Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизм приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Основные понятия в американской психологии развития.
2. Понятие социализации.
3. Механизм приобретения нового опыта.
4. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка.
5. Роль среды в развитии ребенка и…
6. …проблема детско-родительских отношений.

(Вместо вступления: вся американская психология развития по сути состоит из двух взаимосплетенных разделов – детская психология и поведенческая психология /бихевиоризм/.)
1. Основные понятия:
- научение
- опыт
- среда
- социализация
- развитие
- поведение

Немного про научение. Изначально его определяли как «модификация поведения в результате внешней стимуляции» (S-R). Постепенно понятие расширялось (еще и «научение посредством наблюдения»; основанное на собственно познавательных процессах и т.д.).
Уотсон: развитие = изменения в поведении ребенка, происходящие по мере взросления; научение = изменение поведения в результате внешних воздействий. По сути, развитие дольше и зависимо от процессов органического созревания.

2. Социализация – процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.
Сирс – 3 фазы развития ребенка:
1). Фаза рудиментарного поведения (врожденные потребности и научение в раннем младенчестве)
2). Фаза первичных мотивационных систем (научение внутри семьи; это основная фаза социализации)
3). Фаза вторичных мотивационных систем (научение вне семьи; начинается с поступления в школу)
Много о социализации говорил Эриксон, (он же выделял групповую и личную идентичность), Он говорил, что в процессе социализации общество оказывает влияние на личность по принципу «плюс/минус»-подкрепления (если индивид оправдывает надежды общества – он этим обществом принимается).

3. Стандартный бихевиоральный механизм формирования условного рефлекса: стимул  реакция  формирование поведения  новые стимулы  etc.

4. Подкрепление бывает положительным (добавление чего-то: еды, зарплаты, одобрения) и отрицательным (когда делаешь что-то неприятное; или что-то отменяют). Наказание чаще всего подавляет поведение. Скиннер говорил, что наказание дает быстрый, но непродолжительный эффект, а позже и вовсе не действует. Положительное же подкрепление не имеет быстрого эффекта, но зато длится дольше и не вызывает отрицательных эмоций, что особенно важно для ребенка  необходимо акцентировать внимание на хорошем поведении, всячески закреплять его.
Аронфрид, наоборот, говорил, что общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослого, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка, поэтому наказание необходимо.

5. Сначала считалось, что среда – это только источник стимулов. Затем она «дифференцировалась» (на физические/социальные, межличностные, исторические аспекты), но ядро осталось тем же: «широкий комплекс сил, воздействующий на развитие ребенка в его семейной, социальной и культурной обстановке» (т.о., к среде относятся и учреждения по воспитанию и обучению детей).
Понятие «среда» в американской психологии развития практически не связано с идеями общественно-исторической и деятельностной сущности человека.
И еще среда – «контекст для реагирования».

6. Гевриц говорил, что младенцы (их смех, улыбка, вокализации) являются положительным подкрепляющим стимулом для родителем; плач – это отрицательный сигнал, а его прекращение – тоже положительный.  Младенцы могут контролировать поведение людей. Родители – источник подкреплений для младенца (пища, любовь); они же помогают формирование подражание у ребенка.
Бронфенбреннер писал о проблемах в стране: люди много работают, гонятся за деньгами; много разводов; возросло количество телевизоров; происходит изоляция ребенка в собственной комнате; много нянь. В результате случается отчуждение  страдает психическое развитие ребенка, с ранних стадий (сначала возникают проблемы в эмоциональной, мотивационной сфере, затем – в формировании познавательных процессов).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.