Сидите или лежите в самом удобном положении, сделайте несколько легких глубоких вдохов, позволяя телу привыкнуть к этому положению.
Войдите в особое состояние сознания.
Верните свое осознание к телу... Постепенно позвольте осознанию войти в сферу ощущений тела.
Позвольте телу расслабиться вокруг этих ощущений... Все тело расслабляется и открывается.
Пусть ткани тела станут мягкими... Пусть плоть расслабится чтобы ничто больше не держалось за боль... Связки расслабляются... Мышцы расслабляются.
Не отталкивайте боль... Пусть она просто будет... Позвольте телу смягчиться вокруг нее... Раскройтесь.
Дайте ей быть такой, какая она есть...
Войдите в особое состояние сознания.
Верните свое осознание к телу... Постепенно позвольте осознанию войти в сферу ощущений тела.
Позвольте телу расслабиться вокруг этих ощущений... Все тело расслабляется и открывается.
Пусть ткани тела станут мягкими... Пусть плоть расслабится чтобы ничто больше не держалось за боль... Связки расслабляются... Мышцы расслабляются.
Не отталкивайте боль... Пусть она просто будет... Позвольте телу смягчиться вокруг нее... Раскройтесь.
Дайте ей быть такой, какая она есть...
Сделайте несколько глубоких вдохов и займите удобное положение.
Просто и легко войдите в особое состояние сознания.
Сосредоточьте внимание на макушке головы. Позвольте Уму спокойно получать разнообразные ощущения, возникающие там.
Что вы чувствуете: покалывание? тепло? наполненность? затвердение? Что бы ни возникало, позвольте ему полностью войти в осознание. Позвольте ему войти в мягкий, открытый ум.
Когда ощущения становятся заметными, наблюдайте за чувством мягкого присутствия везде, где задерживается ваше осознание. Начните медленно направлять осознание вниз по телу.
Почувствуйте мышцы и ткани лица. Позвольте своему осознанию и теплу смягчить каждую часть тела, в которую они входят.
Просто и легко войдите в особое состояние сознания.
Сосредоточьте внимание на макушке головы. Позвольте Уму спокойно получать разнообразные ощущения, возникающие там.
Что вы чувствуете: покалывание? тепло? наполненность? затвердение? Что бы ни возникало, позвольте ему полностью войти в осознание. Позвольте ему войти в мягкий, открытый ум.
Когда ощущения становятся заметными, наблюдайте за чувством мягкого присутствия везде, где задерживается ваше осознание. Начните медленно направлять осознание вниз по телу.
Почувствуйте мышцы и ткани лица. Позвольте своему осознанию и теплу смягчить каждую часть тела, в которую они входят.
Расположитесь сидя или лежа, так, чтобы вам было удобно. Позвольте себе занять это положение так, чтобы все тело чувствовало себя полностью присутствующим там, где оно находится.
Войдите любым удобным для вас способом в особое состояние сознания.
Направьте свое внимание в ту область, где вы чувствуете неприятные ощущения.
Пусть ваше внимание полностью сосредоточится на этой области. Позвольте осознанию постоянно присутствовать и переживать все ощущения, которые возникают там.
Позвольте себе почувствовать неудобство вашего положения.
Войдите любым удобным для вас способом в особое состояние сознания.
Направьте свое внимание в ту область, где вы чувствуете неприятные ощущения.
Пусть ваше внимание полностью сосредоточится на этой области. Позвольте осознанию постоянно присутствовать и переживать все ощущения, которые возникают там.
Позвольте себе почувствовать неудобство вашего положения.
Смерть — одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Ее наступление неотвратимо, однако сущность смерти окутана глубокой тайной.. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивительную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии, философии и фольклоре. Многие выдающиеся памятники архитектуры, рассеянные по миру, были вдохновлены тайной смерти. Это монументальные пирамиды и сфинксы Египта, его великолепные гробницы и некрополи; мавзолей в Геликарнасе, пирамиды и храмы ацтеков, ольмеков и майа в доколумбовой Америке; знаменитые гробницы Великих Моголов, вроде Тадж Махала и монумента Великого Акбара. По данным новейших исследований, даже легендарный минойский дворец на Крите был не королевской резиденцией, а, скорее всего, гигантским некрополем.
СМЕРТЬ... Замрите на секунду и отметьте вашу реакцию на это слово... Пугает ли оно вас? Проводите ли вы слишком много времени в размышлениях о будущей вашей смерти или смерти тех, кого вы любите? Или вы убеждены, что это непознаваемая вещь и поэтому не стоит тратить время на ее обдумывание? Не замечали ли вы, что пытаетесь сменить тему разговора или даже уйти из компании, где начинают говорить о смерти1? Эти две установки — страх смерти и отрицание смерти — лежат в основе многих проблем, с которыми люди приходят на консультацию к психотерапевту. Сократ сказал: «Никто не знает, не есть ли смерть величайшее благо для человека, однако люди боятся ее так, как если бы точно знали, что она величайшее зло»... Часто после того, как каждый из нас принимает факт неизбежности собственной смерти и отыскивает смысл своей жизни и своей смерти, все эти проблемы отпадают сами собой. Мы твердо убеждены, что для каждого из нас чрезвычайно .важно осознать факт неизбежности собственной смерти, ибо наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни.
СМЕРТЬ... Замрите на секунду и отметьте вашу реакцию на это слово... Пугает ли оно вас? Проводите ли вы слишком много времени в размышлениях о будущей вашей смерти или смерти тех, кого вы любите? Или вы убеждены, что это непознаваемая вещь и поэтому не стоит тратить время на ее обдумывание? Не замечали ли вы, что пытаетесь сменить тему разговора или даже уйти из компании, где начинают говорить о смерти1? Эти две установки — страх смерти и отрицание смерти — лежат в основе многих проблем, с которыми люди приходят на консультацию к психотерапевту. Сократ сказал: «Никто не знает, не есть ли смерть величайшее благо для человека, однако люди боятся ее так, как если бы точно знали, что она величайшее зло»... Часто после того, как каждый из нас принимает факт неизбежности собственной смерти и отыскивает смысл своей жизни и своей смерти, все эти проблемы отпадают сами собой. Мы твердо убеждены, что для каждого из нас чрезвычайно .важно осознать факт неизбежности собственной смерти, ибо наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни.
Очень часто люди не используют естественных резервов своего сознания просто потому, что они не умеют осознавать настоящее. И это не просто слова: попробуйте проделать простое упражнение. Каково ваше представление о времени? Может быть, вы представляете его как бесконечную телеграфную ленту, тянущуюся мимо вас слева направо, из одной невидимой точки к другой? Если так, то какую часть этой ленты вы назовете «прошлым», какую «настоящим» и «будущим»? Интересно, как бы вы изобразили границы между ними?
Для большинства людей западной культуры характерен именно такой графический образ времени: оно кажется им непрерывным потоком, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее представляются не менее реальными,-чем настоящее. Это похоже на то, как будто у каждого из нас в черепной коробке есть машина времени. Когда мы спим, время останавливается. В своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в прошлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъективное переживание времени постоянно изменяется.
Для большинства людей западной культуры характерен именно такой графический образ времени: оно кажется им непрерывным потоком, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее представляются не менее реальными,-чем настоящее. Это похоже на то, как будто у каждого из нас в черепной коробке есть машина времени. Когда мы спим, время останавливается. В своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в прошлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъективное переживание времени постоянно изменяется.
Личность — это ансамбль общественных отношений.
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: "человек — животное, восприимчивое к разуму".
Под внушаемостью обычно принято понимать определенную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложений, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным, страдающим какими-либо психическими расстройствами (в частности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).
Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Известно, что чем выше для человека авторитет говорящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматическое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напротив, — очень мала.
К. Маркс
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: "человек — животное, восприимчивое к разуму".
Джонатан Ст/фт
Под внушаемостью обычно принято понимать определенную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложений, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным, страдающим какими-либо психическими расстройствами (в частности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).
Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Известно, что чем выше для человека авторитет говорящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматическое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напротив, — очень мала.
Говорят, полезен яд змей, если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака.
Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках человека. А о» не знает, что в руках его.
Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои многочисленные показания и противопоказания как общемедицинские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократно фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел закономерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологического и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказаний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседневной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему пациенту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.
Расул Гамзатов
Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках человека. А о» не знает, что в руках его.
В. Сидоров
Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои многочисленные показания и противопоказания как общемедицинские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократно фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел закономерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологического и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказаний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседневной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему пациенту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.
Сразу отметим, что ни один из наблюдаемых признаков не является специфическим для особых состояний сознания. На самом деле все они могут встречаться и в других ситуациях, как патологических, так и нормальных.
Эти признаки близки к тем, которые отмечаются при релаксации:
• снижение мышечного тонуса,
• уменьшение подвижности или неподвижности тела,
• увеличение латентного периода,
• экономия движений,
• замедление дыхания и пульса,
• изменение голоса,
• уплощение черт лица,
Эти признаки близки к тем, которые отмечаются при релаксации:
• снижение мышечного тонуса,
• уменьшение подвижности или неподвижности тела,
• увеличение латентного периода,
• экономия движений,
• замедление дыхания и пульса,
• изменение голоса,
• уплощение черт лица,
Под внушением мы понимаем элемент коммуникации между психотерапевтом и пациентом, позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул, адресованный бессознательной части пациента. А. Вайтценхоффер характеризует внушение следующим образом: «Это прямое воздействие, оказывающее влияние на мыслительные процессы или поведение индивида, материалом для которого служат чаще всего вербальные стимулы... и эффективность которого зависит от субъекта, от содержания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено».
Внушения делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные внушения
Вербальные внушения можно разделить на три большие категории:
1) прямые внушения;
2) косвенные внушения;
3) открытые внушения. Разберем их подробнее.
Внушения делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные внушения
Вербальные внушения можно разделить на три большие категории:
1) прямые внушения;
2) косвенные внушения;
3) открытые внушения. Разберем их подробнее.
Милтон-модель — способ употребления речевых средств с целью наведения, поддержания и использования для психотерапии особых состояний сознания. Ее применение в психотерапевтической практике позволяет войти в контакт с психофизиологическими резервами человека тем же самым путем, по которому следует естественная работа мозга.
В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии (от греч. asymmetria — несоразмерность) мозга — специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологические эксперименты, в которых измерялась активность полушарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплементарные (дополняющие друг друга) функции. Так, было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция же правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкальных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.
Кроме того, было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополу-шарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый анализ объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространст-венно-образное) мышление — интуитивное и синтетическое, поскольку создает возможность «одномоментного» схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель.
В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии (от греч. asymmetria — несоразмерность) мозга — специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологические эксперименты, в которых измерялась активность полушарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплементарные (дополняющие друг друга) функции. Так, было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция же правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкальных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.
Кроме того, было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополу-шарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый анализ объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространст-венно-образное) мышление — интуитивное и синтетическое, поскольку создает возможность «одномоментного» схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель.
Психотерапевты со стажем хорошо знают, что существует так называемый антисуггестивный барьер (И. Вельвовский и соавт., 1984), проявляющийся в негативной установке на психотерапию вообще и на методы, связанные с особыми состояниями сознания, в частности.
Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контрвнушаемости — внутренней способности личности сопротивляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо знаний недостаточно, контрвнушаемость снижается.
Контрвнушаемость также избирательна. Исследования показали, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суттесторов, так и в зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.
Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контрвнушаемости — внутренней способности личности сопротивляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо знаний недостаточно, контрвнушаемость снижается.
Контрвнушаемость также избирательна. Исследования показали, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суттесторов, так и в зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.
В своих работах Джон Гриндер и Джудит Делозье (1994) выделяют по крайней мере три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на свой собственный опыт — первую, вторую и третью позиции восприятия.
Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.
Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия.
В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны личности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.
Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.
Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия.
В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны личности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.