Неандертальцы были чуткими и заботливыми личностями

Необъяснимое » Загадки прошлого
Неандертальцы были чуткими и заботливыми личностями
Неандертальцев часто описывают как жестоких «обладателей дубинок». Но новая книга рассеивает данный стереотип, утверждая, что неандертальцы были чувствительными личностями с «глубоко укоренившимся чувством сострадания».

Такие выводы, также опубликованные в журнале «Time & Mind», являются частью более широкого исследования развития сопереживания и других связанных с ним чувств у ранних людей.

Учёные Пенни Спикинс (Penny Spikins), Энди Нидхэм (Andy Needham) и Холли Рутерфорд (Holly Rutherford) из факультета археологии Йоркского университета (University of York) рассмотрели археологические свидетельства того, как у первобытных людей начали появляться эмоции, что произошло 6 миллионов лет назад, а также их дальнейшее развитие.

На основе изучения окаменелостей, артефактов и других доказательств, учёные предложили 4 этапа модели развития человеческого сострадания.

Первый этап начался 6 миллионов лет назад, когда у общего предка человека и шимпанзе начало пробуждаться сочувствие и появились мотивы для помощи другим – первобытные люди начали заботиться о комфорте своих соплеменников.

На втором этапе – окло 1,8 миллионов лет назад – человеческое сострадание начало регулироваться, как эмоция, связанная с рациональным мышлением. Представители человечества начали ухаживать за больными, появилось осознание факта смерти как потери близкого человека и желание успокоить других.

Третий этап, который базируется на изучении данных о жителях Европы, начался около 400-500 тысяч лет назад. Гедельбергский человек (Homo heidelbergensis) и неандертальцы (Neanderthals) развили в себе чувство ответственности за благосостояние других, что прослеживается в традиции совместной охоты, например. Также существуют археологические доказательства ежедневного ухода за ранеными и немощными (к ним относятся останки ребёнка с врождённой аномалией мозга, который не был брошен и прожил до 5-6 лет). Исследователи также отмечают, что археологами был обнаружен слепой на один глаз, сухорукий неандерталец с деформированными ногами, о котором должны были заботиться в течение 20 лет.

К четвёртому этапу относятся современные люди, начиная со 120 тысяч лет назад. У них наблюдается расширенное сострадание к незнакомцам, животным и предметам.

Спикинс, возглавившая исследование, утверждает, что новые технологии, такие как нейровизуализация, позволили археологам разгадать чувства и эмоции первобытного человека. Она добавила, что данное исследование является лишь первым шагом в столь необходимом изучении эволюции внутреннего мира наших предков.