Фокусирование на субмодальностях

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Приходилось ли вам слышать, как кто-то говорит: «Я чувствую себя сегодня довольно уныло»? Поду­майте над значением фразы «Я ясно слышу вас». Мы постоянно слышим такие метафорические высказы­вания. До открытий, сделанных в НЛП, большинство из нас рассматривали их просто как метафоры и, сле­довательно, как символы, не имеющие большого зна­чения. Однако, опираясь на НЛП, мы теперь знаем, что такие метафоры часто являются буквальным описанием внутренних репрезентаций говорящего.

Мозг воспринимает такие высказывания и «наделя­ет их смыслом» на буквальном уровне чаще, чем мы иногда думаем. Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования нашей нервной системы и программирования ею на­ших эмоций, действий, навыков и т. д.

Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования на­шей нервной системы и программирования ею наших эмоций, действий, навыков и т. д.

Мы описали три основных способа «мышления». А именно мы думаем при помощи картин, звуков и ощущений (тактильных и проприоцептивных). «Мышление» также осуществляется при помощи обонятельных, вкусовых ощущений и мета репрезентативной системы слов. Однако мы формулируем свои внутренние репрезентации главным образом в картинах, звуках и/или ощущениях. Учитывая это, область субмодальностей позволяет нам обнаружить дальнейшие различия своих внутренних репрезента­ций.

Вспомните приятное переживание.

Визуально: Вы представили картину, не так ли? Вы видите ее в цвете или черно-белой? Она выглядит трехмерной или плоской, как фотография? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите ее своими собственными глазами (ассоцииро­вание)? Заключена ли картина в рамку, или вы ви­дите ее как панорамную фотографию? Вы видите фильм или неподвижную картину? Она расположе­на далеко или близко? Картина выглядит яркой, тус­клой или имеет среднюю яркость? Вы видите ее в фокусе или не в фокусе? Где она расположена? Вы видите ее слева, справа или прямо перед собой? Где вы видите картину?

Аудиально: Имеет ли воспоминание звук? Он зву­чит громко или приглушенно? Тон звука мягкий или резкий? Его тембр богатый или бедный? В каком на­правлении расположен источник звука? Он передвигается быстро или медленно? Звук звонкий или глу­хой? Слышите ли вы его в стерео или в моно?

Кинестетически: Содержит ли воспоминание в себе какие-нибудь ощущения? Как интенсивно вы их испытываете? Испытываете ли вы ощущение так, как если бы оно имело текстуру? Если бы оно име­ло вес, насколько тяжелым оно было бы? Если бы это ощущение имело форму, то какую? Оно теплое или холодное? Какой частью своего тела вы его ощущаете?

Эти качественные различия внутренних репре­зентаций в НЛП называют субмодальностями. Репрезентативная система включает в себя субмодально­сти визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей. Термин «субмодальности» звучит так, как будто мы обнаружим «субразличия». Однако как мы узнали в главе 1, это описывает ситуацию не со­всем верно. Эти качества или свойства репрезента­ций являются строительными блоками внутренней репрезентативной системы, но не на подуровне. Внутренние репрезентации всех переживаний, не­сомненно, включают в себя субмодальности. Уайатт Вудсмолл отмечал:

Субмодальности являются строительными блоками репрезентативной системы.

«Если сознание/тело способно проводить какие-либо различия, оно должно обладать опре­деленным способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно на самом деле делает это, опирается на различия в субмодальностях, посредством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариан­тов»

Мозг человека определяет параметры пережива­ний, опираясь на субмодальные свойства (а также на словесные значения, которыми мы их наделяем). Все свои переживания, эмоции и даже убеждения разу­ма мы репрезентируем при помощи субмодальнос­тей. Более двух тысячелетий назад один мудрый че­ловек сказал: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Итак, наш мозг обрабатывает информацию,

Wyatt Woodsmall, LifeLineTherapy (Arlington: Advance Behavioral Modeling, 1989), p. 4. Книга притчей Соломоновых, 23:7.

используя субмодальности и словесные значения, ко­торыми мы наделяем репрезентации для создания реальностей. Это, в свою очередь, дает начало эмоци­ям, которые определяют поведение. И на исходном уровне репрезентаций, и на метауровнях наше ре­презентативное кодирование обладает различными качествами (субмодальностями).

Отличительные признаки, приведенные в приме­ре, связанном с приятным переживанием, представ­ляют собой только несколько субмодальностей в каждой репрезентативной системе. Однако именно они являются ключевыми. На рис. 14.1 приведен бо­лее полный список субмодальностей.

Различные виды субмодальностей

Рассматривая субмодальности, вы заметите разли­чия даже в пределах одной субмодальности. Обсудим визуальные субмодальности. Какие различия вы мо­жете заметить между картиной, выглядящей цветной или черно-белой, и картиной, кажущейся далекой или близкой?

Это различие исходит из того факта, что картина выглядит или черно-белой, или цветной. Мы не созда­ем (и не можем создать) картины в промежуточной кодировке. (Не все тренеры НЛП соглашаются с этим заключением. Они считают, что все субмодаль­ности относятся к аналоговой категории.) Однако в случае картины, кажущейся далекой или близкой, визуальный образ может иметь некоторые промежу­точные значения из данного диапазона. Картина мо­жет быть расположена на расстоянии пяти метров от вас, трех метров или прямо перед вашим носом.

Дигитальные субмодальности функциони­руют как выключатель: могут быть или «вклю­ченными», или «выключенными». Субмодаль­ности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями.

Таким образом, некоторые субмодальности функ­ционируют подобно выключателю: могут быть в положении либо «включено», либо «выключено». На­пример, элементы картины могут двигаться, или картина может оставаться неподвижной. Оба варианта не могут иметь место одновременно. Такие виды субмодальностей мы называем дигитальными суб­модальностями. Субмодальности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями. «Положение» является примером аналоговой субмодальности. Более полное понимание субмо­дальностей обычно развивается у нас после того, как мы научимся изменять их и обращать внимание на вызываемые этим изменением переживания. Про­изошедшее событие существует как факт. Мы не можем изменить его. Однако сегодня мы реагируем не на факт, а на наше воспоминание об этом событии. Поэтому хотя мы не можем изменить свершивший­ся факт, мы можем изменить то, как мы воспринима­ем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Когда мы, наделяя наши внутренние репрезента­ции новыми значениями, осуществляем изменение восприятия, мы также изменяем субмодальную структуру этой внутренней репрезентации. Анало­гично, когда мы осуществляем изменение при помо­щи субмодальных сдвигов, мы всегда активируем фрейм более высокого уровня, который наделили значением более высокого уровня. Поэтому мы мо­жем осуществлять сдвиги восприятия и при помощи слов (посредством рефрейминга), и при помощи суб­модальностей (посредством перекрестного отображе­ния). В любом случае для осуществления и сохране­ния сдвига мы должны «переместить» проблемное состояние во фрейм более высокого уровня (желае­мое состояние).

Хотя мы не можем изменить свершившийся факт, мы можем изменить то, как мы воспри­нимаем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Рассмотрим что-либо, что вызывает у вас гнев. При вспоминании такого переживания, вы, вероят­но, получаете картину стимула, вызывающего гнев. Эта картина выглядит цветной или черно-белой? Вы видите ее трехмерной или плоской? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите все события как бы собственными глазами (ассоци­ированно)? Как правило, диссоциация от воспоми­нания удаляет значительную часть эмоций, если не все. Ваша картина выглядит как панорама, или она заключена в рамку? Движется какой-нибудь элемент картины или нет? Как далеко расположена картина? Она выглядит яркой или тусклой, в фокусе или не в фокусе? Где вы видите картину относительно себя? Исследование и определение различий суб­модальностей двух образов мы называем сравнительным анализом.

Теперь подумайте о чем-то, что вызывает у вас чувство полного спокойствия и расслабления. Поду­майте о каком-нибудь внешнем стимуле, на который вы обычно реагируете спокойствием, так что это вызывает у вас более глубокое и полное дыхание и расслабление всех мышц. Увидьте картину этого стимула. Теперь определите те же субмодальности этой второй картины расслабления, что и в случае гнева. Вы обнаружите некоторые различия. Мы называем это сравнительным анализом. При этом вы исследо­вали и определили различия субмодальностей двух противоположных основных состояний: гнева и расслабления.

Итак, для того чтобы осуществить вмешательство, возьмите образ гнева и придайте ему субмодальности мягкого и спокойного расслабления. Если карти­на гнева выглядела черно-белой, а расслабления – цветной, сделайте картину гнева цветной. Изменение субмодальностей гнева в субмодальности расслабле­ния обычно изменяет то, как вы ощущаете гневное состояние. Ваше состояние гнева будет ощущаться более спокойным, мягким и положительным. В ито­ге вы получите «расслабленный гнев».

В этом случае мы не изменили ничего, кроме внут­ренней репрезентации гнева. Содержание воспоми­нания осталось тем же. Действительно, «каковы мыс­ли в душе человека, таков и он». Это также показы­вает силу субмодальностей.

В этом примере мы работали с явлением основно­го уровня (с гневом). Мы не использовали метауровневые явления, такие как убеждение, неверие, пони­мание и т. д. Явления более высоких метауровней не сдвигаются при перекрестном отображении субмо­дальностей. Фрейм значения расслабления находит­ся на более высоком уровне абстракции, чем основ­ной уровень гнева. При изменении «гнева» в «рас­слабление», то есть при влиянии «расслабления» на «гнев», большинство людей испытывают сдвиг.

Метауровневые явления не сдвигаются при перекрестном отображении субмодально­стей.

Если вы не чувствуете успокоения своего гнева, это значит, что ваш гнев находится на более высоком уровне, чем расслабленное состояние. Вы наделили свой гнев намного большим значением (более высо­кий метауровень). Если у вас имеется это пережива­ние, спросите себя: «Какова цель моего гнева?». За­давайте этот вопрос до тех пор, пока не перейдете во фрейм более высокого уровня, который сможете ис­пользовать для регулирования своего гнева. Напри­мер, когда я (Б. Б.) работал с одним своим старым переживанием гнева, я спросил себя: «Боб, какова была природа того гнева?». Я получил (из глубины сознания) такой ответ: «Для подтверждения его су­ществования». «Хорошо, Боб. Какова была причина подтверждения существования твоего гнева?» В глу­бине сознания мгновенно возник такой ответ: «Я был прав!». «Боб, какова была причина того, чтобы ока­заться правым?» «Чтобы другие считали меня сто­ящим человеком». Стоп! Это не сработает. Гнев ни­когда не дает мне ощущение собственной ценности. А что дает? Мои духовные убеждения дают мне ощу­щение собственной ценности. Итак, я могу сдвинуть мой гнев «вверх» к моей духовной репрезентации Иисуса или попросить Иисуса повлиять на мой гнев. Догадайтесь, что при этом произойдет с гневом? Он пропадет.

Процесс изменения субмодальностей одно­го образа в субмодальности другого мы на­зываем перекрестным отображением субмо­дальностей.

Изменяя внутренние репрезентации посредством изменений субмодальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности приводят к более силь­ным изменениям, чем другие. Например, изменяя картину замешательства в картину уверенности, вы можете обнаружить, что изменение ее положения изменяет и другие субмодальности. Процесс изме­нения субмодальностей одного образа в субмодаль­ности другого мы называем перекрестным отобра­жением субмодальностей. При перекрестном ото­бражении обычно две или три субмодальности (как и у многих людей, в моем случае это положение) приводят к изменениям других субмодальностей. Если это происходит, вы имеете дело с критической субмодальностью или, как говорят некоторые, веду­щей субмодальностью (драйвером). Изменяя одно переживание в другое посредством перекрестного отображения субмодальностей, мы используем драйверы. Это является одним из способов исполь­зования сравнительного анализа различных переживаний.

При перекрестном отображении обычно две или три субмодальности приводят к измене­ниям других субмодальностей. Если это про­исходит, вы имеете дело с критической суб­модальностью или, как говорят некоторые, ведущей субмодальностью (драйвером).

Опять-таки, хотя вы не можете изменить собы­тия, произошедшие в вашей жизни и причинившие вам много боли, вы можете изменить свои внутрен­ние репрезентации этих воспоминаний. Изменяя внутренние репрезентации, вы можете изменить то, как вы ощущаете эти события. Изменяя то, как вы их ощущаете, вы изменяете свои реакции на похо­жие события. Таким образом, управление своими внутренними репрезентациями событий и воспоми­наний позволяет нам управлять чувствами по отно­шению к различным событиям. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальнос­ти — основные способы структурирования наших субъективных переживаний. Мы также должны принимать во внимание то, как мы устанавливаем последовательность использования своих внутрен­них репрезентаций в процессе мыслительной и фи­зической деятельности. Установление последова­тельности использования репрезентативных систем при построении мыслей и поведения мы называем стратегиями.

Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальности - основные спо­собы структурирования наших субъективных переживаний. Другим строительным блоком субъективных переживаний является уста­новление последовательности использова­ния этих ключевых элементов в процессе мыслительной и физической деятельности. Установление последовательности использо­вания репрезентативных систем при постро­ении мыслей и поведения мы называем стра­тегиями.

Более подробное описание того, как метауровни и метасостояния влияют на субмо­дальности, можно найти в книге «Структура мастерства: снимаем маску с метауровней "субмодальностей"» (Hall & Bodenhamer, 1999, Empowerment Technologies, Grand Jet, CO, USA).


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.