Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

Наука » Психология » Психология эмоций
Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – профессор Ю.М. Орлов.

Метафорически он различает «человека привычки» и «человека воли». Под «человеком привычки» понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к рефлексии, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение может быть названо «полевым», ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить «человека привычки», ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание.

«Человек воли» не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как необходимо для реализации поставленной цели.

Обучение саногенному мышлению предполагает культуру мышления, способность управлять своим умственным миром. Саногенное самопознание включает в себя не только управление своей волей, но и умение направлять ее на достижение мотивов собственного поведения, на совершенствование своего нравственного облика. С этих позиций безнравственным является импульсивное поведение учителя, кричащего на учеников, не сопереживающего им, не видящего в них положительных качеств, не умеющего создать благоприятный эмоциональный фон учебной деятельности. Саногенное самопознание предполагает и осознание своих эмоциональных барьеров, мешающих морально-волевой тренировке. Саморефлексия, направленная на анализ своих потребностей и желаний, критическое осмысление конфликтных ситуаций и эмоциональных барьеров помогает само-воспитанию и формированию саногенного мышления.

Черты патогенного мышления по Ю.М. Орлову

1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности (например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести).

2. Образы в такой ситуации приобретают большую энергию чувств, поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, и это способствует накоплению отрицательного опыта и фиксируется в последующем в чертах характера (например, обиженный становится обидчивым, ревнивый превращается в параноика и т.д.).

3. Патогенное мышление исключает рефлексию, т.е. способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. В нем присутствует полная «включенность» в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов.

4. Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять себя и сохранять эти отрицательные образования: обиду, ревность и др. Нет стремления отделаться от них, наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.

Саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и т.п. Оно «угашает» отрицательные заряды, включение в воспоминания и ситуации человеческого страдания, освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает нервно-психические новообразования.

Черты саногенного мышления

1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие «Я» от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием, субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их как бы со стороны.

2. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются.

3. Проигрывание ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что создает угасающий эффект негативным эмоциям.

4. Овладение саногенным мышлением предполагает обучение навыкам погружения самого себя в состояние умиротворенности и расслабления. Подобная аутогенная релаксация потенцирует успех самовоспитания.

5. Процесс интроспекции невозможен без сосредоточения, поэтому обучение саногенному мышлению обеспечивает и концентрацию внимания.

Обучение саногенному мышлению основано на расширении поля сознания, т.е. включения в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Замечено, что человек, не владеющий вниманием, с суженным полем сознания, легче невратизируется, чаще дает реакции «короткого замыкания» в процессе общения – бывают вспышки гнева, импульсивные проявления (расстройства настроения – озлобленность, эмоциональная напряженность). Расширение поля сознания облегчает тренировку внутренней самодисциплины, препятствующей «нервным срывам»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.