Почему ребенку важно читать сказки
• – В сказках зашифрованы ответы на многие жизненно важные вопросы. Лучше отдать предпочтение добрым сказкам, которые формируют правильные ценности: защита слабых, правильные поступки, трудолюбие, борьба с неудачами. С помощью сказки ребенок ставит себя в разные ситуации, отождествляет себя с главными героями и проживает их действия. Правильно подобрав сказку, можно избежать многих проблем: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Этот метод эффективнее серьезного и поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства.
Нужно не просто читать детям сказки, но и обсуждать с ними события, реакции и поведение героев и то, к чему это приводит. Можно не только читать сказки в книгах, но и использовать для игры различные наборы по сказкотерапии. Например, игру «Мастер сказок» автора метода комплексной сказкотерапии Татьяны ЗинкевичЕвстигнеевой.
– Как проводить сказкотерапию дома
• – Во-первых, само чтение сказок. Читайте увлеченно, с интересом, а в конце обязательно задайте ребенку вопрос: «Чему учит эта сказка
•» Важно научить его выделять главное. Проблема современных детей не столько в неумении пересказывать сюжет, как могут думать некоторые родители, а в неумении рассуждать. И выявление главного в сюжете – первый шаг к грамотному рассуждению. Во-вторых, обыгрывайте и инсценируйте сказки. Для достижения большего эффекта можно устраивать дома кукольные спектакли, рисовать сцены из сказок, лепить из пластилина героев и устраивать целые домашние представления. За счет этого ребенок больше погружается в сюжет и сам сможет побороть свои страхи, найти выход из той или иной ситуации.
В-третьих, сочиняйте сами сказки – вместе с ребенком. Благодаря этому приему вы узнаете, какая именно проблема тревожит малыша, раскроете мир его интересов.
– Какие сказки подходят для сказкотерапии
• – Каждому возрасту соответствует своя сказка. Детям до трех лет нужны простые сказки с повторяющимся сюжетом. Такие, как «Колобок», «Заюшкина избушка». После трех лет у детей активно формируется образное мышление, и им постепенно можно предлагать сказки с более развернутым сюжетом. Чтобы понимать уроки конкретной сказки, нужно научиться выделять архетипический сюжет. (Речь о сюжете, навеянном архетипами. Архетип, в свою очередь, – это некоторый всем понятный прототип, на основе которого в разных культурах возникают похожие символы, традиции или правила поведения – прим. ред.) Например, в таких сказках, как «Синяя борода», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», зашифрован древний женский архетипический сюжет «красавица и хищник». Если понимать, как работает этот сюжет, можно определить, как спастись девушке, если она попала в лапы хищнику. Такие сказки – предупреждение для девочек: с «хищником» нельзя уладить дело добром, нельзя договориться. Вспомните сюжеты перечисленных сказок: только хитрость и смекалка помогли героиням остаться в живых. Есть сказки и с ярко выраженными мужскими архетипами. И если в «женских» сказках сюжет строится в первую очередь на образе главной героини и мира, который буквально крутится вокруг нее, то для «мужских» сказок главный архетипический сюжет – «путешествие героя». За примером далеко ходить не стоит – вспомните сказку «Царевна-лягушка».
Вообще же это далеко не единственная классификация сказок. По другим признакам они делятся на волшебные, бытовые и т. д.; на диагностические, воздействующие, развивающие...
– Часто дети просят родителей рассказать сказки, которых нет в книгах: о любимых и дорогих сердцу игрушках, вещах... Порой такие пожелания ставят родителей в тупик: как именно сочинять сказки, где брать вдохновение
• – На самом деле все проще, чем кажется. Необязательно строить сказки по определенному плану или правилам. Главное, сочинять сказку от всей души. Для того, чтобы «поймать» вдохновение, чаще общайтесь со своим «внутренним ребенком». Все мы когда-то были детьми, и все отлично умели сочинять, фантазировать, играть, дурачиться. Постарайтесь вспомнить, мысленно перенестись в это беззаботное время, перестать думать о напряженных буднях, мыслить шаблонами, в которые загоняет нас жизнь. Сказки можно сочинять по простым каркасам или фабулам. К примеру, ребенок просит рассказать историю о любимом животном или игрушке. Начните рассказывать то, что уже есть, а именно – строить сюжет по принципу «что вижу, то и пою». А дальше воображение подключится, или даже сам ребенок поведет рассказ. Если вы видите, что ребенку нравится сочинять сказки и у него это отлично получается – поддержите: рассуждайте вместе с ним, записывайте его небольшие произведения, оформляйте эти сказки в альбомы. В будущем такие вещи не только подарят минутки радости, но и смогут стать бесценными сокровищами вашей семьи.
• – В сказках зашифрованы ответы на многие жизненно важные вопросы. Лучше отдать предпочтение добрым сказкам, которые формируют правильные ценности: защита слабых, правильные поступки, трудолюбие, борьба с неудачами. С помощью сказки ребенок ставит себя в разные ситуации, отождествляет себя с главными героями и проживает их действия. Правильно подобрав сказку, можно избежать многих проблем: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Этот метод эффективнее серьезного и поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства.
Нужно не просто читать детям сказки, но и обсуждать с ними события, реакции и поведение героев и то, к чему это приводит. Можно не только читать сказки в книгах, но и использовать для игры различные наборы по сказкотерапии. Например, игру «Мастер сказок» автора метода комплексной сказкотерапии Татьяны ЗинкевичЕвстигнеевой.
– Как проводить сказкотерапию дома
• – Во-первых, само чтение сказок. Читайте увлеченно, с интересом, а в конце обязательно задайте ребенку вопрос: «Чему учит эта сказка
•» Важно научить его выделять главное. Проблема современных детей не столько в неумении пересказывать сюжет, как могут думать некоторые родители, а в неумении рассуждать. И выявление главного в сюжете – первый шаг к грамотному рассуждению. Во-вторых, обыгрывайте и инсценируйте сказки. Для достижения большего эффекта можно устраивать дома кукольные спектакли, рисовать сцены из сказок, лепить из пластилина героев и устраивать целые домашние представления. За счет этого ребенок больше погружается в сюжет и сам сможет побороть свои страхи, найти выход из той или иной ситуации.
В-третьих, сочиняйте сами сказки – вместе с ребенком. Благодаря этому приему вы узнаете, какая именно проблема тревожит малыша, раскроете мир его интересов.
– Какие сказки подходят для сказкотерапии
• – Каждому возрасту соответствует своя сказка. Детям до трех лет нужны простые сказки с повторяющимся сюжетом. Такие, как «Колобок», «Заюшкина избушка». После трех лет у детей активно формируется образное мышление, и им постепенно можно предлагать сказки с более развернутым сюжетом. Чтобы понимать уроки конкретной сказки, нужно научиться выделять архетипический сюжет. (Речь о сюжете, навеянном архетипами. Архетип, в свою очередь, – это некоторый всем понятный прототип, на основе которого в разных культурах возникают похожие символы, традиции или правила поведения – прим. ред.) Например, в таких сказках, как «Синяя борода», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», зашифрован древний женский архетипический сюжет «красавица и хищник». Если понимать, как работает этот сюжет, можно определить, как спастись девушке, если она попала в лапы хищнику. Такие сказки – предупреждение для девочек: с «хищником» нельзя уладить дело добром, нельзя договориться. Вспомните сюжеты перечисленных сказок: только хитрость и смекалка помогли героиням остаться в живых. Есть сказки и с ярко выраженными мужскими архетипами. И если в «женских» сказках сюжет строится в первую очередь на образе главной героини и мира, который буквально крутится вокруг нее, то для «мужских» сказок главный архетипический сюжет – «путешествие героя». За примером далеко ходить не стоит – вспомните сказку «Царевна-лягушка».
Вообще же это далеко не единственная классификация сказок. По другим признакам они делятся на волшебные, бытовые и т. д.; на диагностические, воздействующие, развивающие...
– Часто дети просят родителей рассказать сказки, которых нет в книгах: о любимых и дорогих сердцу игрушках, вещах... Порой такие пожелания ставят родителей в тупик: как именно сочинять сказки, где брать вдохновение
• – На самом деле все проще, чем кажется. Необязательно строить сказки по определенному плану или правилам. Главное, сочинять сказку от всей души. Для того, чтобы «поймать» вдохновение, чаще общайтесь со своим «внутренним ребенком». Все мы когда-то были детьми, и все отлично умели сочинять, фантазировать, играть, дурачиться. Постарайтесь вспомнить, мысленно перенестись в это беззаботное время, перестать думать о напряженных буднях, мыслить шаблонами, в которые загоняет нас жизнь. Сказки можно сочинять по простым каркасам или фабулам. К примеру, ребенок просит рассказать историю о любимом животном или игрушке. Начните рассказывать то, что уже есть, а именно – строить сюжет по принципу «что вижу, то и пою». А дальше воображение подключится, или даже сам ребенок поведет рассказ. Если вы видите, что ребенку нравится сочинять сказки и у него это отлично получается – поддержите: рассуждайте вместе с ним, записывайте его небольшие произведения, оформляйте эти сказки в альбомы. В будущем такие вещи не только подарят минутки радости, но и смогут стать бесценными сокровищами вашей семьи.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи