Опущения

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Простые опущения

Простое опущение происходит тогда, когда ком­муникатор не сообщает информации о человеке, предмете или отношении.

Примеры:

Мне некомфортно. Я ощущаю страх. Я страдаю. Я одинок. Я не знаю.

Неполные сравнения

При неполном сравнении человек совершает сравнение, но опускает сравниваемых людей, сравниваемые вещи, предметы или стандарт, с которым он их сравнивает. Такие слова, как «лучше», «луч­ше всего», «дальше», «ближе», «богаче», «беднее», «больше», «меньше», «больше всего», «меньше все­го», «хуже» и т. д. являются признаками неполных сравнений. То, с чем вы сравниваете, функциониру­ет как пресуппозиция, и подсознание другого чело­века предоставит отсутствующую информацию.

«Он очень богат». Вопросы: «Богаче кого?», «Бо­гат согласно какому стандарту?

Примеры:

Он - лучший студент в классе.

У нее это получится хуже всех.

Это более или менее верное решение.

Отсутствие референтного индекса

Под референтным индексом мы понимаем челове­ка или предмет, который производит или над которым производится действие, описываемое в высказы­вании глаголом. Когда в высказывании отсутствует референтный индекс (используются именные слово­сочетания, не указывающие на что-то конкретное), нельзя определить имя, термин или фразу, на кото­рые оно ссылается, то есть о чем идет речь. Место­имения («кто-то», «оно», «они» и т. д.) неопределен­ны, так как существенные данные глубинной струк­туры, которые дополняют значение, в данном случае опущены.

Прислушайтесь к таким словам, как «кто-то», «они», «никто» и «этот». «Они не пришли на собрание». В данном случае говорящий не определил субъект глагола.

Для того чтобы бросить вызов и восстановить опу­щенный материал, в данном случае мы спрашиваем: «Кто именно не пришел на собрание?».

В высказывании «Эти люди обижают меня» как в именной группе («эти люди»), так и в неспецифиче­ском глаголе («обижать») отсутствует референтный индекс. Поэтому мы спрашиваем: «Кто именно оби­жает вас?».

Примеры:

Они не слушают меня.

Это уже никого не волнует.

Это неслыханно.

Кто-то может это сделать.

Неспецифические глаголы.

Неспецифические глаголы описывают неясное, неконкретное действие, не представляя специфику процесса. Такие слова, как «обижать», «огорчать», «вредить», «показывать», «демонстрировать», «забо­титься» и «беспокоиться», определенно описывают действие, процесс, множество событий или опыт, но они опускают так много специфической информации о действии, что мы не можем создать в сознании яс­ную репрезентацию этих действий. Она говорит: «Он обидел меня», - но мы не знаем, что он сделал: уда­рил он ее, заставил ждать на аллее, пристал к ней, не оценил пирог, который она испекла, или что-нибудь другое.

Мы восстанавливаем такие опущенные данные, спрашивая: «Как именно он обидел вас?», «Кто имен­но обидел вас?». Если мы не получаем опущенную информацию, мы рискуем придумать ее! Если мы об­ладаем достаточными знаниями о контексте и исход­ных данных, мы можем сделать достоверные предпо­ложения, но мы также можем сделать предположе­ния, абсолютно не совпадающие со значениями другого человека.

Когда мы слышим высказывание, содержащее не­специфический глагол («Она неправильно поняла меня»), существует большая вероятность неправиль­ного понимания, потому что мы можем интерпрети­ровать его различными способами. Вопросы более основательно присоединят человека к своему опыту. Выражаясь в терминах хороших формулировок, мы не предоставляем другому человеку достаточной лингвистической «карты», чтобы сообщение было ясным.

Примеры:

Ты не заботишься обо мне.

Я огорчаю мать.

Он не проявил ко мне никакого интереса.

Я был удивлен.

Если бы вы только знали.

Вы можете обнаружить.

Вы можете научиться этому.


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.