Определение сознательных/ неосознанных аспектов психики

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1979) в книге «Из лягушек - в принцы» (под редакцией Стива Андреаса) написали следующее:

«Не заблуждайтесь относительно слов "созна­тельно" и "неосознанно". Они нереальны. Они -просто способ описания событий, полезный в контексте, называемом психотерапевтическим изменением. "Сознательным" называется все, о чем вы осведомлены в конкретный момент времени. "Неосознанным" - все остальное».

Если говорить об этих терминах и их использова­нии для передвижения по территории человеческой осведомленности, «сознательно» является более сфо­кусированным определением, в то время как «неосо­знанно» охватывает очень многое. В данном случае оно означает «все остальное»! Соответственно, мы должны различать разнообразные виды неосознанной осведомленности. Таким образом, мы имеем, по край­ней мере, следующие аспекты подсознания.

1. Сознательное, которое стало неосознанным.

2. Автономная нервная система, остающаяся «вне сознательной осведомленности».

3. Подсознательная информация, не достигающая порогового уровня осознания.

4. Забытая информация.

5. Вытесненная информация.

6. Метауровни осведомленности.

1. Когда сознательное становится неосознанным

Джордж Миллер (Miller, 1956) написал свою классическую работу «Магическое число 7+2» в начале развития когнитивной психологии. Эта отличи­тельная особенность позволяет нам понять нашу ког­нитивную обработку информации в терминах «Чан-Кинга».

Итак, мы говорим, что упорядочиваем и структу­рируем информацию объемом от 5 до 9 «чанков»* информации за раз. Все мы делали это, когда впер­вые изучали алфавит. Мы пришли в школу и увиде­ли «Аа» на доске как «чанк» информации; учитель хотел, чтобы мы изучили его. Когда мы осваивали данный «чанк» в терминах визуального и аудиального распознавания и кинестетического воспроизведе­ния (фактического написания этой буквы) - серьез­ное задание в те дни! - мы переходили к «Бб>. В ко­нечном счете, мы репрезентировали и сохраняли многие «чанки»... и когда это становилось привыч­ным, мы делали это все менее осознанно.

Определение сознательных/ неосознанных аспектов психики


РИС. 9.1. Уровни обучения * От англ. chunk - кусок.


Продолжая изучать алфавит, мы осваивали все большее количество «чанков». В конце концов, мы достигли предела «от 5 до 9 чанков» информации за раз (от А/а до З/з). Но тогда вмешался другой про­цесс. Когда наши «чанки» становились привычными, они начинали «группироваться» вместе, так что од­ним «чанком» становились «А/а Б/б В/в». Затем чанком становились «Г/г Д/д Е/е» и т. д. В конечном счете все 33 буквы стали одним чанком. Затем все эти знания сами по себе (группировка, «чанкинг» и то, как осуществлять «чанкинг»!) стали одним неосо­знанным чанком.

Иначе говоря, «чанки» укрупняются. Они группи­руются вместе для формирования все больших и больших изолированных последовательностей за­якоренных, или связанных, вместе элементов инфор­мации, которые затем функционируют как отдель­ные единицы. Мы передвигаемся по сознательным/ неосознанным уровням обучения следующим обра­зом:

1. Неосознанная некомпетентность - мы некомпе­тентны и не знаем об этом!

2. Осознанная некомпетентность - мы достаточно умны, чтобы осознать свою некомпетентность!

3. Осознанная компетентность - обучение приво­дит к все лучшему и лучшему владению навыками и пониманию.

4. Неосознанная компетентность - знания группи­руются вместе и затем «выходят» из сознательной осведомленности.

5. Осознанная компетентность в неосознанной ком­петентности - состояние разума тренера (или эксперта), которое позволяет ему учить и трени­ровать других людей навыку посредством сознательного доступа к неосознанным данным (рис. 9.1).

Этот процесс развития от неосознанности к осо­знанию описывает стадии процесса обучения. Он указывает на то, что когда мы учимся чему-либо со­знательно и заучиваем это так, что оно становится в нашей нервной системе привычным, это знание «встраивается» в то, что мы называем «подсознани­ем». При этом мы по-настоящему и глубоко «знаем» материал! Когда наши знания достигают этой стадии, они составляют нашу интуицию. Этот термин опи­сывает наши «внутренние знания». Мы обладаем интуитивным знанием о предмете. Например, мы ин­туитивно знаем, как водить автомобиль, кататься на коньках, читать, решать математические задачи, иг­рать на гитаре и т. д. В качестве отступления скажем, что Дэниел Деннетт (Dennett, 1991) считает, что феномен «неосознанного вождения автомобиля» лучше описывать как «пример свертывания сознания в ре­зультате быстрой потери памяти».

Это также иллюстрирует один из «самых легких путей» к подсознанию - осознанное обучение. Мы можем поместить информацию в свое подсознание посредством обучения и избыточного обучения.

2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы

Еще одним аспектом «подсознания» является «ра­зум» (интеллект) нашей автономной нервной систе­мы. Этот «разум» поддерживает наши сердечные со­кращения, регулирует концентрацию нейротрансмиттеров, гормонов, биохимические процессы в нервной системе, управляет дыханием, внутренними органами пищеварения, эндокринной и иммунной системами и т. д. Этот «разум», очевидно, получает из внешней среды входную информацию, описываю­щую температуру, давление, концентрацию кислоро­да, запахи, гравитацию, равновесие (вестибулярная система) и т. д. Отвечая на такие «сообщения», он обрабатывает эту информацию в терминах своих внутренних потребностей и желаний. Затем он дей­ствует в соответствии с этой информацией, прояв­ляясь в нейрофизиологических реакциях и поведе­нии. Он делает это, не используя какую-либо символическую систему человека (язык, музыку, математику и т. д.).

Однако когда мы начинаем изучать механизмы, позволяющие нам войти в эту более «жестко смон­тированную» часть нервной системы и опыта чело­века, мы понимаем, что этот мир работает преимуще­ственно неосознанным образом. Или можно сказать, что им управляет наше «подсознание».

Теперь мы знаем, что стимулируя и активируя правое полушарие мозга для более яркого пережива­ния и ощущения образов, сценариев и метафор; мы «гипнотически» создаем такую внутренне сфокуси­рованную концентрацию, что она активирует процес­сы автономной нервной системы. Так мы можем управлять артериальным давлением, частотой сер­дечных сокращений, интенсивностью боли и т. д.

Как указывал Ноам Хомский в своем классичес­ком лингвистическом исследовании, разгромившем бихевиористскую модель Скиннера, мы также обла­даем «генетическим разумом». Мы не учим язык и не можем изучить его при помощи простых ассоциаций типа «стимул - реакция». Вместо этого мы имеем внутри себя некоторый генератор языка и некоторый механизм овладения языком, которые являются ча­стью нашего видового наследия. Это позволяет нам неосознанно создавать и понимать слова - даже те, которые мы никогда прежде не слышали.

3. Подсознание

Другой аспект неосознанной осведомленности ка­сается той информации, которая не достигает порогового уровня и, следовательно, предшествует осознанию. Сигнальное значение этой информации находится ниже уровня, который мы «ощущаем» осознанно. Роберт Дилтс описал эти аспекты в кни­ге «Истоки НЛП» (Dilts, 1983). Здесь речь идет о таких подсознательных элементах, как свет вне пре­делов видимого диапазона, звуки/вибрация вне слы­шимого диапазона и т. д.

Существование еще одного «разума» внутри на­шего разума, который может подслушивать (если можно так выразиться) информацию из внешней среды и который не появляется в осознании, позво­ляет найти второй «самый легкий путь» к неосозна­ваемой части психики, а именно обучение без учас­тия сознания. По-видимому, многое оказывается в неосознаваемой части «разума», минуя осознание. Мы собираем лакомые кусочки информации и не­большие побочные сведения. Такая информация по­ступает «неосознанно». Мы учимся, но не знаем, что учимся - если не говорить о том, чему мы учимся.

Какой именно вид информации поступает к нам таким образом? Мы полагаем, что такая информация структурирована как встроенные команды, сдвиги тональности, коннотации, внушения, предположе­ния, метауровневый фрейминг и т. д.

Такое «обучение», по-видимому, функционирует как побочный эффект того, что мы просто живем. То есть мы постоянно чему-то учимся, но не «знаем» (осознанно) об этом. Мы особенно ощущаем это в наших снах. Часто мы включаем в них звук текущей воды, будильника, человеческую речь, лай собаки и т. д. из внешнего мира, но продолжаем спать, сде­лав этот стимул частью сна. Однажды я (М. X.) бро­дил мыслями где-то далеко, раскачиваясь при этом в кресле, а когда внезапно «очнулся» от задумчивости, заметил, что неосознанно синхронизировал свои раскачивания с какой-то фоновой музыкой.

Идея перегрузки осознания подробно описана в литературе, посвященной НЛП. Некоторые люди приняли эту идею и использовали ее в своих тренин­гах. Они так рекламировали свой подход: «Мы пере­гружаем осознание, чтобы в перегруженном состоя­нии все просто проскальзывало прямо в подсознание, немедленно давая вам неосознанную компетент­ность».

Как нам кажется, в этой связи возникают некото­рые проблемы. Если перегрузка работает таким об­разом и так хорошо, то почему мы не организуем на­чальную, среднюю и высшую школы так, чтобы дети учились по 12 часов? Почему преподаватели не чи­тают им лекции по четыре часа без перерыва, перегружая их, чтобы все «просто проскальзывало» и они «получали это»? Почему мы этого не делаем? Рабо­тает ли перегрузка в вашем случае - становитесь ли вы вдруг «превосходной энергичной обучающейся машиной?»

Такого просто не бывает, не так ли? Допущение, лежащее в основе этой идеи, при внимательном ис­следовании не подтверждается. Обычно большая часть обучения происходит с участием сознания, ко­торое усваивает информацию, принимает ее к исполнению, применяет ее, связывает с имеющимися зна­ниями и т. д. В данном случае мы имеем недобросо­вестную рекламу, которая не очень хорошо служит НЛП.

Очевидно, что в результате «побочного эффекта» человек не получает большого количества данных, а также, что эти данные даже не являются наилучши­ми. Как много этих данных? И как мы затем обраба­тываем их полезным для себя способом?

4. Забытая информация

Мы называем подсознанием тот «разум» внутри нас, в котором мы храним все наши воспоминания и весь опыт. В 1950-х годах Пенфилд и другие иссле­дователи обнаружили, что электрическая стимуля­ция различных областей мозга вызывает автомати­ческое припоминание давно забытых переживаний. Эти «воспоминания» не просто содержат «данные» в чистой или абстрагированной форме, но, по-види­мому, являются повторным переживанием информа­ции. Тогда ученые сделали вывод, что все когда-либо пережитое нами где-то записывается и хранится.

Однако более поздние исследования поставили под сомнение этот квантор общности. Теоретики, в конечном счете, пришли к выводу, что записывается многое из пережитого, но не все. Мы не записываем в «памяти» то, на что мы не обратили внимание. Наше «незнание» такой информации не означает, что «она неосознанна». Это может означать, что мы не зако­дировали ее как важную для нас. Таким образом, если кто-то имеет «белое пятно» на своей линии вре­мени, это не обязательно означает, что он перенес какую-то травму. Он мог просто не закодировать ничего значимого в этот период. Или он мог потерять интерес к информации, и она ускользнула.

Кроме того, мы можем забыть информацию, и это происходит на самом деле. Мы можем забыть пред­шествующие знания, переживания, разговоры и т. д. Просто просмотрите старые доклады и конспекты, которые вы написали, когда учились в школе 20 или 30 лет назад. Или прочитайте журнальные статьи о повседневных разговорах, переживаниях и событиях пятилетней давности, и вы удивитесь, что многое даже не узнаете. Это стало не просто неосознанным, но неосознанным и недоступным.

Недавно я (М. X.) убедился в этом на собственном опыте, когда столкнулся со старыми записями, кото­рые сделал во время занятий по тригонометрии при углубленном изучении математики. Я не просто за­был, что делал такие записи, - я даже не смог вспом­нить их смысл. «Что же означает эта формула? Я не могу поверить, что когда-то знал это!»

5. Вытесненная информация

Хотя не Зигмунд Фрейд ввел понятие «подсозна­ние», он, определенно, популяризировал его. При этом он сделал его частью культуры XX века. Соот­ветственно, он говорил о предсознании, сознании и подсознании. Под последним он понимал ту часть «психики», которую мы подавляем и вытесняем. Он утверждал, что при использовании различных за­щитных механизмов мы создаем барьеры против осознания. Мы не хотим знать, что находится в на­шем подсознании. Мы боимся знания (эта структура функционирует как метасостояние). Так как наше «эго» (он называл это «принципом реальности») не может иметь дело с определенной информацией, оно сдерживает, вытесняет, отвергает, отбрасывает ее и т. д. Оно вырабатывает установку (программирует себя) против знания.

Фрейд смотрел на этот нездоровый аспект подсоз­нания как на место вытесненных отрицательных эмо­ций, необузданных и запретных сексуальных фанта­зий и глубоких генетически обусловленных побуж­дений или «инстинктов», вроде предположенного им «инстинкта смерти».

Талант Фрейда позволил ему разработать много­численные методы восстановления вытесненной не­осознаваемой информации.

1. Свободные ассоциации: лежите спокойно и просто обращайте внимание на то, что вторгается в ваше сознание, позвольте этому случиться, не выталки­вайте и не подавляйте это.

2. Запись и анализ снов: обратите внимание на обра­зы и представления, которые ваше подсознание предлагает вам в снах. Записывайте свои сны, за­тем отделите явное содержание снов от их скры­того содержания.

3. Обратите внимание на «оговорки по Фрейду». Улавливайте неосознанные ошибочные высказывания, которые часто указывают на неосознавае­мые мысли и осведомленность. Затем выясните, указывает ли это на какую-либо «программу» про­тив определенного знания.

Относительно этого аспекта подсознания Милтон Эриксон (Erickson, 1976) говорил: «Ваши пациенты являются таковыми из-за того, что они потеряли рап­порт со своим подсознанием». Это наводит на мысль, что истинное психическое здоровье подразумевает хо­роший баланс и раппорт между сознательной и нео­сознаваемой «частями» разума. То, что мы называем «неосознаваемыми частями», развивается из-за нару­шения гармонии между определенными частями ра­зума. Разум больше не функционирует как единое целое.

6. Метауровни осведомленности

Другой аспект разума, который становится неосо­знаваемым и затем показывает силу и природу под­сознания, связан с метауровнями осознания. Это от­носится к тем системам отсчета, которые мы кон­струируем по ходу жизни - тем фреймам, которые мы затем используем в качестве нашей метауровневой системы отсчета. Это включает такие субъектив­ные интеллектуально-эмоциональные явления, как убеждения, ценности, критерии, «правила», области знания, концепции и т. д.

Когда мы что-то изучаем, это не только становит­ся неосознаваемым, но часто начинает функциониро­вать на метауровне по отношению к повседневному осознанию исходного уровня. Такая информация ста­новится нашими метапрограммами, нашими метасостояниями, нашими метауровневыми областями зна­ния. Мы определенно можем перенести эти структу­ры значений (семантических) в сознание, но обычно они функционируют просто как системы отсчета, в которых мы живем и действуем, - как наша предпо­лагаемая реальность.

Таким образом, осознанная мысль включает не только осведомленность о чем-либо, но и осведомлен­ность более высокого уровня: осведомленность об осведомленности о чем-либо. Я могу управлять авто­мобилем с осведомленностью об улицах, людях, дорожных знаках и т. д., но пока я не буду иметь ос­ведомленность об этой осведомленности, мне будет казаться, что я управляю автомобилем неосознанно. Розенталь (Rosenthal, 1990) в своей книге «Почему вербально выраженные мысли осознанны?» пишет, что осознанное состояние от неосознанного отлича­ет простое свойство обладания «мыслью более высо­кого порядка о данном состоянии».


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.