Англиканская церковь (англ. The Anglican Communion) — направление протестантизма, сообщество поместных (национальных) Церквей, признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского (The Archbishop of Canterbury) и состоящих с ним в церковном общении. Исповедует совокупность доктринальных положений, иногда собирательно именуемых англиканством. Одни считают англиканство самостоятельным направлением в христианствое, другие - относят его к кальвинизму. В догматике церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе Церкви. Многие члены англиканских Церквей не используют, однако, термина «протестант» для самоопределения; Церковь официально называет себя «католической» (Catholic), вкладывая в термин смысл близкий к православному понятию кафоличности Церкви.
Каждая из поместных Церквей независима и самостоятельна в своём управлении и образует так называемую Провинцию (a Province), каковых насчитывается 38.
Архиепископ Кентерберийский, будучи предстоятелем Церкви Англии (Church of England), по отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских Церквей пользуется первенством чести (primus inter pares — «первый среди равных»), но не обладает канонической или административной властью за пределами Англии.
Догматически, канонически и литургически тяготеет к Римо-католической Церкви, но отвергает Папу Римского как Главу Церкви.
Общее число приверженцев Церквей, входящих а Англиканское Сообщество (The Anglican Communion), на начало XXI века — около 77 миллионов человек.
История возникновения и положение в Англии
В Соединенном Королевстве существует четыре Церкви, входящих в Сообщество: Церковь Ирландии, Шотландская Епископальная Церковь (The Scottish Episcopal Church ), Церковь в Уэльсе и Церковь Англии (The Church of England).
Последняя имеет государственный статус (state establishment); возникла как обособленная от Рима религиозная организация на основании Акта о верховенстве 1534 (The Act of Supremacy), принятого парламентом по настоянию Генриха VIII, который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся Защитником веры (Fidei Defensor). В 1538 году была введена в официальное использования «Великая Библия» (The Great Bible) — английский перевод Вульгаты. В июне 1539 года парламент Англии принял закон, известный как «Шесть статей» (Six Articles), который подтверждал основные доктринальные и канонические положения современного католицизма: пресуществление; непричащение мирян кровью; целибат духовенства; исполнение обетов целомудрия; разрешение частных месс; важность исповеди. Более радикальные реформы были позже осуществлены Архиепископом Кранмером (Archbishop Cranmer) при Эдуарде VI: «Сорок две статьи» (The Forty-Two Articles) ознаменовали пик кальвинистского влияния в Церкви Англии; их составление было завершено в 1552 году (провозглашены Королевским Мандатом 19 июня 1553)[4]. «Сорок две статьи», вследствие коронации католички Марии I, так и не были введены в действие.
К 1540 году завершилась ликвидация монастырей (The Dissolution of the Monasteries) и передача монастырских активов в ведение Короны. Церковная собственность в конечном итоге оказалась в руках английской аристократии, что создало экономическую базу для укоренения реформ и упрочения политического разрыва с папством.
После недолгой католической реакции в царствование Марии I Тюдор, в 1559, при Елизавете I, был принят второй Акт о верховенстве 1559. Акт подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии (Supreme Governor of the Church of England).
Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра, хотя фактическая процедура назначения сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский, который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии. Значительная часть епископов Церкви Англии ex officio суть члены палаты лордов — так наз. духовные лорды (Lords Spiritual).
Основные доктринальные и канонические положения
Главный доктринальный документ англиканства — Тридцать Девять Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion), принятый в нынешней редакции на Соборе 1563 на основе прежних «Сорока двух Статей». «Статьи» были приняты в качестве закона парламентом в 1571.
«Статьи» не дают полного изложения вероучения, но определяют позицию Церкви Англии по отношению к кальвинизму и католицизму.
Важнейший документ Церкви Англии — так наз. Книга общих молитвословий (The Book of Common Prayer), принятая парламентом в 1549; последняя редакция — 1662.
В США
В Соединённых Штатах Америки англиканская Церковь именуется Епископальная церковь (The Episcopal Church); насчитывает 2 миллиона 300 тысяч членов.
С 1990-х позиция Епископальной Церкови в США по рукоположению гомосексуалистов и однополым бракам и неприятие её другими Церквами — прежде всего в Африке и Азии — основной источник раздоров между разными поместными Церквами Англиканского Сообщества. Со стороны ряда епископов Церкви в США высказывается готовность пойти на разрыв (схизму) для сохранения либеральных принципов. На состоявшемся в феврале 2007 в Дар-эль-Саламе съезде Предстоятелей Англиканских Церквей Церкви в США был фактически предъявлен ультиматум засвидетельствовать до 30 сентября своё неприятие «гомосексуальной практики» и не совершать благословений однополых браков и не совершать более хиротоний открытых гомосексуалистов.
Консервативная часть Церкви в США считает, что она подвергается изоляции и вытеснению из Епископальной Церкви
20 марта 2007 в городе Навасота, Техас, епископы Епископальной Церкви отвергли ультиматум cъезда в Дар-эль-Саламе, заявив, что он имеет черты «колониализма, от которого Епископальная Церковь освободилась» и заменяет местное самоуправление мирян папистской моделью — «решениями далёкой и неподотчётной группы прелатов». Тем не менее, заявление выражает «страстное желание оставаться в полном общении как с Англиканским Сообществом, так и Епископальной Церковью».
Возможное отпадение Епископальной Церкви от Сообщества чревато резким сокращением финансирования центральных международных программ Сообщества, около трети бюджета которого составляет вклад членов Церкви США.
25 сентября 2007 в Новом Орлеане завершилось заседание Палаты епископов Генеральной конвенции — законодательного и управляющего органа ЕЦ США. Было принято решение «воздерживаться от посвящения в епископский сан людей, чей образ жизни является вызовом для Церквей, входящих в Содружество».
Руководство англиканской церкви в США решило отказаться от назначения гомосексуалистов епископами и не благословлять однополые браки, чтобы остаться в рядах Объединения англиканских церквей.
Многие африканские церкви пригрозили выходом из Объединения после того, как в 2003 году американская епископальная церковь (так англиканская церковь называется в США) одобрила назначение епископом Нью-Гемпшира Джина Робинсона, не скрывавшего своей гомосексуальности.
Это решение возмутило консервативно настроенных членов церкви, полагающих, что гомосексуализм несовместим с ее вероучением.
Либеральные англиканцы доказывают, что приоритет в толковании учения церкви нужно отдавать положениям о справедливости и необходимости не отвергать никого.
Лидеры англиканской церкви потребовали от своих единоверцев в Америке до 30 сентября изменить свою позицию, чтобы избежать исключения из рядов Объединения.
Как отмечает корреспондент Би-би-си по религиозным вопросам, принятое епископальной церковью решение позволит снизить накал страстей.
При этом традиционалисты уже строят планы создания отдельной англиканской общины в Америке.
В России
Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992. Капеллан московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию Гибралтар в Европе.
Каждая из поместных Церквей независима и самостоятельна в своём управлении и образует так называемую Провинцию (a Province), каковых насчитывается 38.
Архиепископ Кентерберийский, будучи предстоятелем Церкви Англии (Church of England), по отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских Церквей пользуется первенством чести (primus inter pares — «первый среди равных»), но не обладает канонической или административной властью за пределами Англии.
Догматически, канонически и литургически тяготеет к Римо-католической Церкви, но отвергает Папу Римского как Главу Церкви.
Общее число приверженцев Церквей, входящих а Англиканское Сообщество (The Anglican Communion), на начало XXI века — около 77 миллионов человек.
История возникновения и положение в Англии
В Соединенном Королевстве существует четыре Церкви, входящих в Сообщество: Церковь Ирландии, Шотландская Епископальная Церковь (The Scottish Episcopal Church ), Церковь в Уэльсе и Церковь Англии (The Church of England).
Последняя имеет государственный статус (state establishment); возникла как обособленная от Рима религиозная организация на основании Акта о верховенстве 1534 (The Act of Supremacy), принятого парламентом по настоянию Генриха VIII, который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся Защитником веры (Fidei Defensor). В 1538 году была введена в официальное использования «Великая Библия» (The Great Bible) — английский перевод Вульгаты. В июне 1539 года парламент Англии принял закон, известный как «Шесть статей» (Six Articles), который подтверждал основные доктринальные и канонические положения современного католицизма: пресуществление; непричащение мирян кровью; целибат духовенства; исполнение обетов целомудрия; разрешение частных месс; важность исповеди. Более радикальные реформы были позже осуществлены Архиепископом Кранмером (Archbishop Cranmer) при Эдуарде VI: «Сорок две статьи» (The Forty-Two Articles) ознаменовали пик кальвинистского влияния в Церкви Англии; их составление было завершено в 1552 году (провозглашены Королевским Мандатом 19 июня 1553)[4]. «Сорок две статьи», вследствие коронации католички Марии I, так и не были введены в действие.
К 1540 году завершилась ликвидация монастырей (The Dissolution of the Monasteries) и передача монастырских активов в ведение Короны. Церковная собственность в конечном итоге оказалась в руках английской аристократии, что создало экономическую базу для укоренения реформ и упрочения политического разрыва с папством.
После недолгой католической реакции в царствование Марии I Тюдор, в 1559, при Елизавете I, был принят второй Акт о верховенстве 1559. Акт подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии (Supreme Governor of the Church of England).
Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра, хотя фактическая процедура назначения сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский, который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии. Значительная часть епископов Церкви Англии ex officio суть члены палаты лордов — так наз. духовные лорды (Lords Spiritual).
Основные доктринальные и канонические положения
Главный доктринальный документ англиканства — Тридцать Девять Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion), принятый в нынешней редакции на Соборе 1563 на основе прежних «Сорока двух Статей». «Статьи» были приняты в качестве закона парламентом в 1571.
«Статьи» не дают полного изложения вероучения, но определяют позицию Церкви Англии по отношению к кальвинизму и католицизму.
Важнейший документ Церкви Англии — так наз. Книга общих молитвословий (The Book of Common Prayer), принятая парламентом в 1549; последняя редакция — 1662.
В США
В Соединённых Штатах Америки англиканская Церковь именуется Епископальная церковь (The Episcopal Church); насчитывает 2 миллиона 300 тысяч членов.
С 1990-х позиция Епископальной Церкови в США по рукоположению гомосексуалистов и однополым бракам и неприятие её другими Церквами — прежде всего в Африке и Азии — основной источник раздоров между разными поместными Церквами Англиканского Сообщества. Со стороны ряда епископов Церкви в США высказывается готовность пойти на разрыв (схизму) для сохранения либеральных принципов. На состоявшемся в феврале 2007 в Дар-эль-Саламе съезде Предстоятелей Англиканских Церквей Церкви в США был фактически предъявлен ультиматум засвидетельствовать до 30 сентября своё неприятие «гомосексуальной практики» и не совершать благословений однополых браков и не совершать более хиротоний открытых гомосексуалистов.
Консервативная часть Церкви в США считает, что она подвергается изоляции и вытеснению из Епископальной Церкви
20 марта 2007 в городе Навасота, Техас, епископы Епископальной Церкви отвергли ультиматум cъезда в Дар-эль-Саламе, заявив, что он имеет черты «колониализма, от которого Епископальная Церковь освободилась» и заменяет местное самоуправление мирян папистской моделью — «решениями далёкой и неподотчётной группы прелатов». Тем не менее, заявление выражает «страстное желание оставаться в полном общении как с Англиканским Сообществом, так и Епископальной Церковью».
Возможное отпадение Епископальной Церкви от Сообщества чревато резким сокращением финансирования центральных международных программ Сообщества, около трети бюджета которого составляет вклад членов Церкви США.
25 сентября 2007 в Новом Орлеане завершилось заседание Палаты епископов Генеральной конвенции — законодательного и управляющего органа ЕЦ США. Было принято решение «воздерживаться от посвящения в епископский сан людей, чей образ жизни является вызовом для Церквей, входящих в Содружество».
Руководство англиканской церкви в США решило отказаться от назначения гомосексуалистов епископами и не благословлять однополые браки, чтобы остаться в рядах Объединения англиканских церквей.
Многие африканские церкви пригрозили выходом из Объединения после того, как в 2003 году американская епископальная церковь (так англиканская церковь называется в США) одобрила назначение епископом Нью-Гемпшира Джина Робинсона, не скрывавшего своей гомосексуальности.
Это решение возмутило консервативно настроенных членов церкви, полагающих, что гомосексуализм несовместим с ее вероучением.
Либеральные англиканцы доказывают, что приоритет в толковании учения церкви нужно отдавать положениям о справедливости и необходимости не отвергать никого.
Лидеры англиканской церкви потребовали от своих единоверцев в Америке до 30 сентября изменить свою позицию, чтобы избежать исключения из рядов Объединения.
Как отмечает корреспондент Би-би-си по религиозным вопросам, принятое епископальной церковью решение позволит снизить накал страстей.
При этом традиционалисты уже строят планы создания отдельной англиканской общины в Америке.
В России
Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992. Капеллан московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию Гибралтар в Европе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи