ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Сидите или лежите в самом удобном положении, сделайте несколько легких глубоких вдохов, позволяя телу привыкнуть к этому положению.

Войдите в особое состояние сознания.

Верните свое осознание к телу... Постепенно позвольте осознанию войти в сферу ощущений тела.

Позвольте телу расслабиться вокруг этих ощущений... Все тело расслабляется и открывается.

Пусть ткани тела станут мягкими... Пусть плоть расслабится чтобы ничто больше не держалось за боль... Связки расслабля­ются... Мышцы расслабляются.

Не отталкивайте боль... Пусть она просто будет... Позвольте телу смягчиться вокруг нее... Раскройтесь.

Дайте ей быть такой, какая она есть...

ГЛУБОКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ, ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕЛА БЕЗМОЛВИЕМ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Сделайте несколько глубоких вдохов и займите удобное положение.

Просто и легко войдите в особое состояние сознания.

Сосредоточьте внимание на макушке головы. Позвольте Уму спокойно получать разнообразные ощущения, возникаю­щие там.

Что вы чувствуете: покалывание? тепло? наполненность? за­твердение? Что бы ни возникало, позвольте ему полностью войти в осознание. Позвольте ему войти в мягкий, открытый ум.

Когда ощущения становятся заметными, наблюдайте за чув­ством мягкого присутствия везде, где задерживается ваше осо­знание. Начните медленно направлять осознание вниз по телу.

Почувствуйте мышцы и ткани лица. Позвольте своему осозна­нию и теплу смягчить каждую часть тела, в которую они входят.

ОТКРЫТИЕ БОЛИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Расположитесь сидя или лежа, так, чтобы вам было удобно. Позвольте себе занять это положение так, чтобы все тело чувствовало себя полностью присутствующим там, где оно находится.

Войдите любым удобным для вас способом в особое состо­яние сознания.

Направьте свое внимание в ту область, где вы чувствуете неприятные ощущения.

Пусть ваше внимание полностью сосредоточится на этой области. Позвольте осознанию постоянно присутствовать и переживать все ощущения, которые возникают там.

Позвольте себе почувствовать неудобство вашего положения.

Лики смерти

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Смерть — одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Ее наступление неотвратимо, однако сущность смерти окута­на глубокой тайной.. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивитель­ную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии, философии и фольклоре. Многие выдающиеся памятники ар­хитектуры, рассеянные по миру, были вдохновлены тайной смерти. Это монументальные пирамиды и сфинксы Египта, его великолепные гробницы и некрополи; мавзолей в Геликарнасе, пирамиды и храмы ацтеков, ольмеков и майа в доколумбовой Америке; знаменитые гробницы Великих Моголов, вроде Тадж Махала и монумента Великого Акбара. По данным новейших исследований, даже легендарный минойский дворец на Крите был не королевской резиденцией, а, скорее всего, гигантским некрополем.

СМЕРТЬ... Замрите на секунду и отметьте вашу реакцию на это слово... Пугает ли оно вас? Проводите ли вы слишком много времени в размышлениях о будущей вашей смерти или смерти тех, кого вы любите? Или вы убеждены, что это непо­знаваемая вещь и поэтому не стоит тратить время на ее обду­мывание? Не замечали ли вы, что пытаетесь сменить тему разговора или даже уйти из компании, где начинают говорить о смерти1? Эти две установки — страх смерти и отрицание смерти — лежат в основе многих проблем, с которыми люди приходят на консультацию к психотерапевту. Сократ сказал: «Никто не знает, не есть ли смерть величайшее благо для человека, однако люди боятся ее так, как если бы точно знали, что она величайшее зло»... Часто после того, как каж­дый из нас принимает факт неизбежности собственной смер­ти и отыскивает смысл своей жизни и своей смерти, все эти проблемы отпадают сами собой. Мы твердо убеждены, что для каждого из нас чрезвычайно .важно осознать факт неиз­бежности собственной смерти, ибо наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни.

Осознание настоящего

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Очень часто люди не используют естественных резервов своего сознания просто потому, что они не умеют осознавать настоящее. И это не просто слова: попробуйте проделать про­стое упражнение. Каково ваше представление о времени? Мо­жет быть, вы представляете его как бесконечную телеграфную ленту, тянущуюся мимо вас слева направо, из одной невидимой точки к другой? Если так, то какую часть этой ленты вы назовете «прошлым», какую «настоящим» и «будущим»? Интересно, как бы вы изобразили границы между ними?

Для большинства людей западной культуры характерен имен­но такой графический образ времени: оно кажется им непре­рывным потоком, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее представляются не менее реаль­ными,-чем настоящее. Это похоже на то, как будто у каждого из нас в черепной коробке есть машина времени. Когда мы спим, время останавливается. В своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в про­шлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наобо­рот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъектив­ное переживание времени постоянно изменяется.

Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Личность — это ансамбль общест­венных отношений.

К. Маркс


Я убедился, что существующее оп­ределение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней фор­мулировать: "человек — животное, восприимчивое к разуму".

Джонатан Ст/фт


Под внушаемостью обычно принято понимать определен­ную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложе­ний, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрас­положением, свойственным только некоторым больным, стра­дающим какими-либо психическими расстройствами (в част­ности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).

Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем вос­питании». Известно, что чем выше для человека авторитет гово­рящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматичес­кое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значитель­но колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним вну­шениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склон­ность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напро­тив, — очень мала.

Показания противопоказания и осложнения при использовании особых состояний сознания

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Говорят, полезен яд змей, если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака.

Расул Гамзатов


Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках че­ловека. А о» не знает, что в ру­ках его.

В. Сидоров


Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои много­численные показания и противопоказания как общемедицин­ские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократ­но фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел законо­мерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологичес­кого и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказа­ний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседнев­ной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему паци­енту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ ОСОБЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Сразу отметим, что ни один из наблюдаемых признаков не является специфическим для особых состояний сознания. На самом деле все они могут встречаться и в других ситуациях, как патологических, так и нормальных.

Эти признаки близки к тем, которые отмечаются при релак­сации:

• снижение мышечного тонуса,

• уменьшение подвижности или неподвижности тела,

• увеличение латентного периода,

• экономия движений,

• замедление дыхания и пульса,

• изменение голоса,

• уплощение черт лица,

ВНУШЕНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Под внушением мы понимаем элемент коммуникации меж­ду психотерапевтом и пациентом, позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул, адресованный бессознатель­ной части пациента. А. Вайтценхоффер характеризует внушение следующим образом: «Это прямое воздействие, оказывающее влияние на мыслительные процессы или поведение индивида, материалом для которого служат чаще всего вербальные стиму­лы... и эффективность которого зависит от субъекта, от содер­жания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено».

Внушения делятся на вербальные и невербальные.

Вербальные внушения

Вербальные внушения можно разделить на три большие кате­гории:

1) прямые внушения;

2) косвенные внушения;

3) открытые внушения. Разберем их подробнее.

МИЛТОН-МОДЕЛЬ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Милтон-модель — способ употребления речевых средств с целью наведения, поддержания и использования для психоте­рапии особых состояний сознания. Ее применение в психоте­рапевтической практике позволяет войти в контакт с психофи­зиологическими резервами человека тем же самым путем, по которому следует естественная работа мозга.

В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии (от греч. asymmetria — несоразмерность) мозга — специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологи­ческие эксперименты, в которых измерялась активность полу­шарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплементарные (до­полняющие друг друга) функции. Так, было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вербально-знаковой инфор­мацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция же правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкаль­ных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.

Кроме того, было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минималь­ны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополу-шарное» мышление является дискретным и аналитическим, по­скольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый ана­лиз объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая мо­дель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространст-венно-образное) мышление — интуитивное и синтетическое, по­скольку создает возможность «одномоментного» схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспе­чивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодейст­вию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной фор­ме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель.

АНТИСУГГЕСТИВНЫЙ БАРЬЕР

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Психотерапевты со стажем хорошо знают, что существует так называемый антисуггестивный барьер (И. Вельвовский и соавт., 1984), проявляющийся в негативной установке на психотера­пию вообще и на методы, связанные с особыми состояниями сознания, в частности.

Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контр­внушаемости — внутренней способности личности сопротив­ляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо зна­ний недостаточно, контрвнушаемость снижается.

Контрвнушаемость также избирательна. Исследования по­казали, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суттесторов, так и в зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.

ТРОЙНОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
В своих работах Джон Гриндер и Джудит Делозье (1994) выделяют по крайней мере три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на свой собственный опыт — первую, вторую и третью позиции восприятия.

Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.

Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, по­чувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевид­но, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотера­певта существенно важно оценить точку зрения другого чело­века и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия.

В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны лич­ности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.