Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической экономии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трактовку. Более того, в каждой из наук об обществе существует несколько основных концепций, которые понимают и истолковывают общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, каковы его отличительные признаки и особенности развития.
В социологии, как и в других общественных науках, есть несколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом деятельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, задумавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различные, порой прямо противоположные/интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение необходимо вносить какие-то корректировки.
Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согласиться и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организация? И почему все это привязано к одной стране, ведь человеческое общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.
Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социология нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким: общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Подчеркнем: общество - не механический агрегат индивидов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их общности - семейные, профессиональные, территориальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и развития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсегда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается. Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенного этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, современном обществе; во втором - об обществе аграрном, индустриальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».
Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.
Волков ю.Г. отметил, что общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Общество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке. Они обеспечивают преемственность главным образом благодаря воспроизводству и образуют более или менее самодостаточное социальное целое. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах.
Нередко термины «национальное государство» и «общество» употребляют в одинаковом смысле, но они необязательно взаимозаменяемы. Государство — это политическая сущность, в центре которого стоит правительство. У многих народов мира государство объединяет национальность и племенные группы, которые сами по праву образуют общества. Например, многие европейские государства включают а себя несколько национальных групп. В Великобритании это шотландцы, валлийцы и англичане; Бельгии — фламандцы и валлонцы; в Швейцарии — немцы, итальянцы и французы. Подобным образом, в африканских государствах проживают не по одному десятку племен: 250 в Нигерии, 200 в Заире, 130 в Танзании. Политическое самоопределение одной нации часто несовместимо с политическим самоопределением другой.
Общество — это совокупность людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество».
В истории социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (Теория общественного договора Руссо);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общества. Первым из них является социальность (от латинск. socialis-совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.
Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколько индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).
Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сферах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимодействием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимодействие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).
Третьим признаком общества является территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.
Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколько индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).
Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сферах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимодействием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимодействие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).
Третьим признаком общества является территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы - поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в пределах которой они формировались, а известный специалист по этногенезу Л.Н. Гумилев подчеркивал значение природно-ландшафтного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных этносов.
Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно может быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха- это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или китайское общество существенно отличается от английского или белорусского.
Причем социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Поясняя такое различие, П. Сорокин говорил, что люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом (физическом) пространстве (например, король и его слуга), могут одновременно находиться очень далеко друг от друга в социальном отношении. А это означает, что они, во-первых, занимают различное социальное положение; во-вторых, отделены друг от друга социальной дистанцией. Определить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т.п.) - это значит определить его место в социальном пространстве. В отличие от физического пространства, измеряемого тремя координатами (высота, длина и глубина) социальное пространство более многомерно. Если мы скажем, что Сергей - сын Ивана Петровича, то из такой констатации мы получим очень мало существенной информации. Но если мы добавим, что Сергей не только сын Ивана Петровича, но еще и житель города Минска, еще и белорус по национальности, еще увлекается рок-музыкой, еще занимается политической деятельностью в какой-либо партии (БНФ, коммунистической или объединенной гражданской), да еще ко всему тому является студентом Белорусского университета или Института современных знаний, т.е. добавим к его характеристике несколько социальных координат, то сумеем более точно определить его социальное положение, т.е. место в социальном пространстве.
Социальное время тоже существенно отличается от физического времени. Если в пределах макромира (а именно в этих пределах и существует общество, развиваются социальные процессы и явления) физическое время течет более или менее равномерно и измеряется часами, годами, столетиями, то социальное время не ограничивается такими измерениями, хотя они и очень важны для его характеристики. Общество в своем развитии проявляет отличительную особенность - ускорение социального развития с переходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Рабовладельческое общество, например, развило все свои особенности гораздо быстрее, чем предшествовавший ему первобытнообщинный строй, а феодальное - в 3-4 раза быстрее, чем рабовладельческое. Чем ближе к современности, тем меньше в объеме спирали социального времени, и тем быстрее, динамичнее развивается общество.
Пятый признак общества- высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и сам о вое производство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уровень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегуляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказывается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, оказался бы явно недостаточным для общества современного.
Шестым существенным признаком общества является наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции - социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейшим из таких социальных институтов.
Признаки общества Э. Шилза
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
1. оно не является частью более крупной системы;
2. браки заключаются между представителями данного объединения;
3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4. объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
5. у общества есть собственное название и собственная история;
6. оно обладает собственной системой управления;
7. объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.
В социологии, как и в других общественных науках, есть несколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом деятельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, задумавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различные, порой прямо противоположные/интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение необходимо вносить какие-то корректировки.
Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согласиться и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организация? И почему все это привязано к одной стране, ведь человеческое общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.
Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социология нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким: общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Подчеркнем: общество - не механический агрегат индивидов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их общности - семейные, профессиональные, территориальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и развития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсегда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается. Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенного этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, современном обществе; во втором - об обществе аграрном, индустриальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».
Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.
Волков ю.Г. отметил, что общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Общество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке. Они обеспечивают преемственность главным образом благодаря воспроизводству и образуют более или менее самодостаточное социальное целое. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах.
Нередко термины «национальное государство» и «общество» употребляют в одинаковом смысле, но они необязательно взаимозаменяемы. Государство — это политическая сущность, в центре которого стоит правительство. У многих народов мира государство объединяет национальность и племенные группы, которые сами по праву образуют общества. Например, многие европейские государства включают а себя несколько национальных групп. В Великобритании это шотландцы, валлийцы и англичане; Бельгии — фламандцы и валлонцы; в Швейцарии — немцы, итальянцы и французы. Подобным образом, в африканских государствах проживают не по одному десятку племен: 250 в Нигерии, 200 в Заире, 130 в Танзании. Политическое самоопределение одной нации часто несовместимо с политическим самоопределением другой.
Общество — это совокупность людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество».
В истории социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (Теория общественного договора Руссо);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общества. Первым из них является социальность (от латинск. socialis-совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.
Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколько индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).
Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сферах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимодействием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимодействие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).
Третьим признаком общества является территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.
Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколько индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).
Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сферах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимодействием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимодействие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).
Третьим признаком общества является территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы - поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в пределах которой они формировались, а известный специалист по этногенезу Л.Н. Гумилев подчеркивал значение природно-ландшафтного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных этносов.
Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно может быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха- это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или китайское общество существенно отличается от английского или белорусского.
Причем социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Поясняя такое различие, П. Сорокин говорил, что люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом (физическом) пространстве (например, король и его слуга), могут одновременно находиться очень далеко друг от друга в социальном отношении. А это означает, что они, во-первых, занимают различное социальное положение; во-вторых, отделены друг от друга социальной дистанцией. Определить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т.п.) - это значит определить его место в социальном пространстве. В отличие от физического пространства, измеряемого тремя координатами (высота, длина и глубина) социальное пространство более многомерно. Если мы скажем, что Сергей - сын Ивана Петровича, то из такой констатации мы получим очень мало существенной информации. Но если мы добавим, что Сергей не только сын Ивана Петровича, но еще и житель города Минска, еще и белорус по национальности, еще увлекается рок-музыкой, еще занимается политической деятельностью в какой-либо партии (БНФ, коммунистической или объединенной гражданской), да еще ко всему тому является студентом Белорусского университета или Института современных знаний, т.е. добавим к его характеристике несколько социальных координат, то сумеем более точно определить его социальное положение, т.е. место в социальном пространстве.
Социальное время тоже существенно отличается от физического времени. Если в пределах макромира (а именно в этих пределах и существует общество, развиваются социальные процессы и явления) физическое время течет более или менее равномерно и измеряется часами, годами, столетиями, то социальное время не ограничивается такими измерениями, хотя они и очень важны для его характеристики. Общество в своем развитии проявляет отличительную особенность - ускорение социального развития с переходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Рабовладельческое общество, например, развило все свои особенности гораздо быстрее, чем предшествовавший ему первобытнообщинный строй, а феодальное - в 3-4 раза быстрее, чем рабовладельческое. Чем ближе к современности, тем меньше в объеме спирали социального времени, и тем быстрее, динамичнее развивается общество.
Пятый признак общества- высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и сам о вое производство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уровень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегуляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказывается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, оказался бы явно недостаточным для общества современного.
Шестым существенным признаком общества является наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции - социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейшим из таких социальных институтов.
Признаки общества Э. Шилза
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
1. оно не является частью более крупной системы;
2. браки заключаются между представителями данного объединения;
3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4. объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
5. у общества есть собственное название и собственная история;
6. оно обладает собственной системой управления;
7. объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи