «П», а «И»).

Если же такое положительно сформулированное намере­ние находится в непосредственной связи с каким-либо утвер­ждением, из которого можно заключить, что за ним кроется намерение избежать неудачи, то засчитывается не «П», а «Пи» (потребность в избегании неуспеха), например: «Он собирается улучшить свои оценки, чтобы не заниматься в каникулы».

Намерения, которые направлены не на саму цель, а на применение определенных инструментальных деятельностей, учитываются не как «П», а как «И» (инструментальная дея­тельность), поскольку выполнение такой деятельности в дан­ном случае еще не означает достижение цели. «Он хотел по­ставить шестеренку, а она вывалилась». Установка шестерен­ки — лишь инструментальная деятельность, поэтому — «И»).

Намерения человека, относящиеся к тому, чтобы помочь, поддержать или проверить другого человека, не учитываются как «П». («Они хотят нас чему-то научить», «Мастер хочет оценить работу» — не «П»).

Намерения, направленные на выполнение несуществен­ной деятельности, также не учитываются как «П» {«Он хо­чет унести документы», «Он собирается выписать счет», «Служащий хочет получить у директора подпись» — не«П»).

Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «П». («Он хочет закончить эту работу», «Он надеется, что ему удастся привести в порядок машину»; напротив: «Он надеется, что его похвалят за эту работу» — не «П»). Эти желания и надежды не должны также сопровождаться выска­зываниями, которые могут указывать на намерения избежать неуспеха («Ученик надеялся, что решил задачу») — П; напро­тив: «Надеюсь, что ответ правильный, иначе мне придется еще раз пересчитать» — «Пи».

Нежелания типа «ах, если бы я!...» по поводу неудачи учи­тываются как «Пи», а не как «П». Когда желания или надеж­ды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влия­ния и действия желающего, засчитывается не «П», а «УН» (ожидание неуспеха). Например: «Надеюсь, что материал выдержит» — не «П», а «УН».

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (И)

«И» учитывается тогда, когда человек или группа лиц в пределах рабочей ситуации или в течение деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению цели или решению

задачи без помощи других («Он работает над решением за­дачи», «Он размышляет над тем, как выполнить эту работу»). Высказывания по поводу инструментальной деятельности должны быть независимы от окончания деятельности к успе­ху, неуспеху или сомнительного исхода. В частности, следу­ющие высказывания не должны учитываться как «И»:

все высказывания, указывающие на завершение опреде­ленной деятельности («заканчивать», «заключать», «завер­шать» и т.д.) не учитываются как «И». («Он закончил рабо­ту — не «И»). Напротив: «Он работал — «И»;

все высказывания, которые указывают вместе с деятельно­стью и ее исход (результат) «Мальчик правильно пишет пред­ложения» — не «И», напротив: «Он тщательно пишет пред­ложения» — «И», так как «тщательно» ничего не говорит об исходе деятельности. Или же: «Мальчик заработал хорошую оценку— и то и другое не «И»; напротив: «Мальчик рабо­тает над правильным решением» — «И»;

все высказывания, разъясняющие, что деятельность пору­чено выполнить («Он должен, получил задание, обязан»), не учитываются как «И»;

все высказывания, относящиеся к несущественной дея­тельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сооб­щить, смотреть, слушать и т.п., не учитываются как «И» (на­пример, «внимательно, тщательно и т.п.) (слушать, смотреть или слушать и смотреть, чтобы чему-нибудь научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — «И»).

Чтобы высказывание было учтено как «И», должны быть названы фактические деятельности. Неопределенные выска­зывания вроде «Он сидит над книгами» или «Он стоит у ма­шины» не учитываются как «И». Напротив, «Он занят этой работой» учитывается как «И».

3. ОЖИДАНИЕ УСПЕХА «У»

Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением цели, учитывается как «У».

Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается как «У». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха, («Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом», «Он думает, что решит задачу — все «У»). «У» за­считывается также, когда ожидание успеха относится к прош­лому («Они думают, что выполнили работу хорошо»; напро­тив: «Его интересует, правильно ли он решил задачу — не «У», так как ожидание успеха не определено и не четко по­ложительно — это Ун.

Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «У» не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха становится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно («Он думает: «Если я решу задачу, то получу в аттестате пятерку»» — не «У» (внутреннее усло­вие); «Если повреждение не слишком велико, то я могу отре­монтировать машину» — не «У» (внешнее условие). Ожида­ние успеха должно принадлежать или высказываться лицом из рассказа, а не быть объективной констатацией или ком­ментарием рассказчика. Ожидание успеха учитывается и тог­да, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.

4. ПОХВАЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИЖЕНИЯ (В)

«В» засчитывается тогда, когда кого-либо хвалят, кто-ли­бо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов («Учи­тель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку», «Началь­ник повышает оклад служащему за добросовестную работу»). Похвала должна выражаться открыто («Мастер часто дума­ет: «Какой у меня способный ученик!»» — не «В»).

В качестве вознаграждений могут служить всякие матери­альные поощрения, выражающие признание за хорошее до­стижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада, «В» учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения.

«В» учитывается также, если кто-либо констатирует хоро­шее качество, правильность и т.д. работы другого, например, когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказы­вая при этом похвалы или признательности в адрес личности ученика («Мастер говорит ученику, что теперь он работает

хорошо», «Учитель ставит ученику за этот ответ заслужен­ную пятерку», «Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь») — во всех случаях «В»; напротив не «В»: «Он получает хорошую оценку», потому что здесь четко не Показано высказывающее похвалу лицо.

5. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С+)

В качестве «С+» учитываются все положительные эмоци­ональные состояния в пределах направлений на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активно­му овладению заданием, достижению или успеху («Он пишет сочинение и работает с радостью», «Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью и его работа продвину­лась», «Наконец деталь готова. Он вздыхает с облегчением», «Они довольны своей работой»}. Речь должна идти о четком положительном эмоциональном состоянии. Например, «раду­ется», «доволен», также «улыбается», «вздохнуть с облегчени­ем» и т.д.; также «смелость» («Успех придает ему смелость продолжать работу») — все «О». Напротив, «успокоился» — не «С+», так как здесь речь может скорее идти об исчезнове­нии ранее отрицательного эмоционального состояния.

Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением са­момнения, учитываются как «С+», если относятся к успешной деятельности («Они стоят перед готовой работой и думают: Какие мы способные!»).

Также положительные эмоциональные состояния, связан­ные с достижениями или успехами другого лица в рассказе учитываются как «С» («Отец радуется тому, что его сын полу­чил аттестат зрелости»).

«С+» не учитывается, если кто-либо радуется тому, что неудачный исход деятельности оказался не таким плохим, как ожидалось; или что ожидаемая неудача не имела места («С облегчением ученик видит, что учитель не ставит двой­ку» — не «С+»).

6. ТЕМА УСПЕХА (Т) как дополнительная категория

Тема успеха — это одиночная категория. Она засчитыва­ется в рассказе при наличии определенных категорий успеха и при отсутствии категории неуспеха, за исключением отри­цательного эмоционального состояния (С-) и ожидания не­успеха (Ун).

Эта категория учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.