Старообрядчество

Религия
Боярыня Морозова (фрагмент). Василий Суриков.
Cтароверие, совокупность религиозных течений, возникших в 17 в. в русском православии в результате раскола.

Реформы, начатые патриархом Никоном, вызвали смущение и протест значительной части верующих. Соборно отвергнутые в 1653–1660 обряды вполне закономерно, в силу их давней укорененности в русском церковном обиходе, воспринимались протестующими как символы «древлего благочестия», отказ от которых казался равнозначным отказу от православия как такового. Среди этих обрядов были двуперстие, которым творили крестное знамение (в противовес утвержденному реформой троеперстию), «сугубая», т.е. двойная аллилуйя во время службы (вместо «трегубой», т.е. тройной), обычай ходить при крещении, венчании и освящении храма «посолонь», по солнцу (а не против солнца), совершение литургии на семи просфорах (а не пяти), употребление преимущественно восьмиконечного или шестиконечного креста (а не четырехконечного, частично допущенного реформой, в том числе в евхаристической символике) и ряд других. Огромное значение для усугубления раскола имел и авторитет старых книг, утверждающих правомерность двуперстия, семипросфория и т.д., равно как и написания «Исус» (вместо «Иисус»), употребления слова «Истинный» в 8-м члене символа веры (по отношению к Духу Святому – вместо одного лишь эпитета «Животворящий») и других оборотов, которые были теперь исправлены. Вся книжная правка и соответственная обрядовая унификация производились поспешно, с крайней нетерпимостью к «еретикам», в массе своей вполне ортодоксальным ревнителям церковной старины; последние же в свою очередь объявили вероотступниками «никониан», наложивших строгий запрет («клятву») на привычные обряды.

Православные праздники

Религия
День преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский

20 декабря

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV века в Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста. Какое имя носил он в миру — неизвестно. О родителях преподобного известно только то, что они были крестьянами и людьми благочестивыми. Оставив родительский дом, преподобный удалился в Псковскую область в Крыпецкий монастырь, где и принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный, решившись на отшельническую жизнь, по благословению игумена оставил Крыпецкий монастырь и удалился в лесную пустыню близ реки Серемхи в Ржевском уезде. 13 лет подвизался преподобный Нил в дремучем лесу в непрерывной брани с кознями диавола. Принимая на себя вид страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами.

Спустя несколько лет слух о богоугодной жизни преподобного распространился по окрестным селениям, и многие стали приходить к святому за молитвой и наставлением. Все приходившие получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие.

Катакомбная церковь

Религия
Подпольное воскресное собрание катакомбников-федоровцев
Катакомбная церковь — cобирательное название тех представителей российского православного духовенства и православных общин, которые в 20-е годы XX в. вышли из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняли нелегальное положение.

Среди основателей Катакомбной Церкви традиционно выделяют митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского). Вокруг них сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Так же «истинно-православные» часто называли себя «тихоновцами», по имени патриарха Тихона, не признавшего советской власти.

В 20-х — 50-х годах движение «истинно-православных христиан» носило очень широкий характер и насчитывало, по всей видимости, десятки тысяч людей. Социальную основу его составляли крестьяне-единоличники, отказавшиеся вступать в колхозы и как правило подвергавшиеся раскулачиванию и ссылке в Сибирь. Подавляющее большинство единоличников исповедывали взгляды «истинно-православных» и находились под влиянием катакомбного священства и проповедников. Общим во взглядах различных катакомбных групп было стремление их членов как можно меньше контактировать с советским обществом и государством. В связи с этим разные истинно-православные отказывались брать советские паспорта, официально устраиваться на работу, отдавать детей в школу, служить в армии, прикасаться к деньгам, разговаривать с официальными лицами («молчуны») и даже использовать общественный транспорт и электричество. Легко заметить, что этим (как и общими апокалиптическими настроениями) Катакомбная церковь очень напоминала раннее старообрядчество.

Церковь Последнего Завета

Религия
История созданиия

В июне 1994 г. последователи учения Виссариона Торопа, проживающие в гор. Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение "Община Единой Веры", которое зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края под " 105. В октябре 1995 г. религиозное объединение официально перерегистрировано в Церковь Последнего Завета. Церковь объединила как верующих, так и неверующих, не нашедших себя в традиционных религиях и конфессиях России.

Во второй половине 1994 г. инициативная группа, в состав которой входили инженеры, учителя, агрономы, работники искусств, специалисты по традиционной и нетрадиционной медицине, мастера народных промыслов и ремесел, переехавшие в Красноярский край и объединенные единой духовной идеей, выступила с предложением создать в Курагинском районе Краснярского края, вблизи озера Тиберкуль, экспериментальное экологическое поселение.

Предложение инициативной группы было принято администрацией района. Для построения экологических поселений было выделено из лесного фонда 250 га земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль. Указанные земли переданы для проектирования экологического поселения закрытому акционерному обществу "ТАБРАТ", созданному поселенцами специально для решения практических задач организации и обеспечения строительства поселения, а затем хозяйственной деятельности в этом поселении.

Ученики Христа

Религия
Ученики Христа (другое название Церковь Христа, Христианские Церкви) – часть движения Восстановления в Америке, ставившего перед собой задачу объединения христиан в одной Церкви на основе принципов первоначального христианства, не разделенного доктринальными препонами. Основатели движения - Томас Кэмпбелл (1763—1854) и его сын Александр (1788—1866) достаточно быстро обрели много последователей. В конце 18 века произошло слияние нескольких крупных Церквей в Америке, представлявших методистские, пресвитерианские, баптистские, конгреционные, евангелистские и реформированные Церкви. Общины, которые называли обычно Христианские Церкви, быстро росли в членстве, став наиболее быстрорастущей американской Церковью. К 1900 году они насчитывали более миллиона последователей.

История Бостонского движения

После Гражданской войны в США различия, накопившиеся в разных частях церквей, привели к разделению общин. В настоящее время движение наиболее ярко представлено Христианской Церковью и Учениками Христа (Церковь Христа).

В России и странах СНГ наибольшую известность получила Международная Церковь Христа (en:International_Churches_of_Christ), также известная как Бостонское движение. Её основатель – Кип Маккин (en:Kip_McKean) – один из проповедников Церквей Христа строил общину в жесткой ориентации на благовестие. Чрезмерное увлечение контролем над жизнью членов общины заставило Церкви Христа порвать с этим движением. С 1994 года Бостонское движение сформировалось в Международные Церкви Христа (МЦХ). К концу 2000 года МЦХ основали общины во всех странах мира, где есть хоть один город с населением 100 тыс чел.

Свидетели Иеговы

Религия
Международная религиозная организация христианского направления. Развилась из кружка по изучению Библии, основанного в 1870-х годах Чарльзом Тейзом Расселлом в Пенсильвании (США). До 1931 года называлась «Исследователи Библии» (англ. Bible Students), а в 1931 году было принято современное название. По состоянию на август 2007 года максимальное количество возвещателей этой организации во всем мире достигало 6 957 854 человек.

«Свидетели Иеговы» – одна из старейших тоталитарных сект. Ее можно охарактеризовать как псевдохристианскую апокалиптическую секту.

«Свидетелей Иеговы» знают прежде всего по их активной прозелитической деятельности. Они более чем какие-либо другие сектанты, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания.

Наиболее серьезные претензии общественности вызывает существующий в секте «Свидетели Иеговы» запрет на переливание крови, приведший к трагической гибели множества ее последователей и их родственников, не исключая и детей.

Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу, государственные праздники, отдание почестей флагу и т.п. Все иеговисты считают себя гражданами единого теократического государства – «Общества сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр – «Вефиль» (или «Бетель»), их всемирное правительство – так называемая Правящая (или Руководящая) корпорация.

Мормоны

Религия
ХРАМ МОРМОНОВ в Солт-Лейк-Сити. США
Члены Церкви Иисуса Христа святых наших дней, основанной Джозефом Смитом 6 апреля 1830 в Ла-Фейетте (шт. Нью-Йорк). После смерти основателя церковь на чрезвычайной конференции 8 августа 1844 в Науву (шт. Иллинойс) утвердила в качестве временно руководящего органа церковный Совет 12 апостолов, возглавлявшийся Брайямом Янгом, в дальнейшем этот орган был преобразован в Руководящий совет. Янг возглавил переселение большей части церковной общины в долину Большого Соленого озера. Из тех, кто не присоединился к Янгу, возникли несколько религиозных групп, в частности Реорганизованная церковь, возглавляемая прямым потомком пророка Джозефа.

Религиозные идеи и богослужебная практика этих мормонов опирается главным образом на Библию и мормонские писания: Книга Мормона, Учение и заветы, Драгоценная жемчужина. Книга Мормона исходит из религиозного опыта Дж. Смита. Его «первое видение» Отца и Сына (1820) содержало обетование дополнительного откровения, необходимого для восстановления первоначальной церкви с присущей ей чистотой и и подлинным наставничеством. Книга опубликована Дж. Смитом как перевод («благодатью и силой Божьей») текста, написанного особенными «новоегипетскими» иероглифами и выгравированного на металлических пластинах. Эти пластины хранились древними обитателями Америки в период с 600 до н.э. до 400 н.э. В книге описан народ, переселившийся из Иерусалима в Новый Свет, чтобы избежать вавилонского пленения; считалось, что в ней содержится христианское Евангелие, данное Иисусом Христом западному полушарию. Это «новое свидетельство о Христе» побудило Дж. Смита к поиску дальнейших божественных указаний: три первоначальных апостола, Петр, Иаков и Иоанн, равно как и другие посланцы Бога, явившиеся ему в 1829, по его уверению, даровали Дж. Смиту власть священства для распространения нового Евангелия. Закон управления церковью, опирающийся на прямое откровение Бога человеку, приведен в книге Учение и заветы (Doctrine and Covenants, первое издание 1835).

Исследователи Библии

Религия
Международное Общество Исследователей Библии появилось в 1870-е годы на территории США. Его основателем был всемирно известный проповедник Пастор Рассел (Чарльз Тейз Рассел).

История

Чарльз Рассел, не найдя ни одного христианского вероисповедания, которое убедило бы его в правильности толкования Библии, в поисках истины обратился к языческим религиям. Но, поняв со временем, всю тщетность поиска истины о Боге в других религиях и разочаровавшись еще больше, Он снова обратился к Библии и христианству. Из христианских учений больше всего его беспокоил вопрос о вечных мучениях, который на его взгляд противоречил характеру и принципам Бога. Применяя метод здравого суждения и критического анализа при исследовании распространенных в христианстве учений, Ч. Рассел принимал только те из них, которые не противоречили совершенному характеру Бога, Его Божественной Силе, Мудрости, Справедливости и Любви. Так постепенно, он вновь обрел утраченную было веру в Библию и навсегда, признал ее Авторитет и Боговдохновенность.

Руководствуясь своими новыми убеждениями и верой в Библию, Ч. Рассел решил создать, при конгрегационной церкви (членом которой он был), группу из свободомыслящих христиан, желающих исследовать Библию. Эта группа сначала была немногочисленна, однако на протяжении более 40 лет ее деятельности, через нее прошло обучение около миллиона людей. Были времена, когда одновременно на собрании Исследователей Библии (так называлась эта группа) присутствовали от 200 000 до 500 000 слушателей.

Старокатолицизм

Религия
Группа не римских католиков. Образовалась в 1870 г. из числа католиков, недовольных решениями I Ватиканского вселенского собора Римско-католической церкви и принятием догмата об универсальном и вселенском примате Папы римского и о его непогрешимости в вопросах веры и нравственности.
Идейной основой старокатолицизма стало движение фебронианизма, возникшее среди католиков Германии в XVIII веке.

Помимо догмата о непогрешимости папы старокатолики отвергли провозглашенный Римско-католической церковью в 1854 г. догмат о непорочном зачатии Пресвятой девы Марии.
Старокатолики принимают вероучение ранней христианской церкви в том виде, как оно было сформулировано на первых семи вселенских соборах, а также другие доктрины, принятые церковью до раскола 1054 г., не соглашаясь со многими более поздними нововведениями Рима. В частности, старокатолики высказывались против принятия филиокве. Признавая все семь таинств, старокатолики отказались от доктрины пресуществления.

24 сентября 1889 года была создана Утрехтская уния путём подписания Утрехтской Конвенции епископами Голландии, Швейцарии и Германии.

Старокатолицизм не является единой деноминацией, а представляет собой ряд Церквей, которые свою экклезиальность основывают на принципе апостольского преемства. Ряд из них объединены в Утрехтскую унию старокатолических Церквей.

Католические праздники

Религия
Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых.

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах - Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников - Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.

Католическая церковь

Религия
Римско-католическая или Католическая церковь, Catholica Ecclesia (лат.) — христианская церковь во главе с епископом Римским, наместником Святого престола, (в наст. время — папа Бенедикт XVI), с центром в Ватикане. Эта самая широко распространенная из христианских религий, которую исповедует 1/6 часть населения современного мира. По данным римской курии, число верющих католиков в 2005 году составляло от 1 млрд. 098 млн. до 1 млрд. 115 млн. чел., а число католических священнослужителей — 406411 чел.

История Католической церкви

Католическая церковь в период Римской империи

* 50 — 64 — основание христианской церкви в Риме Cв.Петром и Св.Павлом. Cв.Петр — первый римский епископ
* 64 — 68 — мученическая смерть Cв.Петра и Св.Павла в Риме при императоре Нероне. Римский папа стал наместником Cв.Петра.
* 107 — первое упоминание католической церкви в письме Игнатия, епископа Антиохийского
* 195 — папа Виктор I (впервые утвердил обычай праздновать Пасху в воскресенье после 14 дня месяца Нисана; проповеди стали читаться на латыни)
* 313 — Миланский эдикт Константина Великого, разрешивший свободно исповедовать христианство; Константин Великий подарил папе римскому Мильтиаду Латеранский дворец
* 324, 3 ноября — основание Константином Великим новой столицы Римской империи — Константинополя

Восточно-католические церкви

Религия
Восточно-Католические Церкви — Церкви, находящиеся в юрисдикции Папы Римского через Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской Курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по Распространению Веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация Евангелизации Народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

В прошлом Восточно-католические Церкви обычно назывались «униатскими», но этот термин воспринимается сегодня как оскорбительный, а потому его больше не используют.

Ряд Восточно-католических Церквей образовался после отделения от древних восточных церквей и заключения унии со Святым Престолом:

* Отделившиие от Ассирийской церкви Востока:
- Халдейская Католическая Церковь
- Сиро-Малабарская Католичекая Церковь

* Отделившиие от нехалкидонских Древних Восточных Церквей:
- Армянская Католическая Церковь
- Коптская Католическая Церковь
- Эфиопская Католическая Церковь