Вера и скептицизм

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум

Эннис (1987) определил, какие установки и способности связаны с критическим мышлением.
Это: 1) способность рассматривать вещи скептически; 2) способность рассуждать.
Скептицизм в контексте критического мышления означает, что мы подвергаем все вещи некоторому сомнению. Это совершенно не значит, что мы не должны верить ничему, что видим и слышим. Это был бы непродуктивный путь.
Скептицизм — это признание того, что наши взгляды могут со временем измениться, если мы получим некую дополнительную информацию.
Критическое мышление дает возможность использовать скептицизм и сомнения конструктивно — анализируя имеющийся материал. Это помогает нам принимать более обоснованные решения о том, что представляется истинным, правильным или продуктивным.

Аргументы как суть критического мышления

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Суть критического мышления — аргументы. В этой главе рассматривается значение понятия «аргумент» в контексте критического мышления, а также признаки, по которым можно распознать его отличительные особенности. Если вы можете определить главный аргумент, то сможете сосредоточить свое внимание на самом значимом материале. Это позволяет использовать время наиболее эффективно.
В данной главе вы найдете множество коротких отрывков, которые помогут вам попрактиковаться в умении мыслить критически. Вы можете столкнуться с ситуацией,когда вам придется вынести решение по поводу аргументации, и при этом никто не спросит, согласны вы с ней или нет. Вы можете и не соглашаться с доводами или заключениями. Критическое мышление требует оценки аргументов в плане их формальных свойств, например качества рассуждений и вне зависимости от их поддержки вашего собственного мнения..

Критическое мышление

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Критическое мышление представляет собой сложный процесс обдумывания, который требует многих навыков и установок. В частности:
- определение позиции другого человека, его аргументов и заключений;
- оценка свидетельств альтернативной точки зрения;
- сравнение и оценка противоположных аргументов и свидетельств, беспристрастная и объективная;
- умение читать между строк, видеть подводные камни и определять ложные или неверные предположения;
- распознавание приемов, которые используются для того, чтобы сделать определенную позицию более привлекательной, чем другие, например ложная логика или различные способы убеждения;

Понятие об аргументе и заключении

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Когда мы обсуждаем аргументацию, то часто используем множество специальных понятий. Необходимо сориентироваться в терминологии с самого начала обучения, поэтому ниже вы найдете список понятий и их объяснение.
Аргумент [argument). Использование доводов в поддержку точки зрения так, чтобы убедить в ней любую аудиторию, знакомую или не знакомую с обсуждаемой темой. Аргумент, или доказательство, может содержать несогласие. Но при этом аргумент, если он имеет под собой доводы, — это больше, чем простое несогласие.
Аргумент — содействующий аргумент (argument — contributing arguments). Отдельный довод, который имеет отношение к основному аргументу или к его составным частям.

Что значит мыслить критически

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Что значит мыслить критически? Это значит:
1)обрабатывать всю информацию, которую мы видим и слышим, выяснять, насколько можно ей доверять;
2)искать доказательства тому, что кажется нам верным или правильным;
3) уметь аргументированно отстаивать свое мнение.

Металог: постоянная тень

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Отец: Все работаешь?

Дочь: А ты? Ты как будто все время находишься в тени, но работа идет. Так ты умер или нет?

Отец: Я всегда говорил, что цивилизацию ждет беда, если мы не сможем принять факта нашего умирания. Наше бессмертие в наших идеях, мыслях. Вот почему я оставил тебе тяжелую задачу завершить эту книгу.

Дочь: Да, это совсем не легкая и не очень приятная задача. Другая работа ведь у меня не идет.

Отец: Ты помнишь, я рассказывал тебе о человеке в Эзалене, который в состоянии транса писал картины под Моне?

Дочь: Да, конечно. У моей подруги есть в доме комната, где обычно останавливалась Маргарита. Людям, которые в ней живут, часто снится она, как будто она при­ходит и велит им продолжать работу, закончить ис­следования, возложить на себя ответственность.

Отец: Ты когда-нибудь спала там? Дочь: Да, но я думала о другом, и она мне не являлась.

Итак, зачем нужна метафора?

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Эта книга заставила меня избегать вечеров с коктейлями, таких социальных мероприятий, когда дружелюбные незнакомцы, узнав, что я провожу время весной за работой над книгой, спрашивали бы меня о ее содержании. Сначала я бы рассказала им о задумке этой книга, о задаче завершения работы, которую из-за смерти не успел закончить мой отец. Но они продолжали бы спрашивать, о чем все-таки эта книга? "Ну, - колебалась бы я, - это философская книга". Пауза.

"Видите ли, - говорила бы я, - Грегори выработал ряд идей о природе мыслительного процесса, идей, взятых из кибернетики, которая, по его мнению, формировала основу нового понимания эпистемологии живых систем. Он, конечно, не считал задачу завершенной и был убежден, что если бы это новое понимание разделялось многими людьми, люди действовали бы совершенно по-другому в отношении вопросов экологического баланса, а также войны и мира. Он также полагал, что развитие такой чувствительности к природным системам имеет отношение к эстетике и "священному"".

Первозданная чистота разума и опыт

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
В данной главе мы рассмотрим характерные черты того, что появляется на стыках между мыслительными подсистемами. Для начала в качестве основного примера я покажу стык между старым и молодым. Этот стык мы сравним I с другими, особенно с иногда трагическим стыком, который антропологи называют культурным контактом, и со стыком, также трагическим, встречающимся при соприкосновении Человека с природными экосистемами.

Давайте начнем с двух хорошо известных шуточных стихотворений, иллюстрирующих в сжатом виде явление умственного контекста:

Сказал паренек в разговоре со мной:

Теперь я знаю, кто я такой.

Я - существо, движущееся

По заданному пути в рай.

Структура

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
1. Карта и местность.

[Когда мы изучаем биологический мир, мы изучаем многочисленные события коммуникации. В данной коммуникации о коммуникации нас особенно интересует , описание приказов или команд-сигналов, которые, можно , сказать, имеют каузальный (причинно-следственный) эффект на функционирование биологического мира - и системы посылок, лежащих в основе всех сигналов и делающих их логически последовательными. В модели, на которой основана данная книга, термин "структура" используется для ссылки на ограничения, характеризующие системы и определяющие их функционирование, как, например, настройка термостата. Вы могли бы сказать, что такие понятия, как "неизбежность" или "карма", являются подтверждениями структуры. Отметив, что коммуникативная структура живого мира упорядоченная, всепроникающая и определяющая даже до такой степени, когда о ней можно сказать, что вот что подразумевается под Богом, мы можем идти дальше с целью описание ее закономерностей. ]

[Биологи, рассматривающие естественный мир, создают свои описания, так как даже их самые объективные зарегистрированные данные являются артефактами человечес­кого восприятия и выбора. ] Описание не может никогда быть похожим на описываемую вещь - более того, описание не может быть описываемой вещью. Единственной истиной, приближающейся к абсолютному уровню, является истина, которую предоставляет сам предмет, если бы мы только могли так близко к нему подойти, чего, увы, никогда не может про­изойти, как давным-давно указал Иммануил Кант. Мы можем получить от самой вещи - "вещи в себе" - только такую информацию, которую позволяют нам получить некоторые внутренне присущие ей различия.

Металог: это не здесь

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Дочь: Папа, но этого здесь нет.

Отец Чего?

Дочь: Но ты же не даешь точного определения, что ты подразумеваешь под "священным"! А ведь прежде, чем мы будем готовы начать новую дискуссию по эпистемологии в биологическом мире и о твоем понятии "структуры", нам нужно такое определение. Людям трудно понять твое описание, которое звучит очень сухо. Я имею в виду звено между разделом, относящимся к объединяющим идеям типа "неизбеж­ности", "кармы" или "нгламби", и тем, что ты говоришь о проблемах мышления, о биологическом мире. Ты увлекся разговором о любимых греческих трагедиях, а затем переходишь к обсуждению эпистемологии, но ты не даешь связи между ними. Я вижу, какой она могла бы быть, но не знаю, насколько совпадают наши взгляды.

Видишь ли, когда я работала над этой частью рукописи, мне показалось, что ты сложил вместе весь имеющийся материал в главах XIII и XV, так что получилась модель всей книги. Папа, ты помнишь историю с матерью Маккулоха?

Отец: Что это за история?

Противоречивые и конфликтующие темы

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Еще одну мыслительную характеристику крупных систем можно пояснить на примере тем из греческой драмы. В этом комплексе разделенных идей наряду с "Орестеей" существо­вала и пронизывающая поколения последовательность мифов, связанных друг с другом понятием "неизбежности" и начинающаяся с отдельного акта. Кадмий навлек на себя гнев Ареса, убив священного змея, и это послужило началом многих бед в царском доме Фив. В конце концов, дельфийский оракул предсказал, что Лай-царь Фив будет иметь сына, который убьет отца и женится на собственной матери - Иокасте, жене Лая.

Лай тогда попытался противодействовать предсказаниям оракула и, таким образом, вопреки желанию навлек на себя трагическую неизбежность. Сначала он отказался от сексуального контакта с Иокастой, чтобы избежать рождения сына, который должен был его убить. Но Иокаста напоила мужа, и сын был зачат. Когда ребенок родился. Лай приказал связать его и оставить на горе. Но опять его план не удался. Ребенка нашел пастух, а усыновил его царь Коринфа. Мальчика назвали Эдипом (то есть Толстоногим, так как его ноги распухли, когда он лежал связанный в горах).

Мальчишки дразнили Эдипа за то, что он не был похож на своего отца. Поэтому он отправился в Дельфы за объяснением, а там выслушал приговор, что он был обречен убить отца и жениться на матери. Эдип, не знавший, что он приемный сын, и считавший коринфского царя отцом, решил спастись бегством и не возвращаться в Коринф.

Трагедия

Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Кажется, что драматурги в Древней Греции и, возможно, их аудитории и философы, процветавшие в этой культуре, считали, что поступок, совершенный в одном поколении, может создать контекст или запустить процесс, который определит личную историю на долгое время.

Рассмотрим историю дома Атрея в мире и драме. Убийство Хризиппа его сводным братом Атреем кладет начало последовательности, в которой жену Атрея совращает его брат Тиест, а в возникшей борьбе между братьями Атрей убивает и готовит в виде блюда сына своего брата. Затем это блюдо подается на обед отцу убитого.. Эти события ведут в следующем поколении к принесению в жертву Ифигении ее отцом, Агамемноном, другим сыном Тиеста, и так далее, вплоть до убийства Агамемнона его женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом, братом Агамемнона и сыном Тиеста.

В следующем поколении Орест и Электра, сын и дочь Агамемнона, мстят за смерть своего отца убийством Клитемнестры, то есть совершают акт матереубийства, за что фурии преследуют Ореста, пока не вмешивается Афина, организующая суд Ареопага над Орестом. Суд в конце концов прекращает дело. Итак, потребовалось вмешательство богини, чтобы поставить точку в последовательности (в неизбеж­ности) , в которой одно убийство неотвратимо влекло другое.