Деление расходов на зависящие и независящие. При экономическом анализе и в технико-экономических расчетах расходы подразделяются на две группы — переменные и постоянные. К переменным относятся расходы, которые возрастают или уменьшаются при изменении деловой активности организации. Постоянными считаются расходы, которые в рамках определенной масштабной базы не реагируют на изменение деловой активности
организации (объем выпуска продукции). Все эксплуатационные расходы железных дорог, как показали многочисленные исследования, зависят от объема перевозок и размеров движения. Однако степень их изменения различна и во многом зависит от периода анализа. В связи с этим деление расходов на переменные (зависящие от объема перевозок) и постоянные (не зависящие) является условным. Фактически, за длительный период времени при изменении объема перевозок изменяются все статьи расходов. Но на изменение расходов по пассивной части основных фондов — постоянным устройствам, сооружениям, зданиям, в первую очередь, оказывает влияние время их эксплуатации, степень интенсивности использования и износа, атмосферные условия и др. Изменение расходов, связанных с активными основными фондами (подвижным составом), зависит непосредственно от объема перевозок и
размеров движения. Неодинаков и характер изменения этих двух групп при изменении объема перевозок. Состав зависящих и условно-постоянных расходов и степень их изменения различны в текущих и перспективных расчетах.
В практике работы железных дорог распределение расходов на зависящие и условно-постоянные учитывается при расчете влияния на себестоимость объема перевозок, определении нижнего предела тарифов для обеспечения безубыточного результата работы; обоснования расчетных цен по видам работ предприятия; уровня затрат на перевозки по направлениям и участкам железных дорог; в производственно-хозяйственной деятельности; при различных технико-экономических расчетах. По грузовым перевозкам удельный вес зависящих расходов составлял около 57 %, условно-постоянных — 43 %; по пассажирским перевозкам удельный вес зависящих расходов выше, примерно 68 %, а условно-постоянных 32 %.
На удельный вес переменных и условно-постоянных расходов влияет не только объем перевозок, но и условия, в которых выполняется производственный процесс, и главным образом размеры движения (объемные и качественные показатели эксплуатационной работы).
При росте объема перевозок эксплуатационные расходы увеличиваются. Зависящие расходы с ростом объема перевозок изменяются (при прочих неизменных условиях — ценах, нормах расхода ресурсов ит.д.) прямо пропорционально объему перевозок. Другие расходы растут замедленно или вовсе не изменяются до того момента, пока не изменится техническая вооруженность железных дорог. К зависящим расходам относится заработная плата локомотивных и поездных бригад, а также расходы на топливо и электроэнергию для тяги поездов; на оплату составительских бригад и содержание маневровых локомотивов; на ремонт и амортизацию подвижно-
го состава; часть расходов по содержанию, ремонту и амортизации верхнего строения пути и др.В настоящее время в связи с увеличением удельного веса повременной системы оплаты труда отдельных групп работников расходы на заработную плату, входящие в состав зависящих, изменяются не прямо пропорционально росту объема перевозок, а замедленно. В результате, удельный вес зависящих расходов снижается. В этих условиях (с учетом роста цен) более правильно эту группу расходов назвать не зависящими от объема перевозок, а условно-переменными.К условно-постоянным относятся расходы по содержанию, ремонту и амортизации постоянных устройств, зданий, искусственных
сооружений, земляного полотна, большая часть расходов по обслуживанию, ремонту и амортизации средств СЦБ и связи, по содержанию станционного штата (части), общехозяйственные расходы и др. Эти расходы мало изменяются при росте объема перевозок при наличии запаса пропускной способности. Однако определенное влияние на их изменение может оказать степень износа технических средств. При изменении объема перевозок величина условно-постоянных расходов также изменяется. В длительном перспективном периоде при росте объема перевозок будут возрастать замедленно и зависящие от размеров движения, и условно-постоянные расходы железных дорог. Деление расходов железных дорог на эти группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет правильно определить влияние на эксплуатационные расходы, а следовательно, и на себестоимость перевозок, изменение объема перевозок и размеров движения.
организации (объем выпуска продукции). Все эксплуатационные расходы железных дорог, как показали многочисленные исследования, зависят от объема перевозок и размеров движения. Однако степень их изменения различна и во многом зависит от периода анализа. В связи с этим деление расходов на переменные (зависящие от объема перевозок) и постоянные (не зависящие) является условным. Фактически, за длительный период времени при изменении объема перевозок изменяются все статьи расходов. Но на изменение расходов по пассивной части основных фондов — постоянным устройствам, сооружениям, зданиям, в первую очередь, оказывает влияние время их эксплуатации, степень интенсивности использования и износа, атмосферные условия и др. Изменение расходов, связанных с активными основными фондами (подвижным составом), зависит непосредственно от объема перевозок и
размеров движения. Неодинаков и характер изменения этих двух групп при изменении объема перевозок. Состав зависящих и условно-постоянных расходов и степень их изменения различны в текущих и перспективных расчетах.
В практике работы железных дорог распределение расходов на зависящие и условно-постоянные учитывается при расчете влияния на себестоимость объема перевозок, определении нижнего предела тарифов для обеспечения безубыточного результата работы; обоснования расчетных цен по видам работ предприятия; уровня затрат на перевозки по направлениям и участкам железных дорог; в производственно-хозяйственной деятельности; при различных технико-экономических расчетах. По грузовым перевозкам удельный вес зависящих расходов составлял около 57 %, условно-постоянных — 43 %; по пассажирским перевозкам удельный вес зависящих расходов выше, примерно 68 %, а условно-постоянных 32 %.
На удельный вес переменных и условно-постоянных расходов влияет не только объем перевозок, но и условия, в которых выполняется производственный процесс, и главным образом размеры движения (объемные и качественные показатели эксплуатационной работы).
При росте объема перевозок эксплуатационные расходы увеличиваются. Зависящие расходы с ростом объема перевозок изменяются (при прочих неизменных условиях — ценах, нормах расхода ресурсов ит.д.) прямо пропорционально объему перевозок. Другие расходы растут замедленно или вовсе не изменяются до того момента, пока не изменится техническая вооруженность железных дорог. К зависящим расходам относится заработная плата локомотивных и поездных бригад, а также расходы на топливо и электроэнергию для тяги поездов; на оплату составительских бригад и содержание маневровых локомотивов; на ремонт и амортизацию подвижно-
го состава; часть расходов по содержанию, ремонту и амортизации верхнего строения пути и др.В настоящее время в связи с увеличением удельного веса повременной системы оплаты труда отдельных групп работников расходы на заработную плату, входящие в состав зависящих, изменяются не прямо пропорционально росту объема перевозок, а замедленно. В результате, удельный вес зависящих расходов снижается. В этих условиях (с учетом роста цен) более правильно эту группу расходов назвать не зависящими от объема перевозок, а условно-переменными.К условно-постоянным относятся расходы по содержанию, ремонту и амортизации постоянных устройств, зданий, искусственных
сооружений, земляного полотна, большая часть расходов по обслуживанию, ремонту и амортизации средств СЦБ и связи, по содержанию станционного штата (части), общехозяйственные расходы и др. Эти расходы мало изменяются при росте объема перевозок при наличии запаса пропускной способности. Однако определенное влияние на их изменение может оказать степень износа технических средств. При изменении объема перевозок величина условно-постоянных расходов также изменяется. В длительном перспективном периоде при росте объема перевозок будут возрастать замедленно и зависящие от размеров движения, и условно-постоянные расходы железных дорог. Деление расходов железных дорог на эти группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет правильно определить влияние на эксплуатационные расходы, а следовательно, и на себестоимость перевозок, изменение объема перевозок и размеров движения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи