- Труотерапия,
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
Задачи психодиагностики:
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) соответствие целей применения теста или методики исследуемой выборке;
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
Профессиональные принципы:
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.
Методологические принципы построения диагностики:
1) Стандартизация – унифицированность, единообразие в проведении, расчётах и трактовке результатов.
2) Валидность – понятие, отражающее, что именно и насколько хорошо измеряет тест; мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам.
3) Надёжность – устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
4) Достоверность – истинность, обоснованность, доказательность, бесспорность результатов диагностики.
1) Стандартизация – унифицированность, единообразие в проведении, расчётах и трактовке результатов.
2) Валидность – понятие, отражающее, что именно и насколько хорошо измеряет тест; мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам.
3) Надёжность – устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
4) Достоверность – истинность, обоснованность, доказательность, бесспорность результатов диагностики.
Черта личности – особая составляющая личности, описывающая склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения; устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному стилю поведению.
Основные личностные черты: 1) экстраверсия, 2) невротизм, 3) уживчивость, 4) добросовестность, 5) открытость опыту. По Кеттелу – 16 основных черт личности.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики; наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие типичные для неё поведение и деятельность.
Основные психические свойства личности: 1) темперамент (врождённая нервно-психическая конституция, зависящая от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов), 2) характер (привычки, манера, тактика и стиль поведения, приобретённые в онтогенезе), 3) способности, 4) направленность.
Основные личностные черты: 1) экстраверсия, 2) невротизм, 3) уживчивость, 4) добросовестность, 5) открытость опыту. По Кеттелу – 16 основных черт личности.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики; наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие типичные для неё поведение и деятельность.
Основные психические свойства личности: 1) темперамент (врождённая нервно-психическая конституция, зависящая от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов), 2) характер (привычки, манера, тактика и стиль поведения, приобретённые в онтогенезе), 3) способности, 4) направленность.
Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику.
Метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт. Составление музыкальной программы требует определённой режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Музыкотерапия даёт возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Для детей – детские и некоторые народные песни: учат социализации, нормам поведения, будят фантазию. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем.
Метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт. Составление музыкальной программы требует определённой режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Музыкотерапия даёт возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Для детей – детские и некоторые народные песни: учат социализации, нормам поведения, будят фантазию. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем.
Статистическая норма – это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. = Близость значения свойства к уровню, характеризующему статистически среднего индивида.
1) Статистические (для оценки стилевых и мотивационных черт; средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства);
2) Социокультурные (для оценки способностей и достижений, которые явно или неявно считаются в обществе необходимыми);
3) Возрастные (указывают, как далеко продвинулся испытуемый в своём развитии по сравнению со статистическим большинством)
1) Статистические (для оценки стилевых и мотивационных черт; средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства);
2) Социокультурные (для оценки способностей и достижений, которые явно или неявно считаются в обществе необходимыми);
3) Возрастные (указывают, как далеко продвинулся испытуемый в своём развитии по сравнению со статистическим большинством)
Психологический диагноз – конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление индивидуально-психологических особенностей, оценку их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций. = Структурированное описание комплекса психических свойств личности (способностей, черт, мотивов и пр.).
Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).
Типы диагноза:
- Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).
- Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).
Возможные уровни диагноза:
1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы
2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.
Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).
Типы диагноза:
- Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).
- Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).
Возможные уровни диагноза:
1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы
2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.
Психодиагностика – отрасль психологии, занимающаяся исследованием индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности.
Разрабатывает и использует методы, средства и приёмы выявления, оценки и измерения этих особенностей и способы обработки и интерпретации получаемых результатов.
Используется: в профотборе, профориентации, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы.
Разрабатывает и использует методы, средства и приёмы выявления, оценки и измерения этих особенностей и способы обработки и интерпретации получаемых результатов.
Используется: в профотборе, профориентации, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы.
Психологический «портрет» стариков: сниженная самооценка, неуверенность в себе, недовольство собой и окружением; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому = брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе = эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к здоровью; неуверенность в завтрашнем дне; ощущение ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности и эмоциональная неуравновешенность. Всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, малоинициативными.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.
Старение и старость - 62 года – до конца жизни.
Градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (м – 60-74, ж – 55-74 года), старческий возраст (75-90) и долгожители (90 и старше).
Новообразования старческого возраста: 1) чувство принадлежности; 2) комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с ними; 4) вера в других; 5) отсутствие страха быть несовершенным – ощущение, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым», «правильным», «непогрешимым»; 6) ощущение себя частью человечества; 7) чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
1. Старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями в организме, перестройкой биологических структур и развитием приспособительных функций.
2. Изменяется структура социальной активности: основная деятельность – общение, но: профессионального нет, друзья умирают, сил на длительное общение тоже нет. Круг общения ограничен ближайшими родственниками и близко живущими друзьями.
3. Мудрость (отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти) = независимое и активное отношение к ограниченной смертью жизнью.
4. Способность к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Такие старики работают даже в ущерб здоровью. Обычно – люди науки и искусства + те, у кого есть внутренняя мотивированность, интерес к самой работе, к процессу творчества.
Противоречия развития:
- Желание деятельности и физическая немощь.
- Отсутствие контактов = упадок духа, пессимизм, страх перед будущим. В то же время быстро устают от контактов, чаще хотят «отдохнуть от людей».
- Страх стать обузой и одновременно страх умереть в одиночестве.
Градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (м – 60-74, ж – 55-74 года), старческий возраст (75-90) и долгожители (90 и старше).
Новообразования старческого возраста: 1) чувство принадлежности; 2) комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с ними; 4) вера в других; 5) отсутствие страха быть несовершенным – ощущение, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым», «правильным», «непогрешимым»; 6) ощущение себя частью человечества; 7) чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
1. Старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями в организме, перестройкой биологических структур и развитием приспособительных функций.
2. Изменяется структура социальной активности: основная деятельность – общение, но: профессионального нет, друзья умирают, сил на длительное общение тоже нет. Круг общения ограничен ближайшими родственниками и близко живущими друзьями.
3. Мудрость (отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти) = независимое и активное отношение к ограниченной смертью жизнью.
4. Способность к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Такие старики работают даже в ущерб здоровью. Обычно – люди науки и искусства + те, у кого есть внутренняя мотивированность, интерес к самой работе, к процессу творчества.
Противоречия развития:
- Желание деятельности и физическая немощь.
- Отсутствие контактов = упадок духа, пессимизм, страх перед будущим. В то же время быстро устают от контактов, чаще хотят «отдохнуть от людей».
- Страх стать обузой и одновременно страх умереть в одиночестве.