Выбор стратегии исследования определяется целью исследования (поиск, описание, объяснение, сравнение и интерпретация). Соответственно, существует пять разновидностей плана исследования:
· поисковый принципиальный план исследования,
· описательный (дескриптивный) план исследования,
· экспериментальный или квазиэкспериментальный план исследования,
· сравнительный,
· «качественный» – case-study или этнографический.
Поисковый план исследования (exploration) применяется, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; его цель – разведка, зондирование почвы, формулировка проблемы, выявление гипотез. Этот вид плана определяет и очередность задач, которые должен решать социолог. Применяются такие приемы, как изучение документов, проведение нестандартизированных разновидностей интервью и наблюдения. Поисковое исследование проводится в ситуации, незнакомой исследователю или когда объект относительно новый и неизученный.
Поисковое исследование типично для следующих ситуаций: (1) удовлетворение любопытства исследователя и стремление к лучшему пониманию; (2) проверка почвы для проведения затем более масштабного и точного исследования; (3) совершенствование новой методики для проверки ее перед полевым исследованием [2, p. 90].
Описательный или аналитический план. Его цель – систематическое описание, т.е. установление точных качественно-количественных характеристик объекта, расчет тесноты связей. К описательному плану целесообразно обращаться, когда есть знания о проблеме, позволяющие выделить объект, сформулировать описательную гипотезу; его цель – проверка этой гипотезы, получение точной характеристики объекта исследования. Набор средств несколько иной – выборочное исследование, анкетирование, при анализе используются статистические программы и т.д.
К описательным планам также относится монографическое обследование, когда по ряду критериев изучается часть, типичная для всего объекта. Начало это направление ведет от т.н. community studies, которые начали проводиться в 1920-е гг. в США. Это исследования локальных сообществ, чаще всего малых городов. Исследователи выбирали небольшой, предположительно типичный городок и изучали различные стороны его жизни с целью проецирования внутригородских структур и процессов на макросоциальный, общенациональный уровень.
Наиболее известные исследования, выполненные в этом ключе, таковы: проект Л. Уорнера «Янки-сити», включающий работы «Социальная жизнь современного сообщества», «Статусная система современного сообщества», «Социальные системы американских этнических групп»; «Демократия в Джонсвилле»; «Южная глубинка: социально-антропологическое исследование касты и класса» (Э. Дейвис, Б.Б. и М.Р. Гарднер по проекту Уорнера); «Миддлтаун: исследование современной американской культуры», «Миддлтаун во времена перемен: исследование культурных конфликтов» Р. и Х. Линд; «Плейнвилль, США» Дж. Уэста [38].
Для отечественной социологии этот вид исследования достаточно уникален. Сразу вспоминается только советско-румынский проект «Копанка: 25 лет спустя» (1938-1963) о жизни молдавского села до и после установления советской власти. Монографическим является также самое масштабное советское исследование в Таганроге (1967-1974), включающее в себя 11 самостоятельных исследовательских проектов. Только на анализ и обобщение результатов исследования «потребовалось 10 лет».
Объяснительный план. Применяется в случае, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – выявление причинно-следственных связей в объекте. Проводится эксперимент – реальный или мысленный (квазиэксперимент).
1. Эксперимент является самым надежным методом проверки объяснительной гипотезы (встречается очень редко, приблизительно в 3 % всех исследований в США). Выделяют лабораторный и натурный эксперимент. Мнение о том, что лабораторный эксперимент часто используется в социологическом исследовании – заблуждение, в этом смысле он используется психологами. Другой вид эксперимента - натурный эксперимент - предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Например, можно изменить систему оплаты труда в отдельно взятом подразделении предприятия и «посмотреть», что из этого получиться.
2. Квазиэксперимент – близок к натурному эксперименту. Различие здесь в том, что вместо манипуляции с реальными объектами оперируют информацией о совершившихся событиях без вмешательства в их ход.
Стратегия качественного исследования. Качественная стратегия предполагает, что в исследовании не выдвигается проверяемых статистических гипотез. В этом оно схоже с поисковым исследованием. Такое обращение с гипотезами определяет цель исследования – интерпретацию данных.
Сравнительная стратегия. По принципу сравнения выделяют: «срезовые» и сравнительные экспериментальные планы.
· поисковый принципиальный план исследования,
· описательный (дескриптивный) план исследования,
· экспериментальный или квазиэкспериментальный план исследования,
· сравнительный,
· «качественный» – case-study или этнографический.
Поисковый план исследования (exploration) применяется, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; его цель – разведка, зондирование почвы, формулировка проблемы, выявление гипотез. Этот вид плана определяет и очередность задач, которые должен решать социолог. Применяются такие приемы, как изучение документов, проведение нестандартизированных разновидностей интервью и наблюдения. Поисковое исследование проводится в ситуации, незнакомой исследователю или когда объект относительно новый и неизученный.
Поисковое исследование типично для следующих ситуаций: (1) удовлетворение любопытства исследователя и стремление к лучшему пониманию; (2) проверка почвы для проведения затем более масштабного и точного исследования; (3) совершенствование новой методики для проверки ее перед полевым исследованием [2, p. 90].
Описательный или аналитический план. Его цель – систематическое описание, т.е. установление точных качественно-количественных характеристик объекта, расчет тесноты связей. К описательному плану целесообразно обращаться, когда есть знания о проблеме, позволяющие выделить объект, сформулировать описательную гипотезу; его цель – проверка этой гипотезы, получение точной характеристики объекта исследования. Набор средств несколько иной – выборочное исследование, анкетирование, при анализе используются статистические программы и т.д.
К описательным планам также относится монографическое обследование, когда по ряду критериев изучается часть, типичная для всего объекта. Начало это направление ведет от т.н. community studies, которые начали проводиться в 1920-е гг. в США. Это исследования локальных сообществ, чаще всего малых городов. Исследователи выбирали небольшой, предположительно типичный городок и изучали различные стороны его жизни с целью проецирования внутригородских структур и процессов на макросоциальный, общенациональный уровень.
Наиболее известные исследования, выполненные в этом ключе, таковы: проект Л. Уорнера «Янки-сити», включающий работы «Социальная жизнь современного сообщества», «Статусная система современного сообщества», «Социальные системы американских этнических групп»; «Демократия в Джонсвилле»; «Южная глубинка: социально-антропологическое исследование касты и класса» (Э. Дейвис, Б.Б. и М.Р. Гарднер по проекту Уорнера); «Миддлтаун: исследование современной американской культуры», «Миддлтаун во времена перемен: исследование культурных конфликтов» Р. и Х. Линд; «Плейнвилль, США» Дж. Уэста [38].
Для отечественной социологии этот вид исследования достаточно уникален. Сразу вспоминается только советско-румынский проект «Копанка: 25 лет спустя» (1938-1963) о жизни молдавского села до и после установления советской власти. Монографическим является также самое масштабное советское исследование в Таганроге (1967-1974), включающее в себя 11 самостоятельных исследовательских проектов. Только на анализ и обобщение результатов исследования «потребовалось 10 лет».
Объяснительный план. Применяется в случае, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – выявление причинно-следственных связей в объекте. Проводится эксперимент – реальный или мысленный (квазиэксперимент).
1. Эксперимент является самым надежным методом проверки объяснительной гипотезы (встречается очень редко, приблизительно в 3 % всех исследований в США). Выделяют лабораторный и натурный эксперимент. Мнение о том, что лабораторный эксперимент часто используется в социологическом исследовании – заблуждение, в этом смысле он используется психологами. Другой вид эксперимента - натурный эксперимент - предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Например, можно изменить систему оплаты труда в отдельно взятом подразделении предприятия и «посмотреть», что из этого получиться.
2. Квазиэксперимент – близок к натурному эксперименту. Различие здесь в том, что вместо манипуляции с реальными объектами оперируют информацией о совершившихся событиях без вмешательства в их ход.
Стратегия качественного исследования. Качественная стратегия предполагает, что в исследовании не выдвигается проверяемых статистических гипотез. В этом оно схоже с поисковым исследованием. Такое обращение с гипотезами определяет цель исследования – интерпретацию данных.
Сравнительная стратегия. По принципу сравнения выделяют: «срезовые» и сравнительные экспериментальные планы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи