Существует несколько критерий классификации СИ.
1. В зависимости от масштаба охвата событий различают разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое исследовании.
2. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.
3. В зависимости от того изучается статика или динамика явления различают точечное (разовое)и повторное СИ.
4. По объему охвата объекта исследования выделяют сплошные и выборочные СИ
5. По месту проведения СИ классифицируют на полевые и лабораторные.
Разведывательное (поисковое) – наиболее простой вид. Оно охватывает небольшую совокупность людей и может использоваться в качестве предварительного этапа крупномасштабного исследования. Потребность в нем возникает, когда предмет мало изучен или вообще не изучен. Оно может проводиться следующими методами: интервью, наблюдение, фокус-группа по центральной проблеме, опрос экспертов, изучение документов.
Вариантов разведывательного И. выступает экспресс- опрос, когда решаются сиюминутные задачи.
Разновидностью разведывательного И. является пилотажное, которое преследует цель - апробировать методику и инструментарий. Объем выборки составляет около 30 человек. В социальной психологии пилотаж носит название зондаж.
Описательное - более сложный вид в сравнении с разведывательным, по своим целям и задачам предполагающий получение относительно целостного представления об изучаемом объекте. Объектом И. выступает большая группа людей.
Описательное И. дает целостную картину явления, описывает его структуру и динамику. Описательным оно называется не потому что дает поверхностное представление об изучаемом явлении, а потому, что не выявляет причинных связей.
Аналитическое И. – самый углубленный вид, ставящее своей целью не только описание изучаемого явления, но и выявление причин его возникновения. Это уже высший пилотаж профессионализма, но достигают его немногие. Здесь от социолога требуется умение стыковать информацию, полученную по различным каналам. Например, если в описательном И. изучается наличие связи между удовлетворенностью трудом и его производительностью, то в аналитическом – является ли удовлетворенность трудом основным или неосновным фактором, определяющим уровень производительности.
Сплошные и выборочные исследования.
Сплошным исследование является в том случае, когда опросу подлежит вся совокупность людей составляющих объект И. (генеральная совокупность). Но если генеральная совокупность велика проводиться выборочное И., тогда изучается лишь часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов и отражающая основные параметры целого (выборочная совокупность). Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное И. более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники. Свойство выборки отражать параметры целого носит название репрезентативности. К сплошным И. относят переписи населения.
Точечные и повторные И.
Точечное (разовое И.) дает информацию об изучаемом явлении на момент изучения, не давая ответа на вопрос о тенденциях его изучения во времени. Пример – монографическое И., кейс-стади.
Повторные И. – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию, последовательно через определенные промежутки времени и призванные отследить динамику изменения объекта. К НИМ ОТНОСЯТ :
Лонгитюдное И. – длительное изучение одной совокупности лиц.
Когортное – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени. Цель – анализ изменений в образе жизни, ориентации людей одного поколения.
Панельное И. – и., проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике. Цель – анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объект исследования (цех, предприятие) сохоаняется).
Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 10 лет) исследованиях.
Повторные И. очень часто называют мониторингом. Мониторинг – это постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта в течении достаточно длительного времени по одинаковой методике. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодического измерения показателей (индикаторов), которые его определяют. Мониторинги в настоящее время широко применяются технических, естественных и социальных науках.
Социологический мониторинг – это организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых - научно-информационная помощь учреждениям в реализации социальных программ.
Попытка создать мониторинговую систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 году. Но вскоре из-за отсутствия финансирования работа была прекращена.
1. В зависимости от масштаба охвата событий различают разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое исследовании.
2. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.
3. В зависимости от того изучается статика или динамика явления различают точечное (разовое)и повторное СИ.
4. По объему охвата объекта исследования выделяют сплошные и выборочные СИ
5. По месту проведения СИ классифицируют на полевые и лабораторные.
Разведывательное (поисковое) – наиболее простой вид. Оно охватывает небольшую совокупность людей и может использоваться в качестве предварительного этапа крупномасштабного исследования. Потребность в нем возникает, когда предмет мало изучен или вообще не изучен. Оно может проводиться следующими методами: интервью, наблюдение, фокус-группа по центральной проблеме, опрос экспертов, изучение документов.
Вариантов разведывательного И. выступает экспресс- опрос, когда решаются сиюминутные задачи.
Разновидностью разведывательного И. является пилотажное, которое преследует цель - апробировать методику и инструментарий. Объем выборки составляет около 30 человек. В социальной психологии пилотаж носит название зондаж.
Описательное - более сложный вид в сравнении с разведывательным, по своим целям и задачам предполагающий получение относительно целостного представления об изучаемом объекте. Объектом И. выступает большая группа людей.
Описательное И. дает целостную картину явления, описывает его структуру и динамику. Описательным оно называется не потому что дает поверхностное представление об изучаемом явлении, а потому, что не выявляет причинных связей.
Аналитическое И. – самый углубленный вид, ставящее своей целью не только описание изучаемого явления, но и выявление причин его возникновения. Это уже высший пилотаж профессионализма, но достигают его немногие. Здесь от социолога требуется умение стыковать информацию, полученную по различным каналам. Например, если в описательном И. изучается наличие связи между удовлетворенностью трудом и его производительностью, то в аналитическом – является ли удовлетворенность трудом основным или неосновным фактором, определяющим уровень производительности.
Сплошные и выборочные исследования.
Сплошным исследование является в том случае, когда опросу подлежит вся совокупность людей составляющих объект И. (генеральная совокупность). Но если генеральная совокупность велика проводиться выборочное И., тогда изучается лишь часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов и отражающая основные параметры целого (выборочная совокупность). Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное И. более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники. Свойство выборки отражать параметры целого носит название репрезентативности. К сплошным И. относят переписи населения.
Точечные и повторные И.
Точечное (разовое И.) дает информацию об изучаемом явлении на момент изучения, не давая ответа на вопрос о тенденциях его изучения во времени. Пример – монографическое И., кейс-стади.
Повторные И. – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию, последовательно через определенные промежутки времени и призванные отследить динамику изменения объекта. К НИМ ОТНОСЯТ :
Лонгитюдное И. – длительное изучение одной совокупности лиц.
Когортное – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени. Цель – анализ изменений в образе жизни, ориентации людей одного поколения.
Панельное И. – и., проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике. Цель – анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объект исследования (цех, предприятие) сохоаняется).
Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 10 лет) исследованиях.
Повторные И. очень часто называют мониторингом. Мониторинг – это постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта в течении достаточно длительного времени по одинаковой методике. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодического измерения показателей (индикаторов), которые его определяют. Мониторинги в настоящее время широко применяются технических, естественных и социальных науках.
Социологический мониторинг – это организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых - научно-информационная помощь учреждениям в реализации социальных программ.
Попытка создать мониторинговую систему сбора и анализа информации о состоянии социально-трудовой сферы была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 году. Но вскоре из-за отсутствия финансирования работа была прекращена.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи