Церковь адвентистов седьмого дня

Религия
Адвентисты седьмого дня (АСД) — христианская протестантская церковь, провозгласившая основой своего вероучения исключительно Священное Писание. «Sola Scriptura», или «Библия и только Библия» — основной лозунг адвентизма, как и многих других протестантских вероисповеданий. Также адвентисты признают авторитетными труды одной из подвижниц АСД Елены Уайт, которую почитают пророком, ссылаясь на соответствие её работ каноническим библейским текстам (разработан критерий проверки пророчеств согласно 1 Кор. 14:29 и 1 Фес. 5:19–21). Сами адвентисты оценивают численность членов своей церкви в 16 миллионов человек, из них в Российской Федерации около 60 тысяч.

О названии

Название «адвентист седьмого дня» происходит от двух основных для церкви АСД библейских доктрин: Второго Пришествия Христа во славе и святости седьмого дня — субботы как освящённого при сотворении мира.

Адвентисты настаивают на соблюдении субботы как седьмого дня недели сотворения мира. Официально изменил день поклонения для христиан с субботы на воскресенье римский император Константин в 321 году н. э. Поскольку сам Иисус поклонялся Богу именно в субботу, то адвентисты седьмого дня проповедуют «помнить день субботний» (в соответствии с четвёртой заповедью Закона Божьего). Хотя и до этого некоторые христианские общины, начиная со второго века нашей эры, пытались соблюдать воскресенье, что мотивировали воскресением Христа в этот день. А связано это было с отделением христианской церкви от синагоги и гонениями со стороны иудаизма, а также ростом антисемитских настроений в самом христианстве.

Харизматическое движение

Религия
Харизматическое движение,движение внутри христианства, в основном среди протестантских церквей, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия.

В русском языке существует также термин неопятидесятники, который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви. Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.

В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники), против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников.

Всего в мире насчитывается от 375. до 510 млн (такую цифру называла «Британская энциклопедия» в 1998 году) представителей пятидесятнического и харизматического движения, из которых непосредственно классических пятидесятников насчитывается 215 миллионов.

Пятидесятники

Религия
Это религиозное течение в его нынешнем виде существует в России с начала ХХ века. Большую роль в распространении пятидесятничества сыграл выдающийся проповедник Иван Воронаев, американец русского происхождения, прибывший в 1921 г. из США в Одессу, где он и начал свою проповедь. Вероучение пятидесятников в послереволюционные годы, когда их не преследовали как «сектантов», быстро распространилось. К 1928 г. в СССР было 200 тысяч пятидесятников. Они исповедуют спасение не только верой, но и делами, видя главную добродетель христианина в честной трудовой и семейной жизни. Название «пятидесятники» объясняется их особым вниманием к событию, произошедшему, согласно библейской истории, на пятидесятый день после воскресенья Христа: на апостолов снизошел в этот день Святой Дух, и они заговорили на неведомых им языках. Это было понято как знак, что они должны проповедовать христианство другим народам.

Упор доктрины пятидесятников на проповедничество стал причиной постоянных гонений на них. В 1929 г. изменилась политика советских властей в отношении религии. До 1941 г. пятидесятников в массовом порядке осуждали на 20-25 лет лагерей. Нередки были и расстрелы. Часть долгосрочников выпустили из лагеря после смерти Сталина, но некоторые досидели свои сроки. Многие не вернулись из лагерей — погибли там, в их числе — Иван Воронаев. Он отстал от колонны заключенных по дороге с работы в лагерь из-за сильной усталости. Конвоиры спустили на него сторожевых собак. Он был искусан так, что через несколько часов умер. Лишь спустя годы после его гибели жена Воронаева с двумя детьми смогла вернуться в США.

Спасаясь от преследований, общины пятидесятников часто переселялись с места на место. Сейчас они есть и на крайнем западе СССР — в Прибалтийских республиках, и на Дальнем Востоке — в Находке и во Владивостоке, а также во многих местах по пути продвижения пятидесятников на восток и на запад: в Ровенской, Житомирской, Калужской областях, на Украине, в Ставропольском и в Краснодарском краях, в Азербайджане, в Грузии, в Сибири и в Средней Азии.

Пресвитерианство

Религия
Одно из направлений протестантской религии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и рассматривается таким образом как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественное предопределение, непогрешимость Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки.

История пресвитерианства

Молокане

Религия
Духовные христиане (молокане) - одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го - 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования "молокане" нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина (Побирахина) оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным (Побирахиным) произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название "молокане" рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие - с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи - с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название "молокане" происходит от слова "мало": "мало кануло", "мало по сравнению с православными" и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально.

Методизм

Религия
Методизм (методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

Как течение внутри англиканства Методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную деноминацию. Основателем Методизма был Джон Уэсли (1703—1791).
Вероучение и богослужебная практика. Вероучительные положения методизма изложены в форме 25 утверждений, которые представляют собой сокращенный вариант (сделанный Джоном Уэсли) 39 статей англиканского символа веры. Методисты верят в Триединого Бога и видят в Библии высший авторитет в вопросах веры и практической жизни. Они признают реальность греха, но также возможность прощения и искупления. Уэсли отрицал кальвинистскую доктрину предопределения, и методисты вслед за ним считают, что спасены могут быть все люди, причем они в состоянии знать и о факте своего спасения. Методисты убеждены также, что человек – через веру, покаяние и святость – может возрастать в благодати, стремясь к христианскому совершенствованию; этот процесс, длящийся всю жизнь, Уэсли называл освящением.

Методисты признают таинства крещения и Вечери Господней, или святого причастия (евхаристии). Крестят обычно младенцев, но крещение может быть отложено до зрелого возраста. Крещение совершается через обливание или погружение, однако общепринятым является окропление. Крещеные дети не учитываются церковной статистикой как полноправные члены церкви.

Меннониство

Религия
Меннонитство — одно из течений протестантской церкви.

Отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Никогда не призывает к насилию и злу. Заставляет задуматься о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Представляет собой евангелическое вероисповедание.

Меннониты — одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя, Симониса Меннона (1496—1561), голландца по происхождению.

Сначала Меннон был сельским католическим священником, причём, по собственному его признанию (в автобиографии), не отличался благочестием и любил светские развлечения. О воспитании его не сохранилось сведений; он не был учёным богословом, но свободно писал на латинском языке. В 1531 г. в Леенвардене ему пришлось быть свидетелем ужасных казней анабаптистов; от сострадания к ним он перешёл к убеждению в их правоте, ссылаясь при этом на Библию, чтением которой, как и сочинений Лютера и других протестантских богословов, он с особенным усердием занялся.

Когда в 1535 г. при взятии войсками монастыря близ Доккума, которым завладели анабаптисты, был убит его брат, находившийся в числе последних, Меннон, после мучительной внутренней борьбы, открыто отрекся от католичества и вошёл в сношения с анабаптистами.

Лютеранство

Религия
Основатель этой конфессии Мартин Лютер родился в 1483 году в городе Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: "как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня". Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви. Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:

1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.
2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.
3. Церковь есть невидимое сообщество святых.

Квакеры

Религия
Религиозное направление в протестантской конфессии христианства, зародившееся в Англии в середине XVII века, в противовес англиканской церкви. Одно из самоназваний квакеров — Религиозное Общество Друзей (или просто Друзья, англ. Friends). Число последователей направления в мире составляет порядка 300 000 человек.

Религиозное Общество Друзей — небольшая группа людей (в Англии около 20.000 человек, кроме того существуют большие по численности группы в обеих Америках и в Африке), у которых своё представление о том, что значит религия вообще, и что такое христианство в частности.

На квакерское молитвенное собрание может прийти любой человек. Если через некоторое время он или она чувствует, что разделяет квакерские взгляды, то тогда можно вступить в Общество Друзей и принять большее участие в жизни Общества.

В 1947 две крупнейшие американские квакерские организации награждены Нобелевской премией мира.

Квакеры и христианство

Квакерство зародилось в Англии в 1650-е годы, во времена Гражданской войны и Федерации, когда Джордж Фокс собирал вместе группы «ищущих», или диссидентов. Они чувствовали, что церковь за многие века увела людей от истинных первоначальных идеалов христианства, завязла в обычаях и ритуалах, стала вести политику с позиции силы.

Кальвинизм

Религия
Кальвинизм, протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе Кальвинизм, отвечавшего «... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс Кальвинизм и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении «... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил» (там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно Кальвинизм, человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал Кальвинизм, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Т. о., получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся Кальвинизм так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины Кальвинизм) это вероучение распространилось в Англию (см. Пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала Кальвинизм сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.).

Баптизм

Религия
Баптизм — одно из направлений протестантского христианства.

Баптисты отвергают крещение младенцев, признавая сознательное крещение взрослых людей по личной вере при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины. Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение, или омовение, через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.

* «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»(Мф. 28:19).
* «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Map. 16,15-16).
Основы вероучения

Англиканская церковь

Религия
Англиканская церковь (англ. The Anglican Communion) — направление протестантизма, сообщество поместных (национальных) Церквей, признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского (The Archbishop of Canterbury) и состоящих с ним в церковном общении. Исповедует совокупность доктринальных положений, иногда собирательно именуемых англиканством. Одни считают англиканство самостоятельным направлением в христианствое, другие - относят его к кальвинизму. В догматике церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе Церкви. Многие члены англиканских Церквей не используют, однако, термина «протестант» для самоопределения; Церковь официально называет себя «католической» (Catholic), вкладывая в термин смысл близкий к православному понятию кафоличности Церкви.

Каждая из поместных Церквей независима и самостоятельна в своём управлении и образует так называемую Провинцию (a Province), каковых насчитывается 38.

Архиепископ Кентерберийский, будучи предстоятелем Церкви Англии (Church of England), по отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских Церквей пользуется первенством чести (primus inter pares — «первый среди равных»), но не обладает канонической или административной властью за пределами Англии.

Догматически, канонически и литургически тяготеет к Римо-католической Церкви, но отвергает Папу Римского как Главу Церкви.