Развитие психических функций происходи неравномерно, непропорционально. Одни психические функции развиваются более интенсивно, другие менее интенсивно, есть доминирующие функции (в определенном периоде одна функция более интенсивно развивается и влияет на развитие остальных психических процессов). В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
Личностная нестабильность характерна для подросткового возраста:
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием младшего школьного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте). Ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Но ситуативная речь еще совершенно не исчезает.
Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения.
К концу возрастного периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Центральные новообразования:
Младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослыми.
Раннее детство (1-3 года) – сознание «Я сам»
Дошкольное детство (3-7 лет) – Соподчинение мотивов, самосознание
Младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность, чувство компетенции
Подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости (мл. подростковый в); «Я концепция» (ст. подростковый в)
Старший школьный возраст (15-17 лет) – самоопределение
Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
3 признака ведущей деятельности по Леонтьеву.
1. Деятельность, в которой появляются новые виды деятельности.
2. Деятельность, в которой формируются основные психические функции.
3. Деятельность, от которой зависит изменение в личности ребенка.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность
Младший подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками
Старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
Социальный фактор развития – влияние на развитие социальной среды (общество, культурные традиции, уровень науки, искусства…)
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности. Это понятие ввел Выготский – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. (взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
В кризисе 3 лет, если он тяжелый и затяжной, то появляются невротические реакции («вторичный пояс») – невротические страхи, тики, заикания.
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
У 6 летних детей ситуативная тревожность, кризис 7 лет.
В 17 лет (кризис) повышается тревожность, страхи (боязнь ответственности за жизненный выбор, армии, не поступить в вуз…). Появляются невротические реакции (неврастения, истерические состояния, навязчивые состояния и действия).
В раннем детстве, в 2 года – ребенок узнает себя в зеркале – первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя (сначала по имени, к 3 годам – «Я»)
Появляется первичная самооценка – осознание того, что «Я хороший» - удовлетворение потребности ребенка в эмоциональной безопасности.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком 7 лет.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Речь дошкольника эгоцентрична, когда он что-то проделывает, то проговаривает (аккомпанемент действию). Эгоцентрическая речь важна – она помогает организовать свои действия. В 7 лет она пропадает, превращается во внутреннюю речь.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, у дошкольников внешний контроль (друг за другом). Произвольное поведение – механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения (подчинение правилам) – складывается в игре. В игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения. Дети к моменту поступления в школу способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения дошкольника.