Из нашего каждодневного опыта, общения друг с другом, самонаблюдения мы знаем, что любой поступок продиктован определенными намерениями и мотивами, любое движение производится с учетом оценки внешней ситуации, любое высказывание делается на основе полученных знаний и отношения к обсуждаемому предмету. То есть за внешним поведением скрыты какие-то внутренние причины и процессы. Весь наш житейский опыт говорит, что человек обладает неким внутренним миром. Проявления этого мира человечество с незапамятных времен выделяло особо, отграничивало от других явлений жизни. Эта специфичность и особенность внутренней жизни человека была закреплена в разделении, а часто и противопоставлении телесной (внешней) и душевной (внутренней) жизни. В результате душа стала рассматриваться как некое особое образование, резко отличное от тела как ее вместилища. Такое самоощущение человека преломилось в научной мысли в известную концепцию «Дух в машине». В соответствии с этой концепцией «человек проживает две параллельных истории: одну, состоящую из всего, что происходит с телом и внутри него, и другую, складывающуюся из происходящего с его сознанием и внутри него. Одну - публичную, другую - приватную». У многих народов душа стала обрамляться божественной атрибутикой (т. е. комплексом неотъемлемых свойств), что окончательно закрепило разделение двух миров: внешний - видимый, осязаемый и потому понятный и внутренний - невидимый, неосязаемый и потому непонятный и таинственный.
Но как бы ни была таинственна, слабо доступна для изучения внутренняя, душевная жизнь человека, что же все-таки составляет ее содержание? Все мы ощущаем тепло и холод, свет и тьму, сладкое и горькое, тяжелое и легкое. Все мы имеем мысли и воспоминания. Фантазируем и сомневаемся. Переживаем гнев, страх или радость. Испытываем удовольствие или дискомфорт. Имеем намерения, желания, идеалы. Совершаем предсказуемые и непредсказуемые действия и поступки. Во что-то верим и что-то ценим. Ряд этот можно продолжать долго. И вот это все и входит в сферу внутренней, или психической, жизни человека, или, как часто говорят, его психологии.
В зависимости от взгляда на этот комплекс психология может быть представлена в трех аспектах.
Первый - душевный склад, психический строй человека. У каждого этот строй отличен от других, но формируется и проявляется по общим закономерностям. В нем, так же как в анатомической или физиологической организации человека, сочетаются общие свойства и параметры, присущие всем людям, и индивидуальные особенности каждого. В целом эта трактовка практически отождествляет психологию с понятием психики как системы психических феноменов (явлений), присущих человеку.
Второй аспект связан с пониманием психологии как специфической совокупности психических проявлений, характеризующих: а) какую-либо категорию людей (психология подлеца, психология победителя, рабская психология, психология свободного человека) либо социальную группу (психология собственника, рабочая психология, психология предпринимателя, народная психология, общественная психология); б) род или сферу человеческой деятельности (психология творчества, психология труда, психология руководителя, психология инженерная, спортивная и т. д.). Ясно, что этот аспект можно рассматривать как частный случай предыдущего (как душевный склад).
Согласно третьему варианту психология рассматривается как научная дисциплина, изучающая сферу психического во всех ее аспектах и проявлениях. Специфика отдельных разделов психологической науки оттеняется соответствующим эпитетом, добавляемым к слову «психология» (общая психология, возрастная психология, социальная психология, зоопсихология, юридическая психология и т. д.).
Строго говоря, лишь последняя трактовка точно соответствует термину «психология», поскольку раскрывает обе его составляющие: психо в переводе с греческого - якобы, душа и логос - слово, учение, т. е. психология - это наука о душе. Вообще-то не совсем ясно, почему имя мифической нимфы Психеи стало обозначением внутреннего мира человека и даже более того - души как бессмертной субстанции. Согласно древнегреческому мифу Психея влюбилась в Эроса - сына богини любви Афродиты и, нарушив запрет богов на лицезрение Эроса, должна была погибнуть. Но боги, оценив эту любовь, вознесли Психею на небо, даровав ей бессмертие. Возможно, термином «психология» мы обязаны немецкому философу Христиану Вольфу, который использовал имя Психеи в качестве символа ищущей свой идеал души. Кстати, Х. Вольф первым в истории науки высказал идею о возможности измерения психических явлений, ввел в научный оборот термин «психомоторика» и опубликовал в 1732 г. книгу «Эмпирическая психология», а в 1734 г. - «Рациональную психологию». Некоторое время у него учился М. В. Ломоносов. По другой версии, термин «психология» для обозначения соответствующего раздела науки был впервые предложен в 1500 г. профессором Марбургского университета Гоклениусом.
Первые же два из рассмотренных аспектов термина «психология» связаны скорее с традиционно-бытовыми представлениями о психическом и психологии. Правда, психологическая наука согласилась с терминологией второго варианта, взяв, как видно из последних примеров, многие из этих обозначений в качестве названий отдельных направлений своих исследований.
В дальнейшем мы будем придерживаться понимания психологии преимущественно как науки, хотя возможно использование термина и в первых двух значениях, если это не нарушает контекста и способствует усвоению материала. Здесь уместно заметить, что по сложившейся в отечественной науке за последние десятилетия традиции эпитет «психологический (ая, ое, ие)» обычно не относят к собственно проявлениям внутреннего мира человека, его психики (или, если угодно, к движениям души), предпочитая использовать в этих случаях эпитет «психический (ая, ое, ие)». Например, «психический процесс», «психическая атака», «психическое состояние», «психические свойства». Но при характеристике явлений «внешнего» по отношению к психике мира, но имеющих к «внутреннему» миру то или иное отношение, используют чаще эпитет «психологический (ая, ое, ие)»: «психологический уровень», «психологическая наука», «психологическая культура», «психологическое общество», «психологические знания».
Но как бы ни была таинственна, слабо доступна для изучения внутренняя, душевная жизнь человека, что же все-таки составляет ее содержание? Все мы ощущаем тепло и холод, свет и тьму, сладкое и горькое, тяжелое и легкое. Все мы имеем мысли и воспоминания. Фантазируем и сомневаемся. Переживаем гнев, страх или радость. Испытываем удовольствие или дискомфорт. Имеем намерения, желания, идеалы. Совершаем предсказуемые и непредсказуемые действия и поступки. Во что-то верим и что-то ценим. Ряд этот можно продолжать долго. И вот это все и входит в сферу внутренней, или психической, жизни человека, или, как часто говорят, его психологии.
В зависимости от взгляда на этот комплекс психология может быть представлена в трех аспектах.
Первый - душевный склад, психический строй человека. У каждого этот строй отличен от других, но формируется и проявляется по общим закономерностям. В нем, так же как в анатомической или физиологической организации человека, сочетаются общие свойства и параметры, присущие всем людям, и индивидуальные особенности каждого. В целом эта трактовка практически отождествляет психологию с понятием психики как системы психических феноменов (явлений), присущих человеку.
Второй аспект связан с пониманием психологии как специфической совокупности психических проявлений, характеризующих: а) какую-либо категорию людей (психология подлеца, психология победителя, рабская психология, психология свободного человека) либо социальную группу (психология собственника, рабочая психология, психология предпринимателя, народная психология, общественная психология); б) род или сферу человеческой деятельности (психология творчества, психология труда, психология руководителя, психология инженерная, спортивная и т. д.). Ясно, что этот аспект можно рассматривать как частный случай предыдущего (как душевный склад).
Согласно третьему варианту психология рассматривается как научная дисциплина, изучающая сферу психического во всех ее аспектах и проявлениях. Специфика отдельных разделов психологической науки оттеняется соответствующим эпитетом, добавляемым к слову «психология» (общая психология, возрастная психология, социальная психология, зоопсихология, юридическая психология и т. д.).
Строго говоря, лишь последняя трактовка точно соответствует термину «психология», поскольку раскрывает обе его составляющие: психо в переводе с греческого - якобы, душа и логос - слово, учение, т. е. психология - это наука о душе. Вообще-то не совсем ясно, почему имя мифической нимфы Психеи стало обозначением внутреннего мира человека и даже более того - души как бессмертной субстанции. Согласно древнегреческому мифу Психея влюбилась в Эроса - сына богини любви Афродиты и, нарушив запрет богов на лицезрение Эроса, должна была погибнуть. Но боги, оценив эту любовь, вознесли Психею на небо, даровав ей бессмертие. Возможно, термином «психология» мы обязаны немецкому философу Христиану Вольфу, который использовал имя Психеи в качестве символа ищущей свой идеал души. Кстати, Х. Вольф первым в истории науки высказал идею о возможности измерения психических явлений, ввел в научный оборот термин «психомоторика» и опубликовал в 1732 г. книгу «Эмпирическая психология», а в 1734 г. - «Рациональную психологию». Некоторое время у него учился М. В. Ломоносов. По другой версии, термин «психология» для обозначения соответствующего раздела науки был впервые предложен в 1500 г. профессором Марбургского университета Гоклениусом.
Первые же два из рассмотренных аспектов термина «психология» связаны скорее с традиционно-бытовыми представлениями о психическом и психологии. Правда, психологическая наука согласилась с терминологией второго варианта, взяв, как видно из последних примеров, многие из этих обозначений в качестве названий отдельных направлений своих исследований.
В дальнейшем мы будем придерживаться понимания психологии преимущественно как науки, хотя возможно использование термина и в первых двух значениях, если это не нарушает контекста и способствует усвоению материала. Здесь уместно заметить, что по сложившейся в отечественной науке за последние десятилетия традиции эпитет «психологический (ая, ое, ие)» обычно не относят к собственно проявлениям внутреннего мира человека, его психики (или, если угодно, к движениям души), предпочитая использовать в этих случаях эпитет «психический (ая, ое, ие)». Например, «психический процесс», «психическая атака», «психическое состояние», «психические свойства». Но при характеристике явлений «внешнего» по отношению к психике мира, но имеющих к «внутреннему» миру то или иное отношение, используют чаще эпитет «психологический (ая, ое, ие)»: «психологический уровень», «психологическая наука», «психологическая культура», «психологическое общество», «психологические знания».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи