Сознание и подсознание

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Многое в НЛП, и особенно процессы на линии времени, требует, чтобы мы обладали практическим знанием о своих «частях» и о той части разума, ко­торую мы называем «подсознанием». (Опять-таки, помните, что это является всего лишь способом об­суждения процессов и явлений - «картой», а не «территорией»!)

Иногда мы используем термин «части» для ссыл­ки на нежелательные и неконтролируемые виды по­ведения и на особенности нервной системы, лежащие в основе таких видов поведения. Такие «части» лич­ности являются результатом, в основном, значитель­ных эмоциональных болезненных переживаний. Какое отношение это имеет к подсознанию? Прежде чем продолжить, мы хотим обсудить, как это связа­но с процессом вхождения в «транс». Не трактуйте эти понятия («сознание», «подсознание», «транс», «гипноз») буквально или как нечто материальное. Мы используем их, потому что находим их полезны­ми - так же как мы находим полезным говорить о том, что солнце «всходит» и «заходит». Мы исполь­зуем эти слова осторожно! Эпоха Средневековья за­кончилась - мы не покупаем птолемееву модель все­ленной, - однако мы продолжаем говорить, что солн­це всходит и заходит. Мы делаем это ради удобства. С точки зрения «людей, находящихся на планете», эти термины работают. То же и с остальными терминами.

«Сознание» определяется в словаре как «осведом­ленность о собственном существовании и существо­вании окружения». Это соответствует тому, как мы употребляем данное слово. Мы используем слово «сознание» для обозначения осведомленности о внутренних или внешних стимулах. В нервную сис­тему человека поступает приблизительно два милли­она бит информации в секунду. Для поддержания здравого ума наш разум отфильтровывает большин­ство этих стимулов. Миллер (Miller, 1956) обна­ружил, что мы, как правило, можем иметь дело толь­ко с семью плюс/минус двумя битами информации за раз.

Чтобы проиллюстрировать процесс фильтрации большей части информации, предлагаем вам обратить внимание на то, что мгновение назад вы опус­тили осведомленность о своем большом пальце пра­вой ноги, левом верхнем клыке и т. д. Это указывает на различие между тем, о чем мы можем сознатель­но поддерживать осведомленность, и тем, насколько больше информации находится в нашем подсо­знании.

Представьте себе ваш разум как комнату. Фонарик в этой темной комнате высвечивает ту часть, которую вы переживаете как «сознание». Когда вы светите на предметы в этой комнате, вы видите содержимое комнаты и получаете информацию о нем - также и в случае сознательной осведомленности. В каждый момент мы видим только небольшую часть того, что знаем. Мы описываем наше сознание как тот есте­ственный процесс нейронных взаимодействий, по­средством которого мы можем видеть, слышать, знать и, следовательно, выбирать. Очевидно, что сло­ва «сознание» и «подсознание» являются всего лишь метафорами. Мы не можем определить их располо­жение в мозге. Эти слова позволяют нам говорить о функциях мозга, но не о реальных сущностях. Карта никогда не равна территории!

Сознание в НЛП понимают как уровень осведом­ленности, который мы кодируем при помощи репре­зентативной системы. Элемент в памяти представлен в виде комбинации картин, звуков, тактильных ощу­щений, вкусов, запахов и слов. Когда интенсивность сигнала или стимула выше определенного порога, репрезентации перемещаются в сознание. Когда внешний или внутренний стимул стимулирует вос­поминание, оно становится осознанным в некоторой модальности. Взаимодействие между интенсивнос­тью внешнего стимула и состоянием нервной систе­мы определяет, станет репрезентация сознательной или нет. Следовательно, мы полагаем, что наша ос­новная репрезентативная система будет посылать наиболее сильные сигналы. Поэтому наше сознание будет представлено, прежде всего, в основной репре­зентативной системе (Dilts, 1983).

Неосознанное поведение вызывается в конкретной репрезентативной системе стимулом низкой интен­сивности. Такая репрезентация будет осуществляться при помощи одной из менее развитых репре­зентативных систем. Человек не будет осведомлен о стимуле. Таким образом, значительная (если не наи­большая) часть нашего поведения не осознается. Мы дышим, движемся, вспоминаем, рассуждаем и т. д. неосознанно. Обычно мы осведомлены только о со­держании идеи, но не обо всех внутренних процессах, которые делают ее возможной. Это подобно изобра­жению на экране телевизора или на мониторе ком­пьютера - мы видим только внешний конечный результат, но не процессы.

Неосознанное поведение вызывается в кон­кретной репрезентативной системе стиму­лом низкой интенсивности.

Возможно, для того чтобы знание стало автомати­ческим и воспринималось как часть нас самих, мы должны неоднократно обработать эту новую инфор­мацию в сознании. При обучении вождению автомо­биля мы сознательно учимся пользоваться рычагом передач, педалями газа, тормоза, рулем и т. д., пока не сможем вести автомобиль, не думая об этом (!). Но­вое знание становится «вторым "я"»,«интуитивным» или «неосознанным». В НЛП мы описываем это как перемещение знания из основной репрезентативной системы в не основную. Когда нам нужно вести авто­мобиль, поведение «включается» само. У нас нет не­обходимости сознательно запускать программу «вождения автомобиля». Мы можем занять сознание чем-нибудь другим! При этом наши реакции осуще­ствляются автоматически. Это происходит на неосо­знанном уровне. Удивительно, не так ли? Разве при управлении автомобилем вы помните о том, как во­дить автомобиль? Нет. Ваша «программа» вождения располагается в какой-то неосознаваемой части вашей психики. (И кто-то говорит, что это – результат эволюции? Мы так не думаем.)

Наше подсознание (неосознаваемая часть психи­ки) имеет дело с тем огромным объемом информации, который располагается вне осведомленности. Нейрофизиологи стимулировали мозг человека при помощи электродов и установили, что люди при этом не ощущают боли, потому что мозг не имеет болевых рецепторов. Пациент может оставаться в сознании во время такого исследования. Во время подобных экс­периментов люди отмечают воспоминания о событи­ях своего детства. Описывая эти воспоминания, они могут даже имитировать голос ребенка. Люди хранят их в некоторой неосознаваемой части мозга, а стиму­ляция активирует воспоминания и переносит их в сознание.

Такие эксперименты информируют нас о том, что наше сознание записывает очень многое из происходящего, а также наши эмоцио­нальные реакции. Нейрофизиологи и когни­тивные психологи предполагают, что мозг записывает главным образом те события, ко­торые происходят, когда мы находимся в на­пряженном эмоциональном состоянии.

------------------------------------------------------------

Подсознание - все, что не осознается в данный момент.

Используя термин «подсознание», мы имеем в виду «не сознательное». Можем ли мы развить осознание - это другой вопрос. Некоторые аспекты ра­боты мозга, по-видимому, полностью недоступны нам. Другие аспекты нам доступны, если мы ищем и развиваем навыки такого доступа.

Зигмунд Фрейд использовал этот термин и вло­жил в него многие ложные идеи. Он трактовал подсознание как «ид». По Фрейду, «ид» содержит наши сексуальные желания и примитивные потребности в агрессии, соперничестве, насилии и т. д. Он также был убежден в том, что эти потребности лежат вне нашего контроля (не слишком полезное убеждение!). Из-за того, что он наделил этот термин таким значе­нием, он стигматизировал само понятие «подсозна­ние» - он сделал его тем, чего стоит бояться, опасать­ся и избегать. В НЛП это не так. Мы считаем неосознаваемый аспект психики одной из способностей человека и, следовательно, другом, а не врагом. Было бы более точным описывать этот феномен как «от­личное от сознательного», просто указывая на то, что мы не осознаем его.

В НЛП мы считаем неосознаваемый аспект психики одной из способностей человека и, следовательно, другом, а не врагом.

Учитывая это, можно утверждать, что большая часть нашего опыта лежит вне сознательной осведом­ленности. Осознанная часть (содержание) коммуникации - это лишь часть всего сообщения. Когда мы пытаемся осуществлять коммуникацию только по­средством осознанных процессов, коммуникативная способность снижается. В этой «не основанной на со­знании» модели разума мы рассматриваем наше со­знание как дар подсознания. Ну а раз, так, то созна­ние работает лучше всего тогда, когда обладает все­ми ресурсами подсознания.

Мы обнаружили, что на вопрос «Что вы хотите?» клиент часто дает быстрый ответ. Затем, в ходе даль­нейшего исследования, клиент понимает, что на са­мом деле он этого не хочет. Он хотел это в своем со­знании (возможно, он думал, что ему «следует» хо­теть это), но позднее, когда он узнал о некоторых своих менее осознанных ценностях и убеждениях, он обнаружил свои истинные желания. При этом его подсознание предоставляет ему больше правды (о нем самом), чем сознание.

Это не должно быть для нас сюрпризом. Как-ни­как, наше подсознание заботится о нас. Мы, несом­ненно, не управляем сердцем, легкими, почками, же­лезами, иммунной системой и т. д. сознательно. У нас есть две нервные системы — центральная и автоном­ная, и функция автономной нервной системы заклю­чается в поддержании дыхания, сна, бодрствования, движения, мышления и т. д. Психотерапевт будет пытаться вызвать различные долговременные устой­чивые изменения именно на этих неосознаваемых уровнях.


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.