Подходы к составлению анкетных вопросов

Наука » Социология
Переход от теоретической работы к практической в социологическом исследовании совершается на этапе операционализации или «разработки определенных исследовательских процедур, которые воплощаются в эмпирическом наблюдении» [2, p. 137]. Порядок операций фиксируется в инструментарии исследования. В опросных методиках подготовка инструментария включает в себя – выбор формулировки вопроса, определение числа и порядка вопросов, основания для предлагаемых альтернатив, составление и верстку анкеты, подготовку необходимых наглядных пособий (карточек, иллюстраций).

В социологии существуют три распространенных подхода к составлению вопроса: (1) тестовая концепция, связанная с психологической традицией; (2) традиционная концепция; (3) индикаторная [Маслова О.М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных // В кн. 58].

Тестовая концепция предусматривает разработку одного или множества вопросов, характеризующих только одну изучаемую переменную (установку, информированность, уровень интеллекта). Тесты для изучения характера, темперамента, реакций человека часто используются в психологической традиции. Используемый в социологической анкете тестовый вопрос может дать лучшее представление о характере респондента, о том, как он может повести себя в той или иной ситуации. Вопрос может быть задан в виде предложения завершить рисунок или рассказ. Или в виде гипотетического предположения («Если бы вы выиграли в лотерею миллион, что бы вы с ним сделали?»).

Традиционная концепция вопроса основана на тех простейших вариантах познавательных ситуаций, когда полностью совпадают познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смысла вопроса респондентом, его желание и способность дать достоверный ответ. В практике социологических исследований такие ситуации встречаются довольно редко: когда вопросы касаются фактов, нейтральных в социальном и психологическом отношении. Это вопросы о месте жительства, годе рождения, режиме работы, о числе детей. Характерно, что большинство начинающих социологов, сочиняя вопросники, исходят именно из этих упрощенных представлений. В целом этот подход допустим только в экспертном интервью, где собеседник социолога обладает большими знаниями, чем он сам. Но и здесь нужно быть корректным: любому человеку понравится больше, если с ним разговаривать грамотно, по сути дела, без применения специальных терминов, которыми так богата наша наука.

Индикаторная концепция вопроса основана на следующих посылках: (1) изучаемые переменные далеко не всегда доступны прямому наблюдению. Например: убеждения, ценностные ориентации, интересы. Поэтому вопросы задаются не об изучаемой переменной, а о некоторых других явлениях, которые выступают индикаторами переменной. (2) содержание индикатора не тождественно содержанию индиката, т.е. оно только представляет изучаемую переменную. Это означает, что индикатор должен отвечать требованию полноты и достаточности. Следовательно, их отбор, использование и интерпретация нуждаются в специальном обосновании. (3) когда социолог ограничивается одним индикатором для изучаемой переменной, он оказывается в рамках упрощенной информационной концепции. С этой концепцией связано использование измерения и шкалирования в создании вопроса.

Например, чтобы узнать о том, насколько важно в будущем спутнике жизни такое качество, как обеспеченность жильем, предпочтительней задать вопрос «Приемлема ли для вас супружеская жизнь в общежитии или с родителями?», чем «Должен ли Ваш будущий супруг (будущая супруга) быть обеспечен(а) жильем?»). В данном случае свойство «обеспеченность жильем» будущего спутника жизни слишком далеко от нормативных представлений, а социологам и журналистам (просто незнакомым людям) обычно стараются представить себя как можно лучше. Поэтому не стоит удивляться, что наиболее приемлемым для большинства респондентов окажется ответ типа «обеспеченность жильем значения не имеет». Это ответ будет не самой распространенной характеристикой (статистический факт), а социально желательным ответом (методическая ошибка).

Названные концепции при всех различиях имеют общую цель – они ориентированы на разработку критериев и процедур для обоснования суждений или заключений о том, что данные, полученные с помощью того или иного вопроса, адекватны состоянию изучаемой переменной. При этом основанием для разработки критериев и процедур служат такие свойства вопроса, которые обеспечивают различные его функции в процессе опроса. С этим связано выделение потенциальных источников ошибок, смещений и средства их предупреждения, контроля и учета.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.