Резюмируем раппорт

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Как мы устанавливаем раппорт с людьми? Мы устанавливаем раппорт посредством присоединения к выразительным средствам другого человека и их отзеркаливания.

Физиология
Поза
Жесты
Выражение лица
Дыхание
Тональность голоса
Высота голоса
Скорость речи
Тембр голоса
Громкость голоса
Слова
Предикаты

Тренировка этих навыков дает нам возможность устанавливать рапорт с любым человеком. Вы об­наружите, что такие навыки можно применять во многих сферах жизни. Сегодня у вас может возник­нуть особенная потребность в установлении раппор­та с супругом или ребенком. Завтра вам потребуется установить раппорт на работе с начальником, колле­гой или подчиненным. Даже при руководстве груп­пой людей навыки установления раппорта значи­тельно облегчают достижение согласия и помогают устранить недоразумения и ненужные конфликты. У групп есть лидеры, поэтому определите лидера и I установите с ним раппорт. Так вы сможете подстро­иться к целой группе и вести ее. Жизнь предоставит вам множество удобных случаев для использования ваших навыков установления раппорта.

Упражнение на отзеркаливание

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Отзеркаливание тела

1. «А» располагается напротив «Б», а «В» сидит (или стоит) вне поля зрения «Б».

2. «В» принимает необычную позу и делает необыч­ное выражение лица. Не переусердствуйте, пото­му что «В» должен будет удерживать это положе­ние в течение нескольких минут.

3. «А» просит «Б» принять ту же позу и сделать то же выражение лица, что и «В». Для этого «А» дает «Б» ясные указания в терминах наблюдаемых из­менений.

4. Вы можете усложнить это упражнение, попросив «А» использовать для передачи указаний «Б» только жесты и мычание, но не слова.

Отзеркаливание поведения

Делайте это упражнение впятером. Пятый человек выступает в качестве мета-личности.

1. «А» и «Б» разыгрывают небольшую сцену. Очень короткую... не дольше двух минут.

Пример раппорта

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Карен чувствовала, что ее жизнь не ладится. Все ее мысли сосредоточились на том времени, когда ей, было семь лет и пятнадцатилетний соседский парень проявлял по отношению к ней сексуальную агрес­сию. Это продолжалось некоторое время. Сейчас, в возрасте тридцати шести лет, ощущения, связанные с теми ужасными переживаниями, начали вновь всплывать на поверхность. Она обратилась за помо­щью к моему другу-священнику, который обладал некоторыми навыками НЛП. Из-за ограниченности своих навыков он отослал ее ко мне (Б. Б.).

Когда люди становятся похожими друг на друга, они нравятся друг другу.

Он сказал, что Карен отчаянно ищет помощи. Та­кие клиенты обычно наиболее восприимчивы к пси­хотерапии, и Карен соответствовала этому описанию. Когда мы договорились о встрече в офисе того свя­щенника, я явился раньше и ждал вместе с ним по­явления Карен. Я знал о ней, но никогда с ней не встречался. Явившись, Карен сказала: «Здравствуй­те, Боб!» - и села в кресло напротив меня.

Первой задачей психотерапевта всегда является установление раппорта. В случае с Карен это не по­надобилось. Она сама сделала это. Когда она села напротив меня, она приняла положение, которое яв­лялось отражением моего. Ее поза отзеркаливала мою. Она скрестила ноги так же, как я. Она даже так же подпирала голову рукой. Она присоединилась к моему голосу. Сделала ли Карен это сознательно? Нет. Отзеркаливание и подстройка произошли не­осознанно. Без тренинга в НЛП я, возможно, не об­ратил бы внимания на то, что Карен произвела отзер­каливание и присоединение.

Как устанавливать раппорт

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Присоединение и отзеркаливание.

Каким образом вы устанавливаете раппорт? Как человек осуществляет коммуникацию на неосознан­ном уровне? Как ни удивительно, но установление раппорта на неосознанном уровне происходит про­сто: вы становитесь похожим на другого человека. Когда люди выглядят, говорят и двигаются похожим образом, они склонны нравиться друг другу. Если повесить на стену одинаковые маятники, прикреп­ленные к упругой проволоке, они постепенно син­хронизируют свои колебания. По-видимому, приро­да любит, когда физический мир приходит в состоя­ние гармонии. Мы также сможем устанавливать раппорт с людьми, если будем действовать, как они, и использовать при этом процессы, называемые при­соединением и отзеркаливанием.

Как вы устанавливаете раппорт на неосо­знанном уровне? Посредством процессов, называемых присоединением и отзеркаливанием, вы становитесь похожим на другого че­ловека.

В следующий раз, когда вы будете в ресторане, обратите внимание на столики, за которыми протекает беседа. Если вы присмотритесь, то заметите, что беседующие люди сидят, говорят и жестикулируют очень похожим образом. Они будут выглядеть син­хронизированными. Занимаемся ли мы присоеди­нением и отзеркаливанием на собраниях больших групп? В следующий раз, когда вы будете на таком собрании, осмотрите зал. Обратите внимание на то, как много людей сидят в похожих позах. Они дела­ют это сознательно? Нет. Они установили раппорт друг с другом на неосознанном уровне.

Ежедневная тренировка

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Развитие навыков сенсорной остроты требует определенного времени и усилий. Однако, по мере ежедневных тренировок, вы с удивлением обнаружи­те, что можете видеть, слышать и чувствовать такие детали коммуникативного процесса, которые раньше оставались для вас незамеченными. Чтобы добиться этого, «разукрупните» процесс взаимодействия, раз­бейте его на элементы, достаточно небольшие для того, чтобы работать с ними без ощущения замеша­тельства. Ниже мы познакомим вас с некоторыми па­раметрами поведения, за которыми следует наблю­дать. Мы представим их в виде разукрупненных, доступных для наблюдения элементов. Затем начи­найте ежедневно наблюдать эти невербальные индикаторы у тех людей, с которыми входите в контакт. Как только овладеете одной областью, переходите к следующей.

Разукрупнение – понижение уровня ин­формации (дедукция);ведет к более конкрет­ным примерам или случаям.

«Внимательно наблюдая и слушая, вы можете натренировать сенсорную остроту, тратя на это по пятнадцать минут в день на протяжении одной или двух недель».

Сенсорная острота

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Сенсорная острота

Сенсорной остротой называется способ­ность замечать внешние поведенческие при­знаки других людей, следить за ними и наде­лять их смыслом.

В НЛП мы используем понятие сенсорной остро­ты при тренировке нашей способности более эффек­тивно и сознательно отслеживать проявления невер­бальной коммуникации. Сенсорной остротой назы­вается способность замечать внешние поведенческие признаки других людей, следить за ними и понимать их. Человек постоянно и неизбежно неосознанно по­сылает различные сигналы, свидетельствующие о его состоянии и внутренних процессах обработки ин­формации. Развитие наших собственных навыков сенсорной остроты позволяет нам «читать» эти сиг­налы. Поскольку к нам поступает такое множество невербальных сообщений, развитие навыков сенсор­ной остроты позволяет существенно улучшить ком­муникативные навыки. Развитие навыков сенсорной остроты позволяет нам распознавать и оценивать невербальные сигналы другого человека в терминах их конгруэнтности и неконгруэнтности.

Развивая сенсорную остроту, мы делаем доступ­ными для себя множество невербальных аспектов коммуникативного процесса. Эта невербальная ком­муникация позволяет п о л у ч и т ь более полную карти­ну текущего взаимодействия. Знание и использова­ние невербальных ключей позволяет нам устанав­ливать и поддерживать раппорт на тех уровнях, которые обычно не осознает отправитель сообщений. Более того, используя эти невербальные ключи, мы можем оценить уровень, глубину и качество установ­ленного раппорта.

Эксперимент № 2 Обнаружение замешательства

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Что вызывает у вас замешательство? Представьте что-либо, что вы находите запутанным... Когда вы вспомните это переживание, обратите внимание на его репрезентацию: на картины, звуки, ощущения, слова и т. д. Просто позвольте наступить замешатель­ству и сполна его испытайте... на короткое время.

Наверное, у вас возникла соответствующая карти­на. Итак, обратите внимание на картину и останови­тесь на ее субмодальных особенностях:

• Цвет: картина цветная или черно-белая?

• Число измерений: трехмерная или плоская?

• Зритель/участник: ассоциированная или диссоци­ированная?

• Движение: фильм или неподвижная картина?

• Расстояние: насколько далеко она располагается?

• Яркость: яркая или тусклая?

Дигитальные и аналоговые субмодальности

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Дигитальная субмодальность может нахо­диться в состояниях «включено» или «выклю­чено». Аналоговая субмодальность может принимать любые значения на некотором континууме.

Рассматривая субмодальности, вы обратите вни­мание на различия, которые существуют даже в пре­делах субмодальностей. Обсудим визуальные субмо­дальности. Какие различия существуют между кар­тиной, которую мы можем закодировать как цветную или черно-белую, и картиной, которую мы можем видеть как далекую или близкую? Репрезентация картины может быть или черно-белой, или цветной. Нет промежуточных значений. Однако репрезента­ция картины может быть далекой, близкой или про­межуточной. Следовательно, некоторые субмодаль­ности функционируют как выключатель электричес­кой лампочки. Мы можем закодировать ее одним из двух способов, но не промежуточным. Мы можем за­кодировать картину как фильм или как кадр, но не обоими способами одновременно. Такие субмодально­сти мы называем дигитальными. Субмодальность, ко­торая может принимать любые значения на некотором континууме, мы называем аналоговой. Расположение функционирует как аналоговая субмодальность.

Большинство людей учатся оценивать субмодаль­ную структуру переживания, испытывая эти разли­чия посредством их изменения. Когда случается со­бытие, оно происходит как факт. Мы не можем из­менить то, что случилось «вне» нашего тела. Но как только мы получим информацию об этом факте и осуществим в нашем сознании его репрезентацию, мы сможем реагировать, но не на факт, а на воспоми­нание об этом событии (мы реагируем на «карту», а не на «территорию»). Итак, хотя мы не можем изме­нить внешние события, мы можем изменить воспо­минание о них (нашу внутреннюю карту). Когда мы делаем это, изменение происходит на субмодальном уровне. То, что мы думаем об определенном событии, обычно зависит от нескольких критических субмодальностей.

Эксперимент № 1

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Вспомните еще раз приятное переживание. Види­те ли вы переживание, которое находите прият­ным? Теперь присмотритесь к качествам картины: она цветная или черно-белая; трехмерная или плоская, как фотография; видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите карти­ну собственными глазами, как если бы вы вошли в нее (ассоциировано); есть ли вокруг картины рамка или она закодирована в панорамном виде? Движется ли она как фильм или больше похожа на неподвижную картину? Видите ли вы картину отдаленной или близкой; яркой, тусклой или сред­ней яркости; в фокусе или не в фокусе? Где рас­полагается ваша картина: слева, спереди? Эти ка­чества ваших репрезентаций определяют то, что мы называем субмодальностями.

Диссоциация - состояние, при котором че­ловек находится не «в» опыте, но наблюдает или слышит его снаружи как с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации.

Ассоциация – ассоциация противополож­на диссоциации. При диссоциации вы видите себя «там». Как правило, диссоциация удаляет эмоции от опыта. Когда мы находимся в со­стоянии ассоциации, мы непосредственно пе­реживаем всю информацию и поэтому реаги­руем эмоционально.

Характеристики основных репрезентативных систем

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Ваша основная репрезентативная система позво­ляет определить ваш «тип личности» (то, как вы раз­виваете и выражаете свои «способности» или «фун­кции» как личность). Данные исследований указы­вают на существование прямой связи между основной репрезентативной системой человека и определенными физиологическими и психологиче­скими характеристиками. Приведенные ниже обоб­щенные характеристики предлагают некоторые пат­терны для рассмотрения и проверки. Мы обнаружи­ли, что чем больше мы использовали указанные паттерны в нашей личной и профессиональной жиз­ни, тем больше находили путей использования и оценки этой информации и полагаем, что то же про­изойдет и с вами.

Ваша основная репрезентативная система вносит вклад в определение вашего «типа личности».

Визуальная система

Люди, для которых основной является визуальная система, часто стоят или сидят с выпрямленной шеей и/или спиной и взглядом, направленным вверх. Их дыхание чаще всего неглубокое и особенно заметно в верхней части груди. Когда визуал получает доступ к образу, его дыхание может даже останавливаться на мгновение. Когда начинает формироваться картина, дыхание возобновляется. Их губы часто выглядят тонкими и сжатыми. Их голос часто бывает высоким и громким с быстрыми и резкими вспышками экс­прессии. Визуалам свойственны организованность и опрятность. Шум может отвлекать их. Они учатся и запоминают, представляя картины. Поэтому они, как правило, скучают на лекциях и запоминают на них очень мало. При обучении визуалы любят и хотят иметь визуальную поддержку, а также требуют ее. Они проявляют больше интереса к внешнему виду продукта, чем к тому, как он звучит и ощущается. Ви­зуалы составляют примерно 60% популяции.

Составление карты паттернов глазного доступа

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа

Чтобы облегчить составление карты паттернов глазного доступа, используйте приведенные ниже вопросы. Задавая их, удостоверьтесь в том, что вы смотрите на человека, карту паттернов которого со­ставляете. Если вы будете читать вопросы, его глаза изменят положение, прежде чем вы успеете посмот­реть на них! Данный метод работает лучше всего, если задавать вопросы в процессе разговора. Тогда человек не будет заниматься самоанализом и попы­тается «увидеть» свой ответ! Если вы будете отвечать на вопросы этого упражнения, просто позвольте себе отвечать свободно и спонтанно, не обращая внима­ния на движения своих глаз. Самосознание (рефлек­сивное осознание) вносит путаницу, так как второй мыслью человека будет: «Позвольте мне визуально вспомнить, как двигались мои глаза!». Итак, просто расслабьтесь и отвечайте естественно и непринуж­денно.

Питер Янг (Young, 1999) отмечает:

«Используемые вами слова влияют на внут­реннюю обработку информации другим челове­ком; прежде всего они влияют на то, какие мыс­ленные операции будет выполнять человек. Если вы хотите, чтобы он использовал конкретную репрезентативную систему, ваш язык должен четко указывать на это».

Ведущая система

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Ключи доступа информируют нас о том, ка­кую репрезентативную систему использует человек для воспроизведения информации. Наша ведущая система и наша основная репрезен­тативная система часто не совпадают. Предположим, я задаю вопрос: «Как вас зовут?» - и ваши глаза дви­жутся вниз и влево. Это наводит на мысль, что ваша ведущая система - аудиально-дигитальная. Я также знаю, что когда ваш взгляд направлен вниз и влево, вы не будете ни слушать, ни обрабатывать внутреннюю информацию. На эту миллисекунду, или мину­ту, я должен буду остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен «уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную систему или ис­пользовать кинестетические ощущения. Чтобы под­держать раппорт, вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.

Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек получает доступ к информа­ции, вы можете благополучно потерять раппорт. В тот период времени, когда человек «уходит в себя»; он не слышит и не может слышать вас. К чему при­ведет постоянное прерывание мыслительных процес­сов другого человека? Это помешает вам даже уста­новить раппорт, так как не позволит человеку завер­шить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработ­ку данных.