Ассоциации и рефлексы

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Ассоциации и рефлексы.

Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).

Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.

Нетрудно заметить родство этих понятий. Любая ассоциация формируется на основе рефлекторных механизмов. Поэтому понятие «рефлекс» можно в данной работе заменить понятием «ассоциация».

Именно ассоциация в гипнотической практике является, пожалуй, наиболее эффективным ключом к бессознательным процессам. Через использование ассоциаций становится возможным многоуровневое общение, когда внешне произносится что-то одно, но воздействие производится в ином направлении. Посредством ассоциаций удобно активизировать определённые бессознательные процессы в обход сознательного контроля. Также с помощью прямых ассоциаций очень удобно настраивать субъекта на соответствующие задачи. К примеру, если вы говорите о том, что многие вещи легко забываются, то субъект, ассоциируя ваши слова с личным опытом, довольно легко настраивается на волну забывчивости. А если вы говорите, что человеку бывает свойственно почти полностью отстраняться от внешнего мира, когда он погружается в мечты, то тем самым готовите субъекта к опыту гипнотических визуализаций, а может даже и галлюцинаторным переживаниям.

В гипнотической практике большую роль играет настрой субъекта на предстоящую работу. Часто гипнотический сеанс хорошо начинать рассказами из практики, в которых некие гипнотические субъекты (клиенты) переживали очень увлекательный и интересный гипнотический опыт, который сыграл в их жизни важную роль. Субъект постепенно ассоциативно настраивается на возможный новый опыт. Кстати, такой подход помогает преодолеть тревогу субъекта перед гипнотическим опытом и сопротивление взаимодействию с гипнотизёром.

Особую роль ассоциации играют в работе с образами. Можно сказать так, что язык ассоциативных образов – это язык кодов бессознательного. Например, через образы сновидений опытный символист и гипнотизёр может получить «технический» доступ к движению психической энергии. Возможности открываются колоссальные. Также хорошо известна роль терапевтических метафор в гипнотерапии. И здесь воздействие осуществляется по каналам ассоциативных связей. Умение работать с ассоциациями в несколько раз делает работу гипнотизёра более эффективной.


Примеры:

1. Ассоциации интенсивно используются в рекламе. Если с неким продуктом ассоциативно связывается позитивная эмоциональная реакция, то такой продукт становится эмоционально более привлекательным. Покупатель смотрит на продукт, у него автоматически (как правило, бессознательно) возникает ассоциативно внушённая эмоциональная реакция и усиливается желание приобрести данный товар.

2. Бывает так, что незнакомый человек напоминает какого-то старого знакомого, благодаря чему к незнакомому человеку мы автоматически относимся, как к другому человеку из прошлого.

3. Благодаря способности человека обильно создавать и воспринимать ассоциации мы наслаждаемся самыми разными искусствами, в том числе и живописью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.