Физиологические механизмы стресса
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, он не находит слов. И рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося, и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.
Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Таким образом, для успокоения надо ее ликвидировать, разрядить или создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование такой конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем легче ее создать. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-либо хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, он не находит слов. И рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося, и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.
Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Таким образом, для успокоения надо ее ликвидировать, разрядить или создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование такой конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем легче ее создать. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-либо хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Понятие об эмоциональном стрессе
Эмоциональная сфера деятельности является одной из «тайн» природы. Все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же основная причина «болезней цивилизации» – это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного воздействия стрессов. Они способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу его внутренних органов.
Впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303 г. в стихотворении Роберта Маннинга Handlying Synne:
«И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе».
Эмоциональная сфера деятельности является одной из «тайн» природы. Все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же основная причина «болезней цивилизации» – это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного воздействия стрессов. Они способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу его внутренних органов.
Впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303 г. в стихотворении Роберта Маннинга Handlying Synne:
«И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе».
Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики
Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 г. Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.
Модели эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, рассматривающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х гг. XX в. ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 г. Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.
Модели эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, рассматривающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х гг. XX в. ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Патология и эмоции
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, эти причины носят индивидуальный характер. Есть даже причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян считают такими причинами особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживаниям отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружает). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности.
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, эти причины носят индивидуальный характер. Есть даже причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян считают такими причинами особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживаниям отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружает). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности.
Критерии способностей к эмоциональному резонированию
Личность способна к эмоциональному резонированию, если:
1. У нее широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. Диапазон восприятия зависит от сенсорной системы и интеллекта, поэтому люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других.
Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и, благодаря хорошему интеллекту, легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров.
Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому очень посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.
Личность способна к эмоциональному резонированию, если:
1. У нее широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. Диапазон восприятия зависит от сенсорной системы и интеллекта, поэтому люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других.
Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и, благодаря хорошему интеллекту, легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров.
Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому очень посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.
Эмоциональное резонирование
Эмоциональный настрой характеризует особенности реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.
Эмоциональное резонирование – это способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы.
Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально-энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам.
Эмоциональный настрой характеризует особенности реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.
Эмоциональное резонирование – это способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы.
Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально-энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам.
Шесть систем организации личности (по К. Изарду)
Личность – это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными.
Гомеостатическая система, по сути, представляет собой несколько взаимопереплетенных и взаимозависимых систем, действующих автоматически и бессознательно. Главными из них являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, связанные с личностью из-за частого взаимодействия с системой эмоций. Гомеостатические механизмы обычно рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе, однако гормоны, нейромедиаторы, энзимы и другие регуляторы метаболизма также играют роль в регуляции и подкреплении активированной эмоции.
Личность – это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными.
Гомеостатическая система, по сути, представляет собой несколько взаимопереплетенных и взаимозависимых систем, действующих автоматически и бессознательно. Главными из них являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, связанные с личностью из-за частого взаимодействия с системой эмоций. Гомеостатические механизмы обычно рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе, однако гормоны, нейромедиаторы, энзимы и другие регуляторы метаболизма также играют роль в регуляции и подкреплении активированной эмоции.
Эмоции как основная мотивационная система
Типы мотивации по К. Изарду. Мотивация обычно имеет два компонента – стимуляцию и сенсорный процесс или двигательный акт. То есть мотивация предполагает активацию одного или нескольких базовых чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – или некое событие, которое вызывает сенсорную обратную связь. Простейшим типом стимуляции является стимуляция, порождаемая физическим телом.
Четыре типа мотивации:
1) рефлекс;
2) инстинкт;
3) драйвы;
4) эмоции.
Типы мотивации по К. Изарду. Мотивация обычно имеет два компонента – стимуляцию и сенсорный процесс или двигательный акт. То есть мотивация предполагает активацию одного или нескольких базовых чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – или некое событие, которое вызывает сенсорную обратную связь. Простейшим типом стимуляции является стимуляция, порождаемая физическим телом.
Четыре типа мотивации:
1) рефлекс;
2) инстинкт;
3) драйвы;
4) эмоции.
Модальности аффективного тона ощущений. Исследование на нейрофизиологическом уровне
Источники эмоции можно описать в терминах нервных, аффективных процессов. На нейронном уровне происхождение эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. На аффективном уровне активацию эмоции можно объяснить в терминах сенсорно-перцептивных процессов, а на когнитивном – в терминах отдельных мыслительных процессов.
1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:
а) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;
б) наркотические препараты;
в) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);
г) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.
Источники эмоции можно описать в терминах нервных, аффективных процессов. На нейронном уровне происхождение эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. На аффективном уровне активацию эмоции можно объяснить в терминах сенсорно-перцептивных процессов, а на когнитивном – в терминах отдельных мыслительных процессов.
1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:
а) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;
б) наркотические препараты;
в) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);
г) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.
Межполушарная асимметрия и эмоции
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциональным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) – при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражение эмоций (мимическое проявление) на левой половине лица.
Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эти различия (по некоторым данным) проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциональным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) – при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражение эмоций (мимическое проявление) на левой половине лица.
Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эти различия (по некоторым данным) проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Роль коры головного мозга (КГМ), подкорковых структур и высшей нервной системы (ВНС) в возникновении и проявлении чувств
Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулирует все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широкого торможения наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры.
Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д. Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызывало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания.
Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулирует все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широкого торможения наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры.
Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д. Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызывало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания.
Лицевая мимика
Мышление (умственная работа), сосредоточенность выражаются сокращением одной и той же мышцы – круговой мышцы глаз, именно верхней ее части, носящей название верхней орбитальной мышцы. Две части этой мышцы – верхняя и нижняя – действуют каждая самостоятельно. Сокращение верхних орбитальных мышц правой и левой стороны дает две вертикальные складки переносья, в то же время бровь опускается вниз («нависла над глазом») и из дугообразной становится прямолинейной. Верхняя орбитальная мышца действует противоположно лобной и расправляет морщины лба. Сильное сокращение лобной мышцы при слабости орбитальной выражает умственную недалекость и растерянность, без участия мысли, соответствуя только элементарному внешнему вниманию.
Физиогномическими чертами ученого человека являются спокойствие, самообладание, ясность настроения (оттенок радости) и сильная мысль. Эти душевные черты выражаются общим напряжением мускулатуры (бодрость, бодрое настроение), гармонией мимических черт (без преобладания одной над другими) и напряжением мышцы мысли. Ясное радостное настроение духа и мышечная бодрость свидетельствуют о привычной силе внимания.
Мышление (умственная работа), сосредоточенность выражаются сокращением одной и той же мышцы – круговой мышцы глаз, именно верхней ее части, носящей название верхней орбитальной мышцы. Две части этой мышцы – верхняя и нижняя – действуют каждая самостоятельно. Сокращение верхних орбитальных мышц правой и левой стороны дает две вертикальные складки переносья, в то же время бровь опускается вниз («нависла над глазом») и из дугообразной становится прямолинейной. Верхняя орбитальная мышца действует противоположно лобной и расправляет морщины лба. Сильное сокращение лобной мышцы при слабости орбитальной выражает умственную недалекость и растерянность, без участия мысли, соответствуя только элементарному внешнему вниманию.
Физиогномическими чертами ученого человека являются спокойствие, самообладание, ясность настроения (оттенок радости) и сильная мысль. Эти душевные черты выражаются общим напряжением мускулатуры (бодрость, бодрое настроение), гармонией мимических черт (без преобладания одной над другими) и напряжением мышцы мысли. Ясное радостное настроение духа и мышечная бодрость свидетельствуют о привычной силе внимания.