Авторитарный стиль
Крайнее проявление авторитарного стиля представляется «могущественной» личностью гипнотизёра, обладающего «особыми» способностями. «Могущественный» гипнотизёр владеет «гипнотическим взглядом» и настолько «сильной волей», что другой человек или люди, в его присутствии, невольно становятся относительно пассивными и готовыми подчиниться гипнотическим внушениям. Вроде как, противостоять такому «монстру» гипнотизёру может только человек с не менее «сильной волей» или тоже обладающий «особыми» способностями. В практике это «соревнование» можно часто наблюдать. Также миф о «могущественном» гипнотизёре подразумевает такую «принуждающую» силу внушений, что субъекты готовы выполнять почти любые приказы даже против собственной воли. С другой стороны, что не менее вредно для практики гипноза, такие «внушения» будто бы могут заставить человека сделать то, чего он не смог бы или не захотел бы сделать при обычных условиях (бросить пить, курить, переедать и т.д.). Обратите внимание, как удобно при таком мифе снимать с себя ответственность за принятие жёстких и сложных решений. Сторонники этой точки зрения о гипнозе часто могут говорить об «особой силе духа», «магической энергии», «высшей воле» и прочих атрибутах «избранных». Масла в огонь подливают окологипнотический фольклор, некоторые рассказы, кинофильмы, телевизионные шоу и различные слухи. Подобные представления открыто разделяют многие неспециалисты. Однако их придерживаются и многие психотерапевты, использующие гипноз в своей практике.
Крайнее проявление авторитарного стиля представляется «могущественной» личностью гипнотизёра, обладающего «особыми» способностями. «Могущественный» гипнотизёр владеет «гипнотическим взглядом» и настолько «сильной волей», что другой человек или люди, в его присутствии, невольно становятся относительно пассивными и готовыми подчиниться гипнотическим внушениям. Вроде как, противостоять такому «монстру» гипнотизёру может только человек с не менее «сильной волей» или тоже обладающий «особыми» способностями. В практике это «соревнование» можно часто наблюдать. Также миф о «могущественном» гипнотизёре подразумевает такую «принуждающую» силу внушений, что субъекты готовы выполнять почти любые приказы даже против собственной воли. С другой стороны, что не менее вредно для практики гипноза, такие «внушения» будто бы могут заставить человека сделать то, чего он не смог бы или не захотел бы сделать при обычных условиях (бросить пить, курить, переедать и т.д.). Обратите внимание, как удобно при таком мифе снимать с себя ответственность за принятие жёстких и сложных решений. Сторонники этой точки зрения о гипнозе часто могут говорить об «особой силе духа», «магической энергии», «высшей воле» и прочих атрибутах «избранных». Масла в огонь подливают окологипнотический фольклор, некоторые рассказы, кинофильмы, телевизионные шоу и различные слухи. Подобные представления открыто разделяют многие неспециалисты. Однако их придерживаются и многие психотерапевты, использующие гипноз в своей практике.
Стили гипнотической коммуникации
Гипноз невольно и во многом мифически ассоциируется с самыми разными представлениями: магической властью, харизмой сильной личности, потерей самоконтроля, таинственностью, манипулированием, волшебными исцелениями и т.д. С одной стороны, все эти представления явно гипертрофированы, а то и просто неверны, но с другой стороны, гипноз очень разный и очень разные люди изучают и используют гипноз. Искусство гипноза несёт в себе колоссальный потенциал изменений форм существования человека, его границы неизведанны. На сегодняшний день вряд ли кто-то сможет победить в споре о том, что такое гипноз, пока это уникальное искусство не будет по достоинству исследовано и развито. И не надо бояться «джина в бутылке». Эта сила не хорошая и не плохая. Это сила, которая даёт огромные возможности, а человек слишком любопытен, чтобы упустить шанс обретения эффективных психотехнологий.
Обычно гипноз принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более людьми. Один играет роль гипнотизёра, другой или другие роль субъектов (клиентов). Взаимодействие осуществляется для получения особого состояния «гипнотического транса», в котором открывается доступ к бессознательным процессам. Считается, что в этом состоянии поведение, ощущения, мысли и чувства субъекта изменяются по отношению к состоянию бодрствования. Открытый доступ к бессознательным процессам используется в целях, например, терапевтического вмешательства и изменения психологических установок.
Гипноз невольно и во многом мифически ассоциируется с самыми разными представлениями: магической властью, харизмой сильной личности, потерей самоконтроля, таинственностью, манипулированием, волшебными исцелениями и т.д. С одной стороны, все эти представления явно гипертрофированы, а то и просто неверны, но с другой стороны, гипноз очень разный и очень разные люди изучают и используют гипноз. Искусство гипноза несёт в себе колоссальный потенциал изменений форм существования человека, его границы неизведанны. На сегодняшний день вряд ли кто-то сможет победить в споре о том, что такое гипноз, пока это уникальное искусство не будет по достоинству исследовано и развито. И не надо бояться «джина в бутылке». Эта сила не хорошая и не плохая. Это сила, которая даёт огромные возможности, а человек слишком любопытен, чтобы упустить шанс обретения эффективных психотехнологий.
Обычно гипноз принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более людьми. Один играет роль гипнотизёра, другой или другие роль субъектов (клиентов). Взаимодействие осуществляется для получения особого состояния «гипнотического транса», в котором открывается доступ к бессознательным процессам. Считается, что в этом состоянии поведение, ощущения, мысли и чувства субъекта изменяются по отношению к состоянию бодрствования. Открытый доступ к бессознательным процессам используется в целях, например, терапевтического вмешательства и изменения психологических установок.
Каждый человек уникален
Этот главный принцип своим существованием во многом обязан уникальной личности Милтона Эриксона, самого известного гипнотизёра 20-го века. Великий мастер, кроме всего прочего, не различал цвета (кроме пурпурного), страдал тональной глухотой и дислексией (нарушением речи), дважды перенёс паралич вследствие полиомиелита. М.Эриксон научился рассматривать свои особенности, как особые качества, позволяющие ему владеть эффективными навыками и умениями. Этот человек оставил за собой серьёзное наследие. Его последователи и ученики, которым удалось получить уроки у самого мастера, вспоминали своего учителя, как очень жизнелюбивого и доброго человека. Лично я уверен, что Милтон Эриксон глубоко принимал и отстаивал в своей психотерапевтической деятельности право каждого человека на собственную уникальность и полноту жизни. Жизнь так непросто далась самому мастеру, потому он и ценил её во всех проявлениях. С этих позиций М.Эриксон работал со своими пациентами, помогая использовать им свои особенности как основу для саморазвития.
Каждый человек уникален. Каждый человек такой же, как все. И то и другое утверждения верны. Потому следует определить пространство индивидуальности. Сначала условно разделим человека на врождённую и приобретённую составляющие. Затем сделаем акцент на ресурсе уникальности.
Этот главный принцип своим существованием во многом обязан уникальной личности Милтона Эриксона, самого известного гипнотизёра 20-го века. Великий мастер, кроме всего прочего, не различал цвета (кроме пурпурного), страдал тональной глухотой и дислексией (нарушением речи), дважды перенёс паралич вследствие полиомиелита. М.Эриксон научился рассматривать свои особенности, как особые качества, позволяющие ему владеть эффективными навыками и умениями. Этот человек оставил за собой серьёзное наследие. Его последователи и ученики, которым удалось получить уроки у самого мастера, вспоминали своего учителя, как очень жизнелюбивого и доброго человека. Лично я уверен, что Милтон Эриксон глубоко принимал и отстаивал в своей психотерапевтической деятельности право каждого человека на собственную уникальность и полноту жизни. Жизнь так непросто далась самому мастеру, потому он и ценил её во всех проявлениях. С этих позиций М.Эриксон работал со своими пациентами, помогая использовать им свои особенности как основу для саморазвития.
Каждый человек уникален. Каждый человек такой же, как все. И то и другое утверждения верны. Потому следует определить пространство индивидуальности. Сначала условно разделим человека на врождённую и приобретённую составляющие. Затем сделаем акцент на ресурсе уникальности.
В гипнотическом трансе человеку свойственно искать более успешные пути решения задач
Судьбу человека можно представить, как большое путешествие по неизвестной пересечённой местности, длинною в жизнь. На пути встречаются неожиданные препятствия, иногда полностью меняется ландшафт, может случайно повезти и, наоборот. В общем, случаются разные приключения и далеко не все они приятные и безопасные. Когда встречается неожиданное препятствие и возникает проблема, человек бывает попросту не готов решить текущую задачу привычными способами и несложно понять, почему так происходит.
