1. Основные понятия в американской психологии развития.
2. Понятие социализации.
3. Механизм приобретения нового опыта.
4. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка.
5. Роль среды в развитии ребенка и…
6. …проблема детско-родительских отношений.
(Вместо вступления: вся американская психология развития по сути состоит из двух взаимосплетенных разделов – детская психология и поведенческая психология /бихевиоризм/.)
1. Основные понятия:
- научение
- опыт
- среда
- социализация
- развитие
- поведение
Немного про научение. Изначально его определяли как «модификация поведения в результате внешней стимуляции» (S-R). Постепенно понятие расширялось (еще и «научение посредством наблюдения»; основанное на собственно познавательных процессах и т.д.).
Уотсон: развитие = изменения в поведении ребенка, происходящие по мере взросления; научение = изменение поведения в результате внешних воздействий. По сути, развитие дольше и зависимо от процессов органического созревания.
2. Социализация – процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.
Сирс – 3 фазы развития ребенка:
1). Фаза рудиментарного поведения (врожденные потребности и научение в раннем младенчестве)
2). Фаза первичных мотивационных систем (научение внутри семьи; это основная фаза социализации)
3). Фаза вторичных мотивационных систем (научение вне семьи; начинается с поступления в школу)
Много о социализации говорил Эриксон, (он же выделял групповую и личную идентичность), Он говорил, что в процессе социализации общество оказывает влияние на личность по принципу «плюс/минус»-подкрепления (если индивид оправдывает надежды общества – он этим обществом принимается).
3. Стандартный бихевиоральный механизм формирования условного рефлекса: стимул реакция формирование поведения новые стимулы etc.
4. Подкрепление бывает положительным (добавление чего-то: еды, зарплаты, одобрения) и отрицательным (когда делаешь что-то неприятное; или что-то отменяют). Наказание чаще всего подавляет поведение. Скиннер говорил, что наказание дает быстрый, но непродолжительный эффект, а позже и вовсе не действует. Положительное же подкрепление не имеет быстрого эффекта, но зато длится дольше и не вызывает отрицательных эмоций, что особенно важно для ребенка необходимо акцентировать внимание на хорошем поведении, всячески закреплять его.
Аронфрид, наоборот, говорил, что общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослого, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка, поэтому наказание необходимо.
5. Сначала считалось, что среда – это только источник стимулов. Затем она «дифференцировалась» (на физические/социальные, межличностные, исторические аспекты), но ядро осталось тем же: «широкий комплекс сил, воздействующий на развитие ребенка в его семейной, социальной и культурной обстановке» (т.о., к среде относятся и учреждения по воспитанию и обучению детей).
Понятие «среда» в американской психологии развития практически не связано с идеями общественно-исторической и деятельностной сущности человека.
И еще среда – «контекст для реагирования».
6. Гевриц говорил, что младенцы (их смех, улыбка, вокализации) являются положительным подкрепляющим стимулом для родителем; плач – это отрицательный сигнал, а его прекращение – тоже положительный. Младенцы могут контролировать поведение людей. Родители – источник подкреплений для младенца (пища, любовь); они же помогают формирование подражание у ребенка.
Бронфенбреннер писал о проблемах в стране: люди много работают, гонятся за деньгами; много разводов; возросло количество телевизоров; происходит изоляция ребенка в собственной комнате; много нянь. В результате случается отчуждение страдает психическое развитие ребенка, с ранних стадий (сначала возникают проблемы в эмоциональной, мотивационной сфере, затем – в формировании познавательных процессов).
2. Понятие социализации.
3. Механизм приобретения нового опыта.
4. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка.
5. Роль среды в развитии ребенка и…
6. …проблема детско-родительских отношений.
(Вместо вступления: вся американская психология развития по сути состоит из двух взаимосплетенных разделов – детская психология и поведенческая психология /бихевиоризм/.)
1. Основные понятия:
- научение
- опыт
- среда
- социализация
- развитие
- поведение
Немного про научение. Изначально его определяли как «модификация поведения в результате внешней стимуляции» (S-R). Постепенно понятие расширялось (еще и «научение посредством наблюдения»; основанное на собственно познавательных процессах и т.д.).
Уотсон: развитие = изменения в поведении ребенка, происходящие по мере взросления; научение = изменение поведения в результате внешних воздействий. По сути, развитие дольше и зависимо от процессов органического созревания.
2. Социализация – процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.
Сирс – 3 фазы развития ребенка:
1). Фаза рудиментарного поведения (врожденные потребности и научение в раннем младенчестве)
2). Фаза первичных мотивационных систем (научение внутри семьи; это основная фаза социализации)
3). Фаза вторичных мотивационных систем (научение вне семьи; начинается с поступления в школу)
Много о социализации говорил Эриксон, (он же выделял групповую и личную идентичность), Он говорил, что в процессе социализации общество оказывает влияние на личность по принципу «плюс/минус»-подкрепления (если индивид оправдывает надежды общества – он этим обществом принимается).
3. Стандартный бихевиоральный механизм формирования условного рефлекса: стимул реакция формирование поведения новые стимулы etc.
4. Подкрепление бывает положительным (добавление чего-то: еды, зарплаты, одобрения) и отрицательным (когда делаешь что-то неприятное; или что-то отменяют). Наказание чаще всего подавляет поведение. Скиннер говорил, что наказание дает быстрый, но непродолжительный эффект, а позже и вовсе не действует. Положительное же подкрепление не имеет быстрого эффекта, но зато длится дольше и не вызывает отрицательных эмоций, что особенно важно для ребенка необходимо акцентировать внимание на хорошем поведении, всячески закреплять его.
Аронфрид, наоборот, говорил, что общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослого, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка, поэтому наказание необходимо.
5. Сначала считалось, что среда – это только источник стимулов. Затем она «дифференцировалась» (на физические/социальные, межличностные, исторические аспекты), но ядро осталось тем же: «широкий комплекс сил, воздействующий на развитие ребенка в его семейной, социальной и культурной обстановке» (т.о., к среде относятся и учреждения по воспитанию и обучению детей).
Понятие «среда» в американской психологии развития практически не связано с идеями общественно-исторической и деятельностной сущности человека.
И еще среда – «контекст для реагирования».
6. Гевриц говорил, что младенцы (их смех, улыбка, вокализации) являются положительным подкрепляющим стимулом для родителем; плач – это отрицательный сигнал, а его прекращение – тоже положительный. Младенцы могут контролировать поведение людей. Родители – источник подкреплений для младенца (пища, любовь); они же помогают формирование подражание у ребенка.
Бронфенбреннер писал о проблемах в стране: люди много работают, гонятся за деньгами; много разводов; возросло количество телевизоров; происходит изоляция ребенка в собственной комнате; много нянь. В результате случается отчуждение страдает психическое развитие ребенка, с ранних стадий (сначала возникают проблемы в эмоциональной, мотивационной сфере, затем – в формировании познавательных процессов).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи