Отдельные черты полового цикла животных заметны и в интимных отношениях людей:
• самки нечеловекообразной обезьяны могут быть оплодотворены только несколько дней в году, в период овуляции; это состояние сразу становится заметно по ее внешнему виду и поведению, так что самцы легко могут узнать, за какой самкой стоит в данный момент «ухаживать»; у женщин овуляция наступает ежемесячно, но внешне это не слишком заметно — не только мужчина, но и сама женщина не способна распознать безошибочных для оплодотворения дней в своем месячном цикле; вследствие все- го этого женщина вынуждена демонстрировать себя непрерывно; инициатива её выбора обычно принадлежит мужчине;
• чтобы не прекратить размножение вида бесконечными колебания- ми при выборе полового партнера, психика формирует доминанту, обращённую на наилучшую из наличного выбора особь: её привлекательные черты преувеличиваются, а негативные преуменьшаются — ведь идеал можно искать вечно без гарантии успеха (Английская пословица гласит: «Тот, кто слишком долго ждёт в невесты королеву, кончит тем, что изнасилует молочницу»); подобный эффект своеобразного ослепления ума люди и называют влюбленностью (Стендаль в известном трактате «О любви» назвал эту процедуру кристаллизацией чувств — так сухая, уродливая ветка, брошенная в соляную шахту, обрастает там сияющими кристаллами); ослепляющее действие любви лучше заметно со стороны, но как правило бесполезно сообщать влюблённым свои «поправки» их чувств — биология и психология скорее всего победят логику и экономику;
• самки нечеловекообразной обезьяны могут быть оплодотворены только несколько дней в году, в период овуляции; это состояние сразу становится заметно по ее внешнему виду и поведению, так что самцы легко могут узнать, за какой самкой стоит в данный момент «ухаживать»; у женщин овуляция наступает ежемесячно, но внешне это не слишком заметно — не только мужчина, но и сама женщина не способна распознать безошибочных для оплодотворения дней в своем месячном цикле; вследствие все- го этого женщина вынуждена демонстрировать себя непрерывно; инициатива её выбора обычно принадлежит мужчине;
• чтобы не прекратить размножение вида бесконечными колебания- ми при выборе полового партнера, психика формирует доминанту, обращённую на наилучшую из наличного выбора особь: её привлекательные черты преувеличиваются, а негативные преуменьшаются — ведь идеал можно искать вечно без гарантии успеха (Английская пословица гласит: «Тот, кто слишком долго ждёт в невесты королеву, кончит тем, что изнасилует молочницу»); подобный эффект своеобразного ослепления ума люди и называют влюбленностью (Стендаль в известном трактате «О любви» назвал эту процедуру кристаллизацией чувств — так сухая, уродливая ветка, брошенная в соляную шахту, обрастает там сияющими кристаллами); ослепляющее действие любви лучше заметно со стороны, но как правило бесполезно сообщать влюблённым свои «поправки» их чувств — биология и психология скорее всего победят логику и экономику;
Половое поведение приматов и человека труднее всего сравнивать. Эта тема чаще всего табуируется по причинам настоящей и ложной скромности. В вопросах секса легче всего сбиться на вульгаризацию, преувеличить значение животных инстинктов в жизни людей. Зато эта тема всем интересна. Чаще всего роль полового влечения — либидо в поведении преувеличивается. На самом деле эта роль варьируется в довольно широких пределах от ситуации к ситуации, индивида к индивиду, от возраста к воз- расту, от народа к народу, от эпохи к эпохе. О половой любви говорят, пишут и показывают во много раз чаще, чем ею занимаются на самом деле. В этом один из секретов данного аспекта социобиологии. Гиперсексуальность навязывается социуму как идеал рекламы (90–60–90), достоинство властителя (гаремы и т.д.), романтическая мечта обоих полов («мыльные» сериалы, женские романы, фильмы-мелодрамы).
На самом деле человек отличается от всех остальных животных именно в сексуальном отношении.
На самом деле человек отличается от всех остальных животных именно в сексуальном отношении.
Проявления агрессии варьируются: от прямого выражения (укусы, удары) — к демонстративному (рычание, оскал клыков, другие угрозы) — и вплоть до символического (вызывающая внешность, провоцирующее поведение). К. Лоренц открыл великую — спасительную роль демонстративной агрессии в ходе естественного отбора. Волки далеко не всегда пускают в ход клыки при ссорах между собой, часто они только демонстративно обнажают свое оружие. Как ни странно на первый взгляд, этологи рассматривают человеческую улыбку, обнажающую зубы, как редуцированную форму демонстративной агрессии. Улыбающийся примат как бы сигнализирует встреченного им сородичу: я готов к отпору, если ты про- явишь враждебность, но сам драку не начну; или: я способен тебя защитить, не бойся. Подсознание партнера чаще всего улавливает данный сигнал, идущий из глубины миллионов лет антропогенеза.
Люди гораздо чаще бранятся, чем непосредственно дерутся. Большинство драк начинаются с брани. Учитывая наличие холодного и огнестрельного оружия, вообще разума у людей, этот — демонстративно- символический выход накопившейся инстинктивно агрессии, способ выстраивания межличностной иерархии очень гуманен. Любое животное сначала демонстрирует свои агрессивные возможности: издает громкие звуки; изменяет контур тела, чтобы казаться больше, чем оно есть на самом деле; делает ложные выпады в сторону противника и т.п., прежде чем всерьёз нападать на него.
Люди гораздо чаще бранятся, чем непосредственно дерутся. Большинство драк начинаются с брани. Учитывая наличие холодного и огнестрельного оружия, вообще разума у людей, этот — демонстративно- символический выход накопившейся инстинктивно агрессии, способ выстраивания межличностной иерархии очень гуманен. Любое животное сначала демонстрирует свои агрессивные возможности: издает громкие звуки; изменяет контур тела, чтобы казаться больше, чем оно есть на самом деле; делает ложные выпады в сторону противника и т.п., прежде чем всерьёз нападать на него.
Агрессия — закон всей живой природы. Агрессивность — в этологии не просто нападение, а обязательно злобное, с проявлениями ярости. Перед нами совсем необязательно вероломное, эгоистичное посягательство на чьи-то законные интересы. Так звучит это слово в бытовой речи, в политическом лексиконе. Применительно же к животному миру агрессия — «просто» форма межвидовой и внутривидовой борьбы за существование. С точки зрения природы как целого, именно победитель в агрессивной сшибке двигает вперед эволюцию своей победой над менее приспособленным животным.
Повторю, что с точки зрения этологии далеко не всякое нападение можно назвать агрессией. Когда волк или лисица ловят зайца или мышку
— это не агрессия, а охота. Когда охотник стреляет волка или утку — это тоже не агрессия, а спорт или добыча пищи. Агрессия должна сопровождаться соответствующими эмоциями — страхом, злобой, ненавистью, гневом и т.п. Когда пёс лаем и рычанием выгоняет со двора чужую собаку или незнакомого человека — вот это агрессия. Когда человек пытается убить «доставшего» его комара или муху, что назойливо вьётся у его лица
— это агрессия. Когда психически неуравновешенная учительница кричит на школьника — это агрессия.
Повторю, что с точки зрения этологии далеко не всякое нападение можно назвать агрессией. Когда волк или лисица ловят зайца или мышку
— это не агрессия, а охота. Когда охотник стреляет волка или утку — это тоже не агрессия, а спорт или добыча пищи. Агрессия должна сопровождаться соответствующими эмоциями — страхом, злобой, ненавистью, гневом и т.п. Когда пёс лаем и рычанием выгоняет со двора чужую собаку или незнакомого человека — вот это агрессия. Когда человек пытается убить «доставшего» его комара или муху, что назойливо вьётся у его лица
— это агрессия. Когда психически неуравновешенная учительница кричит на школьника — это агрессия.
Защита территории — необходимое условие выживание животного, особенно стайных видов. Стадо как целое окарауливает необходимую для жизнедеятельности, прежде всего питания площадь; отдельная особь внутри стада цепляется за отведенный ей в стадной иерархии участки пространства (при отдыхе, кормлении, передвижении). Так стадо павианов периодически обходит свой участок леса и следит, чтобы другие стада обезьян не заходили сюда; попытки сделать это заканчивается угрозами, а если они не действуют, то драка- ми. Так же собаки и кошки метят тот участок двора, улицы, поля, на который они претендуют. Даже малая размером и слабая собака будет отчаянно драться, находясь в своем дворе или возле своего дома; по мере же удаления от своей территории ее агрессивность будет резко снижаться.
История человеческого общества знает множество войн между племенами, государствами, общинами из-за территории. Во многих таких войнах территориальные конфликты были всего лишь поводами, прикрытием совсем других целей агрессии. Очень часто агрессия вообще самоцельна —
«Я дерусь потому, что дерусь», как говаривал Портос у А. Дюма. Подрост- ки дерутся двор на двор, улица на улицу, район на район, класс на класс и так формируют ценимые ими физические и психические качества. В армии драки продолжаются между призывами, а в последнее время — между землячествами (как происходит такая массовая драка можно прочесть в повести Сергея Каледина «Стройбат» или же в «Зоне» Сергея Довлавтова).
Вот внутренние войска. Красные погоны. Они охраняют заключенных в зоне.
История человеческого общества знает множество войн между племенами, государствами, общинами из-за территории. Во многих таких войнах территориальные конфликты были всего лишь поводами, прикрытием совсем других целей агрессии. Очень часто агрессия вообще самоцельна —
«Я дерусь потому, что дерусь», как говаривал Портос у А. Дюма. Подрост- ки дерутся двор на двор, улица на улицу, район на район, класс на класс и так формируют ценимые ими физические и психические качества. В армии драки продолжаются между призывами, а в последнее время — между землячествами (как происходит такая массовая драка можно прочесть в повести Сергея Каледина «Стройбат» или же в «Зоне» Сергея Довлавтова).
Вот внутренние войска. Красные погоны. Они охраняют заключенных в зоне.
Согласно наблюдениям социобиологов, многие формы поведения человека прямо или косвенно восходят к программам поведения млекопитающих и особенно приматов. Называя такие общеживотные формы поведения стереотипными, Вильсон выделял среди них:
• защиту определенного места обитания;
• агрессивность (как опережающую защиту жизни и достоинства особи);
• шаблоны сексуального поведения;
• непотизм (от лат. nepos — внук, племянник), т.е. семейную солидарность, стайность, стадность; покровительство родным и близким особям.
Приведём примеры (далеко не все возможные) этих поведенческих стереотипов у людей, своими корнями уходящих в животный мир.
• защиту определенного места обитания;
• агрессивность (как опережающую защиту жизни и достоинства особи);
• шаблоны сексуального поведения;
• непотизм (от лат. nepos — внук, племянник), т.е. семейную солидарность, стайность, стадность; покровительство родным и близким особям.
Приведём примеры (далеко не все возможные) этих поведенческих стереотипов у людей, своими корнями уходящих в животный мир.
Наука о поведении животных, его сложных формах в их естественной среде обитания называется этология (от греч. «ethos» — характер, нрав, обычай). Основателями этологии признаны Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине за 1973 г., увенчанные ею именно за работы на данную тему, — Карл фон Фриш (Германия), Конрад Лоренц (1903–1989) (Австрия), Николас Тинберген (1907–1988) (Голландия). Решение Нобелевского комитета на сей счёт гласило: «За создание и использование на практике моделей индивидуального и группового поведения».
Став людьми, наши далёкие предки и их многочисленные копии — потомки, т.е. все представители вида Homo sapiens, тем не менее сохранили важнейшие инстинкты — врожденные программы поведения всех животных, в особенности млекопитающих, прежде всего — приматов. В нашей обычной речи слово «инстинкт» как правило означает что-то низменное, чаще всего дурное, что лучше подавлять в себя и скрывать от окружающих.
Сказать человеку: «Ты животное!», «Ты не контролируешь своих инстинктов» и т.п. означает оскорбить его. Однако в научном смысле слова, как понятие биологии и психологии, инстинкт — никакое не зло, а благо; гигантское, неоценимое завоевание эволюции живой природы. Организм в этом смысле можно сравнить с «компьютером», а инстинкты — с его «про- граммами», «редакторами». Чтобы начать действовать, мозгу, ЦНС, всему организму нужно «разбудить» заложенную в генах рефлекторную про- грамму поведения.
Став людьми, наши далёкие предки и их многочисленные копии — потомки, т.е. все представители вида Homo sapiens, тем не менее сохранили важнейшие инстинкты — врожденные программы поведения всех животных, в особенности млекопитающих, прежде всего — приматов. В нашей обычной речи слово «инстинкт» как правило означает что-то низменное, чаще всего дурное, что лучше подавлять в себя и скрывать от окружающих.
Сказать человеку: «Ты животное!», «Ты не контролируешь своих инстинктов» и т.п. означает оскорбить его. Однако в научном смысле слова, как понятие биологии и психологии, инстинкт — никакое не зло, а благо; гигантское, неоценимое завоевание эволюции живой природы. Организм в этом смысле можно сравнить с «компьютером», а инстинкты — с его «про- граммами», «редакторами». Чтобы начать действовать, мозгу, ЦНС, всему организму нужно «разбудить» заложенную в генах рефлекторную про- грамму поведения.
Характеристики наследственного поведения (согласно К. Лоренцу и Н. Тинбергену):
• стереотипность — некоторые акты поведения в определенных условиях организма и среды повторяются в точности;
• видоспецифичность — поведение определяется особенным для каждого вида животных набором генов;
• потенциальная готовность действовать согласно генетической программе даже в условиях изоляции от особей того же вида; обучение ускоряет рефлекторную реакцию, но не является необходимым для неё;
• поведение происходит целостным блоком, даже если животное ни- когда его не практиковало (практика — вариант обучения, а оно вовсе не обязательно для запуска наследственной программы).
У человека, в силу сложности его психики, наследственные про- граммы поведения редко действуют столь автоматически, как у животных. Чаще всего — как тенденции, склонности поступать тем или иным образом.
• стереотипность — некоторые акты поведения в определенных условиях организма и среды повторяются в точности;
• видоспецифичность — поведение определяется особенным для каждого вида животных набором генов;
• потенциальная готовность действовать согласно генетической программе даже в условиях изоляции от особей того же вида; обучение ускоряет рефлекторную реакцию, но не является необходимым для неё;
• поведение происходит целостным блоком, даже если животное ни- когда его не практиковало (практика — вариант обучения, а оно вовсе не обязательно для запуска наследственной программы).
У человека, в силу сложности его психики, наследственные про- граммы поведения редко действуют столь автоматически, как у животных. Чаще всего — как тенденции, склонности поступать тем или иным образом.
Наконец, кроме рефлексов (и безусловных, и условных) поведение многих пород птиц и высших животных регулируется еще и примитивным интеллектом — способностью решать новые, нестандартные задачи путем несложного анализа и синтеза получаемой информации в прямом контакте с ее источником (окружающей средой). Так, шимпанзе, чтобы достать термитов из муравейника, суют туда хворостины и слизывают с них насекомых; живя на морском побережье, привыкают мыть съедобные овощи в солёной морской воде; и т.п.
Таким образом, генетическое влияние на поведение животных обязательно связано с влиянием окружающей среды.
Таким образом, генетическое влияние на поведение животных обязательно связано с влиянием окружающей среды.