Диапазон проявлений человека сформирован не только предшествующим опытом, но и целым рядом других причин, в том числе, набором социальных ролей (как правило, не большим). Человек в определённой роли действует, мыслит и чувствует определённым образом. Роль закрепляется системой соответствующих самооценок, хорошо/плохо, правильно/неправильно и т.д. Большой плюс роли заключается в автоматизме большинства проявлений. Если угодно, благодаря роли серьёзно экономятся затраты психической энергии. Роль подобна программе, в которой последовательность шагов определена алгоритмом. Большой минус роли в заранее смоделированном проявлении и относительно жёсткой системе ценностей. Часто бывает, что эффективное действие противоречит условной самооценке. «Технически» получается так, что на незапрограммированное действие, мысль или чувство организм реагирует чувственно негативно. То есть, иное действие, мысль или чувство (отношение) остаются вне поля внимания, либо из-за ассоциативно несвязанного «равнодушного» отклика, либо из-за негативного «непозволительного» отклика. Кроме того, определённая роль открывает доступ к одним бессознательным ресурсам (талантам и дарованиям), но закрывает доступ к другим. Таким образом, ради высокой эффективности гипнотического взаимодействия, гипнотизёр «вынужден» ориентироваться на расширение, а не ограничение диапазона человеческих проявлений.
Судьбу человека можно представить, как большое путешествие по неизвестной пересечённой местности, длинною в жизнь. На пути встречаются неожиданные препятствия, иногда полностью меняется ландшафт, может случайно повезти и, наоборот. В общем, случаются разные приключения и далеко не все они приятные и безопасные. Когда встречается неожиданное препятствие и возникает проблема, человек бывает попросту не готов решить текущую задачу привычными способами и несложно понять, почему так происходит.
Диапазон проявлений человека сформирован не только предшествующим опытом, но и целым рядом других причин, в том числе, набором социальных ролей (как правило, не большим). Человек в определённой роли действует, мыслит и чувствует определённым образом. Роль закрепляется системой соответствующих самооценок, хорошо/плохо, правильно/неправильно и т.д. Большой плюс роли заключается в автоматизме большинства проявлений. Если угодно, благодаря роли серьёзно экономятся затраты психической энергии. Роль подобна программе, в которой последовательность шагов определена алгоритмом. Большой минус роли в заранее смоделированном проявлении и относительно жёсткой системе ценностей. Часто бывает, что эффективное действие противоречит условной самооценке. «Технически» получается так, что на незапрограммированное действие, мысль или чувство организм реагирует чувственно негативно. То есть, иное действие, мысль или чувство (отношение) остаются вне поля внимания, либо из-за ассоциативно несвязанного «равнодушного» отклика, либо из-за негативного «непозволительного» отклика. Кроме того, определённая роль открывает доступ к одним бессознательным ресурсам (талантам и дарованиям), но закрывает доступ к другим. Таким образом, ради высокой эффективности гипнотического взаимодействия, гипнотизёр «вынужден» ориентироваться на расширение, а не ограничение диапазона человеческих проявлений.
В гипнотическом трансе открывается доступ к бессознательным ресурсам
Очень важно учесть, что именно бессознательное хранит в себе потенциал позитивных трансформаций личности человека и колоссальные ресурсы для решения сложнейших задач. Бессознательное – кладезь талантов и опыта, который мы часто не умеем правильно использовать. К сожалению, многие из этих ресурсов не взаимодействуют с сознательной системой координат и комплексом соответствующих черт характера. В практике необходимо понимать, что каждый человек уже несёт в себе практически все возможности для решения почти любой жизненной задачи. Человек движется по судьбе, как по пересечённой местности, где на пути встречаются естественные преграды и временами меняется ландшафт. Образ личности и соответствующий комплекс привычек мог быть хорош на одном жизненном этапе и не приемлем на другом. Впрочем, речь далеко не всегда идёт о необходимости столь кардинальных перемен в самоощущениях и самовосприятии.
Очень важно учесть, что именно бессознательное хранит в себе потенциал позитивных трансформаций личности человека и колоссальные ресурсы для решения сложнейших задач. Бессознательное – кладезь талантов и опыта, который мы часто не умеем правильно использовать. К сожалению, многие из этих ресурсов не взаимодействуют с сознательной системой координат и комплексом соответствующих черт характера. В практике необходимо понимать, что каждый человек уже несёт в себе практически все возможности для решения почти любой жизненной задачи. Человек движется по судьбе, как по пересечённой местности, где на пути встречаются естественные преграды и временами меняется ландшафт. Образ личности и соответствующий комплекс привычек мог быть хорош на одном жизненном этапе и не приемлем на другом. Впрочем, речь далеко не всегда идёт о необходимости столь кардинальных перемен в самоощущениях и самовосприятии.
Бессознательные процессы могут протекать самостоятельно и продуктивно
Благодаря психоаналитическим исследованиям, специалисты в области изучения психических процессов пришли к важному выводу, что сознание подобно верхушке айсберга или островку в океане, в то время, как основную массу жизненных проявлений человека составляет подводная (океаническая), бессознательная часть. Судьбой человека правит бессознательное. Это стало слишком очевидно для специалистов. Но какова тогда роль сознания, чем оно занимается? Возникает впечатление, что сознание, по большей части, ориентируется на объективную реальность, чтобы приспособить внутренние потребности к существующим возможностям. Сознание – это своего рода командный пункт адаптации. Главный штаб находится в ином месте (в бессознательном), а командный пункт, в свою очередь, выполняет задания главного штаба.
Следуя «королевской дорогой в бессознательное» (З.Фрейд), можно наглядно увидеть автономию бессознательных процессов в сюжетах сновидений. Возьмём, к примеру, сновидение 35-ти летней женщины, вышедшей второй раз замуж и проживавшей с новым мужем (моложе её на 5-ть лет) около 2-х лет. Сюжет сновидения (от лица сновидицы): «Я в тревоге бегу по пересечению трамвайных путей. Впереди, в одном из трамваев находится мой муж Илья. Я бегу к нему, хочу успеть, но запрыгиваю в другой трамвай, находящийся немного ближе. Трамваи трогаются и едут по разным маршрутам. Мне больно, я кричу, но он меня не слышит. В тревоге просыпаюсь».
Благодаря психоаналитическим исследованиям, специалисты в области изучения психических процессов пришли к важному выводу, что сознание подобно верхушке айсберга или островку в океане, в то время, как основную массу жизненных проявлений человека составляет подводная (океаническая), бессознательная часть. Судьбой человека правит бессознательное. Это стало слишком очевидно для специалистов. Но какова тогда роль сознания, чем оно занимается? Возникает впечатление, что сознание, по большей части, ориентируется на объективную реальность, чтобы приспособить внутренние потребности к существующим возможностям. Сознание – это своего рода командный пункт адаптации. Главный штаб находится в ином месте (в бессознательном), а командный пункт, в свою очередь, выполняет задания главного штаба.
Следуя «королевской дорогой в бессознательное» (З.Фрейд), можно наглядно увидеть автономию бессознательных процессов в сюжетах сновидений. Возьмём, к примеру, сновидение 35-ти летней женщины, вышедшей второй раз замуж и проживавшей с новым мужем (моложе её на 5-ть лет) около 2-х лет. Сюжет сновидения (от лица сновидицы): «Я в тревоге бегу по пересечению трамвайных путей. Впереди, в одном из трамваев находится мой муж Илья. Я бегу к нему, хочу успеть, но запрыгиваю в другой трамвай, находящийся немного ближе. Трамваи трогаются и едут по разным маршрутам. Мне больно, я кричу, но он меня не слышит. В тревоге просыпаюсь».
Гипнотический транс – это, прежде всего, чувственный опыт
Гипнотическое внушение становится эффективным тогда, когда активизирует идеи или представления уже присутствующие во внутреннем мире субъекта (клиента). Важно знать и понимать, что идеи и представления во внутреннем мире могут проживаться в самых разных формах и модальностях. Они могут быть выражены в виде ощущений, образов, понятий, убеждений, знаний, двигательных актов и т.д. Так или иначе, чувственно задействуется всё тело с разницей в определённых акцентах. В гипнотической практике следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные чувственные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, прежние знания и прежний опыт. Хорошие гипнотические техники, выстроенные таким образом, могут дать поразительный результат даже в тех случаях, когда, казалось бы, эффективная коммуникация невозможна. Слова и действия служат всего лишь средствами, инструментами стимулирования ресурсов субъективного личного опыта, приобретённого отчасти сознательно, а отчасти бессознательным путём.
Гипнотическое внушение становится эффективным тогда, когда активизирует идеи или представления уже присутствующие во внутреннем мире субъекта (клиента). Важно знать и понимать, что идеи и представления во внутреннем мире могут проживаться в самых разных формах и модальностях. Они могут быть выражены в виде ощущений, образов, понятий, убеждений, знаний, двигательных актов и т.д. Так или иначе, чувственно задействуется всё тело с разницей в определённых акцентах. В гипнотической практике следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные чувственные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, прежние знания и прежний опыт. Хорошие гипнотические техники, выстроенные таким образом, могут дать поразительный результат даже в тех случаях, когда, казалось бы, эффективная коммуникация невозможна. Слова и действия служат всего лишь средствами, инструментами стимулирования ресурсов субъективного личного опыта, приобретённого отчасти сознательно, а отчасти бессознательным путём.
Гипнотический транс естественен
Переживания гипнотического транса не представляют собой чего-то, что было бы неестественно для обычного способа человеческого существования. Более того, данные переживания ежедневны и происходят сами собой вне зависимости от того, знаем мы, что это состояния гипнотического транса или нет. Достаточно вспомнить что-то из прошлого и эмоционально погрузиться в воспоминание или что-то представить себе и увлечься новой идеей. Влюблённость, грёзы наяву, просмотр кинофильма, эстетический восторг, увлекательная беседа, чтение романа и многое-многое другое, всё это, как правило, происходит в состоянии гипнотического транса. Особенность переживания гипнотического транса заключается в сосредоточенности внутреннего внимания на каком-либо объекте (идее, чувстве, предмете и т.д.), а также в интенсивности и продолжительности чувственного участия. Однако состояние гипнотического транса слишком вовлекает человека во взаимодействие с каким-либо объектом, невольно лишая его возможности быстро и тонко реагировать на иные раздражители. Этому аспекту следует уделить особое внимание.
Переживания гипнотического транса не представляют собой чего-то, что было бы неестественно для обычного способа человеческого существования. Более того, данные переживания ежедневны и происходят сами собой вне зависимости от того, знаем мы, что это состояния гипнотического транса или нет. Достаточно вспомнить что-то из прошлого и эмоционально погрузиться в воспоминание или что-то представить себе и увлечься новой идеей. Влюблённость, грёзы наяву, просмотр кинофильма, эстетический восторг, увлекательная беседа, чтение романа и многое-многое другое, всё это, как правило, происходит в состоянии гипнотического транса. Особенность переживания гипнотического транса заключается в сосредоточенности внутреннего внимания на каком-либо объекте (идее, чувстве, предмете и т.д.), а также в интенсивности и продолжительности чувственного участия. Однако состояние гипнотического транса слишком вовлекает человека во взаимодействие с каким-либо объектом, невольно лишая его возможности быстро и тонко реагировать на иные раздражители. Этому аспекту следует уделить особое внимание.
Ассоциации и рефлексы.
Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).
Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.
Нетрудно заметить родство этих понятий. Любая ассоциация формируется на основе рефлекторных механизмов. Поэтому понятие «рефлекс» можно в данной работе заменить понятием «ассоциация».
Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).
Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.
Нетрудно заметить родство этих понятий. Любая ассоциация формируется на основе рефлекторных механизмов. Поэтому понятие «рефлекс» можно в данной работе заменить понятием «ассоциация».
Принцип идеодинамики.
По принципу идеодинамики любая идея переживается динамически и соответственно, любое динамическое проявление осознанно или бессознательно сопровождается идеей. Другими словами, любое проявление человека проживается полностью всем психофизическим аппаратом человека. Чтобы осознать то, что вы сейчас читаете вам необходимо еле заметно проговаривать напечатанные слова про себя, т.е. задействовать не только части тела, ответственные за речь, но и подключать весь ассоциативный ряд, связанный со смыслом слов. Так возникает внутреннее понимание.
«Технически» слово – это определённый набор звуков. Сам по себе набор звуков не несёт какого-то особого смысла. Смысл слова заключается в ассоциациях, связанных с конкретным набором звуков. Идея, смысл слова не существует вне динамики физиологических процессов. Если угодно, слово – это ассоциативный рефлекторно закреплённый аналог объекта. Прочитайте слово «мама» и вспомните, что мгновение назад, когда вы читали слово, у вас подспудно возникли какие-либо образы, ассоциативно связанные с этим словом. Этот принцип проявляет себя абсолютно во всем, например, со словом «бегать» связано, повышение активности мышц, отвечающих за бег.
По принципу идеодинамики любая идея переживается динамически и соответственно, любое динамическое проявление осознанно или бессознательно сопровождается идеей. Другими словами, любое проявление человека проживается полностью всем психофизическим аппаратом человека. Чтобы осознать то, что вы сейчас читаете вам необходимо еле заметно проговаривать напечатанные слова про себя, т.е. задействовать не только части тела, ответственные за речь, но и подключать весь ассоциативный ряд, связанный со смыслом слов. Так возникает внутреннее понимание.
«Технически» слово – это определённый набор звуков. Сам по себе набор звуков не несёт какого-то особого смысла. Смысл слова заключается в ассоциациях, связанных с конкретным набором звуков. Идея, смысл слова не существует вне динамики физиологических процессов. Если угодно, слово – это ассоциативный рефлекторно закреплённый аналог объекта. Прочитайте слово «мама» и вспомните, что мгновение назад, когда вы читали слово, у вас подспудно возникли какие-либо образы, ассоциативно связанные с этим словом. Этот принцип проявляет себя абсолютно во всем, например, со словом «бегать» связано, повышение активности мышц, отвечающих за бег.
Стратегические задачи и тактические средства
Если стратег планирует действия на перспективу (не выходя из кабинета), то тактик действует в соответствии с конкретной ситуацией. Стратегическая задача носит общий целевой характер, при этом цель не абстрактна, а чётко сформулирована. Инстинктивная цель скорее выражается в неком состоянии организма, если угодно, в сложной конфигурации химических веществ. В этом смысле любая осознанная цель, как например, желание выйти замуж, родить ребёнка, сделать карьеру, построить дом, купить квартиру, является не столько целью, сколько средством. Доподлинно известно, что для человеческого счастья совсем не обязательно строить дом, рожать детей, делать карьеру и т. Д. Но для конкретного человека бессознательные инстинктивные цели ассоциативно фокусируются в стратегические выше перечисленные задачи.
Гипнотизёр работает с понятной, четко сформулированной стратегической задачей. Реализация задачи становится критерием результативности гипнотизёра. Однако средства могут быть весьма нестандартными. По мнению автора, многие коллеги тактически ошибаются, когда не различают стратегические и тактические задачи.
Если стратег планирует действия на перспективу (не выходя из кабинета), то тактик действует в соответствии с конкретной ситуацией. Стратегическая задача носит общий целевой характер, при этом цель не абстрактна, а чётко сформулирована. Инстинктивная цель скорее выражается в неком состоянии организма, если угодно, в сложной конфигурации химических веществ. В этом смысле любая осознанная цель, как например, желание выйти замуж, родить ребёнка, сделать карьеру, построить дом, купить квартиру, является не столько целью, сколько средством. Доподлинно известно, что для человеческого счастья совсем не обязательно строить дом, рожать детей, делать карьеру и т. Д. Но для конкретного человека бессознательные инстинктивные цели ассоциативно фокусируются в стратегические выше перечисленные задачи.
Гипнотизёр работает с понятной, четко сформулированной стратегической задачей. Реализация задачи становится критерием результативности гипнотизёра. Однако средства могут быть весьма нестандартными. По мнению автора, многие коллеги тактически ошибаются, когда не различают стратегические и тактические задачи.
Движение психической энергии
Понятие психической энергии в данном пособии очень близко к смыслу, вложенному К.Юнгом. Психическая энергия включает в себя, если угодно, и либидо, и мортидо, и сексуальную энергию, и любую другую энергию, которая движет человеком изнутри. Очень важно сделать особый акцент на том, что такое энергия вообще, и в частности, психическая энергия. Вспомним определение энергии из школьного учебника по физике:
«Энергия – это способность тела совершить работу».
Энергия – абстрактное понятие, то есть, не несёт в себе обозначения какой-либо материальной субстанции. Другими словами, энергия не является ни излучением, ни вибрацией, ни каким-нибудь веществом, ни магнитным полем и, вообще, ничем. Понятие «энергия» существует для удобства описания процесса. Уровень энергии определяет, сколько силы может использовать «тело» для совершения работы. Теперь переводим суть понятия «энергия» из физики в пространство психических процессов, явлений и феноменов.
Понятие психической энергии в данном пособии очень близко к смыслу, вложенному К.Юнгом. Психическая энергия включает в себя, если угодно, и либидо, и мортидо, и сексуальную энергию, и любую другую энергию, которая движет человеком изнутри. Очень важно сделать особый акцент на том, что такое энергия вообще, и в частности, психическая энергия. Вспомним определение энергии из школьного учебника по физике:
«Энергия – это способность тела совершить работу».
Энергия – абстрактное понятие, то есть, не несёт в себе обозначения какой-либо материальной субстанции. Другими словами, энергия не является ни излучением, ни вибрацией, ни каким-нибудь веществом, ни магнитным полем и, вообще, ничем. Понятие «энергия» существует для удобства описания процесса. Уровень энергии определяет, сколько силы может использовать «тело» для совершения работы. Теперь переводим суть понятия «энергия» из физики в пространство психических процессов, явлений и феноменов.