Кальвинизм, протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе Кальвинизм, отвечавшего «... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс Кальвинизм и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении «... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил» (там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно Кальвинизм, человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал Кальвинизм, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Т. о., получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся Кальвинизм так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины Кальвинизм) это вероучение распространилось в Англию (см. Пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала Кальвинизм сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.).
Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал «дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). Кальвинизм не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных «еретических» учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, Кальвинизм проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация Кальвинизм строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация Кальвинизм была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции. Кальвинизм вместе с цвинглианством, быстро слившимся с Кальвинизм, в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании и некоторых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.
Лит.: Энгельс Ф., Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс Кальвинизм и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, М., 1958; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века, М., 1894.
Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал «дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). Кальвинизм не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных «еретических» учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, Кальвинизм проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация Кальвинизм строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация Кальвинизм была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции. Кальвинизм вместе с цвинглианством, быстро слившимся с Кальвинизм, в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании и некоторых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.
Лит.: Энгельс Ф., Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс Кальвинизм и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, М., 1958; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века, М., 1894.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи