Метод единичных расходных ставок целесообразно применять для определения себестоимости перевозок как в целом, так и по ви-
дам тяги, сообщения, категориям поездов и операциям технологического процесса, оценки влияния изменения показателей использования подвижного состава на эксплуатационные расходы и при многих других технико-экономических расчетах. Расходные ставки представляют собой зависящие расходы, приходящиеся на единицу измерителя. Метод расходных ставок базируется на зависимости расходов от объема работы, выраженного в различных измерителях. Использование метода расходных ставок включает следующие моменты.
1. Предварительная работа — расчет расходных ставок:
- выбирается вариант расчета себестоимости перевозок (кратко или долгосрочный);
- общую величину эксплуатационных расходов по дороге, сети распределяют по видам перевозок и тяги;
- определяется перечень расходов, зависящих от объема работы, и их доля по вариантам расчета;
- производится группировка зависящих от размеров перевозок эксплуатационных расходов по измерителям, пропорционально которым
эти расходы изменяются при одинаковых условиях перевозок (табл. 7.1);
- определяют сумму расходов, отнесенных на один и тот же измеритель, выделяя по каждой статье расходов основную заработную плату;
- на основную заработную плату начисляются основные зависящие расходы, общие для всех отраслей хозяйства;
- устанавливают величину каждого измерителя;
- делением сумм основных и основных общих расходов, зависящих от одного и того же измерителя, на величину этого измерителя определяют расходную ставку. Целесообразно расходные ставки рассчитывать не реже одного раза в год в долгосрочном и не реже одного раза в квартал в краткосрочном периодах.
2. Основная работа—определение эксплуатационных расходов и себестоимости
В зависимости от поставленной задачи рассматриваются все особенности перевозок и устанавливаются качественные показатели работы:
- на выбранный объем перевозок (1000 т•км, 1000 пассажиро-км,1 т, 1 ваг. и т. д.) устанавливается перечень и рассчитывается затрата каждого калькуляционного измерителя при выполнении рассматриваемых перевозок;
- умножением расходных ставок на соответствующие калькуляционные измерители определяют сумму зависящих расходов;
- вычисляют условно-постоянные расходы либо на единицу перевозок, либо в процентах к зависящим расходам;
- суммируя зависящие расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем, и прибавив к ним приходящиеся на принятый объем перевозок условно-постоянные расходы, определяют общую сумму эксплуатационных расходов, а после деления ее на величину объема перевозок (т•км, пассажиро-км и т.д.) получают себестоимость единицы перевозок. Выбор калькуляционных измерителей и установление связи с ними имеют большое значение, от чего зависят точность и достоверность результатов расчета. На эксплуатируемых дорогах расчеты производятся при незначительно меняющихся эксплуатационной длине железной дороги, профиле и трассе линий, размещении постоянных устройств. Это позволяет объединить все условно-постоянные расходы в одну группу расходов или распределить их на небольшое число групп. На проектируемых железных дорогах обычно рассматривается несколько вариантов сооружения дорог, в связи с чем величины условно-постоянных расходов меняются по вариантам, а это ведет к тому, что сначала их распределяют на ряд новых калькуляционных измерителей.
Совокупность калькуляционных измерителей, с которыми связываются зависящие расходы, называют системой измерителей. На эксплуатируемых дорогах при определении себестоимости грузовых и пассажирских перевозок в эту систему входит 10 измерителей, но при решении конкретных технико-экономических задач число калькуляционных измерителей может быть больше или меньше. Выбор системы измерителей зависит и от уровня структурно-
го подразделения — сеть, железная дорога, отделение дороги.
дам тяги, сообщения, категориям поездов и операциям технологического процесса, оценки влияния изменения показателей использования подвижного состава на эксплуатационные расходы и при многих других технико-экономических расчетах. Расходные ставки представляют собой зависящие расходы, приходящиеся на единицу измерителя. Метод расходных ставок базируется на зависимости расходов от объема работы, выраженного в различных измерителях. Использование метода расходных ставок включает следующие моменты.
1. Предварительная работа — расчет расходных ставок:
- выбирается вариант расчета себестоимости перевозок (кратко или долгосрочный);
- общую величину эксплуатационных расходов по дороге, сети распределяют по видам перевозок и тяги;
- определяется перечень расходов, зависящих от объема работы, и их доля по вариантам расчета;
- производится группировка зависящих от размеров перевозок эксплуатационных расходов по измерителям, пропорционально которым
эти расходы изменяются при одинаковых условиях перевозок (табл. 7.1);
- определяют сумму расходов, отнесенных на один и тот же измеритель, выделяя по каждой статье расходов основную заработную плату;
- на основную заработную плату начисляются основные зависящие расходы, общие для всех отраслей хозяйства;
- устанавливают величину каждого измерителя;
- делением сумм основных и основных общих расходов, зависящих от одного и того же измерителя, на величину этого измерителя определяют расходную ставку. Целесообразно расходные ставки рассчитывать не реже одного раза в год в долгосрочном и не реже одного раза в квартал в краткосрочном периодах.
2. Основная работа—определение эксплуатационных расходов и себестоимости
В зависимости от поставленной задачи рассматриваются все особенности перевозок и устанавливаются качественные показатели работы:
- на выбранный объем перевозок (1000 т•км, 1000 пассажиро-км,1 т, 1 ваг. и т. д.) устанавливается перечень и рассчитывается затрата каждого калькуляционного измерителя при выполнении рассматриваемых перевозок;
- умножением расходных ставок на соответствующие калькуляционные измерители определяют сумму зависящих расходов;
- вычисляют условно-постоянные расходы либо на единицу перевозок, либо в процентах к зависящим расходам;
- суммируя зависящие расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем, и прибавив к ним приходящиеся на принятый объем перевозок условно-постоянные расходы, определяют общую сумму эксплуатационных расходов, а после деления ее на величину объема перевозок (т•км, пассажиро-км и т.д.) получают себестоимость единицы перевозок. Выбор калькуляционных измерителей и установление связи с ними имеют большое значение, от чего зависят точность и достоверность результатов расчета. На эксплуатируемых дорогах расчеты производятся при незначительно меняющихся эксплуатационной длине железной дороги, профиле и трассе линий, размещении постоянных устройств. Это позволяет объединить все условно-постоянные расходы в одну группу расходов или распределить их на небольшое число групп. На проектируемых железных дорогах обычно рассматривается несколько вариантов сооружения дорог, в связи с чем величины условно-постоянных расходов меняются по вариантам, а это ведет к тому, что сначала их распределяют на ряд новых калькуляционных измерителей.
Совокупность калькуляционных измерителей, с которыми связываются зависящие расходы, называют системой измерителей. На эксплуатируемых дорогах при определении себестоимости грузовых и пассажирских перевозок в эту систему входит 10 измерителей, но при решении конкретных технико-экономических задач число калькуляционных измерителей может быть больше или меньше. Выбор системы измерителей зависит и от уровня структурно-
го подразделения — сеть, железная дорога, отделение дороги.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи