Дианетика

Религия
Дианетика — это предложенная Л. Роном Хаббардом методика работы с разумом, которая, согласно автору, может помочь снизить силу нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний (зaболевaний, вызвaнных или усугубленных эмоционaльными рaсстройствaми). Её также описывают так: «то, как разум влияет на тело».

В академической среде не признана наукой.

В соответствии с исследованиями Л. Р. Хаббарда, причинами психосоматическими физических заболеваний и проблем с разумом являются находящиеся в реактивном уме записи испытанных человеком болезненных моментов, которые Л. Р. Хаббард назвал инграммами (тж. энграммами). Заявленная цель дианетики — помочь человеку избавиться от воздействия этой части разума. Это происходит путём многократного повторного переживания инграмм, вследствие чего они перестают оказывать воздействие на человека. Состояние, когда человек не имеет своего собственного реактивного ума, Л. Р. Хаббард назвал «клир» (англ. clear). По достижении этого состояния индивидуум становится способным полностью использовать свой потенциал.

Описание

Цель всего живого

В дианетике считается, что целью всех живых организмов, всех форм жизни, начиная с простых одноклеточных и заканчивая homo sapiens, является выживание. Более того, автор настаивает на том, что целью человека является исключительно выживание. Выживание в дианетике рассматривается как единственная динамика (т.е. движущая сила) формы жизни, объясняющая всю ее деятельность. "И было обнаружено, что достаточно принять во внимание только боль и удовольствие, чтобы иметь все необходимое для четкого описания тех действий, которые жизнь предпринимает в своем стремлении выжить" (Л. Рон Хаббард. Дианетика. Современная наука о разуме. С. 43)

Автором предлагается градиентная шкала от невыживания, или смерти, до бесконечного выживания, то есть считается, что существует огромное количество уровней выживания между смертью и бесконечным выживанием. При этом импульс к выживанию направлен таким образом, чтобы удаляться от смерти и двигаться к бессмертию. Удовольствие рассматривается как награда за деятельность, способствующую выживанию. А боль соответственно - как наказание за разрушительную деятельность.

Выживание подразделяется на четыре динамики. Первая динамика - это стремление индивидуума к выживанию ради самого себя и своих симбионтов (под симбионтами подразумеваются все способствующие выживанию объекты, существа и энергии) Вторая динамика - это стремление индивидуума к выживанию посредством размножения; она включает в себя как секс, так и воспитание потомства, заботу о детях и их симбионтах. Третья динамика - это стремление индивидуума к выживанию ради группы или стремление группы к выживанию ради группы, и эта динамика включает в себя симбионты этой группы. Четвертая динамика - это стремление индивидуума к выживанию ради человечества, стремление человечества к выживанию ради человечества, а также стремление группы к выживанию ради человечества и т.д., и она включает в себя симбионты человечества.

Выживание и разум

Дианетика предполагает, что предназначение разума — это решать проблемы для достижения индивидуумом более высокого уровня выживания. Для этого разум использует опыт, полученный на протяжении жизни и записанный в виде умственных образов-картинок. Каждый момент жизни человека записывается у него в разуме в виде трёхмерного изображения, содержащего цвета, звуки (в том числе речь), запахи и другие восприятия, а также мыслезаключения и выводы, и называемого в дианетике «умственный образ-картинка». Умственные образы-картинки состоят из энергии и обладают массой и записываются в разуме непрерывно каждое мгновение. Такую непрерывную запись в дианетике называют траком времени. Когда человек вспоминает что-либо, то у него возникает картинка этого. У разных людей способность вспоминать разная. Поэтому некоторые люди могут получить больше деталей из умственных образов-картинок, чем другие. Разум использует умственные образы-картинки для принятия решений, ведущих к более высокому уровню выживания.

Части разума

В дианетике отвергается идея, что разум — это мозг. Мозг рассматривается в качестве биологической материи посредством которой разум передаёт команды телу на физическом уровне и управляет им. В дианетике считается, что разум можно подразделить на три составляющие, или три части.

Аналитический ум

Одну из них — ту, которую человек сознательно использует для решения повседневных задач, назвали «аналитический ум». Это та часть разума, в которой хранятся умственные образы-картинки, полученные посредством осмысленного наблюдения, которая используется для мыслительной деятельности. В дианетике считается, что всё, что человек видит, слышит и воспринимает всеми органами чувств ежесекундно записывается в аналитический ум, за исключением моментов боли и бессознательности.

Реактивный ум

Другую часть разума назвали «реактивный ум», так как он используется организмом для неосмысленных реакций на опасность выживанию в критических ситуациях. Умственные образы-картинки, которые записываются в реактивный ум, содержат болезненные эмоции и физическую боль. Картинки из реактивного ума не доступны полностью для нормального процесса вспоминания. Все остальные картинки записываются в банки памяти аналитического ума. Когда человек полностью в сознании он использует аналитический ум для управления организмом. Когда человек испытывает боль или находиться в полной или частичной бессознательности, то реактивный ум полностью или частично перехватывает контроль над организмом. Полная или частичная бессознательность может быть вызвана физическим повреждением, моральным потрясением, наркотиками, анестетиками, высокой температурой тела и др. В дианетике утверждается, что даже когда человек находится без сознания, всё что происходит с ним записывается в виде умственных образов-картинок в реактивный ум.

В дианетике запись умственного образа-картинки в банки памяти реактивного ума названа инграммой. Пример инграммы: мужчина взбирается по стремянке, чтобы вкрутить лампочку в помещении с высокими потолками. Рядом бегают дети, играет музыка, на улице воет сирена скорой помощи. Дети нечаянно толкают стремянку, и мужчина падает, сильно ударяясь головой. Дети начинают ругаться друг с другом, обвинять друг друга в случившемся, говоря: «Ты дурак! Это ты во всём виноват!». Всё случившееся, со всеми звуками и восприятиями, записывается в разум как инграмма и имеет эффект постгипнотического внушения. В дианетике утверждается, что реактивный ум «думает» тождествами, то есть одна часть содержимого инграммы равняется другой её части. Расчет реактивного ума в отношении данной инграммы был бы следующим: боль в голове от падения равна звуку сирены скорой помощи, равна приглушенному свету в комнате, равна шуму бегающих детей, равна вкусу крови на губах, прикушенных при падении, равна фразе «это ты во всём виноват», равна желанию обхватить голову руками и т. д. В будущем, когда окружении мужчины будет каким-либо образом напоминать часть содержания инграммы, то мужчина, возможно, испытает то же самое, что было в инграмме. Например, если он сидит дома и смотрит телевизор, свет приглушен, приходят дети и начинают шуметь и бегать, на улице проезжает машина скорой помощи с включенной сиреной, то мужчина может почувствовать, что у него болит голова. А слова, произнесённые во время инграммы могли бы начать оказывать на него воздействие в настоящем времени. У него могла бы появиться мысль, что он дурак, что он во всём виноват, и, возможно, он взялся бы руками за голову. Реактивный ум как-бы сообщает, что мужчина находится в опасной ситуации. Если мужчина не покинет это место, то боль в голове может стать хронической.

В дианетике считается, что реактивный ум был создан на ранних этапах развития человеческого организма как прочный механизм, выдерживающий боль и бессознательность и позволяющий быстро «предохранить человека от попадания в опасную ситуацию», заставляя тело реагировать на опасность незамедлительно. Но по мере развития человеческого организма этот механизм устарел и перестал выполнять свою функцию.

В дианетике считается, что реактивный ум является причиной всех не поддающихся разумному осмыслению страхов, эмоций, боли и психосоматических заболеваний.

Соматический ум

Третья часть разума в дианетике названа «соматический ум». Соматический ум выполняет рутинные функции, например, биение сердца, сокращение дыхательных мышц и др. Аналитический ум может создать установленный образец поведения в определённой ситуации и записать это в соматический ум, чтобы тот выполнял по мере необходимости, например, играть на гитаре. Соматический ум может подчиняться как аналитическому, так и реактивному уму.



Слова и речь

В дианетике считается, что наиболее сильное негативное влияние оказывают инграммы, содержащие человеческую речь, поэтому предлагается соблюдать молчание рядом с человеком, который находится без сознания, который болен или только что получил травму. В дианетике выдвигается гипотеза, что инграммы записываются клетками организма вне зависимости от того, образовалась ли миелиновая оболочка нервных волокон. Речь в инграмме представляет собой запись колебаний, или вибраций (звуковых волн), которые могут быть «расшифрованы» и использованы реактивным умом только после того, как человек научился говорить, то есть когда в аналитическом уме соответствующие вибрации звуковых волн имеют определённые значения, которые могут быть «выкраны» реактивным умом. В дианетике утверждается, что организм способен записывать инграммы сразу после соединения сперматозоида с яйцеклеткой, и что инграммы, записанные до рождения организма, имеют наибольшую силу воздействия в случае их активизации.

Дианетическая процедура

В дианетике существует точная процедура работы с инграммами, позволяющая устранить возможность негативного воздействия их содержания на человека, вследствие чего они становятся доступны для обычного процесса вспоминания. Процедура заключается в том, что один человек задаёт определённые вопросы или команды другому человеку, которые относятся к нахождению моментов боли или болезненных эмоций и работе с такими моментами, и которые тот человек может понять и выполнить. Человек, которому проводят дианетическую процедуру, лежит на кушетке или сидит на стуле с закрытыми глазами, находясь в состоянии лёгкой концентрации. В дианетике применение дианетических процедур к кому-либо названо одитингом (от лат. audire — слушать), а тот, кто применяет дианетические процедуры, назван одитором. В дианетике многократно подчёркивается, что одитинг — это не гипноз, что никакие наркотические вещества не применяются. При проведении одитинга человеку он полностью осознаёт, что происходит и в любой момент может прекратить работать со случаем из прошлого, если это причиняет ему серьёзные неудобства. При проведении дианетической процедуры моменты, содержащие боль и бессознательность (инграммы), теряют негативную энергию и способность воздействовать на человека, стираются из реактивного ума и становятся частью аналитического ума в качестве опыта и воспоминаний.

Цель дианетики

Целью дианетики считается достижение человеком такого состояния, когда у него больше нет собственного реактивного ума, то есть нет инграмм. Это состояние Л. Р. Хаббард назвал клир (англ. clear — ясный, чистый). В дианетике утверждается, что состояние клир никогда не было достигнуто человеком на протяжении всей истории, и что достижение этого состояния стало возможным только благодаря изобретению дианетической процедуры. В дианетике утверждается, что по мере достижения состояния клир прородные качества человека улучшаются, то есть улучшаются память, скорость реакции, настойчивость, способность противостоять болезням, уверенность в себе и др., а также повышается коэффициент интеллекта. Другими словами, клир свободен от негативного воздействия реактивного ума, являясь в большей степени «самим собой», индивидуальностью.

Отношение к психиатрии

Уже с первых глав своей книги Л.Р.Хаббард неодобрительно отзывается о таких психиатрических методах лечения умственных расстройств и заболеваний как префронтальная лоботомия, топэктомия, трансорбитальная лейкотомия, электрошоковая терапия, инсулиновый шок и многократно порицает применение этих методов как безвозвратно разрушающих мозг человека и наносящих непоправимый вред разуму.

Символ дианетики

Символом дианетики является зелёный треугольник, символизирующий греческую букву "дельта", который разделён на четыре части жёлтыми горизонтальными полосами. Жёлтые линии символизируют жизнь. Зелёный цвет символизирует рост, а сами зелёные сегменты - жизнь и развитие, четыре сферы выживания охватываемые дианетикой. Символ дианетики является товарным знаком и знаком обслуживания, все права на который принадлежат Центру религиозной технологии.

История

Предыстория

В 1923 году Хаббард под руководством капитана 2-го ранга ВМС США Джозефа С. Томпсона, который учился у Зигмунда Фрейда в Вене, изучал теорию Фрейда в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, что послужило основой в его дальнейших исследованиях разума.

С 1927 по 1929 Хаббард путешествовал по Восточной и Юго-Восточной Азии (Гуам, Гавайские острова, Япония, Китай, Филиппины, Гонконг, Тибет), изучая местные методы работы с разумом и духом.

В 1929 году Хаббард поступил в университет имени Джорджа Вашингтона изучать инженерное дело, математику и ядерную физику, знания которых он позже использовал в качестве методологии в своих исследованиях разума и духа. В университете он провёл свой первый эксперимент в области структуры и функции разума.

В 1933 году Хаббард отправился в минералогическую экспедицию в Пуэрто-Рико, где, помимо основных задач экспедиции, занимается изучением местных культур и верований, включая спиритизм и вуду.

Серьёзные исследования

В 1938 году были начаты серьёзные исследования дианетики и в том же году подведены первые итоги исследований в области разума в неопубликованной рукописи «Экскалибур» («Excalibur»).

В 1945 году находясь c в военно-морском госпитале «Оук-Нол» в г. Окленд, штат Калифорния, Хаббард начал применять на практике ранние разработки дианетики как на себе, так и на 15 других раненых. В то же время он исследовал функции эндокринной системы. Ему удалось восстановить у себя частично утраченное зрение из-за повреждения глазных нервов и избавиться от трудностей с передвижением в результате ранений в бедро и спину. В результате он пришёл к выводу, что состояние ума первично по отношению к физическому состоянию человека, т.е. изменив состояние ума можно изменить физическое состояние организма, а не наоборот. Другими словами, что функция имеет главенствующее положение по отношению к структуре.

В 1947 году Хаббард открыл офис в Лос-Анджелесе для продолжения исследований дианетики. Там он применяет ранние разработки дианетики на актёрах, режиссёрах и писателях Голливуда.

В том же году он подвёл итог исследований и применения разработок дианетики на 400-ах человек в рукописи «Дианетика: первоначальные тезисы». В 1948 году рукопись распространилась среди друзей Хаббарда в объёме нескольких сот экземпляров. В 1951 году она была опубликована впервые. Позже название было изменено на «Динамики жизни». В настоящее время опубликована как «Дианетика: первоначальные тезисы».

В 1948 году Хаббард продолжает исследования, применяя дианетику в госпиталях и психиатрических лечебницах города Саванна (штат Джорджия).

В конце 1949 года по многочисленным просьбам друзей, ознакомившихся с рукописью «Дианетика: первоначальные тезисы», написать книгу о дианетике, Хаббард пишет статью о дианетике «Терра инкогнита: разум» («Terra Incognita: The Mind»), которую публикует в зимне-весеннем выпуске журнала «The Explorers Journal».

Активная деятельность

В начале 1950 года Хаббард пишет статью «Дианетика: эволюция науки», которую публикует в мае того же года в журнале «Astounding Science Fiction». С 1955 года эта статья публикуется как отдельная книга под тем же названием. В книге описывается как Хаббард обнаружил реактивный ум и разработал процедуру, чтобы избавиться от него, как он применил научную методологию в своих исследованиях проблем разума, излагаются основы дианетики.

В то же время (начало 1950), находясь в Бай Хеад (Bay Head), штат Нью-Джерси, Хаббард пишет книгу «Дианетика: современная наука о разуме». Он заключает контракт на публикацию этой книги с издательством «Hermitage House Publishing». Первый тираж этой книги появился 9 мая. 18 июня 1950 года она появляется в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймс» и остаётся там в течение последующих 28 недель. На книгу был большой спрос, что превратило дианетику в самое быстрорастущее движение в Америке того времени.

Критика

В 1950 году психолог Эрих Фромм написал рецензию на книгу «Дианетика: современная наука о разуме», назвав её «„Дианетика”: искателям сфабрикованного счастья», где в резкой форме критикует подход Хаббарда.

Центры дианетики являются вербовочной структурой Церкви саентологии.

Организации

В России на профессиональной основе дианетический одитинг предоставляется в «Центрах Дианетика», «Дианетических гуманитарных центрах» и «Гуманитарных центрах Хаббарда».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.