Выдающийся русский физиолог Леон Абгарович Орбели разработал убедительную концепцию постнатального «дозревания» врожденных безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными. Его наблюдения развил один из основоположников этологии Николас Тинберген. Его исследование (1953) рыб колюшек показало, как реакция атаки запускается у них знаковым стимулом — мельканием красного брюшка другого самца этой породы. Точно также рыбки реагировали на мелькание других объектов красного цвета. Увеличение размеров объекта-раздражителя действовало как суперрелизер, провоцируя преувеличенную реакцию. Точно так же маленькие птички охотно кормят подброшенного в их гнездо кукушонка, чей широко раскрытый клюв сильно стимулирует реакцию кормления у приёмных родителей.
Понятие поведения должно корректироваться применительно к разным уровням живой природы. По отношению к простейшим организмам, растениям о «поведении» можно говорить только в переносном смысле: они целиком зависят от внешней среды и в очень ограниченных пределах могут изменяться в ответ на её влияния. Поведение же в собственном смысле этого слова появляется вместе с психикой и ее материальной основой — нервной системой животных. Их высшая нервная деятельность, точнее — её результаты по регуляции жизнедеятельности организма, активное взаимодействие организма со средой и называется поведением. Оно, поведение, складывается из внутренней (психической, образной) и внеш- ней (двигательной, вообще оперативной) активности живого существа.
У животных, — и низших (например, насекомых, рыб), и высших (млекопитающих, особенно приматов) поведение соткано из сложной гам- мы безусловных и условных рефлексов, с периодическим проявлением элементарного интеллекта. Напомню, что устойчивая система безусловных (врожденных) рефлексов, наследственная для определённого вида называется инстинктом.
Такие базовые инстинкты, как:
• пищевой — утоления голода и жажды;
• терморегуляционный — поддержания комфортной для вида температуры тела;
• половой — продолжения рода, поиска и завоевания полового партнёра;
• ориентации в окружающем пространстве ради приспособления к нему, выживания;
• предварительной самозащиты-агрессии;
• ряд тому подобных — все они образуют безусловно необходимый фундамент поведения любого животного.
У животных, — и низших (например, насекомых, рыб), и высших (млекопитающих, особенно приматов) поведение соткано из сложной гам- мы безусловных и условных рефлексов, с периодическим проявлением элементарного интеллекта. Напомню, что устойчивая система безусловных (врожденных) рефлексов, наследственная для определённого вида называется инстинктом.
Такие базовые инстинкты, как:
• пищевой — утоления голода и жажды;
• терморегуляционный — поддержания комфортной для вида температуры тела;
• половой — продолжения рода, поиска и завоевания полового партнёра;
• ориентации в окружающем пространстве ради приспособления к нему, выживания;
• предварительной самозащиты-агрессии;
• ряд тому подобных — все они образуют безусловно необходимый фундамент поведения любого животного.
Конрад Лоренц (1903–1989) — выпускник медицинского факультета Венского университета; ученик известного анатома Фердинанда Хохштеттера, великого орниолога Оскара Гейнрота (Австрия) и биолога-дарвиниста, философа Джулиана Хакс- ли (Англия); исследователь поведения животных; врач вермахта на русском фронте (Белоруссия); заключенный советского лагеря военнопленных (Казахстан); директор Института сравнительной этологии Австрийской Академии наук (Альтенберг); лауреат Нобелевской премии (совместно с Н. Тинбергеном, К. фон Фришем) 1979 г.
2. Книга «Так называемое зло (Об агрессии)» (1963).
3. Книга «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого поведения» (1973) — биологическая философия человека и общества.
4. Книга «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1973) —
— предупреждение против глобальной катастрофы.
5. Книги «Человек находит друга», «Кольцо царя Соломона» — популярный учебник по обращению с домашними животными для всех желающих их по- настоящему понять.
2. Книга «Так называемое зло (Об агрессии)» (1963).
3. Книга «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого поведения» (1973) — биологическая философия человека и общества.
4. Книга «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1973) —
— предупреждение против глобальной катастрофы.
5. Книги «Человек находит друга», «Кольцо царя Соломона» — популярный учебник по обращению с домашними животными для всех желающих их по- настоящему понять.