Конфуций

Религия
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Иоганн Фауст

Религия
Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы.

Биография

Данные о жизни исторического Фауста крайне скудны. Он родился, по-видимому, около 1480 года в городе Книттлинген, в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но должен был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества» (из письма учёного аббата Тритемия, 1507).

В 1539 след его теряется.

Фауст в литературе
«Народная книга»
В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkunstler etc.»

Жан Кальвин

Религия
Деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое образование. Под влиянием проповеди М. Лютера стал склоняться к протестантизму. В 1533 отрекся от католической церкви. В 1534, ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов, бежал в Базель, где в 1536 вышло его главное соч. «Наставление в христианской вере» (сначала на латинский, затем на французский язык), в котором дано систематическое изложение нового вероучения. В том же 1536 К. приехал в Женеву, где уже победила Реформация. Введение К. (с помощью магистрата) суровых постановлений о церковной дисциплине и нравственности горожан, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда Женева заимствовала вначале реформационные идеи, привели к тому, что К. был выслан из Женевы и уехал в Страсбург (1538). В сентябре 1541 К. вернулся в Женеву и оставался там до конца жизни, сделавшись главой нового направления протестантизма - кальвинизма. Под влиянием К. женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами др. стран. Отражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, К. провёл ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». С помощью консистории, возглавлявшей церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, он упразднил пышный католический культ; как советник правительства добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п. К. отличался крайней религиозной нетерпимостью как к католицизму, так и к народным реформационным течениям (особенно к анабаптизму), последователей которых он обвинял в безбожии; по настоянию К. противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни (сожжение в 1553 М. Сервета) и др. карам.

Джозеф Смит

Религия
Американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830-1844), основатель движения Святых последних дней, кандидат в президенты США (1844).

Общая численность последователей учения Джозефа Смита – около 13 млн человек. Большинство из них составляют приверженцы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) – около 12,5 млн.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что:

* Бог-Отец и Его Сын Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему больше истин относительно природы Бога, чем было известно человечеству в предыдущие столетия,
* древние пророки и апостолы даровали Джозефу Смиту силу священства,
* через Джозефа Смита был явлен беспрецедентный поток знаний и учений, включающий Книгу Мормона, Учение и Заветы, Драгоценную Жемчужину,
* через Джозефа Смита на Земле была вновь организована истинная церковь Господа.

Один из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорд Вудрафф сказал о Джозефе Смите:

Он был пророком Божьим и заложил фундамент самой великой работы и самого великого устроения из всех, когда-либо установленных на Земле.

Генри Олкотт

Религия
Генри Стил Олкотт (англ. Henry Steel Olcott; 2 августа 1832, Орэндж (Orange), Нью-Джерси — 17 февраля 1907, Адьяр) — основатель и первый глава Теософского общества. Известен также как первый известный человек Запада, который перешёл в буддизм. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, за что он почитается в Шри-Ланке.

Олкотт вырос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси. Учился в Колледже города Нью-Йорк (так тогда назывался подготовительный колледж Нью-Йоркского университета), затем — в Колумбийском универститете Нью-Йорка. В 1860 году женился на Мэри Эппли Морган (Mary Epplee Morgan), дочери ректора церковно-приходской школы Троицы (Trinity parish) города Нью-Рошель. Позже у них родилось трое сыновей. Олкотт был редактором газеты Нью-Йорк Трибьюн по сельскохозяйственной тематике в 1858—1860 годах, иногда принимал к публикации статьи и по другим темам.

Служил в армии США во время гражданской войны, затем получил право адвокатской практики в Нью-Йорке. В 1863—1866, находясь в звании полковника, был специальным уполномоченным Военно-морского департамента США. Опубликовал генеалогию своего рода, которая выводила его корни от Томаса Олкотта, одного из тех, кто основал в 1636 Хартфорд в Коннектикуте.

Среди статей, которые он писал в газеты, были и статьи, посвященные движению спиритуалистов. В 1874 он занимался написанием серии статей, посвященных сеансам спиритуалистов братьев Эдди. На одном из таких сеансов, которые проводились в Читтендене (шт. Вермонт), он встретил в том году Елену Блаватскую.

Алессандро Калистро

Религия
Граф Александр Калиостро, итал. Alessandro Cagliostro, настоящее имя — Джузеппе Бальзамо (итал. Giuseppe Balsamo) (2 июня 1743 г. в Палермо) — известный мистик и чародей-шарлатан, называвший себя разными именами.

Mолодоcть

Калиостро родился предположительно 8 июня 1743 года в семье мелкого торговца сукном Пьетро Бальзамо. В детстве будущий алхимик был непоседлив и склонен к авантюрам. Из школы при церкви святого Рокка его выгнали за богохульство (второй вариант: за кражу). Для перевоспитания мать отправила его в монастырь бенедиктинцев в городе Кальтаджироне. Один из монахов, сведущий в химии и медицине, заметив склонность Калиостро к химическим исследованиям, взял его к себе в ученики. Но обучение длилось недолго - Бальзамо уличили в мошенничистве и изгнали из монастыря. Впрочем, сам он утверждал, что долго изучал в монастырской библиотеке древние книги по химии, лекарственным травам и астрономии. Вернувшись в Палермо, Джузеппе занялся изготовлением "чудодейственных" снадобий, подделкой документов и продажей простакам якобы старинных карт с указанными на них местами,где спрятаны клады. После нескольких таких историй ему пришлось покинуть родные края и отправиться в Мессину. По одной из версий, именно там Джузеппе Бальзамо превратился в графа Калиостро. После смерти его тетки из Мессины, Винченцы Калиостро, он взял ее благозвучную фамилию, а заодно наградил себя и графским титулом.

Авраам

Религия
Авраам — ветхозаветный патриарх. Считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев.

Родился в городе Ур, в южной Месопотамии в 2040 до н. э. Его отца звали Фарра, (евр.: Терах, арабск. Азар). Имя матери Авраама в Священном Писании не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.

Живя среди языческого мира, стал проповедовать Единого Бога. Бог открылся ему и заключил обет:
"Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;"

и далее

Фундаментализм

Религия
Фундаментализм, термин впервые ввели в обращение протестанты начала XIX в. Фундаменталистами стали называть христиан, отвергающих либеральный подход в теологии, настаивающих на безошибочности Священного Писания и необходимости его буквальной интерпретации.

Открытия библейской науки фундаменталистами отвергались; верующие должны были воспринимать в качестве исторических фактов рождение от девственницы, его чудеса и телесное воскресение. В настоящее время подобное сопротивление культурно-религиозному либерализму обнаруживается во всех христианских конфессиях, да и во всех мировых религиях.

В иудаизме фундаменталистами называют последователей ортодоксального учения. Последние верят, в то, что письменный Закон (Тора) был вручен Моисею непосредственно Богом на горе Синай v отсюда ортодоксы требуют неукоснительного исполнения всех предписаний Торы. Соображения относительно источников Пятикнижия, выдвинутые еврейскими учеными либерального толка, в расчет не принимаются. Более того, ортодоксы верят, что устное учение восходит к Самому Богу, поэтому обладает той же ценностью, что и письменный Закон. Подобные фундаменталистские взгляды можно рассматривать как традиционный ответ современному либерализму v фундаменталисты полагают Св. Писание богоданным и безусловно отвергают любые воззрения либерально-модернистского толка.

Религиозная патология

Религия
Греческое слово "патос" означает "болезнь". Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.

Религиозный экстремизм есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Вот, например, что рассказал в повести "Тахана маркизит" писатель Сергей Каледин о фактах религиозного фанатизма в Иерусалиме. Один из персонажей повести, юноша по имени Михаил, знакомит гостя из России с некоторыми субботними порядками в Иерусалиме. В данном случае (а в повести отражены факты, имеющие место в действительности) фанатизм состоит не в том, что сами верующие в субботу не работают, не водят машину и не звонят по телефону. Это не фанатизм, а поведение, соответствующее их религиозным убеждениям. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих.

Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность.

Сикхизм

Религия
Сикхизм — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возникло в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 г. в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (обьединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.

Индуизм

Религия
Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии.

Джайнизм

Религия
Одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.

Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику исповеди и, вероятно под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде «философии действия», противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джина осуществил распределение организации своих последователей – как мужчин, так и женщин – на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.

К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг.